Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

Место урока в программе: третий урок в разделе “Биология – наука о живом мире”.

(Учебник И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2014.

Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать и характеризовать методы изучения живой природы.

Метапредметные: формировать у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиск решений проблемных вопросов: продолжить развивать умения вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников и способностей конкретизировать, анализировать, обобщать.

Личностные: воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества учащихся.

Решаемые учебные проблемы: осознание и осмысление информации о методах изучения живых организмов; применение метода моделирования для описания взаимосвязей живых объектов экосистемы, формулировка выводов.

Основные понятия: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, диск “Видеоуроки. Биология. 5 класс” ООО “Инфоурок”, запись голосов птиц;
  • учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал (кроссворды, задания группам, маршрутные листы, изображения сов и грызунов);
  • коллекции и живые объекты;
  • детская мягкая игрушка Белка.

Формирование УУД

Личностные:

  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Коммуникативные:

  • Высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий.

Регулятивные

  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют её; находят причинно-следственные связи; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Познавательные:

  • Знают методы изучения живой природы, умеют называть и находить на рисунках основное биологическое оборудование, имеют представление об использовании биологических методов для изучения любого живого объекта; используют методы сравнения, описания, измерения, наблюдения и моделирования в лабораторных условиях.

Ход урока

I. Организационный этап

Включение в деловой ритм. Устное     обращение учителя к классу – создание эмоционального настроя на урок:    

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Будем вместе мы читать,
Слушать, думать, размышлять,
Цель урока постигать.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний

– Ребята, сегодня к вам в гости пришла белка, её зовут Почемучка (в руках учителя говорящая игрушка Белочка). Давайте послушаем, что она хочет вам сказать:

- Почемучка хочет знать:
Как же по небу летать?
Почему зимой снег белый?
Кто на свете самый смелый?
Почему летают птицы?
Не летают ведь слоны!
Почему на небе тучки?
А зачем нам снятся сны?
Чтобы все ответы знать,
Нужно много прочитать!

- Где же мы сможем найти ответы на вопросы Почемучки?

- А кто эти знания накопил?

- Как ученые-биологи накопили знания о природе? (Дети называют предположения о способах накопления знаний).

- Чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю вам разделиться на 3 группы (по рядам) и решить кроссворд. Для успешного решения кроссворда вам потребуются знания прошлых уроков.

Группам раздаются листки с кроссвордом (приложение 1), дети должны определить ключевое слово. Дети решают кроссворд, ключевое слово каждой группы вывешивается на доску, образуя формулировку темы урока:

“Методы изучения природы”

- Сформулируйте цель урока.

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. Дети выставляют оценки в маршрутных листах урока (приложение 2).

Регулятивные УУД:

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей, работать в группе.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

III. Совместное открытие знаний

1) Что такое метод?

Мемтод (от греческого methodos – путь исследования) ? способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического познания действительности. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008).

Просмотр видеоурока на диске ООО “Инфоурок” - “Методы изучения природы” (4 мин).

2) Беседа по видеоуроку:

  • О каких методах вы узнали?
  • Что используют ученые-биологи для изучения природы?

Учащиеся осуществляют поиск информации в учебнике, обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. Активность оценивают в маршрутном листе.

Личностные УУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД: 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

IV. Самостоятельное применение знаний

- Давайте познакомимся с работой учёных биологов. Вам предстоит отправиться в лес для наблюдения за животными. Что возьмёте с собой?

Учащиеся выбирают изображения предметов, необходимых для наблюдения в лесу (бинокль, карандаш, блокнот, фотоаппарат).

Класс делится на 2 группы: орнитологи (1 вариант) и родентологи (ратологи) (2 вариант). Группы получают задания. Учащиеся выполняют задание и заносят результаты в оценочный лист.

1 группа “Совы”

1. Вы орнитологи – учёные, изучающие птиц. Вам предстоит изучить сов: где обитают, чем питаются, какое поведение у взрослых птиц и птенцов, сколько птенцов бывает у одной пары сов, какая окраска перьев, какие приспособления имеют для ловли добычи. Назовите методы, с помощью которых сможете решить поставленные задачи по изучению птиц.

2. Познакомьтесь с интересной информацией о совах и решите задачу.

Знаете ли вы, что...

...совята более требовательны к еде, чем взрослые совы, так как для их нормального роста требуется как минимум 2 мыши в день?

... одна ушастая сова способна съесть за сутки до 10 полёвок?

... сипуха съедает в год примерно 1200 грызунов?

Задача: Одна сова съедает в среднем 3 мыши в сутки. Сколько мышей уничтожит семья сов, состоящая из 5 птиц, за одну неделю?

Как можно назвать метод, который вы применили при решении задачи?

2 группа “Мыши”

1. Вы родентологи (ратологи) – учёные, изучающие грызунов (мышей, крыс, сусликов и др.). Вам предстоит изучить мышей: где обитают, чем питаются, какое поведение у взрослых мышей и детёнышей, сколько детёнышей бывает у одной мыши, какая окраска шерсти, как приспособились для защиты от хищников. Назовите методы, с помощью которых сможете решить поставленные задачи по изучению мышей.

2. Познакомьтесь с интересной информацией о мышах и решите задачу.

Знаете ли вы, что...

... одна мышь в год съедает 2-3 кг зерна, а суслик ? до 16 кг?

... количество съедаемого корма песчанкой в летние сутки составляет примерно 25-30 г, а в зимние ? до 40 г?

... взрослая мышь съедает около 30 г пшеницы в день, что составляет до 70-100 зёрен пшеницы?

Задача: Одна мышь съедает 30 г зерна в день. Какой урон урожаю нанесёт популяция (группа) мышей численностью 200 особей за одну неделю?

Как можно назвать метод, который вы применили при решении задачи?

Дети выполняют задание под фонограмму голосов птиц (5 мин). После выполнения работы проводится физминутка.

Физминутка. По команде учителя “совы!” группа орнитологов машет руками, изображая сов, а ратологи приседают. По команде учителя “мыши!” группа ратологов встаёт, поворачивая голову вправо и лево, осматриваясь, а орнитологи подносят руку к глазам, поворачиваются вправо и лево, высматривая добычу.

Защита группами своих заданий. Оценка своей работы в маршрутных листах.

- Используя факты, полученные группами, давайте решим ещё одну задачу:

Сколько зерна помогут сохранить совы (из задачи орнитологов) за одну неделю? А за месяц? Какой вывод можете сделать?

Учитель ставит дополнительные баллы ученикам, правильно решившим задачу.

Закрепление знаний: рабочая тетрадь с.9 №4. Оценка своей работы в маршрутных листах.

Коммуникативные УУД: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД: Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

V. Итог урока

- Ребята, белка Почемучка хочет знать:

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

– Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока.

VI. Рефлексия

Учитель просит высказать свои ощущения:

  • Я узнал...
  • Я научился....
  • Мне понравилось...
  • Я затруднялся .....
  • Мое настроение...

Ученики в маршрутных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.

VII. Задание на дом

Параграф 3, рабочая тетрадь с. 8-9 №1-3 обязательно, №5-6 по желанию, №4 тем, кто допустил ошибки (исправить ошибки).



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на практике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников « Шаг в будущее» со своими научными работами....

24 01 2021 18:58:15

Формула здоровья

Проект охватывает тему " Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и " Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

23 01 2021 8:35:42

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

22 01 2021 16:18:40

Общая характеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём " Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

21 01 2021 2:15:12

Доказательства эволюции

Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

20 01 2021 10:34:31

Сны и сновидения. 8-й класс

В уроке по биологии на тему « Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

19 01 2021 8:40:10

Творческие задачи по биологии и методы их решения

Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

18 01 2021 14:37:12

Секреты взрослеющей девочки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться менструаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

17 01 2021 6:17:46

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы « Тип членистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

16 01 2021 8:47:38

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

15 01 2021 4:42:45

Общая характеристика бактерий - строение, питание, классификация

Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....

14 01 2021 16:51:24

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

Практикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в практических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к Е Г Э....

13 01 2021 7:53:21

Модульная технология обучения биологии

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

12 01 2021 12:56:46

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

11 01 2021 0:31:23

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

Комбинированный урок " Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Членистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

10 01 2021 7:25:26

Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс

Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гуморальную регуляцию этих процессов....

09 01 2021 21:32:12

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

Контрольно-обобщающий урок по теме « Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в команде, каждый участник команды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

08 01 2021 10:16:11

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстрактно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

07 01 2021 2:22:23

Одноклеточные животные, или Простейшие

Цель урока: выявление характерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

06 01 2021 23:47:36

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

05 01 2021 21:19:37

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

04 01 2021 23:35:38

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “ Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

03 01 2021 12:37:14

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

02 01 2021 16:23:52

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

01 01 2021 13:28:17

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

31 12 2020 22:30:11

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе « Основы учения об эволюции» по учебнику « Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Учитель использует И К Т, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается У М К « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» « Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

30 12 2020 19:57:59

Лишайники. 6-й класс

В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В. В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....

29 12 2020 17:31:20

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

Урок по У М К Пасечника В. В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

28 12 2020 22:33:15

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

27 12 2020 3:14:40

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

26 12 2020 21:32:17

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс

На данном уроке использовались методы как внешней мотивации ( И К Т, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....

25 12 2020 10:46:33

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

24 12 2020 11:20:21

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел " Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и практическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

23 12 2020 17:37:55

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И. Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

22 12 2020 16:38:10

Информационные технологии на уроках биологии

Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

21 12 2020 6:35:11

"Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс

Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....

20 12 2020 20:16:53

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

19 12 2020 13:57:50

Проблемное обучение на уроках биологии

Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

18 12 2020 20:36:19

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

17 12 2020 7:46:56

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

16 12 2020 15:11:24

Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс

Урок развивает мышление, умение применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....

15 12 2020 1:41:42

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица " Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

14 12 2020 6:36:52

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

13 12 2020 18:18:30

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

12 12 2020 4:21:17

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

11 12 2020 8:57:51

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

10 12 2020 4:42:59

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

09 12 2020 8:18:49

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...

08 12 2020 7:34:44

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок « Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

07 12 2020 22:51:22

Урок по теме: "Членистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир членистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме « Тип членистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

06 12 2020 10:17:12

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

05 12 2020 1:56:36

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы « Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В. Дудинцева « Белые одежды»....

04 12 2020 4:29:59

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

Первый урок в теме « Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии « Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

03 12 2020 22:29:11

Интерактивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

Нетрадиционная форма урока с использованием методов интерактивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

02 12 2020 11:52:54

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление команд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две команды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

01 12 2020 11:41:51

Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)

Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении практических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...

30 11 2020 0:17:41

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки практического применения знаний....

29 11 2020 11:21:23

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

28 11 2020 14:30:39

Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"

На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...

27 11 2020 17:39:55

Открытый урок по биологии на тему "Половое размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

26 11 2020 11:12:10

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

25 11 2020 15:30:33

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс " Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса " Природа и экология Красноярского края". ...

24 11 2020 12:22:34

Модель урока "Улицы нашего города"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

23 11 2020 7:17:45

Программа курса "Биоиндикация"

Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

22 11 2020 20:13:18

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

21 11 2020 20:52:56

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

20 11 2020 8:56:18

Структура биосферы

Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

19 11 2020 8:25:22

Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"

В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему " Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В. В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три команды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки. ...

18 11 2020 15:29:24

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

Предложенный учащимся проект по теме " Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

17 11 2020 7:32:59

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

16 11 2020 23:45:26

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

15 11 2020 0:54:24

Минеральные соли и ионы в клетке

В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на практике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....

14 11 2020 16:47:58

Преподавание биологии как творческий процесс

Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....

13 11 2020 9:33:41

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

12 11 2020 22:44:10

Многообразие земноводных и их значение

Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

11 11 2020 6:39:56

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

« Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.   Е Г Э часто встречаются вопросы именно на эту тему.  Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

10 11 2020 8:59:18

Вышли мы все из природы

Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

09 11 2020 13:35:31

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - " Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

08 11 2020 1:52:57

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

07 11 2020 4:45:57

Эксперимент в школьном курсе биологии

На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

06 11 2020 4:16:22

"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с неблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....

05 11 2020 3:45:21

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю И К Т своей работе. Я представляю урок по теме: " Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию И К Т на уроках биологии....

04 11 2020 15:55:42

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке « Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка « Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

03 11 2020 23:25:46

Урок природоведения "Шляпочные грибы"

Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований Ф Г О С О О О. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

02 11 2020 11:33:20

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме " Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

01 11 2020 15:33:41

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду " Старая плотина" во времени и в пространстве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

31 10 2020 21:49:15

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии

К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....

30 10 2020 9:31:56

Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....

29 10 2020 4:25:52

Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"

Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...

28 10 2020 4:48:15

Парк развлечений Юрского периода

Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....

27 10 2020 11:31:35

Тема урока: "Космическая роль растений"

Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

26 10 2020 0:14:30

Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"

Выпускники специальности « Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....

25 10 2020 9:51:47

Строение и функции клеток, плазматической мембраны

Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....

24 10 2020 14:41:27

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интерактивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

23 10 2020 7:35:37

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса " Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов практическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

22 10 2020 1:23:25

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

21 10 2020 8:49:26

Элективные курсы

Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный характер и требует от школы обновления структуры. Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов. ...

20 10 2020 19:42:15

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

19 10 2020 15:24:52

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

18 10 2020 19:12:59

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

17 10 2020 3:32:44

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме " Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

16 10 2020 17:58:27

Здоровье человека. Биоритмы жизни

Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...

15 10 2020 0:17:22

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

14 10 2020 12:49:41

Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...

13 10 2020 20:32:50

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина " Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

12 10 2020 11:15:41

Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс

Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к практическому применению генетики....

11 10 2020 14:57:40

Урок "Размножение и развитие птиц"

Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...

10 10 2020 17:42:35

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

Данный урок может быть использован по программе Н. И. Сонина при изучении темы " Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

09 10 2020 18:28:47

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

08 10 2020 19:35:33

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

07 10 2020 2:14:29

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина " Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

06 10 2020 1:13:47

Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)

Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...

05 10 2020 0:44:45

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

04 10 2020 10:46:44

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

03 10 2020 3:56:37

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

02 10 2020 15:57:31

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы « Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

01 10 2020 21:31:52

Использование ИКТ на уроках биологии

В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме " Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи " Своя игра". ...

30 09 2020 4:40:20

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

Программа включает углубление теоретического и практического материала по темам: « Опорно-двигательная система», « Сердечно-сосудистая система», « Система органов дыхания», « Пищеварительная система», « Кожные покровы», « Нервная система». Основой курса являются практические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

29 09 2020 9:40:38

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

28 09 2020 19:31:34

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

27 09 2020 20:52:17

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

26 09 2020 10:31:21

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

25 09 2020 7:49:16

Урок-конкурс "Класс Рыбы"

Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

24 09 2020 11:23:15

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

23 09 2020 1:45:33

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс

Цель урока: осмысление школьниками сказочной трансформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе " Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке " Семя", " Корень", " Побег" (образовательная программа И. Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

22 09 2020 22:53:30

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

21 09 2020 18:59:32

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

20 09 2020 16:28:59

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...

19 09 2020 6:41:50

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-практикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото « Генетические задачи»....

18 09 2020 2:59:16

Эти загадочные Простейшие

В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

17 09 2020 12:43:34

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые характерные признаки ближайших родственников поэта и отрабатывают навыки работы в С У Б Д MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания характеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

16 09 2020 14:39:16

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы « Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

15 09 2020 20:39:32

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

14 09 2020 20:44:59

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

13 09 2020 3:31:13

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

12 09 2020 18:23:31

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

11 09 2020 1:50:50

Биологический турнир "Удивительный мир растений"

Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя командами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

10 09 2020 7:42:11

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интерактивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

09 09 2020 1:26:51

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

08 09 2020 22:45:15

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

Внеклассное мероприятие " Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта " Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разрабатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

07 09 2020 19:26:50

"Круги кровообращения"

Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

06 09 2020 9:32:13

Урок биологии по теме "Особенности живого организма"

Урок « Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....

05 09 2020 5:29:35

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

04 09 2020 4:21:22

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

03 09 2020 5:59:52

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

02 09 2020 9:44:18

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

01 09 2020 18:10:45

Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса

Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....

31 08 2020 0:28:20

Урок "Своя игра"

Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме " Кровь и кровообращение". ...

30 08 2020 21:55:18

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

29 08 2020 9:57:23

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

28 08 2020 18:46:29

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)