Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)

Цель: Создать условия для осмысления новой учебной информации.
Задачи:
- Создать условия для усвоения каждым учащимся понятия фотосинтеза, обеспечить понимание учащимися особенности строения и функции листа.
- Способствовать развитию умений:
- применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных;
- навыков работы с разнообразными источниками информации, таблицами, дополнительной литературой;
- выполнять опыты, исследования, вести наблюдения, делать выводы.
- Способствовать воспитанию любознательности, познавательного интереса к изучаемой теме, формирование межличностных отношений при работе в группе.
Методы: Частично-поисковый, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
- Дидактический материал для организации групповой работы.
- Гербарии листьев.
- Таблица “Внутреннее строение листа”.
- Рисунки.
- Музыка “Шелест листьев”.
- Сценка “Чудо из чудес”.
- Тесты.
Планируемые результаты обучения:
Ученик должен знать:
- что фотосинтез – воздушное питание;
- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.
Ход урока
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| 1. Организационный этап | Приветствие, эмоциональный настрой, создаю доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяю готовность рабочего место ученика. Формирую малые группы. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. Кооперируются в группы для работы. |
| 2. Мотивационно – целевой этап. | Звучит музыка. Читаю слова:
В этот удивительный мир листьев мы совершим путешествие и познакомимся с чудесами, которые происходят в них. Совершим и мы небольшое открытие. У вас на столах имеется обесцвеченный лист герани обыкновенной. Определите что в нём образовалось? Обеспечиваю условие для проблемной ситуации. Как можно объяснить это явление? Каких знаний нам не хватает, чтобы объяснить это? Создаю условия для выполнения субъективного опыта учащихся с помощью дополнительной информации. Формулирование темы урока и запись её на доске. Зачем нам эти знания нужны? Организую целеполагание через выход учащихся в индивидуальную рефлексию. В процессе обсуждения подвожу учащихся к выводу. Чтобы вы хотели и можете узнать? Где мы можем получить информацию? |
Проделывают опыт (приложение
№ 1) Определяют проблему. Это явление не относится к ранее изученным. Учащиеся, работая в малых группах, определяют, о каком процессе идёт речь. Объект исследования – лист. Тема исследования: основная функция листа. Учащиеся в процессе индивидуальной рефлексии выделяют известное и не известное, что позволяет им определить и сформулировать цели урока. 1. Особенности строения листа и его значение в жизни растения. 2. Место, условия протекания и результаты фотосинтеза. 3. Значение. В справочниках, В энциклопедии, В учебнике, В сети интернета и т. д. |
| 3. Процессуально-деятельностный этап | Организую деятельность учащихся по
формированию знаний о строении и функции листа. Организую продуктивную деятельность учащихся. Обмен информацией между группами методом зигзага, т.е. группы, меняются участниками, и эти участники информируют другую группу по их заданию. Совместное обсуждение. Организую составление общей схемы. Составим схему, в которой не только были бы отмечены название клеток, но и показано их роль в процессе образования органических веществ. “Приспособление листа к выполняемым функциям” В процессе обсуждения результатов работы подвожу учащихся к составлению рассказа. Маленькие зелёные зёрнышки делают величайшее чудо из всех чудес. Чудо-чудо из чудес приходи, нам своё чудо из чудес покажи. Чтобы совершить даже небольшое открытие, нужно поставить вопросы и постараться ответить на них. Что мы делали на этом этапе? На что нужно обратить внимание? В процессе обсуждения результатов работы подвожу учащихся к определению, что такое фотосинтез? И так можем ли мы сейчас уже охаpaктеризовать: 1. Место протекания процесса. 2. Условия протекания процесса. 3. Суть процесса. Результат Продолжаем обсуждение: Куда же эти органические вещества поступают? Что помогло нам совершить небольшое открытие? Обеспечиваю условия для выполнения субъектного опыта. Где в жизни мы встречаемся с данным процессом? Какое значение фотосинтеза для всей планеты, для всего живого на ней? Какой бы вывод вы сделали для себя при изучении данного вопроса? У вас на столе лежит настоящий зелёный лист, прижмём его к своему сердцу, чтобы отдать растению частицу своего сердечного тепла, доброты и пообещаем никогда ни рвать просто так веток, листьев, цветов потому что в них наша жизнь. |
Работают в группах по заданию. 1 задание: изучение строения кожицы листа. 2 задание: изучение строения устьиц. 3 задание: изучения строения мякоти листа. (приложение № 2) Группы формулируют свой вариант ответа. Создаётся ситуация позволяющая каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, умения составлять и работать с таблицей и схемой. (рисунок № 1) Составляют рассказ о строении и функции листа. (Приложение № 4) Сценка “Чудо из чудес” Дети сами задают вопросы. Какие компоненты нужны для выполнения основной функции листа? Что образуется в листе с участием этих веществ? Что выделяется из листьев в атмосферу? Воспроизводят имеющиеся знания. Дети формулируют свой вариант определения, идёт процесс общего обсуждения. Выбирают полное, точное определение сравнивают с определением в учебнике. 1. Хлоропласты столбчатой ткани листа. 2. Солнечная энергия, углекислый газ, вода, хлорофилл. 3. Образование органических веществ из неорганических путём сложных химических превращений с использованием энергии солнечного света. (Могут обращаться за помощью к учителю, отвечать сами или пользоваться учебником.) По ситовидным трубкам в стебель, корень, корневище. Так осуществляется воздушное питание листа. Воспроизводят имеющиеся знания. Работают, с учебником называют основные положения текста. |
| 4. Рефлексивно-оценочный этап | Организую обсуждение
совместной деятельности по достижению целей
урока. Все ли мы успели изучить? Что было особо значимо для вас? Что помогло добывать эти знания? При наличии времени предлагаю учащимся выполнить самостоятельно тесты (приложение № 5) Предоставляю возможность выбора домашнего задания и даю рекомендации по его выполнению. |
Путём индивидуальной и
коллективной рефлексии школьники делают выводы
о выполнении поставленных целей урока. Объясняют способ освоенных действий, выявляют достижения, делают выводы о причинах возникших проблем и предлагают пути их реализации. В процессе индивидуальной рефлексии оценивают эффективность своей деятельности и достигнутых результатов. Выбирают домашнее задание в соответствии своими возможностями. (Приложение № 6) |
Дополнительная информация (Приложение 3)
Комментарии:
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
25 11 2025 2:10:25
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
24 11 2025 14:27:46
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
23 11 2025 20:47:45
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
22 11 2025 1:34:54
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
21 11 2025 18:42:17
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
...
20 11 2025 5:47:16
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
19 11 2025 0:42:52
На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов.
...
18 11 2025 11:37:24
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
17 11 2025 21:33:13
Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....
16 11 2025 5:38:35
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
15 11 2025 17:19:57
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
14 11 2025 12:29:41
Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....
13 11 2025 10:40:26
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов».
...
12 11 2025 19:37:45
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
11 11 2025 21:19:17
С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....
10 11 2025 13:22:16
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
09 11 2025 5:17:53
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
08 11 2025 19:13:49
Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...
07 11 2025 3:42:14
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
06 11 2025 12:44:28
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
05 11 2025 20:17:58
Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....
04 11 2025 13:27:52
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
...
03 11 2025 16:42:46
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
02 11 2025 12:16:49
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся.
...
01 11 2025 4:16:26
Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....
31 10 2025 6:38:15
Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....
30 10 2025 12:35:34
На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....
29 10 2025 16:50:21
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
28 10 2025 12:17:26
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни.
...
27 10 2025 21:15:37
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
26 10 2025 8:56:12
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
25 10 2025 15:38:26
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
24 10 2025 15:30:39
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
23 10 2025 17:31:29
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся.
...
22 10 2025 11:34:40
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
21 10 2025 10:18:15
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
20 10 2025 4:24:30
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
19 10 2025 6:48:48
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими
учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой
системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема
изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
18 10 2025 3:45:47
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
17 10 2025 11:37:33
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
16 10 2025 7:19:43
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
15 10 2025 12:24:51
Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....
14 10 2025 11:13:12
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
13 10 2025 19:20:27
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
12 10 2025 14:35:38
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
11 10 2025 14:43:15
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
10 10 2025 0:26:12
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
09 10 2025 5:25:40
Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....
08 10 2025 19:19:14
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
07 10 2025 21:23:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




