Урок "Иммунитет" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок "Иммунитет"


    Урок "Иммунитет"

Урок. Иммунитет.

Цели:

  • углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, инфекционных заболеваниях, аллергии, лечебных сыворотках и вакцинах с использованием НИТ (новых информационных технологий) ;
  • формировать умение самостоятельно работать с компьютерной программой, дополнительной литературой, текстом учебника, составлять схемы.

Оборудование:

  • компьютеры,
  • видеопроектор,
  • экран,
  • диск – мультимидийное учебное пособие нового образца “Биология 9 класс”;
  • таблица “Кровь”, портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера, учебник Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Биология. Человек. 8 класс”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по теме “Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции”. (10 мин.)

1. Два ученика самостоятельно проходят компьютерное тестирование с использованием выше указанного диска. Раздел “Кровь – жидкая ткань”. Упражнения 1 – 6, 8, 10.

2. Три ученика работают по карточкам (письменно).

Карточка №1. Объясните, как происходит перенос эритроцитами кислорода?

Карточка №2. Что такое малокровие, почему оно может возникнуть?

Карточка №3. Зачем больному проводят анализ крови?

3. Фронтальный опрос (остальных учащихся).

- Каков состав внутренней среды? В чем ее значение для организма?

Примерный ответ. Внутреннюю среду организма образуют межклеточная жидкость, лимфа и кровь. Межклеточная (тканевая) жидкость выполняет дыхательну и питательную функции. С помощью нее происходит очищение клеток от продуктов распада. Лимфа выполняет защитную функцию от болезнетворных микроорганизмов. Кровь выполняет дыхательную, питательную, выделительную, терморегуляторную, защитную и гумopaльную функции

- Что такое кровь? Из чего она состоит?

Примерный ответ. Кровь – это соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов (клеток): 96% эритроцитов,3% лейкоцитов и1% кровяных пластинок – тромбоцитов.

- Что такое плазма крови? Каково ее значение?

Примерный ответ. Плазма крови – это межклеточное вещество одной из разновидностей соединительной ткани – крови. В ее состав входят: 90 -92% воды, около 1% минеральных веществ (соли натрия, кальция и многие другие), органические вещества (белки, глюкоза и др.), причем белок составляет 7% плазмы крови. Значение плазмы крови: принимает участие в трaнcпортировке веществ и участвует в свертывании крови.

- Каковы особенности строения эритроцитов? Где они образуются и какую функцию выполняют?

Примерный ответ. Эритроциты – это мелкие, безъядерные клетки, формы двояковогнутой линзы; эластичные, содержат особый белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. Образуются в красном костном мозге, живут 100 – 120 суток. В 1 мм3 – 4,5 - 5,5% эритроцитов. Выполняют дыхательную функцию.

- Каковы особенности строения лейкоцитов? Где они образуются и какую функцию выполняют?

Примерный ответ. В 1 мм3 крови содержится 6000 – 8000 лейкоцитов и лимфоцитов. Это бесцветные клетки различной формы, содержат ядро, могут активно передвигаться. Образуются в красном костном мозге, в селезенке, в лимфатических узлах. Они защищают организм от болезнетворных микроорганизмов.

- Каковы особенности строения тромбоцитов? Где они образуются и какова их функция?

Примерный ответ. Тромбоциты – это небольшие безъядерные образования. Образуются в красном костном мозге, живут 5 – 7 дней. В 1 мм3 находится до 400 000 тромбоцитов, которые участвуют в свертывании крови.

- Что такое свертывание крови? Как оно происходит?

Примерный ответ. Свертывание крови – это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов. При повреждении кровеносных сосудов нежные, нестойкие кровяные пластинки – тромбоциты – разрушаются, при этом в плазму выделяется особый фермент. Под его влиянием происходит целая цепь химических реакций, в результате которых растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый – фибрин. Его нити образуют густую сеть – сгусток крови (тромб), который закрывает рану.

III. Изучение нового материала. (25 мин.)

1. Двое учащихся читают отрывки из стихотворений:

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

(А.С. Пушкин “Пир во время чумы”).

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Cмepтный огонек.

Говорить не можешь –
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный.
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычьи стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

(Э. Багрицкий “Cмepть пионерки”).

2. Вступительное слово учителя.

Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни.

Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.

В VI веке от чумы в Европе погибла ? часть населения – 10 млн человек. Чуму называли черной cмepтью.

Не менее опасна была оспа.

В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.

В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.

Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.

- Как вы думаете, почему одни люди умирали от этих страшных болезней, а другие нет?

(Учащиеся пытаются высказывать свое мнение).

- Чтобы ответить на этот вопрос, заслушаем сообщение на тему “Защитные свойства крови”.

3. Сообщение учащегося на тему “Защитные свойства крови” проводится с использованием компьютера. Диск “Электронная библиотека “Просвещение” - Биология 9 класс”, раздел “Инфекционные заболевания”.

(На экран выводится поочередно подразделы “Непрошенные гости”, “Некоторые факты об инфекциях” и учащийся начинает доклад).

- Тело человека постоянно подвергается воздействию болезнетворных, или патогенных микроорганизмов. Заболевания, вызванные микробами, называются инфекционными. (На экран поочередно выводится подразделы “Риск заражения”, “Пути заражения” и учащийся продолжает доклад).Микробы могут проникнуть через дыхательные пути, кожу, пищеварительный тpaкт. От инфекционных заболеваний страдают в первую очередь люди с ослабленной иммунной системой. Это – маленькие дети, люди с иммунодефицитом и пожилые люди. Подвержены частым инфекция люди, испытывающие голод, постоянный стресс или уже страдающие каким-либо недугом. Потенциальными жертвами патогенных микробов являются люди, пренебрегающие элементарными правилами гигиены (мытье рук, уборка жилого помещения и т. д.).

Каждый человек может заразиться, но не каждый может заболеть. Заражение и заболевания – разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8 – 10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет). Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь, табакокурение – они угнетают иммунитет.

Вопрос: Что же такое иммунитет?

(Иммунитет – это способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ).

4. Слово учителя.

-Каков же физиологический механизм иммунитета?

(Внимание учащихся обращается на проекционный экран, где демонстрируется физиологический механизм иммунитета в разделе “Лимфатическая и иммунная система” в подразделах “Наша собственная армия”, “Вездесущие лимфоциты”, “Последняя битва – антиген, антитело” с объяснением учителя).

(В крови существует две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки. В-клетки образуют особые вещества – антитела, которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов.

Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ называется фагоцитозом. На основании своих наблюдений И. И. Мечников(показывается портрет) предположил, что фагоциты имеют место и у высших млекопитающих животных, в том числе, и у человека. В крови взрослого человека лейкоцитов содержится 6-8 тыс. в 1 мм3, однако их число может изменяться после приема пищи, мышечной работы, во время сильных эмоций.

При инфекционных и некоторых других заболеваниях их число резко увеличивается (лейкоцитоз).

При лучевой болезни наблюдается значительное уменьшение числа лейкоцитов (лейкопения).

Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют белковую природу.

Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный иммунитетом.)

- Какие виды иммунитета существуют?

(Учащимся предлагается самостоятельное изучение материала учебника на с. 122 и выполнение задания 95 в рабочей тетради. После завершения работы проверяется правильность выполнения задания и вместе с учителем даются понятия новым терминам).

Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет выpaбатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболеют этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет выpaбатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм выpaбатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д. (Демонстрируется процесс проведения прививки на экране).

Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.

Развитие очень опасной болезни – столбняка – можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в организме очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет выpaбатывается не ко всем инфекционным заболеваниям. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

5. Заключение.

- В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).

(Внимание учащихся переключается на экран, где в разделе диска “СПИД – чума XX века” демонстрируются признаки заболевания, пути заражения, меры профилактики и т. д.)

IV. Закрепление знаний. (8 мин.)

  1. Пробное компьютерное тестирование в разделе “Лимфатическая и иммунная система”. Упражнение 2-7.
  2. Выполнение заданий в рубрике “Какие утверждения верны?” на с. 124 учебника.
  3. Выполнение заданий 1-4 в рубрике “Выберите правильный ответ” на с. 125 учебника.

V. Подведение итогов. (2 мин.)

VI. Задание на дом. Изучить текст учебника на с. 122; выполнить в рабочей тетради задания 94, 96.



Комментарии:

Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)


    Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)

      Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие. ...

17 04 2024 19:26:20

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования


    Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

      В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

16 04 2024 18:12:24

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

      Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

15 04 2024 0:28:15

Биология в профессиях


    Биология в профессиях

      Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....

14 04 2024 18:37:31

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

13 04 2024 13:59:39

Воздушное питание растений. Фотосинтез


    Воздушное питание растений. Фотосинтез

      Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....

12 04 2024 7:29:53

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

11 04 2024 4:56:40

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

10 04 2024 18:46:24

Методы изучения природы


    Методы изучения природы

      Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

09 04 2024 5:10:13

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

08 04 2024 20:30:50

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

07 04 2024 20:41:50

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

06 04 2024 21:45:54

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

05 04 2024 4:24:39

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

04 04 2024 17:54:32

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

03 04 2024 20:11:15

Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)


    Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)

      Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....

02 04 2024 4:37:55

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

01 04 2024 22:32:30

Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"


    Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

      Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

31 03 2024 4:58:41

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

30 03 2024 12:19:22

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

29 03 2024 21:21:26

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки


    Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

      Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

28 03 2024 8:37:37

Конспект открытого урока биологии в 7-м классе


    Конспект открытого урока биологии в 7-м классе

      Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....

27 03 2024 12:44:31

Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опopных конспектов


    Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опopных конспектов

      Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....

26 03 2024 13:27:34

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"


    Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

      Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

25 03 2024 8:38:46

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

24 03 2024 8:42:35

Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"


    Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"

      Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....

23 03 2024 18:17:27

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

22 03 2024 6:34:50

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"


    Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

21 03 2024 7:40:42

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

20 03 2024 16:49:48

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

19 03 2024 18:17:59

Урок-повторение по теме "Корень"


    Урок-повторение по теме "Корень"

      Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....

18 03 2024 3:11:34

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

17 03 2024 1:29:13

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»


    Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

      Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

16 03 2024 9:11:52

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

15 03 2024 13:15:41

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

14 03 2024 17:27:34

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

      Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

13 03 2024 15:59:25

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....

12 03 2024 19:28:28

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

11 03 2024 22:33:38

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

10 03 2024 18:35:34

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

      При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

09 03 2024 6:43:18

Энергетический обмен

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....

08 03 2024 23:15:11

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....

07 03 2024 13:12:20

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс


    Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

      Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

06 03 2024 7:39:49

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

05 03 2024 16:40:56

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

04 03 2024 4:15:51

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"


    Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

      Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...

03 03 2024 12:21:32

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

02 03 2024 20:19:54

Миниатюры о природе


    Миниатюры о природе

      При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....

01 03 2024 13:44:35

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

29 02 2024 6:55:32

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....

28 02 2024 12:44:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::