Энергетический обмен – катаболизм
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена.
Задачи урока:
- Угубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии.
- Подвести учащихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке.
- Продолжить умение классифицировать и обобщить сложный материал по этапам, по видам, по месту их образования.
Вид урока: урок-презентация.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: заготовки таблиц.
Ход урока
1. Организационная часть
(2 мин)2. Проверка домашнего задания.
Урок начинается с высказывания академика Энгельгардта:
“Рост, размножение, подвижность, способность реагировать на изменения внешней среды-все эти свойства живого в конечном счете неразрывно связаны с определенными химическими превращениями, без которых ни одно из этих проявлений не могло бы существовать”
Какой процесс имел в виду под химическими превращениями?
(Метаболизм)
Действительно, в любом организме, начиная с простейшего и заканчивая нашим организмом происходит этот процесс . Благодаря ему мы двигаемся, читаем, пишем и даже когда мы спим этот процесс не прекращается. И конечно же любое нарушение или прекращение процесса метаболизма приводит к непоправимым последствиям. Подтверждением этому является блокадный Ленинград. В блокаду погибло 800 тыс. ленинградцев, т.к. их организм не получал должного количества питательных веществ (125 гр.в день очень мало для метаболических процессов), нет питательных веществ в клетке – нет энергии в клетках и в конечном счете клетки отмирают и организм тоже. И так метаболизм жизненно важный процесс. Он состоит из двух видов: анаболизма и катаболизма. Анаболизм мы с вами изучили и по пройденной теме проведу фронтальный опрос.
Фронтальный опрос.
- Что такое анаболизм? (биологический синтез веществ в клетке)
- Из каких этапов формируется анаболизм? (трaнcкрипция и трaнcляция)
- Что такое трaнcкрипция? (переписывание с молекулы ДНК на молекулу и-РНК)
- Что является матрицей при трaнcкрипции? (кодирующая цепь ДНК)
- Что такое триплет? (комбинация из трех нуклеотидов)
- Где находится информация о трех нуклеотидах? (в ядре)
- Какие виды РНК существуют? ( и-РНК, т– РНК, р– РНК)
- Где происходит трaнcкрипция? (в ядре)
- Где происходит трaнcляция? (в цитоплазме )
- Что такое однозначность ген. кода? (один кадон всегда кодирует одну аминокислоту )
- Что такое универсальность ген. кода? ( у всех организмов Земли одинаков генетический код )
3. Изучение нового материала.
Прежде чем приступить к изучению новой темы я хочу вам задать вопрос. Какое у вас самочувствие после продолжительных уроков, проведенных в душном помещение?
Почему происходит упадок сил? на этот вопрос ответит сегодняшняя тема: “Энергетический обмен – катаболизм”.
Урок построила в форме урока – презентации.
Записываем тему урока (открываю урок-презентацию). Слайд№1
Какие задачи необходимо нам решить? Слайд №2
Катаболизм – что это такое? Слайд№3
Что является главным источником энергии? Слайд№4
Почему главным, универсальным источником энергии является АТФ?
Ответ находим в тексте учебника стр.124.
Например, при разрыве химической связи неорганических соединений освобождается около 12 кДЖ на 1 моль, а в глюкозе составляет 2800 кДЖ на 1 моль. Т. е. АТФ является наиболее энергоемкой, чем энергия неорганических соединений.
Катаболизм состоит из 3 этапов:
- Подготовительный
- Бескислородный
- Кислородный – слайд №5
Разберем этапы – Слайд№6. Подготовительный.
Где протекает? – в лизосомах и в пищеварительном тpaкте.
Какие процессы? – расщепление полимеров до мономеров. (Слайд № 7)
Например: белки до аминокислот, жиры до ВЖК и глицерин, углеводы до глюкозы. (Слайд №8)
2 Этап – Бескислородный
Где протекает? – в цитоплазме. (Слайд № 9)
Какие виды расщепления имеются?
3 вида расщепления:
- Гликолиз
- Спиртовое брожение
- Молочно-кислое брожение
(Слайд №10)
Разберем все виды расщепления. При гликолизе образуется 2 молекулы АТФ и ПВК. (Слайд №11) При спиртовом брожении – 2 молекулы АТФ и этиловый спирт. (Слайд №12) При молочно-кислом брожении – 2 молекулы АТФ и молочная кислота. (Слайд №13) Итогом является образование 2 молекул АТФ, которое аккумулируется в митохондрии.
3 Этап – Кислородный.
Где? – в митохондрии. (Слайд №14)
Состоит из 2 этапов: цикл Кребса и окислительное фосфорилирование. (Слайд №15)
Разберем цикл Кребса. (Слайд №16) Кто открыл этот цикл биохимических реакций? Открыл английский биохимик Кребс. Сейчас послушаем небольшое сообщение про этого ученого.
Что образуется?– углекислый газ.
Разберем окислительное фосфорилирование. (Слайд №17)
Что образуется ? – 36 АТФ, вода за счет разности потенциалов. (Слайд № 18)
А что является итогом всего процесса? – (слайд №19)
Образуется 38 АТФ, 6 воды, 6 углекислого газа.
Суммарное уравнение выглядит следующим образом. (Слайд № 20)
Вывод (слайд №20)
Рекомендации (слайд №21)
4. Домашнее задание.
Стр.124-128, таблица.
Презентация
Комментарии:
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
15 10 2025 9:56:59
Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....
14 10 2025 16:53:16
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
13 10 2025 20:56:31
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
12 10 2025 5:48:10
На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....
11 10 2025 4:55:27
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
10 10 2025 0:20:16
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
09 10 2025 17:56:27
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
08 10 2025 21:24:53
Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома.
...
07 10 2025 3:52:36
В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....
06 10 2025 4:42:13

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
05 10 2025 9:23:36
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
04 10 2025 6:32:27
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
03 10 2025 16:35:53
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
02 10 2025 22:29:36
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
01 10 2025 16:28:51
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...
30 09 2025 16:14:47
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
29 09 2025 12:42:11
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
28 09 2025 20:12:12
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
27 09 2025 19:31:10
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
26 09 2025 20:49:35

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
25 09 2025 3:56:41
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.
...
24 09 2025 15:43:22
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
23 09 2025 22:12:12
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
22 09 2025 9:40:24
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
21 09 2025 2:48:30
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
20 09 2025 10:17:21
Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....
19 09 2025 16:46:44
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
18 09 2025 15:21:42
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
17 09 2025 2:43:38
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
16 09 2025 13:36:31
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
15 09 2025 1:43:33
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
14 09 2025 12:51:22
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
13 09 2025 14:37:41
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
12 09 2025 13:19:42
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
11 09 2025 22:24:21
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
10 09 2025 13:53:28
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
09 09 2025 16:42:52
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
08 09 2025 17:42:49

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
07 09 2025 10:54:28
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
06 09 2025 17:21:24
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
05 09 2025 2:21:41
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
04 09 2025 13:34:28
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
03 09 2025 13:56:31
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....
02 09 2025 0:35:38
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
01 09 2025 20:46:19

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....
31 08 2025 17:12:49
Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г.
Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных.
...
30 08 2025 1:48:28
Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов.
...
29 08 2025 6:37:56
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
28 08 2025 14:39:16
Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер.
...
27 08 2025 12:55:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::