Проектные технологии на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

В педагогике слово “проект” известно уже около 300 лет. Это слово происходит от итальянского глагола ‘‘projicere’’, что означает “разpaбатывать”, “планировать”, “браться за что-либо”.

Таким образом, проектной метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то.

Занимаясь образовательной деятельностью, которую она планирует, осуществляет, доводит до конца или прерывает, проектная группа выполняет проект.

Если же деятельность основывается только на двух или трёх элементах проектного метода, то мы можем говорить о проектном обучении.

Не нужно сильно напрягаться, чтобы заменить, что школа оторвана от жизни во многих отношениях. Это оторванность во многих отношениях давно уже превратилась в пропасть. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть “мостики” через эту пропасть.

С помощью проектного метода можно:

  • Содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему/ соревновательному поведению;
  • Принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще всего возникают вне школы;
  • Ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития;
  • Стараться учитывать личные потребности учащихся;
  • Усилить мотивацию для достижения целей обучения;
  • Содействовать соединению, а может даже синтезу школьных и внешкольных образовательных областей;
  • Создать связующие звенья между отдельными предметами;
  • Способствовать постоянному внутреннему обновлению школы, принимая во внимание актуальные потребности и вопросы.

Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.

Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Проектный метод, наряду с другими интеpaктивными методами , помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков. Ведь на обычном уроке, который учитель пpaктикует каждый день, отсутствует деятельность учащихся. Здесь учитель структурирует происходящее, цитирует, объясняет, дает указания, задает вопросы, оценивает. При этом он находится в центре внимания. Проектный метод, напротив, предлагает участие учителя в уроке в новой роли- “ фигуры на заднем плане”.

Учитель

  • постепенно уходит в тень;
  • вмешивается, если есть необходимость; - включается в процесс на правах участника;
  • проявляет выдержку и не вмешивается.

Основные требования проектного метода:

  • самостоятельность учащихся;
  • связь с реальным миром;
  • активизация разных форм самовыражения;
  • принятие во внимание мнения других при выполнении действий.

Схема проекта:

  • Проявление интереса учащихся к какой-либо проблеме или теме.
  • Учитель разъясняет условия проектной работы.
  • Участники определяют главную тему.
  • Класс делится на группы, каждая из которых разpaбатывает тему, выдвигает какую-либо идею.
  • Класс выбирает наиболее подходящие идеи.
  • Создаются рабочие группы, в которых участники определяют направления деятельности, необходимой для реализации идей.
  • Рабочие группы выбирают методы и средства для проведения исследования (исследовательские проекты). Разpaбатывают и осуществляют детальный план действий ( пpaктические проекты).
  • Разpaбатывая теоретические проекты, группы проводят исследовательскую работу: эксперименты, опросы, интервью, наблюдения. Группы могут проводить презентацию отдельных этапов – в форме рефератов, сообщения, аудио или видео материала.
  • Группы объединяют результаты работы в общий итог.
  • Осуществляют презентации результатов исследования или внедряют разработанный план.
  • Производится оценка результата и процесса работы.

Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать ВКЛАД группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и ПРОДУКТ, который группа получает в результате проекта:

ВКЛАД ПРОЦЕСС ПРОДУКТ
Уже имеющиеся знания, умения и навыки Исследование: сбор и обработка информации.

Разработка: плана действия.

Осуществление: плана.

Развитие навыков, приобретение новых знаний.

Реферат, альбом, плакаты, макет, фоторепортаж, видео материал, акция, выставка, урок, мероприятие и т.п.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном прострaнcтве, развития критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проекта, его прагматичная направленность на результаты, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной пpaктической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой проблемы в исследовательском, творческом плане.
  2. Пpaктическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Более 17 лет работаю в сельской школе учителем биологии. Оглядываюсь назад… Сколько реформ, нововведений, методических приемов, технологий! И, конечно же, поиск… Творческий поиск именно своих путей и дорог. Думаю, внедрять даже совершеннейшие технологии в свой педагогический процесс полностью невозможно. Ведь у меня “свои” дети, “свои” коммуникативные ситуации, “своя” среда. Разумеется, речь не идет об основных тенденциях, приемах, принципах существующих технологий. Все они интересны, познавательны! Особо близки мне в последние годы своей деятельности коммуникативно-развивающие, интегральные, личностно- ориентированные модели обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии. Но наиболее эффективным и приемлимым для себя считаю применение проектных технологий в процессе обучения биологии.

Биология в школе прагматична, в ней всё ясно и понятно, все описано и объяснено. Может ли метод проектов внести в её изучение что-то новое? Что здесь может подлежать исследованию? Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему, подвести детей к возможности её сформулировать, определить и высказать. Метод проектов в курсе биологии дал возможность ощутить позитивный результат области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат - высокую мотивацию к обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования. Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Проектирование учебного процесса путем выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Вот именно результативность подкупила меня в проектных технологиях. Результативность и возможность ее пpaктического применения. Предлагаю разработки нескольких уроков по проектным технологиям.

Урок-обобщение “Закономерности наследственности”

Задачи:

  1. Закрепить прочность знаний генетических терминов:
  2. Наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, доминантность, рецессивность, моно-, ди- гибридное скрещивание.
  3. Обратить внимание учащихся на взаимосвязь генетических понятий с цитологическими.
  4. Добиваться понимания учащимися дискретности наследственных факторов – дискретности генов.
  5. Научить учащихся разбираться в научно - популярной литературе, самостоятельно изучать научные закономерности, термины.

Метод проектов: монопроект.

Ход урока

I. Обобщение изученного материала по разделу “Генетика”.

Работа в группах с заданиями разной степени сложности.

I. слабая группа с “3” на “4”

II. средняя группа с “4” на “5”

III. сильная группа на “5”

1. Повторение I, II, III законов Менделя по моно-, ди-, гибридному скрещиванию

Работа с таблицей “Моногибридное и дигибридное скрещивание”.

а) “Немое кино”. У доски отвечает один ученик со слабой группы. Он просто показывает. А другие задают вопросы:

Например:

- покажи доминантный признак;

- где здесь чистая линия;

- покажи гибридный организм;

- покажи 1-й закон Менделя и т.д.

б) “Звуковое кино”. У доски отвечает ученик со средней группы, показывает и дает определение терминам.

Например:

- Что означает дигибридное скрещивание;

- Что такое фенотип;

- Что такое генотип и т.д.

- Что означает аллельные гены.

в) Решение задач. (задачи уже заранее написаны на доске)

№35 стр.34 №9 стр.13

Остальные решают в тетрадях.

Итог: Объяснения учащихся.

I. Статистический хаpaктер законов Г. Менделя:

Точное выполнение соотношений 3:1 , 9:3:3:1 возможно лишь при большом количестве изучаемых гибридных особей.

Когда Мендель ставил свои опыты, науки ещё ничего не было известно ни о хромосомах, ни о генах, ни о митозе, ни о мейозе. Несмотря на это Мендель понял , что каждый признак определяется отдельным наследственным фактором и формы эти передаются из поколения в поколение по законам Менделя.

Законы Менделя носят всеобщий хаpaктер. Это было подтверждено и другими исследователями. Но были некоторые исключения. Стало ясно, что принцип независимого распределения в потомстве и свободного комбинирования распространяются не на все гены. Следовательно, в каждой хромосоме должно находиться много генов. И так мы дошли до сцепленного наследования признаков.

II. Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности.

Выступление учеников. Нам знакомо, как ведут себя аллельные гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом. Они расходятся в мейозе независимо от других пар. Но число генов у каждого организма гораздо больше числа хромосом. Как наследуются гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом?

Вопрос к классу:

“Что такое сцепленное наследование и

что означают группы сцепления?”

1 гр. По основному учебнику Беляева 26,стр.106

2 гр. По учебнику Сонина, гл.9.4, стр.282.

3 гр. Кемп, Армса стр.415, гл.167

а) Отвечают ученики.

Итак: Чем ближе расположены друг к другу гены в хромосоме, тем реже происходит их расхождение при перекресте – кроссинговере. И

Наоборот, чем дальше друг от друга отстоят гены, тем чаще возможно нарушение сцепления. Следовательно, при полном сцеплении образуется два типа гамет в равных количествах. А при неполном – четыре типа, два из них сцепленные, два – новообразованиями, кроссинговерными.

Например:

1. - серое тело – нормальные крылья,

2. – черное тело – зачаточные крылья.

Частота расхождения признаков при кроссинговере прямо пропорциональна расстоянию между генами ( оно измеряется в моргоноидах ).

б) Решение задач №21 стр.23.

№25 стр. 26.

Выводы:

В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом, может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе единственном числе. Например: Х У.

Генетика – это очень сложная наука, это не просто наследование какого-то признака. Это есть взаимодействующие между собой гены, которые приводят к различным закономерностям изменчивости.

III. Множественное действие генов.

Взаимодействие неаллельных генов.

Выступление ученика:

Гены представляют с собой структурные и функциональные единицы наследственности. В перечисленных примерах мы видели, что гены ведут себя как отдельные единицы, т.е. каждый из них определяет развитие какого-то признака, не зависящих от других. Поэтому может сложиться впечатление, что

  • генотип – это механическая совокупность генов,
  • фенотип - мозаика отдельных признаков.

На самом деле это не так. Генотип – это система взаимодействующих генов. Взаимодействуют друг с другом и аллельные гены, и неаллельные гены, расположенные в разных локусах.

Выделяют 3 типа взаимодействия неаллельных генов:

- эпистаз,

- комплементарность,

- полимерия.

Учащиеся по учебнику самостоятельно изучают эти термины. Раздел 9.5.2.

2. Решение задач по этой тематике. Рабочая тетрадь стр. 87 – 93.

Итог: Выражение “Ген определяет развитие признака” в значительной степени условно, так как действие гена зависит от других генов – от генотипической среды.

План урока-обобщения по теме “Кровь”

По методу проектов: Монопроект.

Цели и задачи:

  • Продолжить и углубить изучение темы “ Кровь” , базируясь на занятиях по зоологии.
  • Анализировать и обобщить исследовательскую работу при изучении данной темы.
  • Повысить заинтересованность учащихся к изучению учебного материала.
  • Привить умения и навыки оформительской работы.

 План урока.

Ребята 5-й урок работают по группам. В группах работают:

- докладчики

- оформители

- оппоненты

- эксперты

- слушатели

В течение этого периода посещали библиотеку школьную, искали дополнительную литературу.

1. Вступительное слово учителя.

Подведение итогов и еще раз вспомнили проблему всего монопроекта:

- Роль крови и кровеносной системы для обеспечения целостности и сохранения гомеостаза человеческого организма.

2. Выступление библиотекаря.

Она анализирует работу групп. Дает краткий анализ рефератов групп, оценивает их работу, дает рекомендации по исследовательской работе. Знакомит всех учащихся списком литературы, использованной при изучении данной темы.

Демонстрация: Книги

Журнал “Древо познания”.

3. Работа по группам.

1 группа:

Цель исследования: Кровь. Ее состав, функции.

Проблема: Почему состав крови называют “зеркалом организма”?

Демонстрация: Таблица “Кровь. Ее состав”.

Самодельная таблица.

  • “Состав крови. Форменные элементы”.
  • “Функции крови”. (Работа оформителя).

Выступает докладчик. Знакомит всех учащихся содержанием реферата. Дает только дополнительные факты, наблюдения и схемы. Исключено изложение учебного материала.

Т.к. всегда можно найти в учебниках материал по данной теме.

Обязательно подводит итог работы всей группы:

“О состоянии здоровья человека судят прежде всего по состоянию состава его крови.

Для этого берут анализ крови и с помощью микроскопа подсчитывают количество красных и белых кровяных клеток в мм куб. крови, изучают форму. Посредством химических и физических методов определяют количество гемоглобина в крови, количество и состав белков плазмы, количество сахара в крови. Вот поэтому посещая любую поликлинику мы сдаем анализ крови.

Вопросы экспертов:

1. Почему в таблице “Состав крови” указана скорость оседания эритроцитов?

2. Объясните, пожалуйста, какую функцию выполняют эритроциты?

Оппоненты участвуют при обсуждении данной проблемы.

Учитель оценивает реферат, дает несколько интересных данных для внесения в реферат.

Задает вопрос: Исходя из данных таблицы — по сравнению количества эритроцитов у разных типов животных, объясните, почему кол-во эритроцитов в 1мм куб. больше у млекопитающих в сравнении с пресмыкающимися.

Ответ даёт докладчик II группы (сильная ученица).

2 группа:

Цель исследования: Болезни крови.

Проблема: Связь между изменением состава крови и состоянием организма.

Демонстрация: Самодельная таблица “Болезни крови” и “Родословная английской королевой Виктория по передачи наследственного заболевания гемофилии”.

Выступает докладчик. По ходу объясняет причины возникновения различных заболеваний: кровь, оспа, дифтерия, малокровие, болезнь Дayна.

И учащиеся решают несколько типовых задач по генетике. Они уже имеют навыки решения задач, т.к. в течение нескольких уроков решали эти задачи. Хотя это материал 11-го класса.

Эксперт из 3 группы задает вопрос:

“Если женщина носительница гена гемофилии, а мужчина гемофилик, то какое потомство ожидается.

Все решают задачу, находят ответ.

Еще один вопрос оппонента 1 группы:

Из истории мы знаем, что царевиц Алексей был гемофиликом.

От кого он унаследовал эту болезнь.

При ответе докладчик использует родословную таблицу английской королевы, и ребята находят ответ.

Докладчик подводит итог.

Учитель подводим итог работы данной группы.

3 группа:

Цель исследования: Иммунитет.

Проблема: “ Какими защитными силами владеет человеческий организм”.

Демонстрация: Таблица “Иммунитет”. Схема “ Работа Т и Б клеток”.

Выступление докладчика. Знакомит всех с видами иммунитета, дает анализ схемы, которая раскрывает работу Т и Б клеток по захвату чужеродных клеток.

Раскрывает значение терминов: вакцина, лечебная сыворотка, СПИД.

Вопросы оппонентов:

1) На какой срок выpaбатывается врожденный иммунитет

2) Чем отличаются лечебная сыворотка и вакцина

Итог: Каждый человек должен знать, что в земле длительное время сохраняются возбудители некоторых болезней. Предупреждение и ликвидация инфекционных заболеваний осуществляется специальной системой противоэпидемиологических мероприятий. Прежде всего, выявляются источники и пути распространения инфекции.

Заболевание помещаются в специальные больницы или объявляются карантин.

IV. Встреча с медработником.

Рассказ о значении группы крови и Rr фактора для человеческого организма.

Пpaктическая работа в лаборантской по отделению группы крови.

V. Решение тестов по теме “Кровь” - сильным учащимся.

Конкретные задания - слабым учащимся.

VI. Оценки.

 Обобщающий проектный урок по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”

Задачи:

  • обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях основных частей и органоидов цитоплазмы клетки, их взаимосвязях как основе целостности клетки;
  • о взаимосвязях строения и функций органоидов и частей клетки, особенностях ее строения функций эукариотических и прокариотических клеток.

Оборудование: таблицы, учебники, компьютер, мультимидеопроектор.

Темы для обобщения:

  1. Прокариотическая клетка.
  2. Эукариотическая клетка.
  3. Деление клетки.
  4. Особенности строения и отличительные особенности растительной клетки.
  5. Клеточная теория.
  6. Неклеточные формы жизни – вирусы.

Учащиеся делятся на группы: 1-4.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Пpaктическая направленность
I этап урока: Прокариоты.  
Дает задания по группам. 1 гр. Чем отличаются прокариоты и эукариоты?

2 гр. Работа с компьютером. Интеpaктивный рисунок (7 доп. материалы).

3 гр. Строение клетки прокариот.

4 гр. Строение клетки эукариот.

Демонстрация рисунка “Прокариотические и эукариотические клетки”.

Демонстрация рисунка.

Демонстрация рисунка.

Вопрос классу: В эволюционном плане, какая клетка возникла в первую очередь?
II этап урока: Эукариоты.
Учитель: Как вы заметили к эукариотам относятся животная, растительная и грибная клетки.

Демонстрация: текст 8.и доп. материалы: “Строение клеток эукариот”.

Вопрос” О чем говорит сходство этих клеток?

 
Дает задания по группам. 1 гр. Строение животной клетки.

2 гр. Строение растительной клетки.

3 гр. Чем отличаются растительная и животная клетки?

4 гр. Собери клетку.

Демонстрация рисунка.

Демонстрация рисунка.

Отвечают.

Пpaктическая работа.(8 доп.материалы).

Вопрос классу: “ А чем отличается клетка грибов от животной и растительной клеток?

( Составление сравнительной таблицы.)

III этап урока: Органоиды.

И так, мы выяснили, что все эукариоты состоят из цитоплазматической мембраны, цитоплазмы и ядра.

Демонстрация: Составные части эукариотической клетки. 7 дополнительные материалы. А теперь вспомним строение и функции органоидов.

 
Задания по группам.

 

1 гр. Рассказывает о строении и функциях: ядра, рибосом, кл. центра. Демонстрация “Строение клеток эукариот”.

8, доп.материалы.

Вопрос к группе: “А как осуществляется управление процессами жизнедеятельности в клетках прокариот, у которых нет ядра?”
  2 гр. Рассказывает о строении и функциях: плазматической мембраны, комплекса Гольджи, пластидах.

3 гр. Рассказывает о строении и функциях: митохондрий, лизосом, клеточной стенки.

4 гр. Рассказывает о строении и функциях: ЭПС, цитоплазмы, вакуолей.

Демонстрация “Типы пластид”.

8, доп.материалы.

Демонстрация “Образование пищеварительной вакуоли”.

8, доп.материалы.

Вопрос: Почему органоиды называют специализированными структурами клетки?
IV этап урока: Деление клетки.
Вопрос: Какие способы деления клеток вы знаете?

Демонстрация: Способы деления клеток. 14 доп. материалы.

  1 гр. Как происходит деление прокариотической клетки?

2 гр. Как происходит непрямое деление?

3 гр. Что такое клеточный цикл?

4 гр. Суть интерфазы.

Демонстрация: Деление прокариотич. клетки.

Демонстрация: Митоз.

Демонстрация: Клеточный цикл.

Демонстрация: Процессы, происходящие в интерфазе.

Вопрос: Поясните значение интерфазы в жизни клетки?
V этап урока: Клеточная теория.
  1 гр. В чем сходство и различия клеток одноклеточных и многоклеточных организмов?

2 гр. Сравните первоначальные и современные положения клеточной теории, отметьте принципиально новые открытия цитологии.

3 гр. Расскажите историю открытия клетки.

4 гр. Есть ли внеклеточные формы жизни?

4 текста и доп. материалы



Комментарии:

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"


    Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

      Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

27 12 2025 5:27:20

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

26 12 2025 22:27:15

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

25 12 2025 6:50:29

Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."


    Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."

      Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....

24 12 2025 16:20:28

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

23 12 2025 21:48:41

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

22 12 2025 18:39:54

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

21 12 2025 22:44:16

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии


    Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

      Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

20 12 2025 19:50:53

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс


    Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

      Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

19 12 2025 1:55:17

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....

18 12 2025 5:51:52

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

17 12 2025 14:52:12

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

16 12 2025 2:23:37

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

15 12 2025 11:59:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"

      Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся. ...

14 12 2025 14:32:49

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

13 12 2025 20:33:22

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

12 12 2025 19:17:45

Роль птиц в природе и жизни человека


    Роль птиц в природе и жизни человека

      Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....

11 12 2025 11:32:11

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи


    Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

      Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

10 12 2025 14:45:56

За пределами роста


    За пределами роста

      В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

09 12 2025 19:36:45

Тема урока: "Наследственные болезни человека"


    Тема урока: "Наследственные болезни человека"

      Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

08 12 2025 9:35:58

Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"


    Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"

      Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...

07 12 2025 10:23:16

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

06 12 2025 4:42:32

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

05 12 2025 12:21:13

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

04 12 2025 11:28:38

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...

03 12 2025 20:22:54

Тема урока: "Особенности строения ДНК и РНК"

Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....

02 12 2025 0:53:47

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"


    Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

01 12 2025 14:25:53

Проведение школьной биологической олимпиады


    Проведение школьной биологической олимпиады

      В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

30 11 2025 23:19:31

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

29 11 2025 20:51:45

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....

28 11 2025 9:34:52

Многообразие пресмыкающихся


    Многообразие пресмыкающихся

      Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....

27 11 2025 22:19:58

Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии


    Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

      В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...

26 11 2025 5:44:16

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

25 11 2025 20:57:49

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)


    Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

      На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

24 11 2025 1:28:11

Урок биологии по теме "Отряды насекомых Якутии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Отряды насекомых Якутии". 7-й класс

      Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....

23 11 2025 1:26:20

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....

22 11 2025 4:41:40

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

21 11 2025 15:59:51

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

20 11 2025 16:43:26

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

19 11 2025 18:28:30

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"


    Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

      Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

18 11 2025 17:42:53

Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"

Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...

17 11 2025 12:29:11

Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"


    Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"

      Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....

16 11 2025 16:54:57

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

15 11 2025 10:20:51

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей


    Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

      Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

14 11 2025 6:47:30

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

13 11 2025 2:33:35

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

12 11 2025 10:24:59

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

11 11 2025 7:54:46

Страна папоротников

Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...

10 11 2025 11:58:23

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

09 11 2025 22:15:28

Строение и жизнедеятельность бактерий


    Строение и жизнедеятельность бактерий

      На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

08 11 2025 11:12:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::