Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс


    Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс

1. Назначение КИМов - оценить уровень качества подготовки по курсу биология выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений ЯНАО с целью установления соответствия их знаний требованиям государственных образовательных стандартов по отдельным темам.

2. Документы, определяющие содержание КИМов.

Содержание КИМов определяется на основе следующих документов:

  • Обязательный минимум содержания начального общего образования по предмету (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России №?1236 от 19.05.1998).
  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999).
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

3. Структура КИМов.

КИМ состоит из 21 задания по отдельной теме Основы учениия о наследственности и изменчивости курса биологии в форме тестов базового уровня, которые позволят выявить уровень подготовки выпускников и установить соответствие (или несоответствие) их знаний требованиям государственных образовательных стандартов.

Задания состоят из трех блоков: часть А содержит один верный ответ из четырех предложенных, задания части В состоят с выбором нескольких ответов, задания части С со свободным ответом.

Код раздела Код контролируемого элемента Элементы содержания, проверяемые контрольными измерительными материалами Обозначение задания в работе
3   Организм как биологическая система  
  3.4. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. А1
  3.4. Основные генетические понятия и символика. А2
  3.4. Основные генетические понятия и символика. А3
  3.4. Современные представления о гене и геноме. А4
  3.4. Современные представления о гене и геноме. А5
  3.4. Основные генетические понятия и символика. А6
  3.5. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. А7
  3.5. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. А8
  3.5. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). А9
  3.5. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). А10
  3.5. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). А11
  3.5. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). А12
  3.5. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. А13
  3.5 Решение генетических задач. Составление схем скрещивания А14
  3.5. Генетика человека. А15
  3.5 Генетика пола. А16
  3.5 Генетика человека. С1
  3.6. Закономерности изменчивости. Наследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. В1
  3.6. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. В2
  3.7. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. А17
  3.7. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. А18

4. Распределение заданий по основным содержательным блокам (темам, разделам) учебного предмета.

Содержательные блоки Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу (%)
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Основные генетические понятия и символика. 4 4 16,67
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. 4 4 16,67
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). 4 4 16,67
Генетика пола. Генетика человека. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. 6 7 29,16
Закономерности изменчивости. 3 5 20,83
Итого: 21 24 100%

5. Перечень учебно-методических пособий.

При разработке заданий были использованы следующие учебно-методические пособия:

1. Антонова И.П., Щеголькова Е.Ю. Биология: Задания типа А единого государственного экзамена: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2006.

2. Биология : ЕГЭ - 2007: реальные варианты / авт.сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Деркачева, Н.И. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. - М Издательство \"Экзамен\", 2007.

4. Деркачева, Н.И.ЕГЭ 2008. Биология. Выполнение заданий части 2 (В): учебно - методическое пособие. - М.: Издательство \"Экзамен\", 2008.

Г.С. Калинова, В.З.Резникова, А.Н.Мягкова

5. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольные измерительные материалы 2007. - М.: Вентана - Граф, 2007.

6. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. - М.: Интеллект - Центр, 2010. Г.С.Калинова, А.С.Мягкова, В.З.Резникова

7. Примерные программы по биологии для основной и средней (полной) школы (в соответствии со стандартом 2004 г.).

6. Время выполнения работы.

На выполнение тестовой работы отводится 40 минут.

7. План КИМов к заданиям по теме Основы учения о наследственности и изменчивости курса биологии для выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений ЯНАО.

Учащиеся каждого класса выполняют работу на два варианта (варианты равнозначны).

Порядковый номер задания Обозначение задания в работе Проверяемые элементы содержания (разделы курса) Код контролируемого элемента Проверяемые умения Макс. балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания (мин.)
Часть 1 (А)
1 А1 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. 3.4. 1.4. 1 1
2 А2 Основные генетические понятия и символика. 3.4. 1.4. 1 1
3 А3 Основные генетические понятия и символика. 3.4. 1.4. 1 1
4 А4 Современные представления о гене и геноме. 3.4. 1.2.2. 1 1
5. А5 Современные представления о гене и геноме. 3.4. 1.2.2. 1 1
6. А6 Современные представления о гене и геноме. 3.4. 1.2.2. 1 1
7. А7 Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. 3.5. 1.2.2.

2.3.

1 1
8. А8 Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. 3.5. 1.2.2.

2.3.

1 1
9. А9 Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). 3.5. 1.1.3.

1.1.4.

1.4.

2.3.

1 1
10. А10 Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). 3.5. 1.1.3.

1.1.4.

1 1
11. А11 Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). 3.5. 1.1.3.

1.1.4.

1.4.

2.3.

1 1
12. А12 Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). 3.5. 1.1.3.

1.1.4.

1.4.

2.3.

1 1
13. А13 Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. 3.5. 1.1.3.

1.1.4.

1.2.2.

1 1
14. А14 Решение генетических задач. Составление схем скрещивания 3.5. 1.2.2.

1.4.

2.3.

1 1
15. А15 Генетика человека. 3.5. 1.2.2.

1.4.

2.3.

1 1
16. А16 Генетика пола. 3.5. 1.2.2.

1.4.

2.3.

1 1
17. А17 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. 3.7. 1.1.4.

1.2.2.

1.4.

2.1.4.

1 1
18. А18 Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. 3.7. 1.1.4. 1 1
19. В1 Закономерности изменчивости. Наследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. 3.6. 1.1.1.

1.1.3.

1.1.4.

1 1
20. В2 Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. 3.6. 1.1.4

2.1.4.

2 2
21. С1 Генетика человека 3.5. 1.4.

2.3.

2 2
  ИТОГО (заданий): 21     24  

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

При проверке работы считается общее количество набранных учеником баллов (каждое задание имеет свой максимальный балл). Набранное количество баллов переводится в проценты. Ориентировочные критерии перевода в пятибалльную систему

\"отлично\"?-?90-100 %,

\"хорошо\"?-?70-89 %,

\"удовлетворительно\"?-?50-69 %,

\"не удовлетворительно\"?-?менее 50 %.

Тестовая работа оценивается по пятибалльной системе.

За каждое верно выполненное задание - один балл (часть А), два балла (часть В и С) .

9. Дополнительные материалы и оборудование.

Не используются.

10. Условия проведения и проверки тестовой работы (требования к специалистам).

Во время выполнения тестовых заданий в аудиторию не допускаются специалисты по предмету, по которому проводится тестирование.

Использование единой инструкции по проведению тестовой работы позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.

Проверку выполненных работ осуществляют учителя - предметники.

11. Матрица ответов.

11 класс биология

Обозначение задания в работе.

Номер верного ответа.
I вариант II вариант
А1 2 3
А2 2 4
А3 2 3
А4 2 3
А5 1 3
А6 3 1
А7 1 2
А8 3 3
А9 1 2
А10 2 3
А11 4 4
А12 1 4
А13 4 4
А14 2 4
А15 2 1
А16 2 2
А17 2 4
А18 4 1
В1 34 1245
В2 135 236
С1 Дети могут иметь или первую или вторую группу крови в соотношении 1:1 Мужчина, имеющий 2 группу крови не может быть отцом ребенка с 1 группой крови

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.



Комментарии:

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

27 12 2025 7:18:42

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

26 12 2025 17:57:13

Автотрофные бактерии: питание, размножение и распространение

Автотрофные бактерии: питание, размножение и распространение Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....

25 12 2025 18:42:45

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

      Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....

24 12 2025 22:10:52

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

23 12 2025 3:14:20

Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс


    Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс

      Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....

22 12 2025 9:47:24

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....

21 12 2025 21:25:27

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

20 12 2025 8:12:49

Урок-лекция "Биоразнообразие – результат органической эволюции"

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....

19 12 2025 14:41:52

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

18 12 2025 19:30:24

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

17 12 2025 0:39:33

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

16 12 2025 15:46:59

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

15 12 2025 6:38:28

Проведение школьной биологической олимпиады


    Проведение школьной биологической олимпиады

      В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

14 12 2025 6:25:40

Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"


    Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"

      Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....

13 12 2025 10:20:12

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

12 12 2025 13:14:40

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

11 12 2025 18:44:51

Развивающее обучение на уроках биологии


    Развивающее обучение на уроках биологии

      В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....

10 12 2025 23:30:57

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"


    Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

      Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

09 12 2025 1:25:37

Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"


    Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"

      Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию". ...

08 12 2025 14:26:51

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....

07 12 2025 1:43:20

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

06 12 2025 6:20:17

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

      В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

05 12 2025 5:21:15

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

04 12 2025 9:52:31

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

Ткани растений  ЕГЭ biologia's Blog «Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.  ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

03 12 2025 7:35:57

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"


    Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

      Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе. ...

02 12 2025 22:39:31

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

01 12 2025 19:21:18

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

30 11 2025 15:13:57

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

29 11 2025 7:48:44

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида


    Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

      В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

28 11 2025 23:19:52

Функции желез внутренней секреции. Гормоны


    Функции желез внутренней секреции. Гормоны

      Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

27 11 2025 0:40:41

Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс


    Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс

      Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....

26 11 2025 18:31:22

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

25 11 2025 22:22:37

Урок природоведения по теме "Освоение моря и суши в мезозойскую эру". 5-й класс

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....

24 11 2025 1:52:47

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....

23 11 2025 21:21:10

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

22 11 2025 20:16:26

Изучение лишайников в школе


    Изучение лишайников в школе

      В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....

21 11 2025 20:32:38

Урок-панорама "Наследственные заболевания"


    Урок-панорама "Наследственные заболевания"

      Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...

20 11 2025 9:36:50

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

19 11 2025 1:10:54

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

18 11 2025 13:19:20

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"


    Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

      Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

17 11 2025 19:58:14

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"


    Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

      На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

16 11 2025 20:17:43

Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"

На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....

15 11 2025 3:26:37

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.  Биология После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

14 11 2025 6:35:10

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

      Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

13 11 2025 4:40:48

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

12 11 2025 16:10:46

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

11 11 2025 5:37:25

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

10 11 2025 13:53:42

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

09 11 2025 16:50:53

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"


    Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

      Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

08 11 2025 23:46:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::