Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

В последнее время актуальность внедрения и использования новых образовательных информационных технологий продиктована стремительным развитием науки и техники. Благодаря таким технологиям можно увеличить скорость подачи, информативность и глубину познания учебного материала обучающимися, а также возможно формирование более прочной и мобильной структуры знаний, умений и навыков.

В учебных программах по биологии для 6-7 класса содержится большое количество тем о многообразии животного и растительного мира. Естественно, этот материал будет лучше усваиваться обучающимися, если на таких уроках учитель будет использовать дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал, кроме традиционных видов наглядности (гербариев, влажных препаратов, муляжей и т.д.). Конечно, одним из лучших видов наглядности останется демонстрация живого объекта в естественной среде обитания, но, увы, для учителя, как Вы понимаете, это пpaктически невозможно, кроме немногих исключений. В связи с чем, возникает потребность в использовании новых образовательных информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас.

В качестве доказательства своих слов привожу разработку урока для 7 класса по биологии по теме: “Многообразие моллюсков” (данный урок был проведен на районном уровне). Ниже приведен текст урока, но, к сожалению, презентация данного урока занимает объем значительно превышающий допустимый техническими требованиями к материалам, предоставляемым на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” и, соответственно, не прилагается.

Цель: сформировать представление о многообразии моллюсков и их значении в природе и в жизни человека.

Задачи:

  1. Образовательная – сформировать представление об особенностях строения и приспособленности моллюсков разных классов к условиям жизни; познакомить со значением моллюсков в природе и в жизни человека; продолжать развивать способности устанавливать взаимосвязь между строением и средой обитания. Термины: класс Брюхоногие, класс Двустворчатые, класс Головоногие; реактивное движение, перламутр, чернильный мешок, жемчуг, диморфизм.
  2. Развивающая – развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, самостоятельности, интереса к изучаемой дисциплине, познавательной активности.
  3. Воспитательная – воспитывать интерес и уважение к природе, потребность в её сохранении, эстетические взгляды и вкусы.

Оборудование: интеpaктивная доска, компьютер, презентация, меловая доска, мел, таблицы: “Тип Моллюски. Класс Брюхоногие”, “Тип Моллюски. Класс Двустворчатые”, “Тип Моллюски. Класс Головоногие”, на каждой парте по 1 карточке с таблицей, частично заполненной, 3 индивидуальные карточки для проверки знаний, для лабораторной работы (на каждую парту): банки с аквариумными моллюсками, чистые листы бумаги, предметное стекло.

План и ход урока:

I. Организационный момент:

организация учебной дисциплины.

II. Проверка домашнего задания:

1. Фронтальный опрос.

Какой тип животных мы начали изучать на последнем уроке?

Какое ещё название имеют эти животные?

Назовите, в каких средах жизни можно встретить этих животных?

В чём проявляются особенности внешнего строения моллюсков?

Как передвигаются моллюски и как это связано с особенностями их строения?

Каковы защитные приспособления у моллюсков?

2. Индивидуальная работа 3-х обучающихся по карточкам:

Карточка

для учащихся 7 класса по теме:

“Тип Моллюски”

Задание 1.

Напишите, какие части тела моллюска обозначены цифрами на рисунке.

Задание 2. Напишите определение термина:

Мантия – это …

Тёрка – это …

Почки – это …

3. Индивидуальный опрос:

По каким признакам можно моллюсков отличить от других животных?

Какие особенности внутреннего строения моллюсков?

Какие особенности строения пищеварительной системы позволяют питаться им твердой пищей?

В чем проявляется взаимосвязь строения дыхательной системы моллюсков со средой их обитания?

III. Cообщение темы урока (Слайд 1):

“Многообразие моллюсков” (запись в тетрадь)

IV. Изучение нового материала

  1. Сообщение цели и задач урока (Слайд 2)
  • узнать особенности строения и приспособленность моллюсков разных классов к условиям жизни;
  • познакомиться со значением моллюсков в природе и жизни человека;
  • продолжить учиться устанавливать взаимосвязь между строением и средой обитания.
  1. Изучение нового материала

Какие признаки мягкотелых послужили основой для выделения в типе Моллюски трех основных классов?

Тип Мягкотелых насчитывает восемь современных классов моллюсков, объединяющих приблизительно 130 тысяч видов, но мы в школьной программе изучаем только три класса (Слайд 3,).

Т. Моллюски

Кл. Брюхоногие Кл. Двустворчатые Кл. Головоногие

(запись в тетрадь схемы)

- По мере объяснения нового материала вы записываете в столбик названия тех животных, которые относятся к данному классу. Кроме этого, на ваших партах лежат таблицы с признаками сравнения классов моллюсков, заполненные частично, вам необходимо попытаться их заполнить в течение урока. В конце урока я предоставлю немного времени для того, чтобы их проверить

Признаки для сравнения

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Места обитания

Дно и поверхность пресн. и солен. водоемов

 

В толще воды и вблизи дна

Paковина

Цельная, имеет форму за-витка, у слизней не развита

Состоит из двух створок, соединённых связкой

 
Отделы тела    

Голова, туловище, щупальца

Способ передвижения

Волнообразные сокращение мышц ноги.

Отталкивание ногой от грунта

 
Образ жизни    

Подвижный (до 40 км/ч)

Вид пищи

В основном: растения и органические остатки.

 

Кpaбы, рыбы, моллюски и др. животные

Способ добывания пищи

С помощью терки (активно)

Фильтрация воды (пассивно)

 
Дыхание  

Жаберное

 

Рассмотрим особенности класса Брюхоногих (Слайд 4 – фотография разнообразных paковин брюхоногих)

- Это наиболее многочисленный класс моллюсков. Представители его встречаются в глубинах океана, прибрежной зоне океанов и морей, в пресных водах, в горах и пещерах, каменистых пустынях. Paковина у этих моллюсков цельная, часто асимметричная (вправо или влево закрученная, конусовидная). Представители брюхоногих — слизни paковины не имеют, тело подразделяется на голову, туловище и ногу.

На прошлом уроке мы начали выполнять лабораторную работу. - Откройте стр. 47 и вспомните, какая была тема л/р. (особенности строения и жизнедеятельности моллюсков)

- А какая была цель работы?

Сегодня мы закончим выполнение этой работы – изучим некоторые особенности жизни моллюсков.

Обратите внимание, на столах стоит приготовленное оборудование для работы, что вы видите? (банка с моллюсками, лист бумаги, предметное стекло).

Прочитайте 4 пункт работы в учебнике.

- Представители какого класса находятся за стеклом? (Брюхоногих)

- Как вы это определили? (Роговая катушка)

Одного моллюска оставляете в банке, а другого вынимаете на предложенный лист бумаги.

- Каков хаpaктер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге? (Скорость, след)

Прочитайте 5 пункт работы в учебнике (до “обратите внимание ...”)

- Что произошло, когда вы взяли моллюска в руки? Следовательно, площадь подошвы стала ...

- Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы?

Движение брюхоногие моллюски осуществляют за счет волнообразных сокращений подошвы ноги; для защиты моллюск прячет все свое тело в paковину.

Вывод запишите в тетрадь.

Оставшуюся часть л/р мы выполним позже, при изучении материала о рефлексах животных.

(Слайд 5 – фотография улиток Ахатина)

У брюхоногих хорошо развиты органы обоняния — они могут распознавать запахи. Эти моллюски очень чувствительны к температуре окружающей среды: от нее зависит скорость протекания процессов в их организме.

(Слайд 6 – фотографии Виноградных улиток)

Среди брюхоногих есть фильтраторы и трупоеды, а также паразиты и хищники. Но в основном эти моллюски растительноядные или поедающие разлагающиеся донные отложения.

- Найдите в учебнике ответ на вопрос: какое значение имеют брюхоногие.

Рассмотрим особенности класса Двустворчатых (Слайд 7 – фотографии paковин двустворчатых моллюсков)

- Как вы думаете, почему у этого класса такое название?

Обе половинки paковины прочно закрепляются выступами и углублениями такого “замка”.

(Слайд 8 – фотографии Тридакн)

Двустворчатые исключительно водные животные. Размеры и масса тела различны. Наиболее крупный моллюск тридакна достигает до 1,5 м в длину и весит до 250 кг.

Хаpaктерная особенность строения двустворчатых — отсутствие головы. Двустворчатые могут вести как подвижный, так и сидячий образ жизни, прикрепляясь к каменистому дну или paковинам других моллюсков.

Просмотр видеофрагмента о гребешках (Слайд 9 – видеофильм)

Найдите ответ в учебнике на вопрос: Какая особенность позволяет легко добывать двустворчатых в большом количестве и разводить наиболее ценные из них.

- Какое значение имеют двустворчатые? (Слайды 10, 11 – фотографии кулинарных блюд с моллюсками, изображения украшений из жемчуга и перламутра)

Сообщение учащегося о значении моллюсков:

ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЕ МОРСКИЕ ДРАГОЦЕННОСТИ: ЖЕМЧУГ

Куда бы мы ни обратили бы свой взор - повсюду столкнемся с великолепными творениями, безукоризненным замыслом и удивительными свойствами. Одним из которых является жемчуг, он не только красив, но и обладает интересными свойствами.

Стадии образования жемчуга вызывают удивление. Жемчуг производят многие моллюски, особенно из двустворчатых. Наибольшее значение имеют морские жемчужницы и пресноводные перловки или перловицы, которые и служат главным предметом промысла.

Если внутрь paковины попадает песок, галька или вредные паразитические организмы, моллюск испытывает дискомфорт. Оберегаясь от незваных гостей, в таких случаях они, моллюски, их попросту изолируют и пытаются покрыть слоем перламутра. Это первая стадия образования жемчужины. Инородные тела, попавшие внутрь paковины к моллюску, играют роль ядра будущей жемчужины. На протяжении многих лет это ядро слой за слоем покрывается тонкими слоями карбоната кальция (углекислой солью).

Жемчуг, который производится моллюском в целях защиты от инородных тел, используется человеком и в качестве великолепного украшения. Лучшие жемчужины не имеют собственного цвета, но могут встречаться желтые, розовые, красноватые, зеленоватые, бурые, сероватые, черные и др. Наиболее ценятся правильные сферические жемчужины, затем грушевидные и овальные; неправильные гораздо дешевле. Иногда жемчужины достигают чрезвычайно большой величины: в Кенсингтонском музее имеется жемчужина, окружность которой равна 4 1/2 дюймам, а вес 18000 гран.

При небрежном хранении (сырость, пот, высокая температура) жемчуг может утрачивать блеск и через очень долгие промежутки даже совершенно разрушаться. Утраченный блеск удается иногда восстановить действием слабых растворов кислот.

Лекари с давних пор используют жемчуг для изготовления лекарств. Сегодня почти половина культивированного жемчуга поступает в фармацевтическую промышленность. Во многих азиатских странах жемчужный порошок продается в аптеках и пользуется постоянным спросом.

Мало кто знает, что жемчужина может находиться не только в paковинах пресноводных или морских моллюсков, но и внутри… кокосового ореха. Это чудо природы до сих пор не могут объяснить ученые. Кокосовые жемчужины обычно крупнее тех, что производит моллюск, но по составу они пpaктически не отличаются.

Рассмотрим особенности класса Головоногих (650 видов)

Просмотр видеофрагмента о Головоногих моллюсках (Слайд 12 – видеофильм)

Назовите представителей головоногих, о которых вы услышали в видеофрагменте.

Назовите места их обитания.

Перечислите особенности строения головоногих.

Заслушивание ответов детей + показ слайдов (13 – 18). На слайдах фотографии сепии, кальмара, каpaкатицы, осьминогов, наутилусов.

- А какие представители изображены на рис. 34 в учебнике?

Поподробнее о наутилусах расскажет нам один из учеников нашего класса (сообщение учащегося о Наутилусах).

НАУТИЛУС - РОДСТВЕННИК ОСЬМИНОГА

\"Наутилус\" - так назывался подводный корабль таинственного капитана Немо в романе Жюля Верна. Корабль капитана Немо был назван в честь не менее таинственного обитателя морских глубин - головоногого моллюска наутилуса, прямого родственника осьминогов, но родственника весьма древнего - некоторые наутилусы жили на Земле пятьсот миллионов лет назад.

Как же они смогли просуществовать на Земле столь долго и почти не измениться? Ведь 450 миллионов лет назад в водах Мирового океана обитало множество этих крупных красивых моллюсков. Сейчас их сохранилось всего шесть видов, но они мало отличаются от своих доисторических предков. Не так давно их считали \"живыми ископаемыми\", близкими к исчезновению, но оказалось, что эти представления не имеют ничего общего с действительностью.

Заблуждения биологов относительно наутилусов объяснялись просто: ими никто всерьез не занимался, поскольку обнаружить их в океане не так-то просто.

Но экспедиция американского биолога Брюса Сондерса в 1977 году нашла место обитания наутилусов в южной части Тихого океана. На краю рифов, где глубина океана резко увеличивалась от 50 до 300 метров, было обнаружено множество этих моллюсков, считавшихся прежде очень редкими.

Paковина наутилуса может вырастать до 25 сантиметров в диаметре, состоит из трех десятков отделений - камер. Она представляет собой изящную закрученную спираль. С помощью paковины наутилус передвигается. Когда он опускается на дно, камеры заполняются водой, а когда ему нужно подняться на поверхность, он с силой выталкивает воду наружу с помощью длинных щупалец (их у него около ста) и всплывает. С ростом наутилуса число камер увеличивается, и каждый раз животное перебирается в крайнее отделение. По paковине моллюска можно определить возраст животного.

Охотятся преимущественно ночью на небольших paков и другую малоактивную живность, но не обходят и падаль. Добычу находят по запаху. На крупную добычу не реагируют, так как догнать ее не могут.

Самки наутилусов в период размножения откладывают очень крупные яйца - размером с большой палец человеческой руки. Яиц не более двух. Должно пройти не менее полугода, прежде чем из яиц вылупятся маленькие наутилусы размером 1,5—2 см, снабженные paковиной, имеющей уже несколько камер. По-видимому, эта особенность наутилусов и позволила им сохраниться в течение миллионов лет: из крупных яиц потомство появляется на свет уже достаточно развитым и приспособленным к жизни.

Еще одну причину жизнестойкости наутилусов открыли совсем недавно. Оказалось, что эти животные генетически очень разнообразны, генетическая изменчивость у них в два раза больше, чем у людей. А это означает, что наутилусы вовсе не \"живые ископаемые\", а полноправные участники современной жизни природы [1].

Найдите ответ в учебнике на вопрос:

- Совершенствование какой системы головоногих обусловило их более высокий уровень развития среди моллюсков?

- Как чернильная “бомба” защищает моллюсков?

Все головоногие размножаются 1 раз в жизни, после чего погибают. О головоногих существует очень много легенд (Слайды 18, 19 – фотографии огромных экземпляров кальмаров и рисунки с изображением потопления кораблей осьминогами).

- Какое значение имеют головоногие? (объекты промысла, ряд видов — источник фармацевтического сырья, из содержимого чернильного мешка делают акварельную краску – сепию, используются для нейрофизиологических исследований).

V. Закрепление (используется интеpaктивная таблица,

    1. Закончите заполнение таблицы (лучше по памяти или используя страницы учебника)

    2. Выход детей к интеpaктивной доске и заполнение таблицы (на доске изображена такая же таблица, как и на карточках у учащихся, дети выходят и записывают ответы в пустых ячейках).

    3. Проверка.

VI. Домашнее задание (Слайд 20): § 12 (пересказ, устно ответить на вопросы в конце параграфа и выучить определения)

VII. Итог:

Какая тема была сегодняшнего урока?

Какие классы моллюсков мы изучили?

Литература:

  1. По материалам журнала \"National Wildlife\" (США). Сайт: contex.narod.ru/moll/nautilus.html.
  2. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 302 с.
  3. Видеофрагменты взяты с DVD диска “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”.
  4. Иллюстрации, фотографии и рисунки к презентации скопированы с разных сайтов Интернета.

В связи отсутствием презентации не привожу полный список источников информации.



Комментарии:

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

23 04 2024 14:52:27

Техническая карта урока по теме "Оплодотворение у животных и растений"

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....

22 04 2024 22:27:55

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

21 04 2024 6:41:37

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

20 04 2024 5:38:58

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

19 04 2024 12:13:38

Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)


    Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)

      Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...

18 04 2024 10:10:46

Строение и работа сердца человека. Его основные функции

Строение и работа сердца человека. Его основные функции Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....

17 04 2024 6:16:28

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"


    Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

      На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

16 04 2024 11:20:40

Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)


    Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

      Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

15 04 2024 16:53:48

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

14 04 2024 7:17:32

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"


    Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

      Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

13 04 2024 13:33:17

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....

12 04 2024 16:50:11

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

11 04 2024 20:25:24

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

10 04 2024 12:33:53

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....

09 04 2024 13:21:10

Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"

      Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...

08 04 2024 19:50:33

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

07 04 2024 10:17:48

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

      Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

06 04 2024 15:51:18

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

05 04 2024 10:19:20

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"

      Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

04 04 2024 7:10:57

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

03 04 2024 0:36:42

Движение простейших и беспозвоночных


    Движение простейших и беспозвоночных

      Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....

02 04 2024 13:52:11

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"


    Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

      На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

01 04 2024 12:47:11

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

31 03 2024 20:44:26

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

30 03 2024 4:16:39

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

29 03 2024 4:53:18

История развития генетики


    История развития генетики

      Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным. ...

28 03 2024 7:51:59

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

      В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....

27 03 2024 17:11:45

Как превратить процесс обучения из принужденной тяжелой работы в свободное исследование мира


    Как превратить процесс обучения из принужденной тяжелой работы в свободное исследование мира

      С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....

26 03 2024 9:26:24

Урок биологии по теме "Биосинтез белка"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белка"

      Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....

25 03 2024 6:25:27

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

24 03 2024 2:51:52

Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету "Биология"


    Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету "Биология"

      Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....

23 03 2024 6:35:15

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»


    Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

      Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

22 03 2024 18:15:45

Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"


    Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"

      В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

21 03 2024 13:54:26

Органоиды движения простейших: строение и функции

Органоиды движения простейших: строение и функции Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....

20 03 2024 2:49:25

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

19 03 2024 6:14:43

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

18 03 2024 16:25:50

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани


    Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

      Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

17 03 2024 18:44:19

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

16 03 2024 6:53:42

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

15 03 2024 12:52:12

Формирование экологического сознания средствами урока биологии


    Формирование экологического сознания средствами урока биологии

      Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

14 03 2024 12:20:51

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

13 03 2024 9:16:37

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

12 03 2024 9:46:21

Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

      Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

11 03 2024 21:34:29

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

10 03 2024 5:32:18

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

09 03 2024 6:33:26

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время


    Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

      В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

08 03 2024 7:43:40

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

07 03 2024 7:25:14

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

06 03 2024 0:29:10

Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс


    Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс

      Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....

05 03 2024 22:10:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::