Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

Рост образования в обществе – необходимый, важный элемент социально – культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает серьезную тревогу. За годы обучения в школе возрастает число нарушений зрения, осанки, заболевания органов пищеварения, расстройства в деятельности центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. Нeблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании.
Очень важно, чтобы школьники осознали оздоровляющее влияние природных компонентов растений, рекреационных ресурсов, соблюдение режима питания, занятия спортом, закаливания организма, соблюдение личной гигиены, вред курения, алкоголя, наркомании и т.д.
Таким образом, основной задачей является сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения и во внеурочное время.
В ходе преподавания биологии я постоянно использую активные формы обучения: деловые игры, пресс-конференции, дискуссии, спектакли, экскурсии.
Например, на уроках по теме «Питание и здоровье», учащиеся знакомятся с заболеваниями (гастрит, ожирение, диабет, гипертония, злокачественные опухоли и.т.п.), которые во многом обусловлены неправильным питанием. Мы говорим о значении употрeбления в пищу продуктов с низким и высоким содержанием жиров, сахара, соли; о голодании, важности врачебного контроля в этот период и возможных негативных последствиях. Школьники учатся составлять ежедневные рационы питания. Режим питания ученика 8 класса Асфаганова Вячеслава:
- 7.30: первый завтpaк – рыбное или творожное блюдо;
- 11.00: второй завтpaк – чай или кофе с бутербродом;
- 14.00: обед – суп, мясное блюдо с гарниром, фрукты, сок;
- 19.00: ужин – молочное или овощное блюдо.
Проводятся дискуссии по темам: «Значение включения овощей и фруктов» в рацион питания, «Соль и ее влияние на организм». Были организованы конференции: «Рациональное питание и здоровье человека», «Искусственная пища: за и против».
В настоящее время актуальна тема о пищевых добавках и поэтому включаю урок по теме «Пищевые добавки». Цель урока – раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства для пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья, изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска их употрeбления. В конце урока приходим к выводу, что в отдельных видах кетчупа, майонезов, мороженого и чипсах были обнаружены пищевые добавки, систематическое употрeбление которых может оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека, а вот в продуктах детского питания консервантов не обнаружено.
Для меня важно убедить учащихся в необходимости физических упражнений для укрепления здоровья. Привожу фрагмент интегрированного урока на тему « Влияние физической нагрузки и тренировки на работу сердца». Цель урока – показать изменение пульса у тренированных и нетренированных учащихся под влиянием различных нагрузок. Учитель физкультуры вместе с группой составил комплекс упражнений, дающих небольшую, среднюю и значительную нагрузку на организм. Перед началом урока все ребята подсчитали свой пульс, после чего им было предложено проделать упражнения с незначительной нагрузкой и вновь подсчитать пульс. В результате было выяснено, что у нетренированных учащихся пульс участился на 50% и более, в то время как у тренированных ребят изменения были незначительными. При увеличении нагрузки картина стала выглядеть следующем образом: у нетренированных учащихся пульс увеличился почти на 100% и долго не восстанавливался. У ребят, занимающихся спортом регулярно, показатели были значительно лучше, и восстановление пульса проходило через 3-5 мин. В заключение урока подведен итог проведенным экспериментам и выявлена с научной точки зрения зависимость между физической нагрузкой организма и здоровьем человека.
Изучив такие темы, как «Нервная система», «Кровообращение», «Пищеварительная система», «Дыхание», провели пресс-конференции о вредном влиянии курения на различные системы органов, и открытые занятия: «Влияние курения на органы дыхания», «Опасная сигарета». Постоянно проводится анкетирование с обязательным последующим обсуждением. Таким образом, было установлено, что 39 из 100 учеников курят.
Тема «Алкоголизм и наркомания» вызывает
большой интерес у школьников. При этом задача
учителя состоит в том, чтобы объяснить
подросткам, что наркотические вещества вызывают
пристрастие, отрицательно влияют на физические и
умственные способности организма, вызывают
заболевания различных органов, т.е. представляют
огромную опасность для растущего организма.
В ходе изучения темы среди учащихся было
проведено анонимное анкетирование, которое дало
им дополнительную возможность для формирования
своей точки зрения по отношению к употрeблению
алкоголя и других наркотических веществ. Анкета
включала следующие вопросы:
- Когда вы попробовали спиртные напитки?
- В какой обстановке это случилось?
- Как часто вы употрeбляете спиртные напитки в настоящее время?
- Как относятся к употрeблению вами алкоголя родители?
- Как часто они сами употрeбляют алкогольные напитки?
- Какими болезнями страдают ваши родители?
- Пробовали ли вы принимать наркотические средства?
- Если да, то с какой целью?
В результате анализа 96 анкет было выяснено, что никогда не употрeбляли спиртное – 51 учащихся, 37 учащихся пробовали алкогольные напитки на праздниках, 8 учеников признались в том, что достаточно регулярно употрeбляли. Отрадным оказалось, что наркотических веществ никто не употрeблял.
Тема «Основы генетики» на основе бесед: «Алкоголь и потомство», «Роль наследственности и среды в формировании алкоголизма» дает возможность проводить антиалкогольную программу. В ходе бесед выясняем, что употрeбление родителями алкоголя оказывает отрицательное влияние на пoлoвые клетки, а, следовательно, и на потомство. В организме мужчины или женщины, употрeбляющих спиртные напитки, в процессе нарушения мейоза могут формироваться пoлoвые клетки с измененным числом хромосом. При оплодотворении образуется зигота с нарушенным числом хромосом. Ребенок, развившийся из такой зиготы, будет иметь патологический набор хромосом. Синдром Дayна, Шерешевского – Тернера, Клайнфельтера – вот наиболее часто встречающиеся заболевания, связанные с нарушением числа хромосом. Описание, демонстрация изображений этих и других фенотипов, порожденных хромосомными аномалиями, усиливает впечатление, убедительно доказывает школьникам опасность употрeбления алкоголя.
Чтобы ученики чаще задумывались над своим поведением, стараемся чаще проводить внеклассные мероприятия, где сами учащиеся играют сцены из реальной жизни. Приводим отрывок такого вечера на тему: «Зеленого змия – в Черную книгу».
На сцене «дежурный» по отделению и «задержанный».
Дежурный:
Рассказывайте.
Задержанный. 21 октября я и Саша
выпили. Мы были со своими дeвyшками Леной и
Ольгой. Саша поссорился с Леной, и мы с
танцплощадки пошли на станцию. По дороге догнали
какого-то мужчину. Мы ударили его по голове, и он
упал. Пинали его ногами. Взяли часы именные,
деньги. Если б я не был пьян, этого не сделал бы.
Из-за кулис в сопровождении ведущего появляется
новый «xyлиган».
Дежурный. Что-то много их сегодня.
Ведущий. Пятница! Да и получка на
соседнем заводе.
Дежурный. Рассказывайте.
Задержанный. Сегодня с утра я выпил и
решил пойти на танцплощадку, где была моя
дeвyшка. Но она идти танцевать со мной
отказалась, потому что был пьян.
Подошел мой приятель. Я решил, что он хочет идти
танцевать с моей дeвyшкой, и ударил его ножом.
Если б я не был пьян, я бы никогда этого не сделал.
Дежурный обращается в зал.
Дежурный. Водка распускает руки и
развязывает языки, говорит народная мудрость.
Пpaктика подтверждает эту печальную истину.
Не оставляем без внимания и проблему, связанную
со СПИДом. На уроках и в конференциях
подробно обсуждаем возможные причины и способы
заражения СПИДом.
Особое внимание обращаем на роль беспорядочных
ceкcуальных связей, на употрeбление наркотиков в
процессе его распространения. Обычно уроки
заканчиваются проверочной работой.
Вопросы тестового контроля:
1. Каким путем можно заразиться СПИДом?
А – при пользовании одним стаканом;
Б – при переливании крови;
В – при укусе насекомого;
2. Какие кровяные клетки поражаются при заболевании СПИДом?
А – лейкоциты;
Б – эритроциты;
В – тромбоциты.
3. Сколько времени может пройти с момента заражения до проявления заболевания?
А – несколько часов;
Б – несколько дней;
В – несколько лет.
4. Что такое СПИД?
А – заболевание печени;
Б – снижение иммунитета;
В – заболевание нервной системы.
5. Какие симптомы хаpaктерны для проявления у человека иммунодефицита?
А – увеличение лимфатических узлов;
Б – появление сыпи;
В – ухудшение здоровья.
6. Какие меры способствуют предотвращению заболевания СПИДом?
А – соблюдение правил гигиены;
Б – использование одноразовых шприцов;
В – рациональное питание.
Анализ современного состояния здоровья людей следует также рассматривать с экологической точки зрения. По этой теме интересной формой творческой и исследовательской работы учащихся становится написание рефератов. Темы, которые выбирают ребята, часто связаны с вопросами здорового образа жизни, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека. Так работы Теплых Т. «Условия среды и их влияние на организм человека», Калимуллиной Л. «К чему приводит алкоголизм?», Валитовой Э. «Вред курения», Нуруллиной И. «Радиактивное загрязнение» и т. д. дают ясную картину необходимости сохранения здоровья.
Ребенок и компьютер. Не так давно сочетание этих слов было по меньшей мере странным, однако сейчас оно вряд ли кого удивляет. Компьютер занимает все большее место в жизни школьников. Исследования показали, что оптимальная продолжительность непрерывных занятий для детей 7-12 лет она не должна превышать 20 мин., для ребят старше – 30 мин. Длительное завороженное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз.
Для снятия зрительного утомления на уроках делаем несколько простых упражнений, расслабляющих мыщцы глаз: круговые медленные движения глазных яблок как в одну, так и в другую сторону, посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на 25-30 см.,потом перевести взор вдаль, закрыть глаза, не напрягая мышцы, затем широко открыть глаза и поморгать, сильно зажмурить и снова открыть глаза. Каждое упражнение повторить 4-5 раз. Эти упражнения помогут уставшим глазам.
Таким образом, сохранить здоровье каждому помогут знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек, даже элементарное мытье руки. Ведь все физические, социальные и экономические факторы окружающей среды, в которой человек живет, растет, работает, проводит досуг, влияют на его здоровье и на его восприимчивость к болезням. Они же определяют, в какой мере каждый из нас способен, пытаясь изменить привычное поведение, приспособиться к каким-либо труднопереносимым условиям среды.
Комментарии:
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
05 12 2025 6:57:18
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
04 12 2025 5:28:35
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
03 12 2025 13:55:35
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
02 12 2025 4:21:33
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
01 12 2025 9:45:29
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
30 11 2025 13:15:35
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....
29 11 2025 18:54:15
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
28 11 2025 19:39:32
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
27 11 2025 2:10:37
У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....
26 11 2025 22:25:35
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
25 11 2025 21:22:49
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
24 11 2025 21:22:40
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
23 11 2025 3:44:50
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
22 11 2025 5:25:53
Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику «Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н.И., Сапин М.Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....
21 11 2025 15:44:24
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
20 11 2025 1:16:27
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
19 11 2025 10:12:23
Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....
18 11 2025 12:54:20
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
17 11 2025 0:13:54
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
16 11 2025 9:21:49
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
15 11 2025 16:32:44
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
14 11 2025 23:47:10
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
13 11 2025 22:12:38
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
12 11 2025 10:52:43
Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему
происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения
жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь
возникла естественным путем из неорганической материи.
...
11 11 2025 1:36:53
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
10 11 2025 13:58:35
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
09 11 2025 20:41:25
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
08 11 2025 16:33:49
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
07 11 2025 4:35:34
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
06 11 2025 9:54:59
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
05 11 2025 20:42:55
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
04 11 2025 19:40:45
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
03 11 2025 12:26:54
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом.
...
02 11 2025 3:31:54
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
01 11 2025 19:50:43
При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....
31 10 2025 2:45:38
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
30 10 2025 9:13:33
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
29 10 2025 17:46:46
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
28 10 2025 20:44:14
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
27 10 2025 8:38:35
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
26 10 2025 20:32:27
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
25 10 2025 8:15:39
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
24 10 2025 17:10:23
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
23 10 2025 10:23:17
Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры.
...
22 10 2025 19:47:30
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
21 10 2025 21:31:11
Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
20 10 2025 13:49:37
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
19 10 2025 22:13:29
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
18 10 2025 17:47:25
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
17 10 2025 16:13:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




