Тема урока: "Свалка по имени Земля"
При проведении урока по данной теме использовалась технология проекта.
Урок целесообразно проводить в два этапа: на первом класс делится на группы, определяются проблемы по теме урока, проходит сбор материала и его первичная обработка, на втором обсуждение материалов, полученных результатов и подведение итогов.
Каждая группа учащихся в процессе работы должна быть нацелена на решение определенных проблем. В данном случае таковыми являются:
- теоретические аспекты загрязнения планеты Земля;
- уменьшение воздействия свалок на окружающую среду;
- исследование данной проблемы в своем микрорайоне;
- решение проблемы загрязнения окружающей среды.
Тип урока: защита проекта.
Цель проекта: Формирование экоцентрического экологического сознания личности учащихся.
Задачи:
- обеспечить осмысление школьниками сущности экологических проблем;
- формировать способы работы с информацией (контент-анализ информационных источников, приемы обобщения и др.);
- развивать самооценку, обеспечить воспитание в духе нравственно-экологического императива.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеофильм по экологии “Жить или не жить”, плакаты для защиты исследовательской части проекта, визитки, установленные на столах и сообщающие тему над которой работала данная группа, сигнальные карточки зеленого и красного цветов.
Учитель: Здравствуйте! Уважаемые гости, сегодня мы с вами присутствуем на презентации проекта “Свалка по имени Земля”. Это заключительный этап, работы старшеклассников над одной из проблем антропогенного воздействия и сейчас я передаю слово ведущему проекта.
Ведущий: История планеты Земля и история человечества по продолжительности несопоставимы. Если ускорить историю планеты в 5 миллиардов раз и принять время ее жизни за 1 год, то человек родился 31 декабря в 16 часов, сельским хозяйством начал заниматься в 23 часа 58 минут, а весь период научно-технической революции, когда его влияние на природу стало особенно пагубным, составил всего 2 секунды. Но эти секунды истории планеты — трагические.
Проблема загрязнения планеты комплексная, поэтому было сформировано несколько экспертных групп, которые работали над составляющими этой проблемы. Первая группа экспертов познакомит нас с теоретическими аспектами загрязнения окружающей среды. Сейчас я предлагаю заслушать результаты их исследований.
1 группа, 1 уч-ся: В наше время резко обозначился конфликт основных частей социоприродной экосистемы – общества и природы. Совершенно очевидно, что инициатором этого конфликта является не природа. Что же общество делает не так, в чем конкретно выражается его неправильное отношение к природе?
Кинофрагмент (5 мин).
В экологии понятие “загрязнение” имеет более широкое значение, чем в быту. Загрязнителями считают не только твердые, жидкие и газообразные вещества, но и электромагнитное излучение, тепло, шум. (Работа со схемой. Приложение 1)
Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть – 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выбрасываются.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации и это именно та проблема, в решении которой мы можем принять самое непосредственное участие.
2 учащийся. На территории Московского региона проживает около 17 млн. человек, что составляет 7 часть населения России. Ежегодно в регионе образуется около б млн. тонн твердых бытовых и 19 млн тонн промышленных и сельскохозяйственных отходов. Площадь отчуждения под свалки уже сегодня составляет 0,2 % территории области.
Настоящим бичом для Московской области стали несанкционированные свалки. Количество таких свалок практически не поддается учету.
Проведем анализ воздействия отходов на компоненты окружающей среды. Свалка загрязняет почвы, поверхностные водоемы, грунтовые и подземные воды, угнетает растительность и организмы, обитающие в почвенном горизонте и в водоемах (Приложение № 2). Вокруг свалок зачастую распространяются неприятные запахи, они уродуют эстетический вид ландшафта. Атмосферные осадки, фильтруясь через отходы, могут значительно изменять геохимические параметры, становясь агрессивными к горным породам, подстилающим тело свалки.
В таблице (Приложение 3) дана краткая характеристика возможного воздействия стихийной свалки на компоненты окружающей среды. Отсюда видно, что стихийные свалки оказывают прямое и опосредованное воздействие на все компоненты окружающей среды человека, как природные, так и антропогенные.
Ведущий: Большое спасибо 1 группе экспертов за подробную информацию. Выяснив, какие негативные последствия вызывают свалки, попытаемся ответить на вопрос: может ли человек уменьшить воздействие свалок на окружающую среду. Этой проблемой занималась 2 группа экспертов. Вам слово ребята.
1 уч-ся 2 группы. Во всех странах состав твердых бытовых отходов (ТБО) довольно близкий, его главные составляющие — бумага, стекло, органические остатки, пластмассы, ткани и металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины ).
В целом переработка каждой из фракций ТБО проблемы не составляет, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин — крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО.
1. Захоронение.
Это самый антиэкологичный вариант. Воздействие свалки на окружающую среду мы уже рассмотрели. Если используется современный полигон для хранения ТБО (это “ванна” с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют — их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу все-таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигаюших заводах (МСЗ удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час.) Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы приходится захоранивать. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят МСЗ и постепенно закрывают имеющиеся.
3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции, но после этого мусоро-перерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно. На вторичное сырье — бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы всегда есть спрос.
2 уч-ся 2 гр. Кардинальным выходом из положения является пересмотр всего производства в целях уменьшения количества отходов. Необходимо повысить эффективность использования материалов: она может быть увеличена в 10 раз и, стало быть, в 10 раз снижено количество потенциальных отходов.
Чтобы существенно изменить ситуацию с накоплением ТБО, нужно превратить их в “хорошие”.
В целом в развитых странах отмечается бесспорный прогресс в этой области. В США с 1990 по 2000 г. уровень вторичного использования ТБО возрос с 8 до 32%. В Канаде 50%-ный уровень переработки ТБО объявлен национальной задачей. 50%-ную отметку преодолело большинство немецких земель и итальянская провинция Милан. Швейцария достигла уровня 53%. Наряду с сортировкой мусора населением, внедряются промышленные линии переработки ТБО с электронными системами распознавания.
Важную роль для переработки ТБО играют экономические стимулы, которые действуют эффективнее, чем социальный фактор, отражающий уровень экологической культуры и осознание населением важности сбора сортированных отходов. Так, например, в Австралии организована раздача комплектов мешков с бирками и проводятся еженедельные розыгрыши призов за участие в сборе раздельных отходов. Мешок победителя проверяется, и если отходы в нем должным образом сортированы, он получает крупный приз экологичный автомобиль или путевку на отдых на Карибское море. В некоторых городах Бразилии жители получают плату за сортированные отходы, доставленные ими в местный пункт сбора.
Для улучшения ситуации необходимо внедрить принцип многократного использования товаров, завершающееся их переработкой.
При этом снижается использование ресурсов, затрачиваемых на единицу продукции, покупка во многих случаях заменяется арендой (прокат автомобилей), индивидуальное потребление – совместным использованием (коллективные прачечные), развивается сеть местных мастерских, где оперативно ремонтируется бытовая техника, и т.д.
При общем прогрессе решения проблемы ТБО в странах Европы отстающей считается Великобритания, в которой перерабатывается только 10% отходов.
Что же тогда говорить о России!
Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2%, т.к. сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых потому что значительная часть городского населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание более просто организованных контролируемых свалок, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок.
Да, полностью избавиться от отходов невозможно, какую-то их часть придется захоранивать. Тем не менее, человечество может резко снизить количество отходов, оказывающих пагубное влияние на окружающую среду.
Ведущий: Безусловно, в своем выступлении ребята затронули очень злободневную для нашего села тему. “Стихийные” свалки. Они растут как грибы после дождя. О том, как обстоят дела в нашей местности и как население относится к проблеме стихийных свалок нам расскажет третья группа учащихся.
1 уч-ся 3 гр. В осуществлении этой части проекта большую помощь нам оказали учащиеся 6 классов, за что мы им очень благодарны. Ребята провели анкетирование жителей улиц с. Ашиткова, примыкающих непосредственно к лесному массиву. Поводом для этого послужило летнее обследование территории школьного лесничества на предмет возникновения стихийных свалок.
Уже много лет мы почти безрезультатно боремся с этими свалками, собирая мусор, вывозя и закапывая его (фото). Выяснить причины такого положения мы решили при помощи опроса местного населения, и попытаться найти выход из сложившейся ситуации.
Посмотрим, какие результаты были получены после обработки нами опросных листов.
Всего в опросе приняло участие 89 человек, жителей улиц Зеленая, 40 лет Победы, Лесная.
Работа по диаграммам, составленным по анкетам (Приложение 4).
В числе самых действенных мер по наведению порядка жители села видят увеличение числа мусорных контейнеров на улицах села (39%) и взымание штрафов с людей, засоряющих окружающую среду(20%). О необходимости агитационной работы говорят 13% опрошенных, о проведении субботников – 16%.
Выявив проблему загрязнения окружающей среды и отсутствия культуры у определенной части населения, мы предлагаем следующие пути ее решения.
1. Провести беседы в младших классах школы.
2. Изготовить и распространить среди местного населения листовки экологического содержания.
3. Совместно с работниками Виноградовского лесхоза изготовить и установить в лесу аншлаги.
4. 22 апреля в День Земли принять участие в субботнике по уборке территории и привлечь к этой акции местное население.
5. Привлечь внимание должностных лиц к существующей проблеме.
Ведущий: Сделан первый шаг, впереди большая, целенаправленная и интересная работа по реализации задуманного.
Конечно, каждый из нас в ответе за свои поступки и начинать нужно с себя.
Давайте представим себе такую ситуацию. На вашей даче, которая расположена в с. Ашитково за год накопился крупный бытовой мусор. Вы собрали его в мешки и повезли на местный полигон по захоронению отходов на своей машине. При въезде на свалку стоит шлагбаум и дежурит сторож, который не разрешает вам выбросить мусор на свалку, пока вы не оплатите в г. Воскресенске эту услугу. На столах у вас лежат карточки двух цветов.Проголосуйте зеленой карточкой, если вы последуете заведенным правилам, и красной – если постараетесь избавиться от мусора, выбросив его где-нибудь по дороге. (Подсчет голосов ведет счетная группа).
И все же решать проблему отходов необходимо в глобальном масштабе. Что может сделать человек разумный в сложившейся ситуации.
4 группа
Вспомним сколько прекрасного создано человеком на Земле, сколько созвучного, соразмерного природе. Значит и сегодня он может, он обязан вернуться к согласию с ней. Найти путь от пропасти, единственно верный путь! Не назад! Дороги в прошлое нет. Человек не может отказаться от благ, заработанных его творчеством и трудом. Но он не может идти в безрассудное никуда по останкам живого. Человек разумный должен выбрать новую модель эволюции, новую стратегию, стратегию устойчивого развития.
У истоков этой стратегии стоял великий ученый и гражданин России Владимир Иванович Вернадский. Он говорил о непреодолимой силе разума. Это она вывела человека из первобытного состояния, она поставила его вровень cо стихийными силами природы, и она же когда-нибудь, окутает нашу Землю облаком мыслей, сферой разума, ноосферой. Это будет царство гармонии человеческой личности, общества и природы. На этом пути у России своя особая роль.
Мы, россияне, сделали не меньше других для наступления катастрофы. Мы больны всеми бедами человечества, но у нас есть одно из самых больших богатств в мире! Половина нашей страны -нетронутая природа, зеленые легкие планеты, резервуары чистой воды – это золотой экологический фонд Земли. Это надежда биосферы, ее последний рубеж.
Нас всего 150 млн. Чтобы нормально жить, нам не нужно столько пашни, столько шахт, столько нефтяных скважин. Для блага всего человечества мы должны сохранить и расширить нетронутую Россию. Мы должны по крупицам отдать свой долг природе.
Кинофрагмент.
Над человечеством нависла страшная угроза – угроза экологической катастрофы. Эта катастрофа может произойти не в результате каких-то чрезвычайных ситуаций , а потому что человечество избрало ошибочный путь развития, при котором уничтожается природная среда. Сейчас Россия занята поиском национальной цели, поиском идеи, которая могла бы объединить всех в нашей стране для решения позитивных задач.
Я уверен, что самая подходящая идея, идея природоохранная. Наш народ может сохранить то бесценное экологическое богатство, которое у нас есть на благо всего человечества, на благо самому себе. И именно это вполне может стать нашей самой важной национальной задачей.
И только с помощью экологии можно дописать сценарий счастливого конца этой истории и указать человечеству путь к обществу устойчивого развития, в котором природопользование рационально: ресурсы не истощаются, среда не загрязняется и процветание нынешнего поколения не лишает потомков возможности нормальной жизни.
Ведущий: Спасибо за ваше выступление. Подведем итоги голосования. (Если результаты оказываются неутешительными, вопрос к залу: что делать в сложившейся ситуации? Ответ: Принимать решения на благо людей, например выдать сторожу квитанции и пусть он принимает плату на месте. .Если результаты положительные, то можно сделать вывод о том, что определенные сдвиги к лучшему в сознании людей уже произошли, а значит есть надежда на благополучное будущее планеты.)
Вопросы в зал: Какие пути выхода из сложившейся ситуации предложите вы? Мнения детей.
Учитель: Я благодарю учащихся 11-го класса за работу над проектом, за проявленную инициативу. Я уверена что знания, полученные вами в ходе подготовки к уроку, позволят вам в дальнейшем принимать экологически грамотные решения, независимо от вашей будущей профессии.
Следующий урок итоговый по теме “Экология”. Повторите пожалуйста изученный материал по данной теме.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
14 12 2019 4:36:55
Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....
13 12 2019 21:56:47
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...
12 12 2019 4:30:41
В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....
11 12 2019 11:34:35
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интерактивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
10 12 2019 19:39:53
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
09 12 2019 23:55:12
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И. Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
08 12 2019 12:22:54
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - " Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
07 12 2019 8:24:16

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы « Класс Птицы» как повторение пройденного....
06 12 2019 15:21:43
Урок является заключительным в теме « Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...
05 12 2019 18:52:40
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
04 12 2019 2:13:58
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
03 12 2019 20:35:33
Урок « Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....
02 12 2019 5:41:58
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением И К Т, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
01 12 2019 7:47:48
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
30 11 2019 22:22:15
В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к Е Г Э применительно к упомянутой теме....
29 11 2019 3:39:53
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации З О Ж. ...
28 11 2019 5:54:21
Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опорно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...
27 11 2019 21:44:53
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу. ...
26 11 2019 5:54:59
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
25 11 2019 10:11:17
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями Ф Г О С по программе В. В. Пасечника « Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса « Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
24 11 2019 21:27:18
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...
23 11 2019 1:56:15
Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....
22 11 2019 17:54:18
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....
21 11 2019 5:12:30
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трансляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
20 11 2019 10:32:19
Факультативный курс « Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....
19 11 2019 0:48:55
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме " Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике К С О " Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава ( П С С); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
18 11 2019 9:16:20
Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....
17 11 2019 22:21:37
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
16 11 2019 19:14:43
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
15 11 2019 13:54:52
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
14 11 2019 7:45:16
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
13 11 2019 20:54:37
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употреблять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
12 11 2019 9:13:31
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндосперма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...
11 11 2019 18:26:40
Урок биологии по теме « Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
10 11 2019 20:42:26

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
09 11 2019 21:27:54
Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...
08 11 2019 21:19:43
Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....
07 11 2019 6:46:19
В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....
06 11 2019 12:25:39
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: " Бактерии", " Грибы", " Растения", " Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...
05 11 2019 19:51:48
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на практике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
04 11 2019 1:36:36
Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного характера, самостоятельную работу с текстом учебника, практическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы. ...
02 11 2019 14:26:33

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
01 11 2019 18:13:18
Сценарий этой игры строится на основе сказки " О золотой рыбке" А. С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...
31 10 2019 7:15:29
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
30 10 2019 0:13:36
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
29 10 2019 18:51:27
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме " Кровь и кровообращение". ...
28 10 2019 12:58:18
Урок проводится в 6-м классе по У М К « Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....
27 10 2019 0:51:24
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...
26 10 2019 7:12:18
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
25 10 2019 20:55:31
Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
24 10 2019 21:34:20
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...
23 10 2019 1:50:41
Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...
22 10 2019 4:26:11
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме « Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
21 10 2019 20:51:51
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
20 10 2019 17:25:19
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...
19 10 2019 3:53:15
Урок " Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы " Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них практическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...
18 10 2019 9:20:17
Представлен конспепкт урока-прогноза " Путь к долголетию"....
17 10 2019 5:55:59
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе М О У " Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
16 10 2019 22:15:51
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
15 10 2019 15:15:48
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А. И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опорных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование И К Т на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
14 10 2019 17:29:43
Урок по теме " Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интерактивных схем электронного учебника компании "1 С" — " Животные. 7-й класс"....
13 10 2019 10:13:32
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение И К Т формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
12 10 2019 1:58:39
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — О Б Ж — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
11 10 2019 8:19:28
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
10 10 2019 7:16:30
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
09 10 2019 9:33:22
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина « С» в различных соках. ...
08 10 2019 13:54:23
Урок по теме " Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углубляться на последующих уроках....
07 10 2019 5:44:25
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
06 10 2019 11:54:13
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом " Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету " Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
05 10 2019 2:58:54
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панспермия, биохимическая эволюция....
04 10 2019 1:32:40
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
03 10 2019 11:32:44
Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников " Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В. Б. " Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: " Возникновение жизни на Земле", " Учение о клетке"....
02 10 2019 21:22:10
На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают характерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме « Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....
01 10 2019 6:23:25
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
30 09 2019 13:56:24
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме " Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...
29 09 2019 5:50:25
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
28 09 2019 18:47:13

Урок построен в виде игры « Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
27 09 2019 14:39:14
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
26 09 2019 18:22:51
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении практических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
25 09 2019 9:40:55
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-практических конференций в гимназии № 1. ...
24 09 2019 19:25:16
На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....
23 09 2019 11:30:46
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы « Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
22 09 2019 20:19:40

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
21 09 2019 17:11:34
Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....
20 09 2019 19:18:56
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
19 09 2019 20:51:40
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на практике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена практическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий характер....
18 09 2019 17:47:30
Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками практическую работу « Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....
17 09 2019 17:46:36
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
16 09 2019 20:11:38
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И. Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
15 09 2019 5:35:38
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
14 09 2019 22:29:48
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А. Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
13 09 2019 1:20:38
Главная цель урока - показать практическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
12 09 2019 8:16:38
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
11 09 2019 11:21:37
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы « Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра К В Н. Авторы предлагают сценарий К В Н « Смотри. Слушай. Решай». ...
10 09 2019 17:59:43
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
09 09 2019 14:38:32
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...
08 09 2019 19:13:35
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
07 09 2019 8:24:26
Цели урока: обобщить знания по теме " Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
06 09 2019 1:20:34
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
05 09 2019 4:45:14
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
04 09 2019 14:54:43
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
03 09 2019 10:55:45
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
02 09 2019 5:50:20
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
01 09 2019 3:27:25
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование И К Т, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интерактивной доски и мультимедийных пособий....
31 08 2019 17:56:39
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н. И. Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с практическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
30 08 2019 21:48:17
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...
29 08 2019 9:31:32
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...
28 08 2019 4:22:26
Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....
27 08 2019 5:32:24
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
26 08 2019 15:30:33
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
25 08 2019 2:44:51
Вводное занятие в курсе " Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы З О Ж и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
24 08 2019 1:59:20
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
23 08 2019 16:47:18

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке И К Т повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
22 08 2019 6:24:40
В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....
21 08 2019 11:39:12
Курс " Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
20 08 2019 6:21:48
Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...
19 08 2019 15:28:32
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
18 08 2019 23:55:57
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
17 08 2019 13:36:16
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И. Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...
16 08 2019 2:10:20
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
15 08 2019 10:34:17
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему " Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, Т С О, гербарных образцов, таблиц, опорные конспекты; практические: лабораторная работа « Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
14 08 2019 19:53:47
Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....
13 08 2019 11:57:17
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А. Г., Маша Р. Д. " Биология: человек"....
12 08 2019 9:43:26
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стебле. ...
11 08 2019 18:54:56
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
10 08 2019 4:33:29
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного Н О У по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
09 08 2019 20:17:37
Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
08 08 2019 5:56:51
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...
07 08 2019 3:10:16
Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения З У Нов. ...
06 08 2019 23:39:32
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их характерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
05 08 2019 6:30:48
Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, практическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....
04 08 2019 4:57:25
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его практической деятельности....
03 08 2019 23:37:53
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса « Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о практическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
02 08 2019 12:57:30
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
01 08 2019 19:26:44
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...
31 07 2019 0:49:56
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
30 07 2019 8:38:19
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы « Отдел покрытосеменные растения»....
29 07 2019 8:58:26
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые перерабатывают останки отмерших организмов....
28 07 2019 2:44:34
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. ...
27 07 2019 23:19:24

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются Ц О Р Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе " Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к Е Г Э....
26 07 2019 2:20:25
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
25 07 2019 10:50:34
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является характернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных неблагоприятных условий....
24 07 2019 6:59:13
Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....
23 07 2019 23:45:50
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
22 07 2019 22:31:52
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
21 07 2019 18:20:55
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
20 07 2019 16:21:46
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
19 07 2019 9:46:12
Данный урок может быть использован по программе Н. И. Сонина при изучении темы " Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
18 07 2019 23:47:13
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::