Мастерская: "Сны в облаках"
Цель мастерской: попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов.
Этапы мастерской:
Способ входного деления участников мастерской на группы заключается в выполнении присутствующими шутливого теста о сновидениях, в котором школьникам предлагается 6 вопросов и варианты ответа на них, за выбор каждого из вариантов начисляется определённое количество баллов /Приложение 1/. После выполнения теста баллы суммируются. Баллы необходимы для деления учащихся на 3 или 4 группы. Например, от 1 до 5 баллов - 1 группа, от 6 до 10 - 2 группа и от 11 до 15 - 3 группа. Участники просто получают сумму баллов, выполнив этот тест, её значение остаётся скрытым и используется в дальнейших заданиях для разделения всех школьников на группы.
Когда мы смотрим на небо, то нас поражают облака, они такие разные, такие изменчивые, подвижные. И жизнь их мимолётна, как мимолётна жизнь наших снов. Каждому участнику предлагается вырезать из бумаги облако любого размера и формы из двух альбомных листов, сложенных вместе. Таким образом, у каждого получится два одинаковых облака, они послужат предварительной заготовкой для дальнейшей работы и пока откладываются в сторону.
Мастер предлагает каждому участнику, погрузившись в воспоминания, записать свой наиболее яркий, удивительный, запоминающийся сон или несколько снов. Желающие поделятся с присутствующими своими воспоминаниями, если аудитория небольшая, то желательно, чтобы высказались все. Мастер сам тоже может рассказать о своем сне.
Следующее задание - заказ сна. Задание выполняется строго индивидуально, без социализации. Учитель начинает его такими словами: \"Представьте, что существует \"Бюро Заказа Сновидений\". Вы решили позвонить в это бюро. Приятный голос на другом конце провода спрашивает вас:
Ваше эмоциональное состояние?
Место действия?
Время действия?
Ваше присутствие?
Действующие лица?
Крупный план? (что выделить особо)
Основные цвета?
Звуки, музыка?
Другие органы чувств?
Как будете оплачивать свой заказ?
Ответы на эти 10 вопросов ребята записывают на своих листочках. Некоторые элементы этого задания будут использованы в дальнейшем.
Мастер предлагает каждому составить ассоциативный ряд, первое слово этого ряда: \"Сон -: -:.- и т.д.\" . На выполнение задания отводится одна минута, после чего в ассоциативном ряду необходимо выделить одно ключевое слово.
Участникам выдаются небольшие листы бумаги, на которых они должны попытаться дать определение: \"Сновидение - это :\" Причём, необходимо в определение сновидения включить ключевое слово из ассоциативного ряда, выбранное в предыдущем задании. Предлагается подчеркнуть это слово в определении. После выполнения ребята вывешивают свои определения на доску. Участники имеют возможность сопоставить собственное определение, с определениями других участников мастерской. После сравнения мастер добавляет к определениям ребят 5-10 определений того, что такое \"сновидение\" различных авторов /Приложение 2/. Предлагается выбрать одно, наиболее понравившееся определение и записать его себе на листок.
Вслух зачитывается цитата из книги Доминик Бона \"Гала\" о фантастическом бале, куда приглашённых просили явиться одетыми в костюмы из своих снов. Участникам предлагается представить, что они тоже получили приглашение на этот бал. \"Сделайте эскиз костюма из своих снов\" - таковы слова мастера. Ребята выполняют задание, рисуя на отдельных листочках костюм, в котором они бы отправились на этот бал. Затем следует афиширование работ с комментариями.
Следующее задание предполагает групповую работу. Деление на группы определяется по шутливому тесту, который школьники выполняли в начале занятия. В зависимости о количества набранных суммарных баллов участники делятся на 4 группы. Каждой группе выдаются одинаковые литературные тексты. Это подборки из различных художественных произведений, в которых есть описание сновидений. /Приложение3
/. Группы получают задание: ознакомившись с текстами, выписать знакомые состояния, предметы, действия, символы, которые встречаются и в ваших снах. Можно выписывать всё, что \"зацепило\" вас в текстах. Выписываемое предлагается поделить на две колонки - \"приятное\" и \"неприятное\". После выполнения этого задания , на которое отводится 10-15 минут, учащимся необходимо выбрать из каждой колонки по одному ключевому слову и составить с ними два предложения - \"приятное\" и \"неприятное\". Затем предлагается объединить эти два предложения в одно - новое. Эти вновь созданные предложения зачитываются участниками вслух, а слушатели пытаются угадать ключевые слова и записывают чужие, понравившиеся предложения. Так как мастерская достаточно длительная после этого задания разумно сделать перерыв на 5-10 минут.Каждая группа жребием получает одну из четырёх картин: Ф.Гойя \"Сон разума рождает чудовищ\", С.Дали \"Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения\", О. Булгакова \"Сон художника\" и А.Кошкин \"Сон в летнюю ночь\". Мастер рассказывает всем такую историю: \"Представьте, что вы, сидящие в одной группе все братья и сёстры, живущие летом в деревне у своего деда. Однажды вы залезли на чердак своего дома и там, в старом сундуке вашего дедушки среди прочих вещей нашли картину вашего деда. Каковы ваши мысли и чувства по поводу этой картины? Что имел в виду ваш дед, когда рисовал такую картину?\" Следует групповое обсуждение и социализация. Затем мастер продолжает: \"В этом же сундуке вы нашли листок, на котором дедушка записал свой сон. Этот текст не имеет названия /Приложение 4/. Задание группе - выпишите некоторые важные компоненты этого текста, имеющие на ваш взгляд символическое значение. Поставьте тире напротив каждого из символов и объясните, что может означать данный символ. Предложите общее заглавие тексту. После этой работы проводится социализация названий, а также мастер на доске выписывает все найденные символы и варианты их значений.
Заключительное задание в мастерской. Учитель говорит: \"А теперь представьте, что под впечатлением всего увиденного в течение дня, вы отправляетесь спать и видите СОН. Сочините свой СОН, но с небольшой хитростью. Действующие лица вашего сна возьмите из задания \"Заказ сновидений\", а Время и Место вашего сна определяют ваши соседи справа и слева соответственно, также взяв их из своего заказа сновидения. При сочинении вашего сна можно использовать всё, с чем вы работали на мастерской. СОН свой записываем на одном облаке, которое мы вырезали в начале занятия, а на втором облаке рисуем иллюстрацию к вашему сну, отражающую содержание текста. Рисунок может быть выполнен фломастерами, карандашами, ручками, но лучше воспользоваться красками. На эту работу отводится до 20 минут. После выполнения заключительного задания проводится афиширование, обсуждение, рефлексия, ответы на вопросы.
Комментарии:
На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....
17 07 2025 5:43:30
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
16 07 2025 10:41:32
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
15 07 2025 0:48:24
Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....
14 07 2025 5:32:15
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
13 07 2025 23:49:49
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
12 07 2025 19:24:33
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
11 07 2025 19:58:35
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
...
10 07 2025 14:18:24
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
09 07 2025 23:41:48
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
08 07 2025 13:40:26
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
07 07 2025 10:41:22
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
06 07 2025 11:27:11
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
05 07 2025 19:52:26
Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....
04 07 2025 0:12:22
Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....
03 07 2025 8:51:47
Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....
02 07 2025 15:53:27
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
01 07 2025 10:15:19

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
30 06 2025 17:14:38
Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....
29 06 2025 4:45:47
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
28 06 2025 19:41:38
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
27 06 2025 15:28:52
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
26 06 2025 20:23:30
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
25 06 2025 0:11:43
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
24 06 2025 8:14:14
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
23 06 2025 16:40:28
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
22 06 2025 15:46:33
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
21 06 2025 17:46:35
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
20 06 2025 12:30:18
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
19 06 2025 23:30:25
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
18 06 2025 7:20:40
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
17 06 2025 15:56:28
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
16 06 2025 2:20:17
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
15 06 2025 13:19:34
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
14 06 2025 23:13:34
Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....
13 06 2025 20:42:22
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
12 06 2025 9:15:14
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
11 06 2025 3:20:36
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
10 06 2025 14:26:51
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
09 06 2025 12:13:22
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
08 06 2025 7:43:36
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
07 06 2025 11:56:39
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе.
...
06 06 2025 5:51:58
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
05 06 2025 16:21:28
Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....
04 06 2025 3:15:14
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
03 06 2025 11:53:46
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
02 06 2025 16:34:26
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
01 06 2025 16:54:52
Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....
31 05 2025 13:52:58
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни.
...
30 05 2025 13:47:16
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
29 05 2025 21:49:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::