Лаборатория фитоинвазий    

"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

Курс “Природоведение” 5 класс, раздел 2. “Земля”, по учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина В работе использованы материалы Андреевой Е.Ю.

Образовательная цель: Расширить знания и представления учащихся об основных элементах и явлениях атмосферы Земли.

Уровни усвоения

Представления Отношение Стратегия поведения
Актуализировать представления учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье Формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с неблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье Обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья

Методическое обеспечение

Игра “Вокруг света на воздушном шаре”, пакеты с заданиями для групп, регистрационная карта работы групп, набор пословиц и поговорок (для оформления кабинета), таблички для названий групп, таблица “Приемы воздушного закаливания”, у каждого уч-ся альбомный лист.

Содержание урока Методы изучения
  Вводная часть
Актуализация знаний о воздушной оболочке Земли На доске и в тетрадях записывается тема урока и проводится упражнение “Ассоциации”.

Упражнение “Ассоциации”

Каждому учащемуся предлагается назвать свои ассоциации, которые возникают у него со словосочетанием “Воздушная одежда (оболочка) Земли”. После этого внимание учащихся обращается на ассоциации, связанные с температурой (тепло, холод). Используя пословицы и поговорки, расположенные на стене вокруг доски, учитель проводит краткое обсуждение этих ассоциаций, значении тепла и холода для человека.

Русские пословицы и поговорки о тепле и холоде:

  • Береги нос в большой мороз.
  • Жар костей не ломит.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Хоть и холодно, да не голодно.
  • Что мне золото, светило бы солнышко.
  • Худо лето, когда солнца нету.
  Основная часть
Изучение основных элементов и явлений атмосферы Земли В ходе мини-дискуссии о тепле и холоде, их значении учитель ненавязчиво ставит перед учащимися ряд проблемных вопросов, связанных в целом с воздушной оболочкой Земли. Причем вопросы задаются с таким предполагаемым содержанием ответа, чтобы ребята почувствовали недостаток знаний о воздухе, атмосфере и т. д. Таким образом, реализуется мотивационный компонент урока и у учащихся возникает потребность в устранении пробелов в знаниях по данной теме. Основные тезисы высказываний учащихся учитель записывает на доске.

После этого учитель объявляет о предстоящем путешествии, в ходе которого у ребят будет возможность не только продемонстрировать свой кругозор и способности, но и пополнить багаж своих знаний об атмосфере Земли.

Проведение игры “Вокруг света на воздушном шаре”

Условия игры:

Класс делится на группы по 5 человек - это экипаж воздушного шара. Сформированный экипаж придумывает название своего летательного аппарата, подписывает его на табличке, расположенной на столе. Учитель фиксирует эти названия в регистрационной таблице вместе с нумерацией групп. Далее экипаж распределяет “специальности” (по желанию или по жребию):

  • Атмосферолог – изучает общие особенности атмосферы Земли;
  • Гидрометеоролог – изучает облака и осадки;
  • Штурман – изучает вопросы, связанные с возникновением ветра и грозы;
  • Метеоролог – изучает основную информацию о погоде и климате;
  • Специалист по здоровью – изучает вопросы, связанные с воздействием температуры окружающей (внешней) среды на организм человека.

После проведения каждого этапа игры выступает специалист, изучающий то задание из всего пакета материалов, которое касается предметной областью его специальности.

Этапы игры – перелеты воздушного путешествия:

  1. Перелет 1. “Атмосфера”
  2. Перелет 2. “Облака”
  3. Перелет 3. “Ветер”
  4. Перелет 4. “Погода и климат”
  5. Перелет 5. “Температура”

На проведение каждого этапа отводится 4 минуты (3 минуты – на выполнение задания, 1 минута – на выступление специалиста).

Пакет заданий для групп (выдается каждой группе):

Перелет 1. “Атмосфера”.

Прочитай текст учебника (стр. 72, абзацы 1 и 2). Нарисуй “картину”, на которой должны быть изображены все особенности атмосферы Земли. Будь готов о них рассказать.

Перелет 2. “Облака”.

Прочитай текст учебника (стр.72, абзацы 3 и 4). Составь схему “Образование облаков”, посмотри в окно и определи вид облаков на сегодняшний день. Будь готов рассказать о них.

  Перелет 3. “Ветер”

Прочитай текст учебника (стр.72 – 73, абзацы 5, 6 и 7). Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании, грозах и молниях. Будь готов прочитать свою заметку.

Перелет 4. “Погода и климат”.

Прочитай текст учебника (стр.73, от 8 абзаца и до конца). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:

  • Погода – это…(определение).
  • Климат – это…(определение).

Найди отличия погоды от климата.

Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды)?

Какой из элементов погоды оказывает наибольшее влияние и имеет наибольшее значение для организма человека?

Перелет 5. “Температура”

Внимательно прочти текст, просмотри еще раз ваши высказывания про тепло и холод, записанные на доске. Предложи один способ защиты своего организма от неблагоприятного воздействия на него температуры.

“Влияние температуры окружающей (внешней) среды на организм человека”

Температура окружающей (внешней) среды имеет огромное значение для организма человека, его здоровья; а также имеет огромное на него влияние. Это влияние проявляется в сложном процессе теплообмена организма с окружающей средой. И в самом деле, если какое-то время побыть на холоде, то отдельные участки кожи тоже станут холодными (разве у тебя не мерзнут нос, руки, щеки зимой?). Это происходит потому, что под воздействием низких температур кровеносные сосуды сужаются и это уменьшает приток крови к коже. Еще через какой-то промежуток времени начинаешь чувствовать озноб, так как организм теряет тепло, температура тела падает и хочется спать (гипотермия). А когда температура тела падает ниже 26 –270С (для этого на холоде организм должен пробыть несколько часов при условии малоподвижности) начинают угасать жизненные функции. Бывают даже холодовые травмы – обморожения, когда низкие температуры воздействуют на определенный участок тела (чаще всего лицо, руки, ноги).

Конечно, с полной уверенностью можно утверждать, что ты любишь лето. И не только из-за каникул, но и потому, что летом тепло. Но высокие температуры тоже оказывают значительное влияние на твой организм.

Почему? Потому, что в организме нарушается процесс терморегуляции, т. е. образования и отдачи тепла. А если еще вдобавок воздух влажен и неподвижен, а на тебе надета одежда из непроницаемых для водяных паров тканей (это современные ткани на основе искусственных волокон – крепы, трикотаж, лайкра, искусственная кожа, синтетические ткани и т. п.), то это еще больше способствует нарушению терморегуляции. И тогда повышается температура тела, увеличивается частота пульса (с повышением температуры тела на 10С – на 10 ударов в минуту), дыхание учащается из-за усиленной работы сердца. Все эти признаки говорят о перегревании организма. А если пробыть на жаре долго (ты, ведь, наверняка любишь понежиться на солнышке), то это может привести к тепловому удару. Тогда кожа становится сухой и горячей, мышцы слабыми, слабеет биение сердца, могут быть потеря сознания и судороги.

  Ну, а если утром пасмурно и прохладно, а к обеду уже светит ярое солнце и стоит жара, то такой резкий перепад температур за короткий отрезок времени тоже не останется “незамеченным” твоим организмом. А вот к постоянным периодическим колебаниям температуры в течение суток организм приспособился очень хорошо. Например, активность зависит от температуры тела и ночью, когда ты спишь, она самая низкая (34 – 350С); а к утру она возрастает и достигает своего максимума приблизительно к 18 часам (около 36 – 370С), поэтому уровень бодрствования днем выше и тебе легче заниматься повседневными делами.

Так как же происходят все эти процессы? Все дел в том, что человеческий организм имеет свои органы, системы и функции, отвечающие за терморегуляцию. Все они, конечно же, контролируются головным мозгом, а точнее, его сенсорной корой (она “отвечает” за чувствительность от всего тела). Для того чтобы регулировать температуру тела нервная система выполняет соматосенсорную функцию и имеет огромное количество нервных окончаний с рецепторами, которые подходят к верхнему слою кожи. Холодовых рецепторов у нашего организма – 250 тысяч, а тепловых – 30 тысяч.

Еще организм имеет терморегулирующую функцию, т. е. при изменении температуры внешней среды автоматически включаются приспособительные реакции организма – это изменения крови и работа потовых желез. Всего потовых желез у нас 3 –4 млн. Они похожи на маленькие клубочки, где образуется пот (кстати, он совсем не имеет запаха; пот приобретает запах, когда начинают разлагаться находящиеся в нем бактерии), а от этих клубочков к поверхности кожи отходят потовые каналы, которые заканчиваются потовыми порами. Вот к этим “клубочкам” и подходят рецепторы нервных окончаний, отвечающие за чувствительность к температуре внешней среды. Больше всего потовых желез на лбу, ладонях, ступнях, под мышками. А вот на губах их совсем нет.

А еще холодный или теплый воздух оказывает влияние на твои волосы. Когда они на холоде, то сжимаются из-за ухудшения кровообращения кожи, становятся ломкими и сухими. Это одна из причин ношения нами головных уборов зимой. Когда волосы находятся под воздействием теплого воздуха, то это способствует их расширению, тогда увеличивается салоотделение и волосы быстро загрязняются. Поэтому летом нам приходится чаще мыть волосы.

И, напоследок следует отметить, что на наш организм имеют еще непосредственное влияние сами солнечные лучи (ведь ты же любишь позагорать после купания?). Хотя это тоже не совсем безопасно, и находиться под солнечными лучами без вреда для собственного здоровья можно не более 50 раз в год, да и то порциями по 10 – 15 минут. Так что и загорать тоже нужно уметь.

Ход игры

Группам раздается “балласт” - по 10 кружочков зеленого цвета. В ходе игры они должны избавиться от него. Чем меньше остается у группы “балласта”, тем легче им “долететь” до хорошей оценки (“4” или”5”). Ведущий забирает один или два кружочка в том случае, если выступление специалиста группы конкретно, лаконично и правильно. “Сброшенный балласт” прикрепляется в соответствующую графу регистрационной таблицы в зависимости от этапа игры и выступающей группы.

 

Регистрационная таблица работы групп

  Этап игры 1
группа
2
|группа
3
группа
и т. д.
Перелет 1. “Атмосфера”        
Перелет 2. “Облака”        
Перелет 3. “Ветер”        
Перелет 4. “Погода и климат”        
Перелет 5. “Температура”        
  После установочной консультации каждая группа получает пакет с заданиями и распределяет их среди членов экипажа в соответствии с выбранными специальностями (по одному заданию).

Проводится первый этап игры – Перелет 1. “Атмосфера”. Учащиеся выполняют свои задания в течение регламентированного времени (3 минуты), затем от каждой группы выступают атмосферологи, прикрепляя картину в отведенном для этого месте и комментируя свое “произведение”.

После выступления ведущий распределяет количество “выброса балласта” в соответствии с имеющимися критериями выступлений учащихся. “Балласт” заносится в регистрационную таблицу.

Затем полет продолжается и для того, чтобы вновь “подняться” в воздух, необходимо передать свое задание по часовой стрелке, т. е. своему соседу слева, а самому взять задание у своего соседа справа.

Примечание. При выполнении всех последующих заданий, кроме задания “Перелета 5. “Температура”, выступления учащиеся не готовят, так как оно было подготовлено при выполнении первого перелета. Такая схема игры предусмотрена для того, чтобы каждый учащийся имел возможность не только работать на группу, но и проработать всю тему целиком, а, не только ее часть (за которую он отвечает).
  Проведение 2, 3 и 4 этапов игры осуществляется по такому же алгоритму.
Формирование позитивного отношения к различным способам снижения рисков, связанных с неблагоприятным воздействием температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье Проведение 5-го этапа игры “Перелет 5. “Температура” проводится также по алгоритму, но до выступления специалистов по здоровью группам дается дополнительное время – 2 минуты, для того, чтобы:

Обсудить все предлагаемые способы снижения рисков, связанных с неблагоприятным воздействием температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье;

Выделить наиболее важные из них по мнению всей группы, записать их крупными буквами на листе бумаги;

Выразить свое мнение относительно информации, изложенной в тексте задания 5.

Выступающий специалист озвучивает решение группы и прикрепляет лист бумаги с предложениями от нее к доске.

  Заключительная часть
Обучение основным приемам воздушного закаливания Учитель кратко комментирует предложенные группами приемы, делая акцент на том, что применение тех или иных приемов должно носить систематический характер, а их отбор опираться на индивидуальные особенности своего тела и его функционирования. Все это в совокупности должно обеспечить выработку защитных реакций и повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям температуры окружающей (внешней) среды
  Такая система приемов условно называется воздушным закаливанием.

Затем в ходе общего обсуждения отбираются наиболее приемлемых и эффективных приемов воздушного закаливания. Заполняется таблица

“Приемы воздушного закаливания”

  Приемы Я делаю так всегда Я делаю так иногда Я так не делаю Не считаю это важным для меня
Умеренное загорание.

Ношение головного убора зимой.

Соблюдение естественных ритмов организма.

Систематическая мышечная деятельность.

Укрепление нервной системы

Уход за кожей.

И т. д.

       
  Итог урока
Отработка личной стратегии Учащимся предлагается подумать и определить свое отношение к выделенным приемам, а также оценить степень и эффективность применения приемов воздушного закаливания для укрепления своего организма. Полученные результаты заносятся в таблицу. Учащиеся самостоятельно делают выводы, заслушивается мнение некоторых ребят
  Домашнее задание
По предметному содержанию Повторить текст учебника (стр.72 – 73). Выполнить задания рубрики “Подумайте” Обсудить с членами семьи степень, правильность и эффективность использования приемов воздушного закаливания. Узнать отношение родителей, их готовность поддержать и принять непосредственное участие в изменении стратегии поведения по данному аспекту здоровья.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

18 08 2019 3:38:10

Урок "Виды корней и типы корневых систем"

У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; вырабатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

17 08 2019 9:44:19

Урок биологии по теме "Строение и значение побега". 6-й класс

На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....

16 08 2019 6:28:11

Обобщающий урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". "Звездный час". 6-й класс

Урок построен в виде игры « Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....

15 08 2019 14:20:51

Задания юному зоологу

Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении " Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

14 08 2019 20:13:42

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. " Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

13 08 2019 20:54:12

Деление клетки. Митоз

Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....

12 08 2019 13:49:11

Интеллектуальная игра "Биопол"

Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разрабатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

11 08 2019 21:28:28

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

10 08 2019 10:11:11

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г. Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г. Менделя....

09 08 2019 2:36:58

Основные закономерности явлений наследственности

Урок « Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы « Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

08 08 2019 8:42:17

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Урок на тему " Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы " Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий характер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

07 08 2019 11:41:11

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

06 08 2019 11:31:11

Межпредметные связи в обучении химии и биологии

В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

05 08 2019 2:39:45

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс " Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

04 08 2019 13:41:48

КСО на уроках биологии

В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования К С О на уроках биологии....

03 08 2019 14:15:47

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

02 08 2019 21:45:21

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

01 08 2019 20:50:55

Быть всегда творческим — значит быть всесильным

В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе М О У " Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

31 07 2019 8:26:23

"Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....

30 07 2019 5:47:51

Летние домашние работы учащихся

В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

29 07 2019 11:34:38

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д. В., Маш Р. Д., Беляева И. Н. « Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интерактивные технологии, технологии развивающего обучения....

28 07 2019 15:38:29

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

Урок является заключительным в теме « Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

27 07 2019 5:49:45

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

26 07 2019 1:30:21

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

Урок обобщения знаний по теме " Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

25 07 2019 20:49:50

Гигиена и питание

Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием Ц О Р. Данный урок заключительный в разделе " Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...

24 07 2019 4:18:48

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на практике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

23 07 2019 13:41:54

Повторение по теме "Птицы"

Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме " Птицы", ответить на вопрос: " Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

22 07 2019 1:31:33

Урок по теме "Грибы, строение"

Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

21 07 2019 0:44:42

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

20 07 2019 8:41:26

Голосеменные растения - размножение и характеристика

Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

19 07 2019 6:16:10

Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"

Урок по программе « Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....

18 07 2019 11:30:15

Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"

Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....

17 07 2019 0:14:31

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

16 07 2019 16:20:15

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

15 07 2019 16:25:26

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

14 07 2019 16:30:52

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

13 07 2019 8:48:57

Кожа – наружный покровный орган

Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д. В., Маша Р. Д., Беляева И. Н. " Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....

12 07 2019 12:42:48

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. ...

11 07 2019 10:37:21

Тема урока: "Происхождение человека"

Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

10 07 2019 14:26:32

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз....

09 07 2019 14:18:18

Валеология: программа специального курса. 6-й класс

Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

08 07 2019 5:15:34

Строение клетки

Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

07 07 2019 0:18:24

Обобщающий урок "Опорно-двигательная система"

Урок завершает изучение темы " Опорно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

06 07 2019 12:38:32

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

05 07 2019 20:29:20

Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс

Урок развивает мышление, умение применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....

04 07 2019 8:48:27

Галактика. Многообразие галактик

Урок " Галактики. Многообразие галактик" по теме " Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

03 07 2019 9:11:53

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы « Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

02 07 2019 5:31:11

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

01 07 2019 23:26:36

Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интерактивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

30 06 2019 18:25:15

Эволюция – миф или реальность?

В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу " Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью Э В М. ...

29 06 2019 11:18:12

Многообразие и значение земноводных

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....

28 06 2019 0:58:10

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая характеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

27 06 2019 12:49:55

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

26 06 2019 19:57:50

Сохраним природу - сохраним жизнь

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....

25 06 2019 14:21:31

Удивительное рядом. Бабочки

Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

24 06 2019 4:23:19

Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"

Вводное занятие в курсе " Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы З О Ж и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....

23 06 2019 1:17:23

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

22 06 2019 15:24:45

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

21 06 2019 2:42:53

Изменение питательных веществ в кишечнике

При изучении темы " Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

20 06 2019 16:31:34

Общая характеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём " Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

19 06 2019 21:23:57

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

18 06 2019 4:38:35

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

17 06 2019 16:39:16

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обрабатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

16 06 2019 7:55:28

Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

Тема урока по программе " Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....

15 06 2019 15:26:13

Удивительный мир клетки

Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С. Г., Захарова В. Б., Сонина Н. И. " Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

14 06 2019 15:27:45

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

13 06 2019 21:59:23

Использование модульной технологии на уроках биологии

В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

12 06 2019 12:52:27

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

11 06 2019 6:13:54

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

10 06 2019 3:18:10

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

09 06 2019 4:23:51

Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии

В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...

08 06 2019 23:32:13

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

Урок по теме " Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углубляться на последующих уроках....

07 06 2019 15:12:13

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

Урок биологии " Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский характер носит лабораторная работа " Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

06 06 2019 12:50:55

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме " Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

05 06 2019 13:37:47

Минералы и горные породы

Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

04 06 2019 16:18:33

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство

Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....

03 06 2019 22:15:23

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная)

Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....

02 06 2019 15:27:59

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: « Животные разных континентов», « Кошачьи», « Холоднокровные животные», « Членистоногие», « Птицы», « Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

01 06 2019 16:56:22

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

31 05 2019 7:33:48

Хлорелла: строение, размножение, польза для человека

Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....

30 05 2019 13:31:23

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

29 05 2019 21:29:45

Изучение трутовых грибов в природных сообществах

Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....

28 05 2019 18:17:45

Открытый урок по теме "Витамины"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов ( А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов Г И А-9 части « С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....

27 05 2019 12:11:14

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

26 05 2019 12:39:21

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Членистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

Урок с использованием И К Т технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

25 05 2019 9:26:30

Голосеменные растения. Общая характеристика и значение в природе

Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

24 05 2019 7:49:36

Многообразие водорослей. 8-й класс

Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

23 05 2019 22:49:54

Мини-проект "Кожа"

Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

22 05 2019 3:56:19

Обобщающий урок по теме "Строение растительной клетки". 6-й класс

Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер « Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....

21 05 2019 6:30:37

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

Цели урока: обобщить знания по теме " Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

20 05 2019 12:36:19

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела « Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В. В. Пасечника в 9-м классе по курсу « Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

19 05 2019 4:18:40

Первые русские ученые эволюционисты

Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, К. Ф. Вольф, А. А. Каверзнев, И. Е. Дядьковский, К. М. Бэр, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов....

18 05 2019 16:48:51

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

17 05 2019 7:38:17

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

16 05 2019 9:15:44

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

15 05 2019 8:56:31

Воздушная одежда Земли

Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие практических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме « Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

14 05 2019 12:56:31

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

13 05 2019 17:50:48

Плоды. Распространение плодов и семян

Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

12 05 2019 16:33:30

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

11 05 2019 12:27:27

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство " Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли В Н Д, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

10 05 2019 2:49:34

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

09 05 2019 7:57:40

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла " Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

08 05 2019 9:34:40

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

07 05 2019 20:50:45

Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс

9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося « Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....

06 05 2019 8:16:58

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

05 05 2019 0:33:52

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

Раздел " Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

04 05 2019 20:27:36

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой " Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

03 05 2019 6:30:10

Галактика. Многообразие галактик

Урок " Галактики. Многообразие галактик" по теме " Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

02 05 2019 22:34:13

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

01 05 2019 7:30:55

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

30 04 2019 7:52:32

Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"

Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека. ...

29 04 2019 3:17:55

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

28 04 2019 19:56:47

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях половых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

27 04 2019 21:39:18

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...

26 04 2019 1:44:59

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

25 04 2019 6:56:21

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

24 04 2019 21:27:18

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

Представлен конспект урока-лаборатории по теме " Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

23 04 2019 8:48:53

Урок биологии "Генетика крови"

Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме " Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме Е Г Э, для проведения элективных курсов по теме " Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...

22 04 2019 6:56:42

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются И К Т (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, Т О Г И С). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме " Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция " Метаболизм клетки" и семинарское занятие " Фотосинтез"....

21 04 2019 0:26:43

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

Предстален конспект урока на тему " В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

20 04 2019 0:17:22

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе полового размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...

19 04 2019 22:48:40

Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"

Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...

18 04 2019 16:38:13

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

Практикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в практических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к Е Г Э....

17 04 2019 14:58:59

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

В разработке представлены практические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

16 04 2019 18:44:25

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела « Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы « Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

15 04 2019 11:46:59

Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие ракообразных, их роль в природе"

Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших ракообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. ...

14 04 2019 16:27:40

Информационно-коммуникационные технологии в практике работы педагога

В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

13 04 2019 7:11:53

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

12 04 2019 15:53:16

Работа сердца

Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

11 04 2019 18:34:54

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

10 04 2019 8:53:34

Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"

Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....

09 04 2019 9:41:16

Биологическая игра "Орнитолог"

Биологическая игра « Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры « Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....

08 04 2019 13:39:53

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

07 04 2019 8:14:44

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

06 04 2019 21:35:48

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на практические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....

05 04 2019 12:22:39

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме « Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

04 04 2019 16:35:57

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

03 04 2019 17:11:17

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

02 04 2019 15:35:52

Интеллектуальная игра (7-й класс)

Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

01 04 2019 4:20:37

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке

Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....

31 03 2019 6:42:22

Краснокнижные растения Бийского района

Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления " Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему " Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

30 03 2019 12:48:40

Лабораторный практикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

Лабораторный практикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Практикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

29 03 2019 10:27:56

Семь чудес России

Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

28 03 2019 0:58:50

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к аборту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

27 03 2019 15:42:40

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль « Сердце – это жизнь», «живая» газета « Спасибо, сердце», деловая игра « На приёме у кардиолога». ...

26 03 2019 0:43:21

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

25 03 2019 6:45:53

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: " Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы " Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической практике. Практически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

24 03 2019 22:26:38

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

23 03 2019 11:16:27

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....

22 03 2019 0:11:59

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2019 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)