Растительный и животный мир Тульской области
1. Растительный мир Тульской области.
Когда мы говорим о растительных ресурсах, то прежде имеем в виду лес, который с раннего детства входит в нашу жизнь. Это сложное природное образование. В его составе представители флоры и фауны, среда их обитания и атмосфера.
Лес - тип растительного сообщества, в котором растут деревья и кустарники одного или нескольких видов. Он обладает свойством постоянно самовозобновляться.
Лес - могучий и всесильный волшебник. Даже самый маленький зелёный листок может столько!.. Лес - надёжный защитник поля, урожая, так как является \"кладовой\" влаги. Он самый верный страж водоёмов. Окружая реки и озёра, лес не даёт им пересыхать, очищает воду. С давних времён и до наших дней лес согревает, одевает, кормит и лечит людей .Он - живая память земли. Деревья - свидетели земных и космических событий, которые записаны на их годичных кольцах. Сколько писателей, поэтов, композиторов, художников вдохновлял лес на создание гениальных произведений! Вот только один пример. К.Паустовский в \"Повести о лесах\" пишет: \"Пожалуй, больше всего ему (Чайковскому) помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом...\" А.П. Чехов сказал: \"Леса украшают землю... Они учат человека понимать прекрасное\". Сколько лес не изучай, он все свои тайны никогда не раскроет, так как обладает притягательной силой, таинственной прелестью ландшафта, кристальной чистотой воды в озерцах, ключах, ручейках, прохладой в летний зной, щедрыми дарами природы.
Хорош лес в любое время года: весной, когда просыпаются и набухают почки, появляется трава, первоцветы, пробуют голоса птицы. Летом он красуется в роскошном наряде .Здесь пахнет листьями, цветами и смолами. На полянах рассыпаны коралловые ягоды земляники. Птичий гомон не умолкает ни на минуту. Осенью леса одеваются в \"багрец и золото\". Под не яркими лучами солнца тихо дремлет увядающая природа. Берёзки надевают золотой праздничный наряд, розовеет куст бересклета, горят огнём плоды красавицы-рябины, ярким костром полыхает платье осины... Листва постоянно опадает, деревья становятся тоньше. Прострaнcтво между ними заполняет воздух. Пахнет грибами и травами. Дышится необычайно легко и свободно. Зимой лес спит и кажется совсем пустым. Деревья укрыты пушистым тёплым одеялом из снега. Но стоит только присмотреться и прислушаться, как убедишься в том, что жизнь здесь не замерла: синицы перелетают с дерева на дерево, и безмолвной морозной тишине не умолкает их звонкая перекличка. Им вторят чижи, щеглы, снегири, сойки...
Когда-то наш край был сплошь покрыт лесами, но на протяжении столетий они постепенно сокращались под воздействием человеческого фактора. Огонь и топор нещадно истрeбляли, чтобы очистить землю под пашни, освободить территорию для промышленных предприятий. Леса сохранились только на 1\8 части современной территории Тульской области.
В настоящее время у нас самыми ценными считаются Тульские засеки. Засеки узкой полосой протянулись к западу и северу-востоку от Тулы. Велико значение их растительного мира: здесь произрастает несколько лесообразующих пород. Это дуб черешчатый, ясень обыкновенный, лиственница сибирская, берёза пушистая, осина, тополь чёрныё или осокорь, тополь бальзамический и тополь серебристый. Среди растений засек много медоносов, трав лекарственных, пищевых и кормовых.
В лесном сообществе выделяется 4 яруса растительности, где господствующее положение занимают деревья, без которых не было бы леса. Они создают особую среду и условия для существования всех его обитателей. Деревья образуют самый верхний ярус. Всё, что растёт под ними, испытывает угнетение со стороны древостоя.
Наши леса отличаются разнообразием древесных пород. Здесь можно встретить дуб, берёзу, клён, липу, ясень, ель, сосну .Богатство видов напрямую зависит от климата и почв. В нашей области есть участки, заселённые только одним видом деревьев. Это берёзовые рощи, дубравы, ельники, сосновые боры. Но большее количество массивов - смешанные леса. Пойменные дубравы до наших дней почти не сохранились. После вырубок дуб редко возобновляется естественным путём. Его территорию занимают осинники и березняки. Все лиственные деревья являются листопадными. Они теряют свою \"одежду\" осенью, а весной вновь зеленеют. Так древостой защищает от суровых русских зим.
Тульские лесоводы гордятся крупным лесным массивом, который находится в Алексинском районе и называется Алексин-бор. Он расположился на предпойменных террасах Оки, на площади, равной примерно восьми гектарам, и состоит из чистых сосен в главном ярусе. В Белёвском районе встречаются участки леса, где главная лесообразующая порода - ель обыкновенная. В зоне засечных лесов, в Ярцевском и Крюковском лесничествах, сохранились посадки ели в возрасте от восьмидесяти до девяносто лет.
2.Занимательные задания для детей.
1. Дерево - это...
а) многолетнее растение с хорошо выраженным стeблем, покрытым корой;
б) многолетнее растение с ветками, начинающимися у поверхности земли;
в) многолетнее растение, не имеющее выраженного ствола.
2. Перечисли деревья, которые растут в хвойном лесу.
3. Определи дерево по описанию.
а) Это дерево растёт в парке, лесу. У него гладкий и чистый ствол, красивые широкие лапчатые листья. Осенью ни один букет не обходится без разноцветных листьев этого дерева. Оно очень любит расти там, где много солнечного света. Семена этого дерева ещё называют крылатками. Разновидностей этого дерева большое количество.
б) Это дерево - символ России. Ни в одной другой стране нет такого количества этих деревьев. Из веток дерева делают целительные банные веники. Почки и листья дерева используют для приготовления отваров.
4. Узнай растение и запиши его название, найди изображение в Атласе-определителе. (А.А. Плешаков. Атлас - определитель. От земли до неба).
а) Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай.
б) Вся поляна покрыта гoлyбыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебристый перезвон...
в) С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не был в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
г) Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые \"головки\", а с них слетают лёгкие пушинки...
д) Вдоль дорого, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.
е) Нам издали красная шапка видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему нам в корзину попасть не придётся
Пусть мухам на гибель
В лесу остаётся!
ё) Сколько бус рассыпано на лесной опушке!
Дeвoчки-подружки соберут их кружки.
Трудятся, стараются дeвoчки проворные,
Потому что вкусные эти бусы красные.
3. Игра \"Деревья, кустарники, травы\".
Дидактическая задача: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.
Условия игры. Когда называют дерево, руки нужно поднять вверх; а когда куст - опустить вниз; травы, цветы - присесть.
4. Животный мир .
- На сравнительно небольшой территории нашего края очень много разных представителей животного мира. В северных лесистых районах обитают лоси, кабаны, олени. Повсеместно встречаются волки, лисы, зайцы, суслики, мыши. Звери очень осторожны, обладают хорошим зрением, слухом, обонянием. Издали чувствуют приближение человека и сразу же стараются затаиться или уйти дальше в лес. Сколько же их в Тульской области. Вот некоторые данные на 2010 год.
№ | Животные | Кол-во |
1. | Белка | 10000 |
2. | Заяц - русак | 6000 |
3. | Косуля | 4000 |
4. | Лиса | 4000 |
5. | Заяц - беляк | 3200 |
6. | Кабан | 2950 |
7. | Kyница | 1800 |
8. | Лось | 1300 |
9. | Хорь | 500 |
10. | Олень благородный | 220 |
11. | Горностай | 150 |
12. | Волк | 25 |
Из таблицы видно, что в нашем крае больше всего белок и зайцев. Немного меньше косуль, лис и кабанов. Ещё меньше кyниц, лосей и оленей. Почему одних меньше, а других больше? Оказывается, численность зверей прямо зависит от наличия корма и хищников, то есть от окружающей среды.
- \"Как по этажам, по веткам прыгает, руля хвостом.\"Кто это? Да, правильно, это белка. Они в большом количестве погибают от кyниц и охотников, но количество их не уменьшается. Всё дело в том, что белки плодовиты, а корма для них достаточно. В наших лесах много орехов, желудей, грибов и шишек. А потомство белки дают два раза в год по 3-10 детёнышей.
\"В гору бегом, с горы кувырком\". Кто это? Ещё более плодовиты зайцы. У них детёныши рождаются от двух до пяти раз в год, причём в каждом помёте их бывает от 2 до 8, а иногда и больше.
Особенно много в Тульской области много мелких грызунов. Их количество не поддаётся учёту. Представьте, сколько их, если один хорь за сутки уничтожает 8-10 мышей. Чтобы насытиться, лисе надо не менее 20 мышей или других грызунов. А ещё мышами питаются горностаи, волки и хищные птицы. По разным причинам численность мышей может сокращаться, но она быстро восстанавливается за счёт прироста потомства, которое дают мыши 5-6 раз в год по 6-8 детёнышей за один раз. Если не будет хищников, то одна пара мышей может дать до 1500 особей в год.
Количество хищников также зависит от их плодовитости и наличия корма. Обычно хищники один раз в год приносят в выводке от 4 до 6 детёнышей, и только в редких случаях до 10-12. Больше зайцев и мышей - больше будет лисят и волчат.
\"Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый\". А это кто? Волк - зверь хитрый, осторожный, коварный. Они нападают и по одному, и охотятся стаей. Их жертвами становятся не только больные и старые животные, но также в большом количестве от их зубов погибают детёныши косуль, кабанов, лосей, зайцев. Нападают волки и на домашний скот.
Зимой пищу добывать труднее. Часто им приходится голодать по несколько суток. Волки очень выносливы. В поисках добычи за сутки они могут пройти более 60 километров. Долго преследуют жертву, а затем нападают на ослабевших. Голодный волк за один раз может съесть 15-20 кг мяса.
Волки прячутся в лесу, там же устраивают своё логово, но летом чаше охотятся на открытом прострaнcтве и в мелколесье. В нашем крае волк - враг всему живому. И если не сокращать их численность, то за несколько лет волков расплодится столько, что может привести к нарушению равновесия в природе. Поэтому на волков разрешена охота в течение всего года. Их численность быстро восстанавливается за счёт подрастающего потомства.
Богат наш край пернатыми. Их можно встретить в любое время года.
Осень. В небе кружат стаи птиц. Они готовятся к отлёту в тёплые края. Лес затихает. Певчие птицы уже улетели, и только иногда встретишь одиноких синиц. А вот и первые заморозки. Нахохлившись воробьи, сидят на сорных растениях и лакомятся семенами. Синицы перебираются к жилью человека. В лесу корма почти нет, а тут хоть что-то можно найти. Среди обычных для нашей местности галок и ворон можно увидеть и грачей. Не все улетели из нашего края. Старые или ослабленные остались зимовать. Морозов они не бояться, а пищу найдут на городских свалках и скотных дворах.
Зима. На опушках леса и вдоль дорог встречаются стайки щеглов и овсянок. Для них корма достаточно. Всюду семена травянистых растений. В садах и городских дворах появляются свиристели, сойки, снегири. Нравятся им плоды липы и рябины, а снегири к тому же с удовольствием склёвывают почки плодовых деревьев.
Весна. Кругом ещё снег, но солнце уже греет сильнее. На крышах появляются сосульки. Скоро 17 марта. Люди заметили, что в это день в любую погоду обязательно прилетают грачи.
На полях проталины, бегут говорливые ручьи. А в небе зависают неподвижно жаворонки, и далеко слышна их переливчатая песня.
Снег остался кое-где в лесу. Снегири улетели на север, а на просеках и лесных полянах всё чаще стали встречаться зяблики. С каждым днём становится теплее. Певчих птиц становится всё больше, да и синицы вернулись в лес. Весь день заняты птицы постройкой гнёзд и поиском пищи.
В Тульской области более 160 видов гнездящихся птиц, а вместе с зимующими и пролётными их около 250 видов. А всего птиц так много, что трудно представить их общее количество. Только одних тетеревов более 30 тысяч, а куропаток ещё больше.
Деревья и кустарники оделись листвой, на полянах и лугах высокая трава. Птиц почти не видно, но всюду слышно из разноголосое пение. В это время они насиживаю яйца.
В гнезде обычно бывает от 4 до 6 яиц. Одна птица согревает их теплом, а другая сидит неподалеку и поет.
Вскоре появляются птенцы. У них всегда раскрыты клювики, им постоянно хочется есть. Тут уж родителям не до пения. Побольше бы найти корма. Чтобы прокормить себя и птенцов, синица приносит в день до 150 гусениц и мелких бабочек, а мухоловка еще больше. От такой заботы потомство быстро подрастает. Птенцы учатся летать и вскоре начинают сопровождать своих родителей, которые долго ещё будут подкармливать их пойманными насекомыми. к концу лета уже подросшие птенцы сами добывают пищу. Впереди у них трудные испытания. Одним предстоит дальний путь на юг, а другие готовятся встретить зиму в своих краях.
Пора собираться в стаи. Самые сильные и удачливые, кому удалось выжить, вместе готовятся к отлету в теплые края. Но как жаль, что не все птенцы смогли дожить до этого волнующего события. Половина птенцов погибает по разным причинам. Kyницы разоряют гнезда, птенцы гибнут от длительного переохлаждения во время проливных дождей, по неосторожности выпадают из гнезда, некоторых выбрасывают птенцы кукушек, а в случае гибели родителей птенцы умирают от голода.
Оставшимся пока повезло, но во время перелета на юг и обратно некоторые из них погибнут из-за ненастной погоды или станут добычей хищных птиц.
Среди огромного количества птиц Тульской области можно выделить особую группу, в которой родители выкармливают своих птенцов не насекомыми, а мясом мелких позвоночных животных. Это хищники .Они крупные, у них большой крючковатый клюв, сильные ноги с кривыми когтями.
Дневные хищники - сокол (сапсан), кречет, пустельга, кобчик, ястреб - тетеревятник, коршун, канюк и др. На открытых прострaнcтвах можно увидеть, как высоко в небе, широко раскинув крылья, парят хищные птицы. С большого расстояния они намечают жертву, складывают крылья и стремительно бросаются на нее. Питаются хищные птицы грызунами, ящерицами, нападают на зайцев и мелких птичек. Учёные наблюдали за гнездом пустельги в течение месяца, пока она выкармливала птенцов. Её добычей стали 180 сусликов, 100 мышей и несколько птичек. На лестных участках, где грызунов поймать труднее, мелкие птички гибнут чаще.
Ночные хищные птицы - совы. У них мягкое оперение, что делает их полет бесшумным. Острый слух позволяет услышать шорох мыши на большом расстоянии.
Все хищные птицы хорошо приспособлены для нападения на свою жертву, но далеко не каждая попытка бывает удачной. Вот почему с 5 часов утра и до позднего вечера заняты родители поиском добычи, чтобы прокормить своих птенцов. Обычно их бывает от 2 до 3 в одном выводке. А в голодные годы, когда мало корма, некоторые хищные птицы вообще не гнездятся.
40-50 лет назад хищных птиц считали врагами природы. Теперь же мнение изменилось. Они сами нуждаются в охране и защите.
Насекомые.
Из всех представителей мира животных насекомых больше всего. По внешнему виду и по образу жизни они очень разные, но у каждого из них обязательно шесть ног. В центральной части России их обитает несколько тысяч видов, а общее количество просто не поддается учету.
Насекомые живут всюду. Их можно встретить в кронах деревьев, на цветах и кустарниках, в почве, на болотах и водоемах под корой старых деревьев. Одни из них ведет скрытый образ жизни, другие же знакомы нам с детства. Это бабочки, шмели, стрекозы. Они яркие, большие, хорошо заметны издали, медленно перелетают с цветка на цветок. Так и хочется поближе подойти и рассмотреть это чудо природы. Ученые нашли что-то общее у разных насекомых и по эти признакам разделили их на большие группы. Вот некоторые из них:
- Чешуекрылые (бабочки) ;
- Жесткокрылые (жуки) ;
- Перепончатокрылые (шмели, осы, муравьи) ;
- Прямокрылые (кузнечики, кобылки, медведки) ;
- Двукрылые (мухи, слепни, комары) ;
- Стрекозы.
Наблюдать за жизнью насекомых очень трудно. Жуки прячутся под камнями, опавшими листьями, зарываются в мох. лишь некоторые из них днем встречаются на цветах (бронзовки, лептуры, восковики). Кузнечики и кобылки прячутся в высокой траве, шмели и осы долго не задерживаются на одном месте, их крылья в постоянном движении, к тому же есть риск быть ими ужаленными. Самые пугливые - это мухи. Стоит только к ним приблизится, как они тут же исчезают.
5. Текстовые загадки о диких животных.
Кто о животных может о себе так сказать?
а) Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело моё покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато - белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.
б) Она всеядный хищник. В её \"меню\" встречаются самые различные животные: мышевидные грызуны, зайцы, всевозможные птицы. Свою нору она устраивает на склоне холма, в овраге, на обрывистом берегу, а в лесу - под корнями высокого дерева.
Вот обладательница рыжей шубы охотится на мышей. Охотится увлеченно, нередко теряя всякую осторожность. Писк мыши волнует ее больше, чем другие звуки.
в) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро с \"жиров\". Там, тревожно прислушиваясь к лесным шорохам и треску мороза, он обгладывает молодые побеги ивы, осины да на сеновозной дороге лакомится застрявшими под кустами пучками душистых травинок. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаз.
6. Работа в парах.
Вставь пропущенные слова.
Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видишь, на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает.... и разгребает снег передними лапами в поисках.... .
Пробирается по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом.... . Пискнет по снегом норушка - лисица тут как тут. Рывок передними лапами - и охотница уже держит в зубах добычу.
А вот кабаны. Раскопали снег, разрыли землю - ищут.... .
Медведь зимой спит в .... . За лето и осень он накопил много.... . Зима ему не страшна.
На дереве непрерывно стучит клювом.... . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них.... .
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Комментарии:
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
17 07 2025 20:42:40
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
16 07 2025 10:54:31
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
15 07 2025 13:59:52
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
14 07 2025 12:58:21

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
13 07 2025 7:18:18
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
12 07 2025 5:56:58
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
11 07 2025 17:13:44
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
10 07 2025 21:23:30
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
09 07 2025 23:57:13
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
08 07 2025 1:57:35
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
07 07 2025 18:11:35
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
06 07 2025 18:15:46
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
05 07 2025 5:42:53
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
04 07 2025 22:30:36
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
03 07 2025 10:28:28
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
02 07 2025 4:11:38
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
01 07 2025 19:11:11
Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии.
...
30 06 2025 7:11:14
Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
...
29 06 2025 21:47:49
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
28 06 2025 11:55:38
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
27 06 2025 16:43:56
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
26 06 2025 16:27:31
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
25 06 2025 1:12:32
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
24 06 2025 20:49:10
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....
23 06 2025 12:38:18
Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....
22 06 2025 4:38:50
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
21 06 2025 1:55:33
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
20 06 2025 15:58:51
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
19 06 2025 7:45:40
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...
18 06 2025 9:43:16
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера.
...
17 06 2025 18:26:54
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
16 06 2025 6:42:38
Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....
15 06 2025 7:25:22
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
14 06 2025 16:44:53
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
13 06 2025 15:37:22
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
12 06 2025 19:13:47

Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....
11 06 2025 8:18:55
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
10 06 2025 0:49:46
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая.
Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен.
Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
09 06 2025 13:56:28
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
08 06 2025 0:29:44
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....
07 06 2025 20:12:12
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
06 06 2025 20:37:32
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
05 06 2025 18:35:33
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
04 06 2025 17:58:57
В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах.
...
03 06 2025 11:46:33
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
02 06 2025 23:43:12
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
01 06 2025 13:43:36
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
31 05 2025 15:51:59
По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....
30 05 2025 6:12:52
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
29 05 2025 13:24:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::