Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"
Цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений о питании растений
Задачи:
- Образовательная: сформулировать у учащихся представления о главных функциях корня, связи образа жизни растений со способом питания, способствовать расширению кругозора пятиклассников.
- Развивающая: продолжать формировать у школьников познавательный интерес к изучению биологии, речь, внимание, память; продолжить работу по обучению учащихся умению оформлять результаты лабораторной работы.
- Воспитательная: продолжать формирование у учащихся бережного отношения к природе, экологическую культуру.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: гербарии «Типы корневых систем», проросшие семена фасоли с развитыми корнями, таблица с изображением верблюжьей колючки, рисунки с изображением поделок из корней растений, эвкалипта, табличка с терминами «минеральные соли»; почва, стакан с водой, штатив, спиртовка, предметное стекло, пробирка демонстрационная, растение выращенное на опилках, маркер.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Ученики приветствуют учителя, проверяют наличие дидактического материала.
2. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о питании растений и узнаем, какие ещё органы растения могут принимать участие в питании растений.
Ученики записывают тему в тетрадь.
3. Актуализация знаний учащихся роли листа в питании растений
Учитель. Вначале давайте вспомним, что нам уже известно о питании растений. Какой орган растений принимает участие в питании растений? Расскажите о воздушном питании растений.
Ученик (отвечает на вопрос)
4. Вступительное слово учителя
Учитель. Широко раскинули деревья свои ветви, помогая листьям получить больше света. Горох тянется к свету, иначе он погибнет, останется в тени. Всем им нужен свет, чтобы образовывать органические вещества в листьях. Конечно они заметнее, всегда на верху, радуют нас своей красотой. Но бывает, что кто-то трудится много, но незаметно для окружающих. Есть такой скромный труженик и у растений.
Ученик:
Петляет корень – гибкий жгут.
А ствол и прям в печах отлит.
Чем дальше корни вглубь растут,
Тем дерево прочней стоит.
Они в земле, как горняки:
И в дождь и в солнечные дни.
И как в забое молотки
Врезаются в пласты земли.
Они всегда за жизнь в борьбе
По каплям влагу достают.
Как вечный памятник себе
Годами крону создают. (Г.Быкова)
Учитель. Корень – обычно срытый в земле орган растения. В последние годы к корню приковано внимание и ученых и любителей природы, художников корнерезов. Корнерезы – это не только профессионалы – это люди разных специальностей, возрастов, все те, кто умеет видеть красоту природы. Под резцом корнереза причудливый, бесформенный кусок корня превращается в зверька, в смешного человечка, в сказочный персонаж или какую-то оригинальную фигурку. (укрепляет на магнитной доске рисунки с изображением поделок из корней или проецирует слайд с рисунками). Почему же корни растений имеют такую причудливую, изогнутую форму, столь отличную от стeблей? На этот вопрос хорошо отвечает в своём четверостишии
А. Кешеков:
«Кроны деревьев и стройны и строги,
Вьются причудливо корни – бедняги,
Изображая собою дороги
Ревностных поисков пищи и влаги.
5. Изучение нового материала
Учитель. В чем же заключается основное назначение корня как органа растения?
Ученики. Корни укрепляю растение в почве. Неслучайно их называют живыми якорями. на горном утесе проникая во все щели в камнях и разрастаясь, корни удерживают могучие стволы деревьев со всеми ветвями листьями, помогает им противостоять обвалам и бурям. (рассматривают рисунки в учебнике на с.93).
Учитель. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержаться за ручку зонта. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана. Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты тянутся они во все стороны и удерживают растение. Корни очень крепки. Попробуйте разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у растения очень много.
Ученики выполняют лабораторную работу «Рассматривание корней растений» в рабочей тетради с.28.
Учитель. Углубляясь в землю, корни не только удерживают растение, но и сосут воду и вещества, необходимые растению. Убедится в этом нам поможет опыт. (Опыт нужно заложить заранее совместно с учениками).
Ученик (объясняет ход и результат опыта): В банку с водой поместил растение выращенное на опилках, прилил масло, чтобы вода не испарялась. Отметили уровень воды. На следующий день снова отметили уровень воды в банке – уменьшился. Следовательно, корень поглощает воду.
Учитель. Корни березы, например, поглощают за один сезон 9 тыс. литров воды, а травянистое растение кукурузы – 200 литров, целую бочку. Есть деревья, которые за свою способность всасывать огромное количество воды называют растениями-насосами. Ствол как камень плотный, ростом с дом высотный, как насос он воду пьет из распаренных болот. Что это за растение?
Ученики. Эвкалипт.
Физкультминутка
Шумит сосна колючими ветвями (потирают ладони)
Её по пояс вьюги замели (руки на пояс, круговые движения)
Ей надо камень расколоть корнями (два раза топаем)
Чтоб дотянутся ими до земли (наклоны вперед)
Учитель. Рассмотрите проросшие семена фасоли, вспомните из чего развивается первый корень растения.
Ученики. Из зародышевого корешка.
Учитель. Корни растений растут во много раз быстрее, чем надземные органы. Благодаря непрерывному росту корни растений глубоко проникают в почву и далеко простираются в стороны. Особенно это отмечается у некоторых растений пустыни.
На песчаном океане, на сыпучем бархане
Вырос кустик, словно ёж – гoлой ручкой не возьмешь.
Зато лакомое блюдо и для сытого верблюда.
Почему же без воды куст не знал большой беды.
Ученики. Верблюжья колючка.
Учитель. Корень верблюжьей колючки проникает на глубину до 20 метров и достигает слоев почвы, где есть вода. (Прикрепляет таблицу с изображением верблюжьей колючки).
Учитель. Вместе с водой корень всасывает и нужные растению вещества. Какие же это вещества вместе с водой добывает корень? Проделаем опыт. Учитель демонстрирует опыт о наличии минеральных солей в почве, укрепляет на магнитной доске табличку «Минеральные соли». Ученики делают выводы о функциях корня, дополняя предложения и записывают в тетрадь.
1. Корни укрепляют растение … (в почве).
2. Корни поглощают … (воду с растворенными в ней
веществами).
3. Корни питают растение, снабжая его (
минеральными солями, растворенными в воде).
Учитель. Прочитайте стихотворение Ф. Сологуба на с. 93. Какие чувства вызвало это стихотворение? Рассмотрите рисунки на с.94 и подумайте, почему «слёзы» потекли из ствола.
Ученики. Потому что вода из корней растений передвигается вверх по стeблю.
7. Закрепление изученного материала
Учитель. Молодцы. Выполните задания на карточках.
Ученики выполняют задания. Учитель проверяет правильность выполнения заданий, исправляет, дополняет.
8. Подведение итогов урока
Учитель. Ребята у вас на столах лежат рисунки с изображением трех растений. Выберите то, которое соответствует вашему настроению на уроке.
– Что на уроке вам понравилось, запомнилось?
– Что не понравилось?
Ученики отвечают на вопросы.
Учитель. Спасибо за работу на уроке.
9. Домашнее задание: § 19, упр. на с.95. для желающих подготовить сообщения о растениях-хищниках: росянка, венерина мухоловка.
Литература для учителя:
- Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. Учебник для учащихся 5 класса.– М.: Вентана-Граф, 2005.
- Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.– М.: Вентана-Граф, 2000.
- Я иду на урок биологии: Ботаника: Книга для учителя. – М.: изд-во «Первое сентября», 2002.
- Чернухина И.В. Дидактические стихи на уроках биологии// Биология в школе №3. 2005, с 41-45.
- Дополнительные материалы по общей биологии 5-11 классы. Белгород, изд-во «Учитель», 2004.
Литература для учащихся:
- Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. Учебник для учащихся 5 класса. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5-6 классов. – М.: Просввещение, 1989.
Комментарии:
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
28 03 2024 13:22:16
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...
27 03 2024 13:56:20
Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов. ...
26 03 2024 23:28:55
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. ...
25 03 2024 20:52:34
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
24 03 2024 14:32:43
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
23 03 2024 13:22:29
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
22 03 2024 11:53:24
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...
21 03 2024 16:56:10
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
20 03 2024 11:34:20
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
19 03 2024 21:30:31
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...
18 03 2024 17:34:52
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...
17 03 2024 3:29:44
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
16 03 2024 7:59:47
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...
15 03 2024 2:18:23
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
14 03 2024 17:36:37
Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...
13 03 2024 2:58:29
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
12 03 2024 6:56:51
Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....
11 03 2024 3:15:17
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
10 03 2024 6:58:37
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...
09 03 2024 15:32:11
Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....
08 03 2024 6:56:27
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
07 03 2024 12:55:18
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
06 03 2024 21:15:15
В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....
05 03 2024 0:37:27
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
04 03 2024 5:51:42
Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....
03 03 2024 15:37:22
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
02 03 2024 7:40:18
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
01 03 2024 18:34:35
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
29 02 2024 12:20:42
Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
28 02 2024 2:54:22
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
27 02 2024 16:32:32
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
26 02 2024 2:35:16
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...
25 02 2024 21:37:34
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
24 02 2024 19:24:53
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...
23 02 2024 11:53:31
Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....
22 02 2024 19:52:38
Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...
21 02 2024 11:33:48
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
20 02 2024 1:23:39
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...
19 02 2024 8:41:47
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
18 02 2024 19:48:38
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
17 02 2024 1:17:57
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
16 02 2024 8:39:29
За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....
15 02 2024 17:30:46
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
14 02 2024 18:33:56
Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....
13 02 2024 8:15:45
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
12 02 2024 16:49:48
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
11 02 2024 2:16:39
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
10 02 2024 18:11:19
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
09 02 2024 11:36:53
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
08 02 2024 4:13:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::