"Свойства и функции белков". 10-й класс
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- расширить и углубить понятия о структуре белка;
- познакомить учащихся с основными свойствами и функциями белка;
- развивать умения работать с текстом, делать выводы, применять полученные знания на пpaктике, работать в группе;
- воспитывать чувство товарищества, культуру речи, аккуратность.
ХОД УРОКА
1. Вступление. Оргмомент
Урок начинается со стихов Семёна Яковлевича Надсона:
«Меняя каждый шаг свой образ прихотливый
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
великое смешав с ничтожным и смешным…»
Учитель: Эти строки позволяют
задуматься над вопросом, который всегда волновал
людей: «Что такое жизнь?» В течение веков
копились наблюдения, проводились исследования,
создавались теории. Они послужили основой новых
исследований, другие – гибли ввиду
несостоятельности.
Наука XIX в. ещё не могла видеть всей глубины
изучаемого вопроса, но накопила достаточно
экспериментального материала, чтобы дать
следующее определение жизни: «Жизнь есть
способ существования белковых тел. Существенным
моментом которого является постоянный обмен
веществ с окружающей их внешней природой…»
– Выделите ключевые слова в этой части определения.
(После того, как ученики выделят ключевые слова, учитель проговаривает вторую часть определения).
«… Причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка».
Определение жизни данное Ф. Энгельсом в работе
«Антидюринг» позволяет задуматься над вопросом
«Как современная наука представляет процесс
жизни?» Ответ следующий : «Жизнь – переплетение
сложных химических процессов взаимодействия
белков между собой и другими веществами.
Сегодня мы предлагаем вам проследовать по стопам
развивающейся науки и прежде всего раскрыть
тайну веществ, лежащих в основе жизни, т.е.
выяснить что такое белок?
2. Актуализация знаний
Цель: расширить и углубить знания о структуре и основных свойствах белка и познакомиться с составом и строением белков.
а) Первичная структура белка. (На рисунке изображена первичная структура белка).
– Какие функциональные группы входят в состав АК?
– Какие свойства они определяют ?
– Из дипептида получите трипептид, возьмите формулу цистеина или серина.
б) Вторичная структура белка.
– Какова прострaнcтвенная конфигурация вторичной структуры ?
– Благодаря чему молекула белка закручивает и удерживает данную структуру?
– Чем отличается данный уровень организации белка от первичного? В чём его необходимость?
в) Третичная структура белка.
– Какова прострaнcтвенная конфигурация третичной структуры ?
– Благодаря чему молекула белка закручивается в клубок и удерживает данную структуру?
– Чем отличается данный уровень организации от первоначальных?
– В чём заключается его роль?
Учитель: таким образом, белки – это внешняя саморегулирующаяся форма развития веществ, в которой первичная структура опосредованно определяет его биологическую активность.
3. Изучение нового материала
3.1. Свойства белков
Учитель биологии: При изменении структуры молекулы белка меняются его физические свойства, а это имеет большое значение для биологических процессов (движения, сокращения, деления клеток). Например, мышечные белки (миозин и актин) обладают разными физико – химическими свойствами, но при сокращении мышцы эти белки образуют единый комплекс.
– Каковы же физико-химические свойства белков? (Учитель знакомит учащихся с основными свойствами белка)
а) растворимость в воде
б) образование осадка
в) цветные реакции
(Учащиеся по мере изучения нового материала проводят опыты)
3.2. Функции белков
Учитель: (даёт познавательную задачу)
Известно, что белки – неотъемлемая часть пищи
животных и человека. Почему же при исключении из
рациона белкового компонента, но при достаточной
калорийности пищи у живых организмов
наблюдаются патологические явления: остановка
роста, изменение состава крови и т.д.? С чем это
связано?
Чтобы ответить на этот вопрос вы должны
познакомиться с функциями белков.
(Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и учебным текстом. По мере работы они заполняют в тетради таблицу «Функции белков».)
Вопросы для проверки знаний по данному вопросу (фронтальная беседа)
1 уровень:
- Какие функции выполняют белки?
- В чём заключается строительная функция белков?
- В чём заключается каталитическая функция белков?
- В чём заключается сигнальная функция белков?
- В чём заключается двигательная функция белков?
- В чём заключается трaнcпортная функция белков?
- В чём заключается защитная функция белков?
- В чём заключается энергетическая функция белков?
- Что общего в названии групп ферментов?
2 уровень:
- Какие белки являются регуляторами физиологических процессов?
- Какую болезнь вызывает недостаток инсулина у человека?
- Могут ли гормоны оказать негативное влияние на организм?
- Какую трaнcпортную функцию выполняет сложный белок гемоглобин? Где он находится в организме?
- Миллионы человеческих жизней были спасены от оспы, бешенства и других болезней.
- Каким образом медицина предупреждает названные инфекционные болезни?
Учитель: Действительно, функции
белков очень разнообразны, но одной из самых
главных функций является ферментативная.
Все ферменты содержат в своём составе белки,
поэтому биохимические реакции находятся под
контролем белков.
Сообщение ученика: Академик И.П. Павлов назвал ферменты « возбудителями жизни и нервным актом жизненной деятельности». Учение о ферментах выделяют в самостоятельную науку – энзимологию. Известно, что все ферменты имеют белковую природу, но далеко не все белки обладают ферментативными свойствами. Термин « фермент» с латинского языка переводится как «закваска», «энзим» означает «в дрожжах».
Учитель: А сейчас каждая группа проведёт лабораторный эксперимент, доказывающий каталитическую активность ферментов в живых тканях и потом доложат о результатах своего исследования.
1 группа: на кусочек вареного и сырого мяса капнуть пероксид водорода. Описать наблюдаемое явление.
Сделать вывод : как проявляется активность ферментов в живых и мертвых тканях?
2 группа: взять один целый кусочек сырого картофеля, а второй измельчённый , капнуть пероксид водорода. Что наблюдается ?
Сделать вывод : как проявляется активность ферментов в измельчённых тканях?
3 группа: на лист элодея капнуть
пероксид водорода. Описать наблюдаемое явление.
Капните пероксид водорода на чистое стекло.
Сделать вывод: почему на листе элодея выделяются пузырьки газа, а на чистом стекле нет?
Учитель: На основании всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что белки – обязательный компонент всех клеточных структур. Белки – совершенно исключительные вещества, без которых не может обойтись ни одно живое существо планеты. Их сложность и многообразие форм позволяет создавать все существующие разнообразия форм жизни, неповторимость организмов как в прошлом, так и в будущем.
4. Закрепление материала
Учитель: С целью коррекции и отработки понятийного аппарата проводится логический брифинг. Каждая комaнда получает карточки, на которых записаны ответы на вопросы, после зачитывания вопроса комaнды поднимают карточку с правильным ответом и получает за правильный ответ жетон.
4.1. Задачи для логического брифинга:
- Научное название белков. (Протеины)
- Группы атомов, обслуживающие амфотерные свойства АК. (Амино- и карбоксильная группа)
- Связь, соединяющая аминокислотные остатки и полимерную цепь. (Пептидная и амидная связь)
- Мономеры, составляющие основу первичной структуры белка. (Аминокислоты)
- Структура белка, свёрнутая в спираль. (Вторичная)
- Конфигурация третичной структуры белка. (Глобула, фибрилла)
- Группа атомов, обусловливающая биологическую активность усложнённых белковых структур. (Радикал)
- Разрушение первичной структуры белка. (Гидролиз)
- Процесс, обратный ренатурации. (Денатурация)
- Реакции, определяющие наличие белка. (Биуретовая и ксантопротеиновая)
- Гормон поджелудочной железы. (Инсулин)
- Пищевые продукты с высоким содержанием белка. (Яйца, молоко, рыба, мясо)
(Для определения реального уровня полученных знаний проводится тест с самопроверкой)
4.2. Тест
1 уровень:
В-1
1. Выберите схему, соответствующую первичной структуре белка.
2. Определи термин, не подходящий по смыслу «полимер»
- Нуклеотид
- Мономер
- Дипептид
3. Процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации:
- Гидролиз
- Коагуляция
- Ренатурация
В-2
1. Каких составных частей не достаёт в формуле АК?
- – NH2
- – R
- – OH
2. В данной цепочке функциональных групп есть одна лишняя, определяющая иные свойства. Найди её.
- – NH2
- – R
- – СОOH
3. Процесс восстановления структурной организации белков молекулы:
- гидролиз
- денатурация
- ренатурация
2 уровень:
В-1
1. Какие структуры реализуют биологическую активность белка?
- Радикалы
- Полипептид
- Химические связи
2. В образовании какой структуры принимает участие дисульфидные мостики?
- Вторичной
- Первичной
- Третичной
3. Пользуясь таблицей незаменимых аминокислот составьте дипептид из глицина и аланина.
В-2
1. Какой уровень организации опосредованно определяет биологическую активность белка?
- Третичная
- Первичная
- Вторичная
2. При денатурации происходит разрушение структуры:
- Вторичной
- Первичной
- Третичной
3. Пользуясь таблицей незаменимых аминокислот составьте дипептид цитезина и серина и назовите его.
(Подводится итог и подсчёт красных и оранжевых жетонов).
5. Заключение
Учитель: Человеку всегда хотелось чуда. Одним из чудес остаётся возникновение жизни, превращение неживой материи в живой организм. Данное учебное занятие даёт возможность «приоткрыть дверь» научного познания и понять, что жизнь и белки неразрывно связаны.
Учитель химии: Чтобы ответить на вопрос, что такое жизнь, надо ответить , что такое белки? Насколько многообразен белок, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь. Подтверждение этому высказывание Гете о том, что мир не мог существовать, если бы так просто устроен.
Стих С. Я. Надсона (читает ученик)
Вот жизнь, что сфинкс! Закон ее – мгновенье,
И нет среди людей такого мудреца,
Кто мог сказать толпе, куда ее движенье,
Кто мог бы уловить черты ее лица,
То вся она – печаль, то вся она приманка,
То все в ней блеск и свет, то все позор и тьма,
Жизнь – это Серафим и пьяная Вакханка,
Жизнь – это океан и тесная тюрьма.
Комментарии:
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
26 04 2024 3:28:20
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
25 04 2024 9:19:34
Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....
24 04 2024 11:27:42
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
23 04 2024 1:58:20
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
22 04 2024 2:59:39
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
21 04 2024 2:54:45
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...
20 04 2024 1:37:29
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...
19 04 2024 7:15:21
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
18 04 2024 21:17:28
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...
17 04 2024 16:27:28
На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....
16 04 2024 2:31:48
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
15 04 2024 21:37:17
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
14 04 2024 9:18:31
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
13 04 2024 23:30:19
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
12 04 2024 11:11:32
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
11 04 2024 21:32:20
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...
10 04 2024 21:58:41
Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...
09 04 2024 10:58:59
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
08 04 2024 16:44:45
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...
07 04 2024 15:56:57
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
06 04 2024 3:20:22
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...
05 04 2024 7:11:23
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...
04 04 2024 12:57:40
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
03 04 2024 21:17:27
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...
02 04 2024 23:15:36
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...
01 04 2024 2:42:26
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...
31 03 2024 23:27:49
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...
30 03 2024 12:22:51
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
29 03 2024 5:13:13
В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология. Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии. ...
28 03 2024 16:45:26
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета. ...
27 03 2024 7:36:59
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
26 03 2024 5:16:48
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
25 03 2024 23:12:53
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
24 03 2024 5:45:50
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
23 03 2024 3:33:39
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. ...
22 03 2024 18:13:24
Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...
21 03 2024 22:30:19
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
20 03 2024 22:27:21
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
19 03 2024 4:21:25
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
18 03 2024 16:38:14
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...
17 03 2024 11:44:25
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
16 03 2024 11:39:19
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
15 03 2024 14:25:52
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
14 03 2024 11:51:11
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...
13 03 2024 3:24:12
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
12 03 2024 15:59:39
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
11 03 2024 5:57:43
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
10 03 2024 12:36:36
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
09 03 2024 12:26:40
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
08 03 2024 13:17:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::