Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"


    Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"

Цель:

  • показать многообразие типа кишечнополостных,
  • углубить знания учащихся на примере различных представителей,
  • познакомить учащихся со значением кишечнополостных в природе и жизни человека,
  • продолжить формирование навыков работы с научно-популярной литературой.

Сценарий этой игры строится на основе известной и любимой детьми сказки “О золотой рыбке” А.С.Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.

Все роли готовятся учениками самостоятельно, каждый в своем выступлении старается отразить внешние особенности данного представителя, места обитания, отметить вред или пользу, которую он приносит.

Для того чтобы ребята могли свободно и уверенно держаться перед зрителями и выступать эмоционально, необходимо провести 1-2 репетиции, в ходе которых вносятся изменения и коррективы в сценарий, ученики, вживаясь в свои роли, начинают “играть”.

Всеми вместе обсуждается оформление игры, и придумываются костюмы для учеников. Всем придворным принцессы делаются эмблемы и короны с изображением того представителя типа кишечнополостных, которого играет ученик. Костюм старика составляет плащ и старая шляпа, можно приклеить усы. Вместо невода используется обыкновенная плетеная сетка для продуктов. Класс оформляется большими рисунками, изображающими различных представителей кишечнополостных и пейзажи морского дна. Эти рисунки крепятся к стенам класса и на шторы.

Необходимым элементом в ходе игры является функциональная музыка (шум моря, легкая музыка, военный марш).

Автор:

Жили-были старик со старухой у самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Вот пошёл раз старик к морю
(Выходит старик с “неводом”)
Неспокойно синее море.
Первый раз закинул он невод,-
Пришел невод с одною тиной.
В другой раз закинул он невод,-
Пришел невод с чудами морскими невиданными.
(В неводе у старика бумажные изображения медуз, морских звезд, коралловых полипов)
Удивился старик, испугался.

Старик:

Что такое? Я рыбачу 30 лет и три года, а таких диковин не встречал.
Вывалю-ка их на песок и покажу потом моей старухе.
Вот уж она удивится.

Автор:

В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой-золотою.
Как взмолится рыбка золотая!
Голосом молвит человечьим:

Рыбка:

Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой дам за себя откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.

Автор:

Удивился старик, испугался.
Он рыбачил 30 лет и 3 года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
И сказал тогда старик рыбке:

Старик:

Бог с тобою, золотая рыбка,
Твоего мне откупа не надо.
Но поймал сегодня чуд морских я,
Ничего доселе о них не знаю.
Расскажи про них мне, рыбка золотая.

Рыбка:

Что ж, старик, исполню я твою просьбу,
Но для этого нам придется с тобой опуститься в подводный
дворец, к самой Принцессе Коралловых Рифов.
Она тебе многое сможет рассказать и показать.
(Функциональная музыка)

Автор:

Набежала тут волна морская,
Старика и рыбку захлестнула
И отправила на дно морское.
Очнулся старик, глядь, а перед ним прекрасный подводный дворец
С чудесным сказочным садом вокруг.
И идет к нему и рыбке сама Принцесса Коралловых Рифов.

Принцесса:

Здравствуйте, дорогие гости!
Ну что, старик, нравится мой дворец?

Старик:

Очень нравится, ваше высочество. Я в жизни своей красоты такой не видывал.
Но из чего же он построен? Камни что ли у вас в подводном царстве такие особенные, разной непонятной формы? А уж окраска у них поистине сказочная!

Принцесса: (смеется)

Что ты, старик! Это не камни вовсе, а животные типа кишечнополостных - коралловые полипы. Из них выстроен дворец по приказу моей бабушки много тысяч лет назад. Легенда гласит: коралловые полипы были слугами у моей бабушки и до поры до времени ни на что не претендовали. Но однажды до нее дошли слухи, что кораллы собираются втайне заключить преступный сговор со злейшими бабушкиными врагами, т.е. предать ее. Бабушка была справедливой королевой, но не захотела больше терпеть около себя неверных подданных и придумала им жестокое наказание-построить для нее и ее свиты дворец, но не из дерева, не из камня, не из подводных растений, а из того, чего нет.
Долго думали и ломали голову коралловые полипы, но за неверность надо платить. И они построили этот дворец из…. Своих собственных тел. Каждый полип образует скелет – известковую пластинку, которую выделяет наружный слой подошвы полипа. При размножении колонии путем почкования, скелеты отдельных особей сливаются, и образуется единый, мощный скелет всей колонии. Кораллы растут очень быстро и, разрастаясь, образуют коралловые рифы и острова или как их еще называют – атоллы.
Атоллы представляют собой невысокие кольца, внутри которых находится водная лагуна. Коралловые рифы могут иметь большую протяженность, например Большой Барьерный Риф, тянется вдоль северо – восточного побережья Австралии примерно на 2000 километров.
Кораллы – обитатели теплых тропических морей. И сейчас, по – моему, довольны своей участью и даже гордятся, что из них получились такие прекрасные
строители. И уже не считают наказание моей бабушки жестоким. Не правда ли, Мадрепоровый коралл?

Мадрепоровый коралл: (Слайд, термин.)

Да, да, это – истинная правда. Нам очень нравится строить, особенно если основа есть. Например, года два назад в Персидском заливе затонул корабль. Так себе был кораблик, серенький, невзрачный. А посмотрели бы вы на него сейчас! Красавец! Мы его покрыли своими телами толщиной уже в 60 см.
Вот это темпы я понимаю. Да что корабль! Нас в качестве строительного материала на земле используют. Люди на побережье улицы нами мостят, дома строят и
отделывают. А еще наши скелеты используют в качестве водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических изделий.

Красный коралл: (слайд, термин)

Подождите! Дайте же и мне сказать. Вы разрешите, Ваше Высочество?

Принцесса: Пожалуйста.

Красный коралл:

Я и мой сводный брат Черный коралл, в отличие от Мадрепоровых кораллов, имеем благородное происхождение. И служим также для благородных целей. Из нас изготавливают разнообразные украшения и ювелирные изделия. Общая годовая добыча драгоценных кораллов составляет почти 100 тонн. Черный коралл добывают в Персидском заливе, а меня, Красный коралл, - в Средиземном море, у берегов Японии и Австралии.

Старик:

Невероятно! Вот это “камни”!

Принцесса:

Ну а теперь пойдемте, я вам представлю своих придворных.

(Функциональная музыка. Выходят цианея, крестовичок, аурелия, корнерот – медузы.)

Цианея: (Слайд, термин.)

Я Медуза Цианея – главная фрейлина ее Высочества. Мой купол больше метра в диаметре. Он светится кремовым цветом, а из – под него свисает розовая бахрома мои щупальца, которые иногда достигают длины 20 – 30 метров . Но не советую обольщаться моей красотой, во многих щупальцах я имею стрекательные клетки, ожоги которых поражают не только рыб, но и других морских животных. Я предпочитаю для проживания холодные моря (Баренцево, Карское), а сюда явилась лишь по просьбе ее Высочества.

Аурелия: (Слайд, термин )

Я всего лишь придворная дама ее Королевского Высочества, но зато обитаю в умеренных морях обоих полушарий и даже иногда в арктических встречаюсь. Мой уплощенный зонтик достигает в диаметре 40 см. Аурелий очень легко узнать по розоватому или слегка фиолетовому цвету и четырем темным подковам в средней части зонтика – это пoлoвые железы. По краям моего рта расположены четыре длинные ротовые лопасти, напоминающие ослиные уши. За это нам дали еще одно название – ушастые медузы. Единственный наш недостаток – мы плохо плаваем. Благодаря сокращению зонтика Аурелии лишь медленно поднимаются к поверхности, а затем, неподвижно застыв, погружаются в воду, в глубину.

Корнерот: (Слайд, термин)

Разрешите представиться – Медуза Корнерот, широко распространена в Черном и Азовском морях. Нас называют еще ризостомами. Зонтик имеет закругленную форму. Щупальцев у нас нет, и мы пpaктически безопасны для животных и человека. У взрослых Корнеротов рот зарастает, и его роль выполняют многочисленные мелкие отверстия в складках ротовых лопастей. Здесь происходит пищеварение. Все Корнероты хорошо плавают, держатся на небольших глубинах вблизи берегов. В тропических морях обитают съедобные Корнероты. В Японии и Китае употрeбляют в пищу ропилему. Там добывают ежегодно тысячи тонн этих медуз.

Старик:

Вот они какими интересными собеседниками оказались – “чуда морские” А что же вы мне не представились?

Принцесса:

Действительно, уважаемый Крестовичок, что это вы вдруг заскромничали? Это на вас не похоже.

Крестовичок: ( Слайд, термин)

Извините, ваше Высочество, но я подумал, что вашим дорогим гостям знакомство со мной не доставит удовольствия.

Рыбка:

Что вы, нам все очень интересно. А от чего это вы нас предостерегаете?

Крестовичок:

Дело в том, что я очень опасная ядовитая медуза. Спустя 10 минут после моего “ожога” у человека наступает общая слабость, появляется боль в пояснице, затрудняется дыхание, немеют руки и ноги, и человеку грозит опасность утонуть. Пораженного ядовитой жидкостью человека нужно положить и срочно вызвать к нему врача. Болезнь длиться 4 – 5 суток. Особенно опасны повторные ожоги, потому что организм становится очень чувствительным к моему яду и это может привести к cмepти.

Старик: Да, действительно, опасное знакомство.

Принцесса:

Не бойтесь. На куполе медузы Крестовичка виден темный крест. Если к ней не приближаться, она не причинит вам вреда.

Старик:

Что это, Ваше Высочество?

Принцесса:

Это мой доблестный флот отправляется на очередные учения.

Физалия:

Я адмирал Королевского флота. Другое мое название Португальский Кораблик. Его мне дали за сходство со средневековыми парусниками – гамонами. Еще за много миллионов лет до появления человека на земле, Физалии и их родственники, выработали у себя приспособления, необходимые для плавания по поверхности моря под ветром. Сверху у Физалии находится наполненный газом   немного заостренный с одной стороны продолговатый пузырь не более 30см длиной – гoлyбой или опаловый. Очень красив он под лучами солнца. Это корпус корабля. На нем сверху располагается гребень – парус. Гребень стоит немного косо, что помогает Физалии ловить ветер, маневрировать. Длинные, 15 – 20м., щупальца – “арканчики” Физалии густо усеяны ядовитыми   стрекательными клетками. Ими она ловит добычу, которую стрекательные клетки парализуют. Когда она идет под ветром, щупальца волочатся за ней, словно сеть за рыболовным траулером. Эти щупальца – киль Физалии, они не дают ей переворачиваться и помогают двигаться под углом к ветру. Есть и руль. Им служит щупальце, расположенное на закругленном заднем конце Физалии особенно толстое и закрученное. Прикоснувшийся к щупальцам Физалии получает ожог, вызывающий сильную боль. Однако между нашими опасными щупальцами прячутся рыбки Немеусы, которые находят здесь для себя убежище и еду, избавляя в то же время Физалий от паразитов и остатков пищи, застрявших между щупальцами.

Старик:

Ваш Королевский флот великолепен. Но….. Смотрите, смотрите, какие чудесные цветы.

Принцесса:

Да, действительно, Актиний можно принять за цветы. На самом же деле – это типичные морские животные. Велико очарование Актиний, не оставляющих равнодушным никого, кто видит их под водой. Здесь играет роль не только яркая окраска, но и необычные формы тела, нежные переливы цвета и интересные особенности поведения.

Актиния: (слайд, термин)

Вообще – то мы ведем малоподвижный образ жизни, т.к. основанием туловища прикрепляемся к какой – нибудь твердой поверхности. На верхней части туловища находится ротовое отверстие, окруженное щупальцами с миллионами стрекательных клеток. Как только щупальца коснуться живого существа, они тут же выбрасывают стрекательные нити, и яд парализует жертву. После этого щупальца сокращаются и подтягивают добычу ко рту. Даже человек может получить болезненные ожоги, если притронется к ядовитым щупальцам. Актиний нередко находят в симбиозе с моллюсками, рыбами, кpaбами. Я, например, дружу с Paком – отшельником. Чудесный сосед! Благодаря нему я путешествую, а в дороге и пищи больше. А еще между моими щупальцами ловко ныряет Рыбка-Клоун, на которую мой яд не действует. Она снимает у меня квартиру, но не безвозмездно. Рыбка-Клоун служит приманкой некоторым хищникам, вызывая их на бой у своего опасного убежища. Стоит противнику прикоснуться в дpaке к ядовитым щупальцам,как он становится моей жертвой.

Принцесса:

Я не могу познакомить вас со всеми моими подданными, но и та информация, которую вы получили, имеет значительную ценность. Понравились тебе, старик, чуда морские?

Старик:

Очень, Ваше Высочество. Будет мне теперь что рассказать своей старухеи долгими вечерами. Но где же рыбка? Как же я снова попаду на поверхность земли? Ведь как у нас говорят: в гостях хорошо, а дома лучше.

Рыбка:

Не волнуйся, старик, я здесь. А домой тебя доставят уже мои слуги. Эй вы, волны морские, неспокойные! Доставьте старика на берег! Прощайте все, Ваш чудесный дворец, сад, Ваших слуг мы никогда не забудем.

(Функциональная музыка)

Автор:

Ну, вот и закончилась наша сказка. А для того, чтобы мы не были у Принцессы Коралловых Рифов и Золотой Рыбки в долгу и докажем, что не зря побывали в ее подводном королевстве, давайте ответим на следующие вопросы.

Вопросы для закрепления:

  1. С какими представителями кишечнополостных мы сегодня познакомились?
  2. В каких морях обитают коралловые полипы и на какой глубине? С чем это связано?
  3. Почему физалию называют “португальским корабликом”?
  4. Чем опасна медуза крестовичок?
  5. Кто из кишечнополостных путешествует “за чужой счет”?
  6. При помощи чего медузы охотятся за добычей?
  7. Какую пользу приносят кишечнополостные человеку?



Комментарии:

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

26 11 2025 20:27:39

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"


    Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

      Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

25 11 2025 0:28:47

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

24 11 2025 22:44:54

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

      Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

23 11 2025 11:44:52

Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"


    Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...

22 11 2025 6:35:54

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

21 11 2025 1:21:53

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

20 11 2025 23:54:37

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

19 11 2025 6:31:43

Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"


    Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"

      Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы. ...

18 11 2025 9:40:13

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

17 11 2025 2:19:33

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

16 11 2025 0:17:57

Урок биологии в 6-м классе "Корень"


    Урок биологии в 6-м классе "Корень"

      Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

15 11 2025 23:22:48

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

14 11 2025 19:14:47

"Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"


    "Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"

      Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....

13 11 2025 8:32:44

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

12 11 2025 9:48:19

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

11 11 2025 0:11:32

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

10 11 2025 14:15:57

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

      Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

09 11 2025 19:47:54

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

08 11 2025 3:12:52

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

07 11 2025 11:20:47

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

06 11 2025 15:30:28

Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"


    Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"

      Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. ...

05 11 2025 2:10:34

Критерии вида. 11-й класс


    Критерии вида. 11-й класс

      Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....

04 11 2025 2:29:28

Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии


    Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

      В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...

03 11 2025 16:18:28

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

02 11 2025 0:26:28

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

01 11 2025 20:27:16

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

31 10 2025 16:40:59

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс


    Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

      Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

30 10 2025 9:35:13

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

29 10 2025 2:58:31

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

      Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

28 10 2025 4:14:56

Строение и жизнедеятельность инфузорий


    Строение и жизнедеятельность инфузорий

      Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....

27 10 2025 21:45:26

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

26 10 2025 15:18:28

Игра "Звездный час"


    Игра "Звездный час"

      Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....

25 10 2025 10:54:37

Урок с использованием ТСО "Пищеварительная система человека"


    Урок с использованием ТСО "Пищеварительная система человека"

      Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....

24 10 2025 14:29:18

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

23 10 2025 19:22:47

Открытый урок "Многообразие голосеменных растений Забайкальского края"

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....

22 10 2025 8:24:42

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

21 10 2025 2:20:48

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

20 10 2025 8:40:10

Питание. Особенности питания растительного организма


    Питание. Особенности питания растительного организма

      Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

19 10 2025 4:18:50

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

      Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

18 10 2025 6:28:28

Гигиена кожи. 8-й класс


    Гигиена кожи. 8-й класс

      Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....

17 10 2025 2:29:41

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

16 10 2025 17:48:38

Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс


    Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс

      Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....

15 10 2025 7:25:56

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

14 10 2025 15:51:29

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс


    Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

      Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

13 10 2025 7:37:16

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

      Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

12 10 2025 3:41:22

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"


    Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

      В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

11 10 2025 18:42:39

Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"


    Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

      Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

10 10 2025 7:59:17

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

09 10 2025 9:29:41

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

08 10 2025 6:40:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::