Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"
Цели урока:
- продолжить знакомство с семействами цветковых растений;
- дать общую хаpaктеристику семейства сложноцветные;
- познакомить с многообразием сложноцветных, показать значение представителей семейства в природе и для жизнедеятельности человека;
- продолжить работу с гербариями, закрепление навыков по определению растений;
- развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование: гербарии, дидактический материал, рисунки, открытки, таблицы, кроссворд “Семейство сложноцветные”, музыкальное сопровождение путешествия.
Ход урока.I. Актуализирующее начало.
медленно по лугу
И “здравствуй!”
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
наклониться
Не для того, чтоб рвать
или срезать,
А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Воспользуемся предложением Самеда Вургуна и
совершим путешествие на луг.
В море цветов и трав, колeблющихся как волны
настоящего моря.
На луг сверкающий всеми цветами радуги раннего
утра.
На луг, наполненный густым ароматом и яркой
пестротой цветущих трав жаркого летнего дня.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
разбросаны букеты.
Давай пройдемся медленно по лугу…. И познакомимся с представителями одного из самых многочисленных семейств.
А вот какого? Попробуем разгадать загадки кроссворда и узнать его название.
II. Изучение нового материала.
Он стоит на ножке тонкой, Словно аист в поле чистом И накрылся как шапчонкой, Дунул ветер, и поднялся Кверху шарик белоснежный Белым зонтиком пушистым. |
Покатился, затерялся, В синеве исчез безбрежной. И одна осталась ножка Но весна несёт обновы И пять он у дорожки С белым зонтиком пуховым. |
Это … ОДУВАНЧИК.
1й ученик.
То зубной травой, то молочником, то пуховиком называет меня человек.
Зубной травой – за мои лечебные свойства. Мой настой прекрасное лекарство при заболеваниях желудка и печени. Отвар помогает избавиться от кашля и снять температуру. Примочки избавляют от многих кожных заболеваний.
Молочником – за белый, как молоко, млечный сок, который не по вкусу улиткам, а потому и портят они мои листья. Но, а вы не забудьте угостить своих домашних певчих птичек моими листочками. Этот деликатес придется им по вкусу.
Пуховиком – за мои плоды семянки, похожие на пуховики – парашютики. Посмотрите на мой прекрасный цветок. Его прекрасная желтая головка – не отдельный цветок, а целая корзиночка маленьких цветков. Их у меня до двухсот штук. Отцветут цветочки и вместо каждого из них, появится пуховичок – парашютик, на котором и отправляются при первом же ветерке путешествовать мои семена. Мои корзиночки – это цветочные часы, которые открываются в 600 и закрываются в 1500.
А знаете ли, вы, что из моих засушенных и поджаренных корней можно приготовить напиток, не уступающий по свойствам кофе. Из листьев можно приготовить салат, бутоны – замариновать, а из листьев сварить варенье.
Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок, белые реснички
Это … РОМАШКИ.
2й ученик.
Угадали? Это мы ромашки. Наши прекрасные цветы украшают многие луга и поляны. Расположенные на верхушке стебельков цветы – это целые цветочные корзинки, по краю которых белые, а в центре – желтые цветы. Нас ромашек – много сестер
Я, ромашка аптечная, самая полезная. Настойка из моих цветков рекомендуется при заболеваниях горла и желудка; примочки позволяют избавиться от грибковых заболеваний кожи; чай с ромашкой выпитый на ночь, способствует хорошему сну; а изысканные модницы знают, что лосьоны и шампуни из ромашки – это лучшее средство выглядеть красивыми и молодыми.
Вторая моя сестра, ромашка непахучая, очень похожа на меня. Но вот цветки и листья не имеют запаха, за это и не любима комарами. Подбросьте цветки ромашки, и вы избавитесь от ненужных соседей.
А еще две наши сестрички – ромашка белая далматская и ромашка кавказская содержат cмepтельный яд для всех насекомых – пиретрум. Таково научное название порошка, полученного из цветков этих ромашек. А древние называли его “персидским”.
Это – НИВЯНИК.
На просеке, в поле, на теплой поляне
Все лето цветёт, золотится нивянка,
Но если кто с нею не очень знаком,
Ромашку он спутает с этим цветком.
3й ученик.
Очень часто путают меня с ромашкой, странно?
Присмотритесь, ведь мои белоснежные цветочные корзиночки намного крупнее ромашковых. И листья у меня цельные, а перисторазделённые.
Теперь вы уж точно не спутаете меня с ромашками.
А какой же букет из полевых цветов, если нет в нем одного из чудес природы – синеглазых ВАСИЛЬКОВ.
Василькам Нужны Ромашки. Для того, Чтобы порой |
Синих волн Могли Кудряшки Мчать на берег, Золотой… |
4й ученик.
Узнали – я василек. Почему меня так называют?
Старинная легенда говорит о синеглазом Василе которого заманили на луг и околдовали русалки. И красавец юноша превратился в цветок.
А научное название говорит о мифическом существе – кентавре (центавре) Хироне, который познал силу лечебных трав и овладел искусством исцеления, а главной травой его знахарских снадобий – был василек.
Мои цветки – это большие соцветия. Растрепанные краевые рогатые цветочки – пустоцветы, приманки для насекомых, а настоящие цветки – внутри.
Нас васильков много братьев. Я – василёк полевой, синий – злостный сорняк, вызывающий отравление коров.
Второй брат – луговой, лиловый – медонос. Сено с его добавкой лучшее лакомство для коров.
Ноготок короток
А сквозь землю прошёл
Шапку золота нашёл.
Это – КАЛЕНДУЛА.
5й ученик.
Я прекрасная заморская гостья, прибыла к вам Средиземноморья. Мои крючковидные плоды – семянки – дали мне и второе название – ноготки.
Ну, а разве не прекрасна моя оранжевая цветочная корзинка, состоящая из множества мелких цветков.
Гостья я полезная. Настойка из моих цветков – спасение при ангинах и ларингитах; сок из лепестков поможет избавиться вам от веснушек.
Это растение способно заменить кофе.
6й ученик.
Мои веселые гoлyбые искорки нельзя не заметить среди летнего разнотравья.
Я высокое, почти в один метр, растение со стeблем, опушенными волосками и гoлyбым соцветием.
Из моих корней (обжаренных и размолотых) получают один из лучших суррогатов кофе.
Я – ЦИКОРИЙ.
Посейте цикорий на огороде – не пожалеете. Яркие гoлyбые цветки украсят участок, из листьев можно приготовить салат, а из корней – вкусный кофейный напиток.
Дикая рябинка, рай – цветок, девятуха, так называют этот цветок в природе.
7й ученик.
Издалека видны яркие желтые головки – щитки “полевой рябинки” – ПИЖМЫ.
Зацветёт, загорится огнём нарядная пижма, знайте – лето в разгаре!
Ярко желтые корзинки – ядовиты – не любят их запаха мухи, жучки и паучки.
Не поленитесь, засушите веточки “полевой рябинки”, и украсьте ими осенний букет – и вы избавитесь от немногих непрошенных гостей.
Однако – пижма вполне может заменить и корицу, и имбирь в кексах и пудингах.
А из её корней изготавливают зелёную краску.
Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитайте –
Долек сколько?
Восемь,
Десять,
Двадцать,
Тридцать…
Так легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть.
8й ученик.
Узнали, конечно же, я – ТЫСЯЧЕЛИСТНИК.
Каждый лист мой, как перышко птицы, собран из многих листиков – пушинок. Таких листиков – пушинок у одного растения может быть около тысячи.
Белоголовник, порезанная трава, солдатская трава так называют меня в народе за мою способность листьев, приложенных к ранам, останавливать кровь и заживлять раны. В почете я и у животноводов. Я – любимая трава у кроликов.
Я компонент кремов “Этюд”, “Аленушка”, лосьонов “Флора” и “Шиповник”.
А если появлюсь я в огороде, не торопитесь вырвать – ведь я помогу культурным растениям справиться с вредителями – насекомыми.
О ней говорили во многих пословицах, и хваля и ругая: “Горька как полынь” или “Полынью пахнет”
9й ученик
ПОЛЫНЬ я. Легко узнать меня по беловатым шелковистым – войлочным листья, издающих резкий запах.
Своё название получила я в честь греческой богини охоты Артемиды, которая во время охоты первая повстречала горькое, сильнопахнущее растение.
Семья у нас большая – около 400 видов.
Повесьте веточки полыни около дома, и вы избавитесь от настойчивых комаров и мух.
10 й ученик
Я растение культурное. Тархуном называют меня аpaбы.
А зовусь я – ЭСТРАГОНОМ.
Незаменим я в салатах и приправах кавказской кухни.
Составной компонент одеколона “Шипр”.
Кроме растений лекарственных и дикорастущих сорных много в этом семействе и декоративных цветов.
11.Балерина вышла Юбочка пышна, Сборки да оборки Складки да подкладки… А имя у артистки Небесной прописки. АСТРА (астра в переводе с греческого “звездочка”) |
12.Стоит цвет – златоцвет
Царевна – ромашка, ХРИЗАНТЕМА. |
13.На улице у окошка Посажена картошка Цветки её огромные И светлые и темные. ГЕОРГИН (Назван в честь петербурского ученого |
Вот и разгадан кроссворд.
О представителях, какого семейства идет речь?
СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ.
- Что объединяет все эти травянистые растения в одно семейство?
- Что общего в строении цветков этих растений?
- Как называется такое соцветие?
- Каково строение каждого отдельного цветка?
- Как можно записать формулу цветка одуванчика? Василька? Ромашки?
- Одинаковы ли по формы венчика все эти цветки?
- По каким еще признакам, кроме строения цветка, мы можем объединить все эти растения в одно семейство?
Лабораторная работа. “Строение цветков растений семейства сложноцветные”
(Выполняются соответствующие рисунки в тетрадях, заполняется таблица)
Игра “Третий лишний” (раздаточный
материал)
IV. Итог урока.
Давай пройдемся медленно по лугу…
Прекрасные слова. И путешествие было прекрасным
и очень познавательным и жаль, что оно
заканчивается. Но знакомства с представителями
растительного мира не заканчивается.
Давай пройдемся медленно по лугу…
Комментарии:
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
09 10 2025 18:36:30
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
08 10 2025 12:32:27
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
07 10 2025 12:54:32
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
06 10 2025 15:23:59
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
05 10 2025 15:25:27
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
04 10 2025 17:46:24

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
03 10 2025 15:42:44
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.
...
02 10 2025 21:46:59
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
01 10 2025 8:38:49
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
30 09 2025 6:53:25
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
29 09 2025 13:14:52
Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....
28 09 2025 23:35:26
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
27 09 2025 12:17:12
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
26 09 2025 9:14:28
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
25 09 2025 22:18:16
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
24 09 2025 19:24:36
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
23 09 2025 8:20:30
Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....
22 09 2025 0:58:42
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
21 09 2025 8:26:57
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
20 09 2025 3:58:42
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
19 09 2025 21:40:56
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
18 09 2025 10:34:26
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
17 09 2025 11:47:24
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
16 09 2025 19:22:10
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
15 09 2025 11:10:35
Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер.
...
14 09 2025 4:37:49
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
13 09 2025 6:59:30
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
12 09 2025 14:37:24
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации.
...
11 09 2025 9:49:54
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
10 09 2025 11:37:46
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....
09 09 2025 5:23:31
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
08 09 2025 2:42:35
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
07 09 2025 21:19:53
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
06 09 2025 2:32:57
Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе.
...
05 09 2025 8:53:39
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
04 09 2025 11:45:47
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
03 09 2025 11:30:29
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
02 09 2025 22:29:31
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
01 09 2025 12:22:30
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
31 08 2025 7:41:29
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
30 08 2025 10:16:14
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности.
...
29 08 2025 18:28:27
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
28 08 2025 19:40:56
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
27 08 2025 7:20:30
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
26 08 2025 7:20:56

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
25 08 2025 4:34:26
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
24 08 2025 20:59:16
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
23 08 2025 18:12:33
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
22 08 2025 13:59:38
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
21 08 2025 9:28:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::