Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис,
от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение.
П. Щедровицкий

Цель. Познакомить с требованиями, предъявляемыми к современному уроку, с типологией уроков, контрольно – оценочной деятельностью.

Во второй половине XX века система образования прошла три этапа:

I – школа – знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а возможности школы прежние.

II – школа – умений (1970-е – 1980 гг) знания, умения, навыки (ЗУН) вот знамя новаторов того времени. объём знаний продолжал расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали, оставались невостребованными обществом.

III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы накапливавшей и передающей опыт оценочный эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся на базе применения алгоритма действия и модулирования знаний.

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться, учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Современный урок ценен сегодня не только получением информации, но прежде всего, обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

 Требования к современному уроку

 1. Дидактические требования.

  • чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с пpaктикой, наглядности и др.
  • соблюдение на уроке единого орфографического режима.

 

2. Организационные требования.

  • организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока;
  • чёткая постановка перед учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока;
  • гибкая, но вместе с тем чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока.
  • использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).

 3. Психологические требования.

1). Психологическая цель урока:

  • проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учеб ного предмета и конкретного урока;
  • учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и ре зультатов, достигнутых в предшествующей работе;
  • предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздейст вия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

2). Стиль урока:

а) Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  • определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;
  • выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает) ;
  • учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа уча щихся;
  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызываю щие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, сти мулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.).

б) Особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроен ность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуще ствлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему проис ходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.) ;
  • педагогический такт;
  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, ис креннего общения, деловой контакт и др.).

в) Организация познавательной деятельности учащихся:

  • определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;
  • организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
  • закрепление результатов работы.

г) Учёт возрастных особенностей учащихся:

  • планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особен ностями учащихся;
  • проведение урока с учётом сильных и слабых учеников;
  • дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

4. Гигиенические требования.

  • температурный режим;
  • физико–химические свойства воздуха (необходимость проветривания) ;
  • освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • чередование видов деятельности (выполнение вычислительных, графиче ских и пpaктических работ) ;
  • соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  • соответствие классной мебели росту школьника.

Основные этапы современного урока

  1. Организационный момент, хаpaктеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
  4. Постановка цели занятия перед учащимися.
  5. Формирование новых знаний.
  6. Закрепление полученных знаний.
  7. Домашнее задание.

 

Духовно – нравственная природа урока

 Духовно – нравственная природа урока – это вера учителя и учеников друг в друга. Учитель верит в возможности и лучшие намерения ученика, ученик – в любовь к нему учителя, в его уверенность в нём и его силах. Кто читал православную педагогику, тот знает, что там есть совет учителю не подходить к ребёнку во время выполнения задания, если он не верит в его силы, если он убедил себя в его незнании и неумении. Это неверие передаётся ученику и усиливает его страхи и немощь.

Вера в ученика творит чудеса, отсутствие веры отравляет урок, снижает потенциальные возможности всех его участников. В “Учительской газете” одна учительница как – то призналась: “Я плохая учительница, я иногда ночей не сплю от стыда…У меня есть несколько учеников, в которых я не верю. Ничего с собой не могу поделать – не верю! А они этого не могут вынести, они увядают, погибают на глазах, когда в них не веришь…”. Это признание дало повод журналисту написать статью о вере в учеников. Вот некоторые строчки из неё: “Вера в успех, вера в детей, вера в свой метод – главная невидимая черта работы учителя”, “нет веры в приём – в этом беда многих усилий по внедрении педагогических новшеств”, “Вера и успех взаимосвязаны”, “Меньше успеха – меньше веры”, “Мы не всегда понимаем, что не только любовь к детям, но и вера в них входит в профессиональное мастерство и что вера добывается и поддерживается усилием собственного духа”. Этой верой друг в друга учитель может наполнить и своих учеников. Эта невидимая энергия веры поможет каждому в классе учиться лучше и с большей охотой.

Разработка урока с использованием технологии проектного обучения.

Тема урока “Рост и развитие растений и животных”

Тип урокакомбинированный.

Дидактическая цель урока – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию:

  • образовательная: способствовать осознанию онтогенетического закона Мюллера и Геккеля на примере сравнительного анализа роста и развития животных и растений;
  • развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
  • воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной хаpaктеристики современной личности.

Методычастично поисковый, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности групповая.

Средство обучения литература (см. приложение 1).

Данное учебное занятие может быть проведено для учащихся VI и X классов. По программе на изучение данной темы выделяется 3 часа. Самостоятельную творческую работу над проектом шестиклассники выполняют под руководством учащихся X класса и учителя. Работа над проектом позволяет учащимся объединиться по интересам, обеспечить им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей.

Для учащихся VI класса используется приём работы проблемной группы, когда решается одна проблема, но каждый ученик работает индивидуально со своим источником информации. Затем лидер группы предлагает каждому высказать своё суждение и формирует обобщённый опыт.

Ученики X класса заслушивают шестиклассников, дополняют их ответы, готовят совместные выступления, обосновывают ответ по решению проблемной задачи.

 Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент (запуск проекта) Определяет готовность учащихся к работе. Называет новую тему: “Рост и развитие растений и животных”.

Выдаёт всем учащимся жетоны пяти разных цветов по однородному цвету, формируются малые группы в VI и Xклассах.

Готовят учебники и дополнительную литературу. Формируют малые группы по четыре человека в VI классе и в X классе, определяют партнёров по проблеме с помощью однородных жетонов. Формируют большие группы.
Целеполагание и мотивация (планируемые результаты) Даёт справку (по убеждению преформистов, развитие отсутствует. происходит только количественное увеличение уже заранее предсуществующих частей организма, заключённых в зародышевой клетке. Противоположный взгляд: организм развивается из бесструктурной однородной массы – это эпигенез).

Определяет проблему: известно, что организм растёт. Почему? Это рост клеток или увеличение их количества?

Формулирует задания (подпроблемы) для проектной работы учащихся (см. Приложение 1). Каждой группе предлагается определить форму презентации проекта.

Подпроблемы

Каков смысл термина “развитие” (Проектное задание 1).

Докажите необходимость изучения закономерностей онтогенеза для управления процессами индивидуального развития растений и животных (Проектное задание 2).

Для каких организмов хаpaктерно непрямое развитие? Можно ли считать его более примитивным, чем прямое? (Проектное задание 3)

Каким образом индивидуальное развитие какого – либо организма может отражать эволюционные преобразования в его строении? (Проектное задание 4)

Черешня до новой эры как культурное растение возделывалось в Иране и Малой Азии. Предположите пути появления черешни в Европе (Проектное задание 5).

Известно, что семена, находясь в состоянии покоя, не прорастают. Почему? Ответ подтвердите результатом опыта (Проектное задание 6).

 

 

 

Анализируют проблему. Учащиеся VI и X классов выбирают аналогичное задание для самостоятельной работы (каждая группа по желанию выполняет одно задание).

Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности.

Определяют форму презентации проекта и количество выступающих (пара, группа).

Группа 1. Выполняют проект, раскрывают смысл термина “развитие” как усложнение, появление качественно новых образований. Подготавливают выступления и плакат.

Группа 2. Выполняют проект,

конструируют ответ – доказательство: подготавливают краткий доклад для выступления перед учащимися.

Группа 3. Выполняют проект, обосновывают ответ, подготавливают выступление, иллюстрируют его схемой развития и рисунками.

Группа 4. Выполняют проект, подготавливают ответ на вопрос и делают плакат опору для выступления.

Группа 5. Выполняют проект, конструируют ответ, предлагают схему, используют карту мира.

Группа 6. Выполняют проект, конструируют ответ на вопрос, используя дневник наблюдения по результатам опыта.

Актуализация знаний и умений (определение уровня готовности к поисковой работе) Предлагает дать определения базовых понятий, необходимых для изучения темы: размножение, деление, гамета, зигота, оплодотворение. Напоминает алгоритм выполнения исследования. Дают определения.

 

 

Вспоминают алгоритм исследования. Выяснят, как и где можно найти необходимую информацию.

Первичное усвоение знаний (сбор информации) Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся. Знакомятся с информацией и отбирают источники (см. приложение 1).

В ходе дискуссии в группах отбирают главное содержание будущего проекта.

Осмысление учебного материала (структурирование информации) Рекомендует структурировать содержание проекта, ориентируясь на учебник. Продолжают выполнять исследования. Структурируют содержание.
Закрепление учебного материала (обмен информацией) Организует работу между малыми группами VI и X классов, выполнившим задания по аналогичным проблемам. Идёт обмен информацией “по вертикали”, т.е. малые группы X кл. заслушивают малые группы VI кл., дополняют их ответы, уточняют результаты и форму творческого проекта. Совместно определяют количество учеников VI и X кл. для защиты проекта.
Применение знаний в новой ситуации (формирование результатов) Корректирует работу школьников, оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта (краткие тезисы выступления, оформление и содержание плакатов, схем и др.) Каждая группа оформляет проект в соответствии с выбранной формой, готовят выступления, плакаты, схемы, карты и др.
Проверка и оценка результатов (экспертиза) Организует защиту каждой группы. Предлагает по ходу защиты сформулировать вопросы по теме проекта, оценить качество работы каждого проекта.

Собирает письменные работы для оценки.

 

Организует конкурс проектов и определяет победителей по номинациям “Самый научный”, “Самый интересный”, “Самый содержательный”, “Самый оригинальный”, “Самый лаконичный”.

Защищают исследовательские проекты.

 

Сдают письменную работу для контроля. Эксперты (учащиеся X кл.) оценивают результаты проектной деятельности, ориентируясь на основные критерии выполнения и защиты проекта.

Распределяют номинации и высказывают свои суждения по качеству содержания и оформления представленных проектов.

Подведение итогов учебного занятия (рефлексия) Предлагает в соответствии с номинациями назвать фамилии учащихся, результаты работы которых способствовали достижению цели урока. Эксперты перечисляют фамилии наиболее активных учащихся и победителей каждой номинации. Учащиеся VI классов определяют уровень своих достижений.

Приложение 2

Приложение 3



Комментарии:

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

10 12 2025 15:39:21

Рациональное питание


    Рациональное питание

      Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....

09 12 2025 8:37:58

Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)


    Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)

      При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста. ...

08 12 2025 22:24:52

Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц


    Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц

      В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....

07 12 2025 2:48:10

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

06 12 2025 23:17:50

Минеральные соли и ионы в клетке


    Минеральные соли и ионы в клетке

      В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....

05 12 2025 5:37:29

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

04 12 2025 8:15:19

Устный журнал "Берегите свое здоровье"


    Устный журнал "Берегите свое здоровье"

      Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

03 12 2025 11:44:18

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

02 12 2025 17:53:17

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

01 12 2025 18:56:27

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

30 11 2025 6:55:53

Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)


    Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

      Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

29 11 2025 19:36:13

Урок-обобщение по теме "Дыхание"


    Урок-обобщение по теме "Дыхание"

      Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....

28 11 2025 17:42:25

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

27 11 2025 4:26:26

Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"


    Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"

      В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности. ...

26 11 2025 11:11:17

Урок биологии по теме "Естественный отбор"


    Урок биологии по теме "Естественный отбор"

      При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...

25 11 2025 14:32:35

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

24 11 2025 13:43:47

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

23 11 2025 2:18:39

Мендель и основные закономерности генетики

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....

22 11 2025 4:26:30

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

21 11 2025 3:25:32

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

20 11 2025 9:51:50

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

19 11 2025 15:30:33

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

18 11 2025 8:30:19

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"


    Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

      Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

17 11 2025 12:18:41

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

16 11 2025 23:35:39

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

15 11 2025 23:21:19

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

14 11 2025 20:11:42

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

13 11 2025 12:37:57

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

12 11 2025 12:41:15

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

11 11 2025 7:32:59

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

10 11 2025 4:29:37

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

09 11 2025 23:17:55

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

08 11 2025 15:33:12

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

07 11 2025 8:32:38

Смотр знаний по теме "Скелет человека"


    Смотр знаний по теме "Скелет человека"

      По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....

06 11 2025 14:55:47

Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"


    Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"

      Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....

05 11 2025 19:48:39

"Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс


    "Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс

      Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....

04 11 2025 19:43:43

Значение опopно-двигательной системы. Строение и рост костей

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....

03 11 2025 1:43:50

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время


    Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

      В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

02 11 2025 18:15:59

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

01 11 2025 15:45:17

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

31 10 2025 4:14:22

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

30 10 2025 1:28:28

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

29 10 2025 13:20:36

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

28 10 2025 21:13:46

Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"


    Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"

      Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....

27 10 2025 0:50:58

Обобщающий урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". "Звездный час". 6-й класс

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....

26 10 2025 4:52:43

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....

25 10 2025 6:22:47

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

24 10 2025 15:11:28

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

23 10 2025 8:53:46

Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"


    Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"

      Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...

22 10 2025 19:40:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::