Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

Обоснование методов

Всем известно, что заставить человека учиться, то есть учить себя -- невозможно, но можно создать такие условия, чтобы ему захотелось учиться. Если человеком движет мотив достижения успеха или мотив избегания неудач (тоже помогает на отдельных этапах ) – это неплохо. Наиболее психологически комфортной эмоционально-мотивационной основой обучения выступает интерес.

Эмоция интереса стимулирует познавательную деятельность, упорядочивает процессы восприятия и внимания, служит основой развития навыков, умений, интеллекта, активной жизненной позиции. Именно в подростковом возрасте формируется интерес к установлению причинно-следственных связей, то есть человек начинает задаваться вопросами: “Почему это так? Что же делать?”. Задача учителя – поощрять и развивать стремление к самостоятельной познавательной деятельности. Для этого на уроке предлагается решение проблемных ситуаций, связанных с повседневной жизнью. Это интерес, идущий от содержания материала.

Человек – существо социальное. Общение с другими людьми необходимо ему с самого рождения. Общение – это обязательное условие формирования человеческой личности. В период перехода из детства в юность человек остро нуждается в общении, особенно со сверстниками. Урок биологии – отличная возможность организовать общение и сотрудничество подростков в достижении поставленных целей на предметной основе. Обучающимся это всегда нравится. Такой интерес вызван разнообразием видов работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной.

Обязательным фоном любой успешной деятельности служит созданная учителем атмосфера доброжелательности и заинтересованности совместным процессом познания, когда учитель замечает и поощряет даже незначительные успехи, поддерживает у каждого обучающегося веру в свои силы. В представленном уроке приёмы активизации познавательной деятельности – это пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций, используются на всех этапах .

Вместе с тем такой урок повторения, закрепления и применения полученных знаний необходим при изучении раздела “Основы общей биологии” в 9 классе в плане подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Для этого же обучающимся предлагаются задания из сборников ГИА.

Урок проводится в теме “Основы учения о клетке” в процессе изучения строения клетки и вирусов по программе И.Н.Пономарёвой, поэтому на этапе актуализации знаний вспоминаем особенности строения и процессов жизнедеятельности вирусов и бактерий, о которых шла речь на прошлом уроке, а также основные свойства живого, понятия возбудители, заражение.

Цели урока:

образовательная: проверить и откорректировать знания об основных признаках бактерий и вирусов, способах заражения и мерах профилактики бактериальных и вирусных инфекций;

развивать: умение пользоваться таблицами, анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; развивать умение использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболевания вирусными и бактериальными инфекциями;

воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; культуру поведения в быту и обществе.

Средства обучения:

  • задания со свободным ответом и для работы с текстом,
  • тесты,
  • тексты с описанием проблемных ситуации
  • на доске: поговорки о здоровье,
  • цели урока,
  • таблицы “Формы иммунитета” и
  • “Сравнительная хаpaктеристика вирусных гепатитов”
  • плакаты с изображениями вирусов и клеток,

Литература

1. Биология. 9 класс; поурочные планы по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой “Основы общей биологии” / авт.-сост. Г.В. Чередникова. - Волгоград: Учитель, 2009.

2. Лернер Г.И. Биология; 6 класс: Тестовые задания к основным уебникам: Рабочая тетрадь – М.: ЭКСМО, 2007.

3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.

4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.

5. Рохлов В.С., Теремов А.В., Лернер Г.И., Трофимов С.Б. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010 / ФИПИ. – М.: “Интеллект-Центр”, 2010.

Тип урока: закрепления и применения знаний и способов действий.

Методы (формы работы): фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

План урока

1. Организация начала урока.

Деятельность учителя.

Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися пpaктической значимости знаний об условиях размножения болезнетворных бактерий и вирусов, способах распространения и мерах профилактики бактериальных и вирусных инфекций.

Сообщение темы и совместная с обучающимися постановка целей урока.

Деятельность обучающихся.

Активное слушание и осознание пpaктической значимости темы занятия,  постановка целей.

2. Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания.

Организует работу в группах.

Выслушивает отчет комaнды и аргументированно оценивает работу группы.

Деятельность обучающихся.

Деление на комaнды 1-го и 2-го вариантов. Самопроверка и взаимопроверка таблиц домашнего задания.

Представление комaндой своей таблицы.

2) Фронтальная беседа по вопросам.

Формулировка и обсуждение вопросов с обучающимися.

Деятельность обучающихся.

Ответы на вопросы учителя, анализ ответов одноклассников.

3. Применение и проверка знаний.

1) Выполнение заданий.

Организация работы комaнд 1-го и 2-го вариантов. Аргументированная оценка работы комaнды.

Деятельность обучающихся.

Выполнение заданий в группе. Отчёт комaнды.

2) Решение теста.

Учитель раздаёт варианты теста, объясняет чем можно пользоваться.

Контроль за выполнением теста.

Деятельность обучающихся.

Индивидуально-парная работа с тестом.

3) Решение проблемной ситуации и теста.

Организация решения проблемной ситуации и теста. Аргументированная оценка работы комaнды.

Деятельность обучающихся.

Решение проблемной ситуации и теста в группе. Отчет комaнды.

4. Подведение итогов урока и рефлексия.

5. Постановка домашнего задания.

Ход урока

1. Организация начала урока.

На доске - народные поговорки.

Эстонская – бедный тот, у кого здоровья нет.

Абхазская – богатство нищего – здоровье.

Казахская – болезнь и верблюда с ног валит.

Русская – болезнь с грязью в дружбе.

Белорусская – больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест.

Учитель: “Давайте прочитаем и растолкуем поговорки, написанные на доске”.

Вызывает обучающихся по одному читать и объяснять поговорки.

Учитель: “В любых пожеланиях на первом месте стоит здоровье, ведь это одна из главных ценностей жизни. Никому не хочется болеть, а бактерии и вирусы могут быть причиной болезни. Поэтому важно изучать бактерии и вирусы, чтобы понимать в каких условиях они размножаются и когда может произойти заражение человека, как изменить эти условия, то есть меры профилактики.

Тема нашего урока “Бактерии и вирусы как биологические объекты и возбудители заболеваний человека”.

Совместная с обучающимися постановка целей урока.

Учитель: “Что же надо знать, чтобы не заболеть?”.

Ученик: “Надо знать основные бактерии и вирусы, где и как можно заразиться ими и меры профилактики”.

Учитель: “Что надо уметь?”.

Ученик: “Надо уметь применять свои знания, чтобы распознать опасную для человека или общества ситуацию, если можно изменить её или избежать”.

Учитель: “Что надо воспитывать?”.

Ученик: “Надо выpaбатывать полезные привычки в соответствии с правилами гигиены”.

Учитель: “Таким образом, цели нашего урока…”.

На доске открываются цели урока. Учитель просит обучающихся прочитать их слух.

Учитель: “В путь к намеченным целям!”.

2. Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания.

В качестве домашнего задания надо было, используя энциклопедические словари, справочники, интернет, собрать информацию и составить таблицы: 1-му варианту “Бактерия-возбудитель; источник заражения”; 2-му варианту “Вирус-возбудитель; источник заражения”. При этом были перечислены возбудители, которые надо включить в таблицу: 1-му варианту девять бактерий, а второму варианту девять вирусов. Таким образом, у каждой пары учащихся (на парте ) оказывается в распоряжении две таблицы: по бактериям и по вирусам. (Приложение 1).

Обучающиеся делятся на две комaнды: комaнда первого и комaнда второго варианта. Сначала происходит самопроверка и взаимопроверка таблицы домашнего задания с тем, чтобы комaнда пришла к единому варианту своей таблицы. Затем учитель вызывает обучающихся каждой комaнды и они зачитывают по одной графе таблицы. Оценка, полученная комaндой выставляется каждому её участнику.

2) Фронтальная беседа по вопросам.

Учитель: “Вирусы – это царство империи неклеточных. Почему их называют неклеточными?”.

Ученик: “Вирусы не являются клетками, а представляют собой частицы”.

Учитель: “Что сложнее клетка или частица?”.

Ученик: “Клетка сложнее, чем частица”.

Учитель: “Что представляет собой частица вируса?”.

Ученик: “Частица вируса – это молекула нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК ), покрытая белковой оболочкой”.

Учитель: “Про бактерии тоже говорят, что это очень простые клетки. Что представляет собой клетка бактерии?”.

Ученик: “Клетка бактерии – это молекула ДНК, погруженная в цитоплазму, и, защищённая от окружающей среды плазматической мембраной”.

Учитель: “Какими свойствами живого обладают бактерии, а какими вирусы?”.

Ученик: “Бактерии обладают всеми свойствами живого, а вирусы только способностью размножаться и передавать свои свойства по наследству”.

Учитель: “Какие условия требуются для размножения вирусов и бактерий?”.

Ученик: “Вирусы размножаются только внутри живых клеток и с их помощью, а бактерии могут размножаться и оставаться жизнеспособными не только внутри живых организмов, но и в почве, воздухе, на предметах”.

Учитель: “Как реагирует клетка на размножение внутри неё вируса?”.

Ученик: “Сначала клетка превращается в фабрику по производству вирусных частиц, а затем погибает”.

Учитель: “К каким последствиям для организма человека приводит размножение вирусов и бактерий?”.

Ученик: “Работа организма нарушается, человек начинает болеть и если защитные силы организма и лекарства не уничтожат бактерии, то может наступить cмepть”.

Учитель: “Что же такое возбудитель заболевания?”.

Ученик: “Возбудитель заболевания – это паразитический организм, который попадая в организм хозяина, вызывает нарушение его работы, то есть заболевание”.

Учитель: “Что такое заражение?”.

Ученик: “Заражение – это попадание возбудителя в организм хозяина”.

Учитель: “Всегда ли заболевание происходит одновременно с заражением?”.

Ученик: “Не всегда”.

Учитель: “Действительно, например, первые признаки СПИДа могут появиться через 5 и более лет после заражения”.

За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл.

3. Применение и проверка знаний.

1) Обучающиеся были разбиты на две комaнды. Каждая комaнда получает по два задания. Одно задание со свободным ответом, который должен содержать два основных элемента, оно оценивается 2-мя баллами. Второе задание на работу с текстом и заполнение граф таблицы, которое оценивается 3-мя баллами. (Приложение 2). После обсуждения в комaнде учитель вызывает по два обучающихся от каждой комaнды. Один отвечает устно, а другой заполняет пропущенные графы в таблице. Оценка комaнды выставляется каждому ученику.

2) Обучающиеся рассаживаются на свои места. Учитель предлагает им решить тест по вариантам индивидуально-парно.(Приложение 3). Тест решается индивидуально, однако у каждого варианта только одна таблица, либо по бактериям, либо по вирусам, а для решения теста требуется обе таблицы, таким образом при решении теста можно использовать как свою таблицу, так и таблицу соседа по парте (отсюда парно). После решения обучающиеся сдают тест учителю.

3) Теперь класс разбивается на три комaнды: комaнда 1-го, 2-го и 3-го варианта. Сначала каждая комaнда получает для обсуждения и решения проблемную ситуацию. (Приложение 4). Затем каждая комaнда решает чужой вариант теста, который делали индивидуально. Приложение 3. Так комaнда 1-го варианта решает 2-й вариант, комaнда 2-го варианта – 3-й вариант, а комaнда 3-го варианта – 1-й вариант. Для аргументированного ответа на проблемный вопрос и каждый вопрос теста, учитель вызывает одного обучающегося. Так складывается оценка комaнды, которая выставляется каждому её участнику.

4. Подведение итогов урока.

1) Анализ и оценка успешности достижения целей, а “также перекидывание мостика” в перспективу осуществляется через систему вопросов.

Учитель: “Откорректировали мы знания об основных признаках бактерий и вирусов?

Проверили свои знания о способах заражения и мерах профилактики бактериальных и вирусных инфекций?

Какие возникли вопросы?

Что осталось не ясным?

Умеем мы составлять таблицы и пользоваться ими?

Тренировались распознавать опасные ситуации?

Будем ли использовать свои знания для сохранения личного здоровья и здоровья общества?

Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?”

2) Перспективы будущей работы.

Учитель: “А что дальше? Чем будем заниматься на следующих уроках?”.

Появляется изображение растительной и животной клетки.

Ученик: “Дальше будем изучать сложные клетки”.

Учитель: “Верно, бактериальные прокариотические клетки – простые, а вот клетки растений, животных и грибов более сложные. О них и пойдёт речь в следующий раз”.

3) Получение обучающимися информации о результатах их деятельности.

Учитель озвучивает оценки за урок.

Благодарит обучающихся за сотрудничество.

5. Постановка домашнего задания.

Учитель: “Домашнее задание: повторить параграф 7 и начать заполнятьть таблицу

“Строение клетки”. Перерисовать таблицу с доски в тетрадь. На следующем уроке мы продолжим её заполнение”.

Части клетки (органоиды) Функции частей клетки или органоидов
Плазматическая мембрана ……………
Ядро ………………
Цитоплазма ……………….



Комментарии:

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....

30 06 2025 2:57:30

Урок "Опыление цветковых растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян". 6-й класс


    Урок "Опыление цветковых растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян". 6-й класс

      Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации. ...

29 06 2025 9:58:39

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

28 06 2025 17:22:54

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

27 06 2025 8:50:12

"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения


    "Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

      Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....

26 06 2025 23:11:16

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

25 06 2025 2:44:53

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

24 06 2025 17:35:59

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс


    Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

      Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

23 06 2025 6:22:41

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

22 06 2025 11:22:40

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"


    Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

      В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

21 06 2025 3:51:36

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"


    Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

      Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

20 06 2025 21:44:49

Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"


    Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"

      Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....

19 06 2025 8:36:33

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....

18 06 2025 14:59:11

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

17 06 2025 11:34:53

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс


    Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

      В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

16 06 2025 14:22:23

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

15 06 2025 6:44:15

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"


    Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

      Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

14 06 2025 19:39:45

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии


    Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

      Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

13 06 2025 11:56:25

Экологическая и потребительская грамотность


    Экологическая и потребительская грамотность

      Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

12 06 2025 18:59:29

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

11 06 2025 9:55:37

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

      Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

10 06 2025 19:24:25

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

09 06 2025 18:40:15

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс


    Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...

08 06 2025 11:57:30

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

07 06 2025 19:47:13

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

06 06 2025 11:48:44

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

05 06 2025 13:29:51

Тема урока "Кладовая Солнца"


    Тема урока "Кладовая Солнца"

      Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...

04 06 2025 0:45:30

Скелет человека, его строение и значение


    Скелет человека, его строение и значение

      Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....

03 06 2025 10:12:31

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

02 06 2025 23:29:34

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»


    Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

      Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....

01 06 2025 18:13:57

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

31 05 2025 4:34:10

Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"

      Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...

30 05 2025 20:23:29

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

29 05 2025 14:33:31

Урок – ученый совет "Генетика и здоровье человека"


    Урок – ученый совет "Генетика и здоровье человека"

      Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями. ...

28 05 2025 9:51:43

Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"


    Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"

      Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....

27 05 2025 11:14:40

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

26 05 2025 0:39:40

Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"

      Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся. ...

25 05 2025 7:25:11

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

24 05 2025 12:45:30

ЭОР на уроке биологии по теме "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе". 9-й класс

ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....

23 05 2025 14:38:12

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

22 05 2025 19:55:50

Урок биологии по теме "Высшая нервная деятельность. Внимание. Память"


    Урок биологии по теме "Высшая нервная деятельность. Внимание. Память"

      В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека. ...

21 05 2025 8:55:56

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

      Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

20 05 2025 0:17:29

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

19 05 2025 3:42:45

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

18 05 2025 9:37:13

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

17 05 2025 4:38:11

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....

16 05 2025 19:35:53

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

15 05 2025 20:43:39

Обобщающий урок-семинар по теме "Селекция животных, растений и микроорганизмов"

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....

14 05 2025 15:27:16

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные


    Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

      Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....

13 05 2025 8:58:55

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

12 05 2025 20:13:25

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::