Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)
Цель урока: закрепить экологические и биологические знания, привить интерес к учебной и исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
- дидактическая – повторение и закрепление ранее полученных знаний;
- воспитательная – формирование экологической культуры, правил поведения в природе;
- развивающая – развитие творческого потенциала учащихся, интереса к предмету, умение применять знания на пpaктике.
Оборудование: фотографии, рисунки, таблицы, гербарии и т.д. животных и растений обитателей болот; Красная книга Среднего Урала, фонограмма голосов птиц; информационное табло со значками сигналами (по выбору учителя). Рекомендуется использовать компьютерные технологии.
Продолжительность урока-конкурса – 45 минут.
Вступление
2 февраля – День водно-болотных угодий. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве обитания водоплавающих птиц, была подписана 2.02.71г. в г. Рамсаре (Иран) и с тех пор носит название Рамсарской конференции, а день её подписания объявлен Всемирным днём водно-болотных угодий. Основной целью конференции является сохранение и рациональное использование водно-болотных угодий как средство достижения устойчивого развития во всём мире. В рамках конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения, находящихся под особой охраной. В настоящие время к Рамсарской конференции присоединились уже более 100 государств, в том числе и Россия.
Болото представляет собой своеобразные экосистемы, где обитают организмы, приспособленные к избыточному увлажнению. Они являются естественной средой обитания для сотен видов цветковых растений, мхов, многочисленных насекомых, моллюсков и других беспозвоночных животных, различных видов водоплавающих птиц, рыб, зверей.
1 задание
15% территории Свердловской области занимают
болота. Выделяют три основные типа болот:
низинные, верховые и переходные.
Послушайте отрывок из стихотворения А. Блока, о
каком типе болот идёт речь. Ответ аргументируйте.
Болото – глубокая впадина
Огромное око земли.
Он плакал так долго,
Что в слёзах изошло его око
И чахлой травой поросло.
Ответ: Верховые болота. Они питаются в основном атмосферными осадками, поэтому бедны минеральными веществами и их растительность представлена сфагновыми мхами.
Блиц-опрос!
Что изучает наука бриология? (Мхи)
2 задание
Сфагновые болота покрывают 1% поверхности суши
нашей планеты. Впитывая в себя, как губка, летние
и зимние осадки, болота постепенно отдают их в
течение года почве и вытекающим из них ручейкам
– источникам великих рек. Водоудерживающая
способность сфагновых мхов в 20 раз превышает их
собственную сухую массу.
Где в пpaктической деятельности человек может
применять эти свойства мха? (Строительство
бань, заменитель ваты, материал для сушки обуви и
т.д.)
Блиц-опрос!
Как называется способность мхов удерживать влагу? (Гигроскопичность)
3 задание
Перед вами коллекция растений, которые в народе называют мхами. Найдите лишнее. (Олений мох – лишайник). Свой выбор аргументируйте.
4 задание
Жабы и лягушки внешне похожи. Многие даже
путают их. Если же приглядеться да немного
понаблюдать – легко увидеть разницу.
Перед вами две картинки с этими животными
попробуйте, как можно больше назвать
отличительных признаков. (Подсказки: образ
жизни, форма зрачка, длина задних ног, посадка
тела и головы, откладка икры и т. д.).
Рекомендуется показ небольших компьютерных
презентаций об образе жизни данных земноводных.
Блиц-опрос!
По-латыни этого животного нарекли кулекс пипиенс. Оно распространено повсеместно. На земном шаре их великое множество. В России излюбленное место жительство болото. О ком идёт речь? Отгадка кроется в загадке.
Загадка!
В мае месяце летели птицы.
Крылья у них Орловы, гpyди слоновы,
Ноги львовы, носы железны.
Мы их бить, а они – нашу кровь пить.
(Комары)
5 задание
Головоломка «Составьте слова»
Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова – названия земноводных животных или их личинок.
я, шаг, лук, = лягушка
кол, ива, стог, = головастик
рана, сад, мал, = саламaндра
жар, як, лен, = жерлянка
ваш, как, = квакша.
Блиц-опрос!
Веснянка, журавлиха, подснежница. О какой ягоде идёт речь? (Клюква)
6 задание
Медицинское значение имеют ягоды клюквы. В
свежем виде они могут храниться до девяти
месяцев в прохладном месте.
Какие заболевания можно лечить ягодами клюквы? (Варианты
ответов: авитаминозы, гипертония, пиелонефриты,
простудные заболевания, компрессы полезны при
лечении гнойных ран и ожогов).
Загадки!
Встали братья на ходули,
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
7 задание
Звучит фонограмма голосов птиц.
– Угадайте, чьи это голоса. (Кулик, журавль, утки, и т.д.)
8 задание
Определить название птиц:
Птицы болотные и водоплавающие:
живущие в болотах с вязкой, мягкой почвой и
добывающие там себе пищу имеют длинные
голенастые ноги с широко расставленными
пальцами, голенопяточное соединение без перьев.
У многих длина пальцев увеличивается за счёт
когтей, передние пальцы ног длинные, обычно
частично связанные перепонками (кулики, цапли,
журавли, аисты). Птицы, плавающие на воде и
ныряющие, имеют три передних пальца, соединенных
перепонками (утки, гуси), иногда соединены даже
все четыре пальца (баклан) или снабжены
лопастными перепонками (лысухи, поганки).
Рассмотрите лапы птиц разных местообитаний,
сравните длину ног и пальцев; отметьте
специализацию в зависимости от объектов добычи.
(Рекомендуется использовать компьютерные
презентации).
Блиц-опрос!
Совокупность популяций различных видов организмов, населяющих определённый биотоп (участок или территорию) называются? (Биоценозы)
До появления человека наш край представлял собой большие территории нетронутых лесов и болот. Болота люди активно осушали для того, чтобы превратить их в поля и луга, а также для добычи торфа. К настоящему времени число болот резко сокращается. Если мы не изменим своего отношение к естественным природным территориям, то многие животные и растения лишатся мест обитания, что приведёт к необратимым последствиям.
9 задание
По страницам Красной книги Среднего Урала. Необходимо по описанию, определить о каком животном идёт речь. Рекомендуется использовать фотографии из Красной книги как подсказка.
Птицы.
- Эта птица относится к II категории редкости (статус). Редкий, уязвимый вид с повсеместно сокращающейся численностью. Занесён в Красную книгу России. На Урале – очень редкий вид. Обитает по речным долинам, вблизи озёр и болот. Гнёзда устраивает на высоких деревьях, используя их в течение нескольких лет. Пары постоянны. Основные лимитирующие факторы: осушение заболоченных территорий, освоение речных пойм и усиление фактора беспокойства. (Чёрный аист)
- Статус. III категория. Редкий вид. На Среднем Урале в прошлом веке был широко распространён. В настоящие время на большей части территории не гнездятся, встречается как редкий перелётный вид.
- Пары формируются на зимовках, постоянны в течение всей жизни. Гнёзда устраивают недалеко от воды, на берегу или в траве, среди зарослей тростника. Питается водными растениями и беспозвоночными. Лимитирующие факторы: бpaконьерство, хозяйственное и рекреационное освоение территории обитания, усиление фактора беспокойства. (Лебедь-кликун)
Земноводные.
- Семейство Настоящие лягушки. Статус III категория. Редкий вид, На Среднем Урале встречается в районе Верхотурья и Туринска. Обитает в поймах рек, на берегах озёр, лесных опушках. Образ жизни на Урале не изучен. Лимитирующие факторы: загрязнение и пересыхание водоёмов. (Сибирская лягушка)
Члeнистоногие.
- Отряд Чешуекрылые. Статус II категория. Реликтовый вид. Представитель энтомоценозов таёжных верховых болот. Точных данных численности нет. Оседлый вид. Гусеницы живут на морошке. Основной лимитирующий фактор изменение биоценозов в результате торфодобычи. (Перламутровка фригга)
10 задание
Домашнее задание. Учащиеся показывают свои презентации об удивительном мире болот.
Заключительный этап: подсчёт баллов. Учитель рассказывает о необходимости бережного отношения к природе, делает выводы и обобщения.
Нашё мероприятие хочется закончить отрывком из
рассказа Н. Никонова «Болотная жизнь».
На болотную жизнь смотреть надо не торопясь,
вдумчиво и пристально. Лучше всего медленно идти,
выбирая дорогу по суше, или лежать на тёплом
дёрне, следя за плывущими облаками. Тогда словно
чувствуешь движение земли, ощущаешь, как она.
Огромная, медленно и весело поворачивается к
солнцу, и вместе с нею поворачиваешься ты сам.
Сладко греет солнышко, дурманом кадит,
разомлевши багульник, пахнет оттаявшей землёй и
высыпками молодой травы….
Еще неделя – и загремят над болотом лягушечьи
хоры, залают матёрые гoлyбые квакуны. И верится,
послушав вечером весь этот гам и стон, что есть
такая лягушечья страна и живёт там волшебная
лягушка – царевна.
Литература.
1. Буньков В.Я. Хрестоматия. «Край родной
земля Уральская». – Свердловск 1967.
2. Кукушин В.С. экология человека: учебное
пособие для средней школы. – Ростов-на-Дону,
«Логос», 1994.
3. Красная книга Среднего Урала. – Екатеринбург,
1996.
4. Фадеева Г.А. Международные экологические
акции в школе. – Волгоград: Учитель, 2005.
Комментарии:
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
17 04 2024 3:59:30
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
16 04 2024 22:30:15
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
15 04 2024 19:50:55
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
14 04 2024 14:19:43
Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....
13 04 2024 18:31:40
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...
12 04 2024 13:18:13
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
11 04 2024 0:28:51
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
10 04 2024 1:30:58
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
09 04 2024 13:52:41
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...
08 04 2024 12:36:37
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
07 04 2024 10:38:58
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
06 04 2024 8:13:13
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...
05 04 2024 14:37:16
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
04 04 2024 7:48:12
Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....
03 04 2024 21:32:52
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции. ...
02 04 2024 5:46:42
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
01 04 2024 13:37:37
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
31 03 2024 8:35:38
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
30 03 2024 15:27:24
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
29 03 2024 21:26:53
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...
28 03 2024 6:56:49
Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....
27 03 2024 1:52:12
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
26 03 2024 4:18:41
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
25 03 2024 14:13:45
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
24 03 2024 17:41:52
Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...
23 03 2024 1:31:57
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
22 03 2024 14:43:40
Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...
21 03 2024 23:38:54
Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....
20 03 2024 13:52:51
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....
19 03 2024 20:40:38
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...
18 03 2024 20:30:55
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
17 03 2024 2:58:36
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
16 03 2024 20:17:47
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
15 03 2024 13:30:56
В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....
14 03 2024 7:28:25
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...
13 03 2024 1:55:33
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...
12 03 2024 16:46:25
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...
11 03 2024 3:54:49
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
10 03 2024 22:22:41
В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....
09 03 2024 23:48:20
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
08 03 2024 21:19:49
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
07 03 2024 23:30:32
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
06 03 2024 2:42:51
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
05 03 2024 10:22:59
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...
04 03 2024 10:11:36
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
03 03 2024 20:49:16
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
02 03 2024 19:42:51
Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....
01 03 2024 7:53:14
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
29 02 2024 11:42:16
Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....
28 02 2024 17:18:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::