Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по теме: “Насекомые”
Задачи:
- Обучающие: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и пpaктической роли в жизни человека.
- Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез, сравнение , обобщение.
- Воспитательная: расширять кругозор и воспитывать любовь к природе.
Оборудование: карточки с заданиями, ребусы, кроссворды, презентация по теме: “Насекомые”, индивидуальные пособия с изображениями животных.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Основная часть урока.
1) Введение в тему.
2) Словарная работа:
3) Класс насекомые
5. Работа по учебнику.
6. Физминутка
7. Насекомые – вредители
8. Охрана насекомых
9. Работа с народными приметами.
10. Самостоятельная работа.
11. Итоги. Оценки за урок
12. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Девиз нашего урока: “Объект поклонения. Источник вдохновения. Предмет изучения.”(Приложение 1, слайд 1)
2. Постановка целей и задач урока
– Тему сегодняшнего урока нам поможет определить кроссворд (Приложение 1, слайд 2)
Отгадайте следующие загадки:
Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)На болоте обитает
И лягушек поедает. (Цапля)На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза)Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах –
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты. (Пчела)Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит. (Комар)Шевелились у цветка Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял
Сколько дел он натворил
Даже муху разбудил. (Шмель)
Проверка выполнения. (Приложение 1, слайд 3): 1. Кузнечик 2. Цапля 3. Стрекоза 4. Пчела 5. Комар 6. Бабочка 7. Муравей 8. Шмель.
– Прочитайте по вертикали тему урока (Насекомые). Сегодня на уроке мы будем закреплять, вспоминать, расширять свои знания и умения по данной теме.
3. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня совершим путешествие в удивительный
мир – мир насекомых (Приложение
1, слайд 4)
Тема урока: Многообразие насекомых, их роль в
природе и жизни человека.(запись в тетради –
даты, темы урока)
4. Основная часть урока
1) Введение в тему
– Посмотрите ещё раз внимательно на кроссворд. Назовите одним словом всех его представителей (Животные). Какое из них лишнее? Почему? (Цапля – птица). Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять насекомых? (Шесть ног, голова, гpyдь, брюшко и т.д.) тело имеет насечки (Насекомое).
1. Внешнее строение насекомого: картинки жука,
бабочки (голова, гpyдь, брюшко)
2. Какие органы на голове
3. Какие органы на гpyди
4. Какие органы на брюшке (трахейное дыхание)? (Дыхальца)
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это примерно 80 % от всех существ, населяющих сушу. Зоологам известно более 1 млн. видов насекомых и каждый год открываются тысячи новых.
2) Словарная работа:
– Изучением насекомых занимается наука, которая называется – энтомологией (запись слова в тетради).
3) Класс насекомые
– Класс Насекомые делятся на отряды: Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые (Приложение 1, слайд 5)
Отряд Чешуекрылые (Приложение 1, слайд 6)
– Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем.
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…
1. Какая биологическая ошибка допущена в этом
отрывке? (2 пары крыльев, дыхальца)
2. Схема развития бабочки-капустницы (Приложение
1, слайд 7)
3. Схема развития бабочки тутового шелкопряда (Приложение 1, слайд 8)
– Как бабочка тутового шелкопряда попала из Китая в другие страны? Дочь царя сбежала со своим возлюбленным из своей страны и прихватила с собой ГРЕНЫ (яйца), спрятав в прическе. В посохе. Корея, Япония, затем в Европу.
– На какой схеме правильно показано развитие бабочки? (Приложение 1, слайд 9)
Записать в тетради правильный ответ. Проверка выполнения.
Отряд Жесткокрылые (Приложение 1, слайд 10)
Схема развития майского жука. (Приложение 1, слайд 11)
– Через сколько времени из яйца выходит взрослая особь , т.е. майский жук?
Сообщение учащегося о божьей коровке.
Отряд Перепончатокрылые (Приложение 1, слайд 12)
– В черном ящике продукт деятельности перепончатокрылых, назовите что это? (Мед, вощина)
Вопросы:
– Назовите состав пчелиной семьи,
– Как пчелы узнают где можно сделать набор меда?
– Как пчелы делают мед?
Биологическая задача: Вспомните , как в мультфильме Винни-Пух пытался добыть себе мед. С какими проблемами он столкнулся?
- Мед диких пчел можно добыть в дуплах, где гнездятся эти насекомые.
- Пчелы активно защищают гнездо и не дают возможности открыто и спокойно взять мед.
- Управлять деятельностью пчел в дупле невозможно, толкая ее на гибель.
- Взять мед можно, толко разграбив улей, а значит, опустошив пчелиную семью
– Почему после укуса человека одной пчелой тут
же прилетают другие пчелы и тоже начинают
жалить? (Пчела, жаля, одновременно
опрыскивает кожу человека жидкостью, запах
которой немедленно улавливается остальными
пчелами улья и указывает им на врага. Другие
пчелы воспринимают этот запах как сигнал к
нападению.)
– Почему после укуса пчелы необходимо сразу же
удалить жало? (Потому что оставленное в теле
жало в течение долгого времени выделяет все
новые и новые порции яда.)
– Что еще нужно сделать после того, как осторожно
удалили жало? (На место укуса наложить марлю,
смоченную разведенным нашатырным спиртом.)
– Какие насекомые не являются опылителями? (Приложение 1, слайд 13)
– Выбираем правильный ответ и записываем в
тетрадь.
Отряд Двукрылые (Приложение 1, слайд 14)
5. Работа по учебнику
– Откройте учебник на стр 30. Найдите ответ на
вопрос: почему муха может передвигаться по
отвесным стенам, потолку, оконным стеклам?
– Вспомним про сказку про царя Салтана. В
какие насекомые превращался князь Гвидон? (Комар,
муха, шмель)
– Вспомните, как в сказке отразил одну из
стадий развития мухи – стадию куколки? (Когда
князь и царица выбирались из бочки)
– Почему мы не чувствуем укола комара, точнее ее
самки? (В ее слюне содержится вещество,
обезбаливающее место ранения. Когда
действие наркоза кончается, возникает
боль, зуд, жжение. Кроме того, в слюне
содержится и вещество, препятствующее
свертыванию крови.)
– Как устранить зуд от укуса комара? (Смочить
укушенное место нашатырным спиртом или
раствором питьевой соды: 1/2 чайной ложки на
стакан воды)
Отряд Прямокрылые (Приложение 1, слайд 15)
Схема развития саранчи (Приложение 1, слайд 16)
– Какие стадии развития отсутствуют? (Личинка,
куколка)
Древние аpaбы описывали так саранчу: И двинулась
могучая рать, она может пожрать всю землю У нее
голова лошади, глаза слона, шея быка, рога оленя,
гpyдь льва, крылья орла, брюхо скорпиона, бедра
верблюда, голени страуса и хвост змеи. Одна стая
весит 45 млн. тонн.
6. Физминутка
Зоошутка. Фантастическое насекомое (Приложение 1, слайд 17)
– Из частей каких насекомых составлено это животное? (Голова муравья; усики жука; хоботок бабочки; спинка пчелы; ноги комара; передние крылья кузнечика; задние – бабочки)
Ребусы о насекомых
7. Насекомые-вредители (хлебный хрущ) (Приложение 1, слайд 18)
Меры борьбы с насекомыми (Приложение 1, слайд 19):
- Агротехнические: уборка сорняков, перекопка почвы, севооборот
- Химические: ядохимикаты, (Интавир, Колорадо, Актара)
- Биологические: насекомые наездники, жуки, златоглазка, богомол.
8. Охрана насекомых (Приложение 1, слайд 20)
Памятники (Приложение 1, слайд 21)
В начале прошлого века в американском штате
Алабама выращивали только одну
сельскохозяйственную культуру – хлопок. Год из
года местные фермеры получали стабильные урожаи
хлопка, соответственно и стабильные доходы. И ни
о каком севообороте даже не помышляли. Но в 1915
году на хлопковые поля Алабамы напал
жук-долгоносик. И сожрал весь урожай. Подчистую.
Оказавшись на грани разорения, фермеры были
вынуждены переориентироваться на другие
культуры. Причем выбор их был основан отнюдь не
на конъюнктуре рынка и диктовался не спросом
потребителей, а исключительно гастрономическими
предпочтениями жука. То есть алабамские фермеры
были вынуждены посеять на своих полях только то,
что жук-долгоносик не стал бы есть даже с
голодухи.
– Благодаря хлопковому долгоносику фермеры
стали выращивать арахис, на котором неслыханно
разбогатели.
– Бронзового жука держит в руках
четырехметровая богиня плодородия Церера. На
пьедестале этого памятника написано: «В знак
глубокой признательности хлопковому
долгоносику воздвигнут памятник гражданами
Энтерприса».
– Моли, уроженке Аргентины кактусовой
бабочке-огнёвке (кактобластис какторум).
Установлен в 1936 г., в Австралии, в долине реки
Дарлинг, в городке Бунарге. Она спасла местных
фермеров от распространения завезенного из
Америки кактуса-сорняка. Австралийские поля
заполонил зловредный кактус, и только моль
(гусеницы), пожиравшая его ростки, помогла
справиться с сорняком, за что была увековечена.
За 7 лет моль очистила все поля. Поначалу кактус
вёл себя довольно скромно, но в двадцатых годах
прошлого столетия наступил кардинальный перелом
в его поведении. Буквально за четыре года опунция
увеличила территорию оккупации в 80 раз,
достигнув критической отметки – 24 млн. га.
«Колючая груша», как называли опунцию
австралийцы, превратилась для фермеров в «грушу
чумовую». Пастбища, поля и леса были покрыты
колючим кактусовым покровом. Скот погибал,
наевшись стeблей опунций. Уколы её игл причиняли
животным неимоверные страдания. Ни какие методы
борьбы с новоявленным сорняком не помогали.
Использование разнообразных химикатов только
усугубляло положение. Опунции не исчезали, зато
гибли полезные растения, насекомые, птицы. На
всех фронтах люди отступали под натиском
кактуса. В массовом порядке разорённые фермеры,
захватив оставшийся скот, покидали обжитые
районы. Близилась катастрофа национального
масштаба. Парламент страны возглавил борьбу с
нашествием опунции. Была даже создана
специальная комиссия…
– Колорадскому жуку
1) в Днепропетровске (Украина) в 2003 г.
Двухметрового жука, раскрашенного в природные
цвета, заказали в рекламных целях торговцы
ядохимикатами.
2) в Венгрии в 1998 г. в честь 50-летия, как жук был
завезен из США в Европу.
3) в Бердянске (Украина) есть памятник возле
центрального рынка.
Все уверены что это памятник дачникам.
Но все не так просто! Внизу памятника расположен
огромный колорадский жук, он тащит надпись
Бердянцы прокормим себя сами!
Возможно это памятник жуку!
– В Норильске увековечили надоедливое насекомое
– комара. Железный монстр призван напоминать о
мужестве тех, кого комар не остановил при
освоении Сибири. А ведь на самом деле кровожадные
комары были куда страшнее зимних морозов.
9. Работа с народными приметами
– Объясните народные приметы:
- Паук плетет сеть – к сухой погоде.
- Муравьи прячутся в муравейник – к ненастью.
- Много мошек – готовь лукошко.
Общие выводы: класс «Насекомые» очень
разнообразный и многочисленный.
У представителей сложное поведение и
многообразно значение.
10. Самостоятельная работа (Приложение 1, слайд 22)
Роль и значение насекомых.
Задание: поставить знаки «+» или «–»
В природе | В жизни человека |
Питание Опылители растений Участие в почвообразовании Вредители растений и животных |
Пчеловодство Шелководство Опылители растений Биологический метод борьбы с насекомыми – вредителями Паразиты Переносчики болезней Вред сельскому хозяйству Портят изделия из кожи, меха, шерсти |
Проверка выполнения (Приложение 1, слайд 23)
11. Итоги
– Что интересного узнали на уроке?
– Что для себя нового узнали на уроке?
Оценки за урок.
12. Домашнее задание
– Приготовить информацию о насекомых, позволяющими им оставаться живыми обладающих совершенными защитными приспособлениями. Зарисовать насекомых.
– Спасибо всем за урок! (Приложение 1, слайд 24)
Комментарии:
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
...
09 10 2025 20:50:44
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
08 10 2025 4:40:32
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
07 10 2025 5:34:45
Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....
06 10 2025 21:40:35
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
05 10 2025 23:31:27
Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....
04 10 2025 7:47:45
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения.
...
03 10 2025 21:46:50
Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство.
Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности.
...
02 10 2025 23:47:52
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
01 10 2025 2:29:32
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок.
...
30 09 2025 0:41:18
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
29 09 2025 0:49:50
Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....
28 09 2025 5:44:33
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
27 09 2025 11:32:49
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.
...
26 09 2025 15:42:45
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
25 09 2025 2:55:48
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
24 09 2025 2:42:53
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
23 09 2025 6:54:53
Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....
22 09 2025 22:14:10
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность.
...
21 09 2025 14:52:30
В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....
20 09 2025 0:58:50
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
19 09 2025 13:59:27
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
18 09 2025 22:14:16
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
17 09 2025 2:57:25
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
16 09 2025 16:25:33
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
15 09 2025 17:33:57
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология».
...
14 09 2025 3:39:52
Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....
13 09 2025 14:26:37
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
12 09 2025 11:15:28
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
11 09 2025 6:22:17
Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его.
А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования!
...
10 09 2025 7:21:14
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
09 09 2025 19:27:56
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
08 09 2025 2:27:25
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
07 09 2025 17:17:14
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
06 09 2025 16:15:50
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации.
...
05 09 2025 16:18:40
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
04 09 2025 9:29:45
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
03 09 2025 18:36:29
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
02 09 2025 17:12:21
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
01 09 2025 10:59:27
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
31 08 2025 9:16:56
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
30 08 2025 15:45:56
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.
...
29 08 2025 14:56:42
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
28 08 2025 1:27:20
Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....
27 08 2025 20:59:25
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
26 08 2025 13:48:55

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....
25 08 2025 23:44:58
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
24 08 2025 21:33:52
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
23 08 2025 11:29:59
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
22 08 2025 6:12:39
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
21 08 2025 1:19:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::