Программа развития экологической культуры младших школьников > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа развития экологической культуры младших школьников


    Программа развития экологической культуры младших школьников

Пояснительная записка

Программа развития экологической культуры детей младшего школьного возраста апробировалась в условиях сезонного полевого туристского лагеря при Станции детского и юношеского туризма и экскурсий г. Курган.

Данная пояснительная записка содержит краткую информацию об особенностях программы, ее структуре и содержании, целях и задачах, условиях ее реализации, основных методах и формах работы с детьми.

Программа рассчитана, в первую очередь на педагогов дополнительного образования и учителей-предметников (биологов, экологов), имеющих возможность и желающих осуществить преподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественных условиях существования.

Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования [3], [2]; существующие разработки в области регионального экологического образования [4], “натуралистический” подход и методы “полевой экологии” [1], опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника.

Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.

Идеальным при проведении полевых экологических занятий является временное проживание детей как можно ближе к природе – в условиях сезонного загородного туристского палаточного лагеря. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях “погружение” учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности.
Таким образом, программа представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу развития экологической культуры детей.

Программа состоит из трех блоков: установочный, развивающий, закрепляющий.

Цель и задачи программы

Главной целью данной программы является развитие экологической культуры младших школьников.

В задачи данной программы входит:

  1. разработка содержания, способствующего развитию когнитивного, ценностно-эмоционального и операционно-деятельностного компонентов экологической культуры младших школьников, на примере объектов, существующих в естественных условиях;
  2. разработка непосредственных приемов, способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в пpaктическую учебную и исследовательскую деятельность.

Основные методы и формы работы с детьми

Основным методом является “натуралистический” подход – т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, “реальных” объектов, существующих в естественных условиях.

Двумя основными формами обучения, при этом, являются полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа.

Экскурсионная форма обучения предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы: экосистемами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями.

Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает проведение детьми определенного набора простейших биологических и комплексных экологических исследований. Функция педагога на этом этапе ограничивается консультациями и общим “курированием” процесса работы.

Тематический план

Темы занятия Кол-во часов

Установочный блок

1. Вводное занятие 2

Развивающий блок

2. Экосистема “Бор” 3
3. Экосистема “Смешанный лес” 3
4 Экосистема “Проточный водоем” 3
5 Экосистема “Закрытый водоем” 3
6 Экосистема “Болото” 3
7 Экосистема “Луг” 3
8 Экосистема “Степь” 3
9 Агросистема 3
10 Нарушенная экосистема 3

Закрепляющий блок

11 Заключительное занятие 3

Итого

32

Содержание программы

Занятие 1

Тема: Вводное занятие

Цель: развитие экологической культуры младших школьников

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Раскрытие понятий “живые организмы”, “среда обитания”, “экосистема”. Основные виды экосистем Зауралья. Факторы окружающей среды и их роль в жизни организмов. Многообразие живых организмов и их приспособления к условиям жизни.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Роль человека в изменениях живой природы”, “Правила поведения при посещении различных экосистем”.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента: Значение организмов в природе и жизни человека. Назначение и основные направления природоохранной деятельности.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 2

Тема: Экосистема “Бор”

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Бор”.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Многообразие растений бора. Экологические группы растений бора: деревья, кустарники, травы. Приспособления растений к жизни в экосистеме.

Многообразие животных бора: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие. Приспособленность животных к жизни в сосновом лесу.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей соснового леса.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Бор”. Полезные растения леса. Правила сбора лесных ягод и грибов. Правила поведения в лесу”.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Бор”.

2. Выявление изменений экосистемы “Бор” под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 3

Тема: Экосистема “Смешанный лес”

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Смешанный лес”.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Многообразие растений смешанного леса. Экологические группы растений смешанного леса: деревья, кустарники, травы. Приспособления растений к жизни в экосистеме “Смешанный лес”.

Многообразие животных смешанного леса: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие. Приспособленность животных к жизни в смешанном лесу.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей смешанного леса.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Смешанный лес”. Полезные растения леса. Правила сбора лесных ягод и грибов”.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Смешанный лес”.

2. Выявление изменений экосистемы “Смешанный лес” под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 4

Тема: Экосистема “Проточный водоем”

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Проточный водоем”.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Строение реки и специфика водной среды обитания.

Растения водоемов, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей проточной водной средой. Экологические группы речных растений: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.

Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей проточного водоема.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Проточный водоем”. Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения рек”.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Проточный водоем”.

2. Выявление изменений экосистемы “Проточный водоем” под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 5

Тема: Экосистема “Закрытый водоем”

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Закрытый водоем”.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Строение закрытого водоема и его специфика как среды обитания живых организмов.

Растения водоема, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей средой. Экологические группы растений пруда: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.

Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей закрытого водоема.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Закрытый водоем”. Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения водоемов”.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Закрытый водоем”.

2. Выявление изменений экосистемы “Закрытый водоем” под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 6

Тема: Экосистема “Болото”

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Болото”.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности болот как среды обитания живых организмов.

Растения болот, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей средой. Экологические группы растений болота: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.

Многообразие животных: насекомые, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни на болоте.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей болот.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Болото”. Полезные водные организмы. Последствия осушения заболоченных земель”.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Болото”.

2. Выявление изменений экосистемы “Болото” под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 7

Тема: Экосистема “Луг”

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Луг”.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности лугов как среды обитания. Многообразие растений луга, их приспособления к жизни в экосистеме “Луг”.

Многообразие животных луга: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в условиях луга.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей лугов.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Луг”. Полезные луговые растения. Хозяйственная деятельность человека”.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Луг”.

2. Выявление изменений экосистемы “Луг” под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 8

Тема: Экосистема “Степь”

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Степь”.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности степей как среды обитания. Многообразие степных растений, их приспособления к жизни в засушливых условиях.

Многообразие животных луга: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в условиях степи.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей степей.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Степь”.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Степь”.

2. Выявление изменений экосистемы “Степь” под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 9

Тема: Агросистема

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере искусственной экосистемы.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Понятие агросистема. Различие диких и культурных растений. Значение культурных растений в жизни человека. Основные виды культурных растений выращиваемых в Зауралье. Правила выращивания растений. Сорные растения и методы борьбы с ними. Животные-вредители и методы борьбы с ними.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Последствия для природы хозяйственной деятельности человека по выращиванию растений. Охрана почв от эрозии”.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:1. Определение биологического разнообразия агросистемы.

2. Выявление изменений агросистемы под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 10

Тема: Нарушенная экосистема

Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере нарушенной экосистемы.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Основные виды деятельности человека и связанные с ними экологические проблемы. Виды загрязнения окружающей среды и ее последствия. Истрeбление биологического разнообразия как угроза стабильности экосистем.

2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды Зауралья. Красная книга Курганской области. Природные ресурсы и деятельность по их сохранению”.

3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:1. Выявление основных причин нарушений экосистемы под влиянием человека.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Занятие 11

Тема: Заключительное занятие

Цель: развитие экологической культуры младших школьников.

Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.

Основная часть:

1. Развитие когнитивного и нравственно-эстетического компонентов: “Экологическая викторина”.

2. Развитие операционно-деятельностного компонента. Отчетная конференция по итогам исследовательской работы:

Сообщение: “Коллекция увиденных животных и растений” – по результатам исследования биоразнообразия изученных экосистем.

Сообщение: “Жалобная книга природы” – по результатам исследования нарушений изученных экосистем.

Итоговый контроль.

Заключительная часть: подведение итогов занятия

Литература

  1. Боголюбов А.С. Учебная и исследовательская деятельность школьников на полевых экологических пpaктикумах // www.ecosistema.ru.
  2. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. М., 1995
  3. Лаптева И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков // Биология в школе, 1997, №3.
  4. Несговорова Н.П., Завьялова О.Г. Образовательная программа “Экология”, Региональный компонент содержания экологического образования базисного учебного плана Курганской области. – Курган, 2001.



Комментарии:

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"

      При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...

25 12 2025 1:52:25

Питание бактерий и грибов Биология

Питание бактерий и грибов  Биология Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...

24 12 2025 18:48:29

Функции переднего мозга


    Функции переднего мозга

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

23 12 2025 21:24:29

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

22 12 2025 9:46:16

Обобщающий урок по биологии "Органы покрытосеменных растений"

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....

21 12 2025 7:45:12

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

20 12 2025 6:20:34

Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных»

Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....

19 12 2025 6:48:34

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

18 12 2025 12:46:34

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

17 12 2025 22:57:21

Одноклеточные организмы. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....

16 12 2025 14:13:32

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....

15 12 2025 14:18:18

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией


    Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

      Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

14 12 2025 15:44:45

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой


    "Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

      Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

13 12 2025 23:28:37

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"


    Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"

      По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

12 12 2025 11:54:25

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

11 12 2025 5:42:51

Марафон знаний по биологии


    Марафон знаний по биологии

      Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

10 12 2025 22:37:37

Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"

      Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....

09 12 2025 22:38:50

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"


    Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

      Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

08 12 2025 9:50:39

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

07 12 2025 14:10:28

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

06 12 2025 23:47:11

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

05 12 2025 0:44:49

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"


    Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

      Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

04 12 2025 4:38:59

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

03 12 2025 10:57:59

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

02 12 2025 1:55:32

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

01 12 2025 19:31:48

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

30 11 2025 18:44:54

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

29 11 2025 11:51:38

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю


    Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

      Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....

28 11 2025 20:39:35

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

27 11 2025 23:39:45

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

26 11 2025 13:38:49

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

25 11 2025 0:29:35

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии


    Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

      Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

24 11 2025 16:18:35

Урок-путешествие "Побег". 6-й класс


    Урок-путешествие "Побег". 6-й класс

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....

23 11 2025 19:32:55

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

22 11 2025 15:47:11

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

21 11 2025 11:18:43

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

20 11 2025 15:35:53

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

19 11 2025 21:37:45

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

18 11 2025 6:45:13

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"


    Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

      Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

17 11 2025 18:32:19

Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"


    Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

      Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....

16 11 2025 9:59:40

Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

      Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

15 11 2025 14:11:20

Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока, или О чем рассказала лапка лягушки"


    Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока,
 или О чем рассказала лапка лягушки"

      Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...

14 11 2025 18:46:37

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

13 11 2025 23:29:25

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

12 11 2025 7:41:35

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

11 11 2025 18:34:26

Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"


    Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"

      В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...

10 11 2025 17:19:21

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

09 11 2025 0:43:14

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

08 11 2025 10:24:25

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

07 11 2025 19:29:16

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

06 11 2025 3:24:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::