Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями (Приложение 1). Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека.

В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность, “компьютерная грамотность” учащихся и учителей, которая подразумевает:

  • умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете;
  • способность структурировать и обpaбатывать данные в зависимости от конкретной задачи;
  • применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе.

В рамках проекта “Компьютеризация городских и поселковых школ” наша школа получила 2 компьютерных класса (в 2002 г, 2005 г.), и комплект программного обеспечения с минимальным количеством электронных изданий. Кроме этого, часть учебных материалов на электронных носителях мы приобретали самостоятельно. Но все электронные издания (в основном это самоучители, репетиторы, электронные учебники) содержали авторскую тpaктовку учебного материала (последовательность изложения тем, формулировку заданий, подбор пpaктических и контрольных работ). Все это ограничивало их применение в полном объеме, поскольку отсутствовала возможность адаптации содержания электронного носителя под тот вариант учебной программы, который принят в нашей школе. Учитель не мог самостоятельно выстроить порядок изложения материала, изменить структуру урока, внести поправки в последовательность аудиовизуальных иллюстраций. В результате не реализованными оставались как цели и задачи урока, так и творческий потенциал учителя.

Постоянные поиски программы, содержащей универсальную и простую инструментальную среду для создания “творческой лаборатории” учителя, увенчались успехом. В 2004 г. из Internet я узнала о конкурсе для учителей, использующих информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе, “Кубышка медиауроков”, проводимом компанией “Кирилл и Мефодий”. В рамках конкурса предлагалось создать серию медиауроков учителям начальной школы и учителям-предметникам. Участие в конкурсе давало возможность получить в пользование информационно-компьютерную среду (ИКС) “Начальная школа” и электронные библиотеки наглядных пособий (ЭБНП) по различным предметам.

Для участия в конкурсе была сформирована творческая группа учителей школы. В нее вошли учителя начальных классов Вороцянка Л.В., Мартемьянова Т.Г., Степаненко Н.О., учитель биологии Мальцева Е.А., учитель русского языка и литературы Полуяхтова Е.И. и Крук Л.В. – учитель информатики и координатор группы.

Задачи инициативной группы были следующие:

  • разработать комплекс уроков по содержательным линиям образовательных областей начальной школы (русский язык, математика, окружающий мир) с использованием ИКС “Начальная школа” и по предмету биология для средней школы с использованием ЭБНП “Биология”;
  • выделить этапы урока, на которых возможно применение информационных технологий;
  • разработать комплекс заданий и творческих работ для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • разработать систему проверочных работ для отслеживания результата усвоения учебного материала;
  • проанализировать и обобщить опыт работы с программами, выделить их достоинства и недостатки.

У координатора группы были еще и специфические задачи:

  • познакомить члeнов группы с возможностями программ в полном объеме;
  • подсказать, на каком из этапов урока целесообразнее использовать средства, предлагаемые программами;
  • научить члeнов группы менять структуру урока исходя из возможностей программ;
  • оказать помощь в систематизации полученных знаний в области применения ИКТ.

Уже при первом знакомстве с программами мы поняли, что получили уникальный мощный инструмент для создания авторской модели любого урока по любому предмету.

ИКС “Начальная школа” и ЭБНП “Биология” входят в состав учебно-методического комплекса (УМК) “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003 – медиатека” и включают в себя следующие основные разделы, которые наша группа использовала при создании системы уроков (разработки отдельных тем уроков приведены в Приложении 2 и Приложении 3):

  1. Медиатека. Здесь хранятся все доступные мультимедийные информационные объекты. Раздел является открытым, что позволило нам включить в него новые информационные объекты (ИО) и редактировать атрибуты существующих ИО.
  2. Конструктор заданий и презентаций. С помощью “конструктора” мы смогли создать задания и презентации к урокам, а ученики сформировали наборы необходимых материалов в ходе индивидуальных занятий для создания мультимедиа-сочинений, докладов и рефератов.
  3. Плеер презентаций. Содержащийся здесь набор инструментов и сервисов, предназначенных для автономного воспроизведения презентаций, позволил осуществлять управление просмотром демонстрационной последовательности наглядного материала, регулировать уровень громкости звукового сопровождения.
  4. Кроме этого каждый учитель смог создать “Индивидуальный портфель”, т. е. собрать и систематизировать комплекс материалов к урокам, разработать тематическое планирование.

Построенная с использованием современных мультимедиа-технологий система предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя. Например, учитель биологии Мальцева Е. А. смогла сделать свои уроки более интересными и красочными, используя

  • реалистический визуальный ряд, который включает фотографии ученых-биологов, объектов исследования и видеофрагменты с демонстрацией процессов жизнедеятельности живых организмов;
  • синтезированный визуальный ряд, который включает анимацию, трехмерную модель (3D-модель), таким образом, создается более точное представление об объекте исследования;
  • звуковой ряд, который представлен в виде дикторского текста, комментария к изображению на экране;
    Этот комментарий был создан самим учителем.
  • символьные объекты и деловую графику (диаграммы, схемы, таблицы, формулы) ;
  • компьютерное моделирование (виртуальную реальность, объекты интеpaктивного взаимодействия, игры).

Все ИО применялись на различных этапах проведения урока. Варианты их использования определялись конфигурацией компьютерной техники, имеющейся в распоряжении учителя информатики. Поскольку в нашей школе 2 компьютерных класса (первый снабжен принтером, а второй – принтером и проектором), то это дает возможность более широкого использования УМК. В первом классе при конфигурации “компьютер + принтер” используются ИО:

  • при индивидуальной работе с учениками (демонстрация ИО по теме исследования, показ презентации, проектная деятельность, проведение тренингов, тестов, игровых упражнений на закрепление приобретенных знаний) ;
  • при разработке раздаточного иллюстративного материала.

Во втором классе с помощью проектора демонстрируются на экране ИО, обеспечивающие развернутую комбинированную информацию с помощью средств мультимедиа:

  • подача информации для объяснения новой темы или обсуждения пройденного материала;
  • возможность обеспечения самостоятельной работы учеников (опрос, тестирование) по созданным самим учителем материалам теста.

Два компьютерных класса (1 рабочее место учителя + 8 рабочих мест ученика; 1 рабочее место учителя + 7 рабочих мест ученика) объединены в локальную одноранговую сеть. В процессе работы есть возможность предоставлять доступ ученикам к файлам презентации, ИО по изучаемой теме, кроме того, можно трaнcлировать презентации на экраны компьютеров учеников с синхронным пояснением к увиденному.

В таблице приводятся варианты использования ИО для автоматизированного рабочего места учителя в двух классах.

Варианты использования УМК учителем

Этапы проведения урока

Компьютер + принтер

Компьютер + проектор

Компьютерный класс

Объяснение нового материала Подбор текстового и графического материала по теме урока. Создание учебно-дидактической презентации. Создание наглядного раздаточного материала Подбор анимированных информационных объектов по теме урока. Создание мультимедийной презентации Подбор мультимедийного материала по теме урока. Создание мультимедийной презентации для составления опopного конспекта учащихся. Tрaнcляция презентации на компьютеры учеников.
Контроль усвоения пройденного материала Разработка контрольных и самостоятельных работ Организация интегрированных занятий с использованием информационных объектов при объяснении нового материала. Организация самостоятельных работ, тестов и контрольных заданий на основе мультимедийного материала. Разработка тестовых интеpaктивных заданий.
Разработка электронных рабочих тетрадей школьников.
Закрепление материала Составление мультимедийных материалов с использованием ИО медиатеки. Составление мультимедийных материалов с использованием ИО медиатеки.

Организация индивидуальных выступлений учащихся по заранее подготовленным материалам.

Составление мультимедийных материалов с использованием ИО медиатеки.
Проведение виртуальных лабораторных работ.
Организация индивидуальной работы учащихся на уроках с использованием ИО.
Дополнительное образование Организация проектной деятельности учащихся.
Подготовка материалов для школьных конкурсов и олимпиад.
Проведение защиты проектов учащихся по теме исследования Организация создания и корректировки мультимедийных проектов учащихся. Проведение школьных конкурсов и олимпиад
Внеклассная работа Создание собственной базы данных с использованием ИО Виртуальной Школы Кирилла и Мефодия.
Создание методической мультимедийной библиотеки.

Работая с УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003 – медиатека” я убедилась, что он обладает рядом существенных достоинств, как для учителя, так и для ученика.

УМК позволяет

ученику:

учителю:

– проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения; – самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения уроков;
– осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками;
– получать более точное представление сложных для понимания явлений или процессов за счет трехмерных моделей (3D-моделей) ; – отойти от традиционной формы проведения урока;
– формировать навыки и умения формулировать проблему и выpaбатывать стратегию ее решения; – развивать активно-деятельные формы обучения (пpaктикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интеpaктивности программы;
– работать в индивидуальном темпе; – создавать вариативные проверочные работы (тестовые и контрольные задания), учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся;
– формировать навыки самоконтроля; – быстро анализировать успеваемость и отслеживать динамику ее роста у каждого учащегося за счет ведения “Журнала успешности”;
– осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, составлении проектов, создании школьной библиотеки наглядных пособий; – собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам, что особенно важно при переходе к профильному обучению.

Применение УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003 – медиатека” меняют сам подход к организации учебного процесса в школе, дает возможность учащимся применять на пpaктике знания, полученные при изучении ИКТ для освоения других предметов. При этом укрепляются межпредметные связи, формируется единое информационное прострaнcтво школы.



Комментарии:

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

23 04 2024 18:36:22

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

22 04 2024 15:41:58

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

21 04 2024 22:52:53

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

      Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

20 04 2024 4:26:43

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

19 04 2024 3:29:21

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

      Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....

18 04 2024 17:23:49

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

17 04 2024 17:14:34

Урок биологии с использованием ИКТ


    Урок биологии с использованием ИКТ

      Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

16 04 2024 1:59:38

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

15 04 2024 8:18:12

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"


    Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

      Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

14 04 2024 15:53:56

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

13 04 2024 20:57:47

Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии


    Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии

      В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....

12 04 2024 18:35:14

Питание и пищеварение. 8-й класс


    Питание и пищеварение. 8-й класс

      На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....

11 04 2024 12:55:13

Здоровой коже и врач не нужен


    Здоровой коже и врач не нужен

      Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

10 04 2024 23:14:14

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

09 04 2024 12:25:49

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

08 04 2024 18:21:53

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"


    Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

      Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

07 04 2024 11:40:51

Мастер-класс "Первый шаг в биологию"


    Мастер-класс "Первый шаг в биологию"

      Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе. ...

06 04 2024 2:49:14

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)


    Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

      В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

05 04 2024 18:48:49

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

04 04 2024 7:35:34

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

03 04 2024 5:56:37

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

02 04 2024 15:42:16

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

01 04 2024 18:31:23

Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"


    Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"

      Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....

31 03 2024 21:47:53

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

30 03 2024 5:26:53

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

29 03 2024 21:26:21

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Размножение организмов. Бесполое размножение  Биология Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

28 03 2024 10:43:58

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

27 03 2024 4:29:43

Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении


    Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении

      Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....

26 03 2024 23:55:29

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"


    Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

      Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

25 03 2024 21:41:52

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

24 03 2024 15:53:49

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

      Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

23 03 2024 22:22:31

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

22 03 2024 14:15:43

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

21 03 2024 10:26:15

Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море


    Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

      На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....

20 03 2024 18:48:21

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

19 03 2024 3:31:47

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах


    Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

      Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

18 03 2024 20:32:56

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека


    Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

      Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

17 03 2024 4:31:33

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

16 03 2024 17:54:37

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

15 03 2024 22:25:44

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

14 03 2024 18:33:24

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

13 03 2024 12:18:56

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

12 03 2024 12:49:13

Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики


    Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики

      Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....

11 03 2024 16:34:27

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

10 03 2024 16:11:42

Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

      Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

09 03 2024 17:58:37

Урок природоведения по теме "Вещества и явления в окружающем мире". 5-й класс

Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....

08 03 2024 5:12:10

Урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...

07 03 2024 0:16:37

Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт


    Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт

      Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....

06 03 2024 23:36:18

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

05 03 2024 23:30:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::