Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"


    Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"

Цели урока:

  • углубить и расширить понятия о развитии жизни на Земле;
  • изучить особенности изменения климатических условий, географии, а также развития растительного и животного мира в палеозойскую эру;
  • продолжить формирование понятия «главные направления эволюции» на примере развития растительного и животного мира палеозоя.

Оборудование: процессор, видеопроектор, мультимедийная презентация (см. Приложение).

Этапы урока:

  1. Проверка знаний об особенностях развития жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру проводится в письменной форме (Слайд 2).
  2. Изучение нового материала.
  3. Вводное слово учителя о целях урока.
  4. Задание учащимся о заполнении в тетради таблицы в ходе изучения нового материала.
  5. Работа с мультимедийной презентацией.
  6. Обобщение знаний по данной теме.
  7. Домашнее задание.

Сегодня на уроке нам предстоит продолжить изучение вопроса о развитии жизни на Земле, и мы увидим, какие географические изменения лика Земли происходили в различные периоды палеозойской эры, как менялся климат, а также растительный и животный мир.

В ходе изучения нового материала вам предстоит заполнить таблицу:

Развитие жизни в палеозойскую эру

Период Растительный мир Животный мир
     

(Слайд 3)

Давайте познакомимся с содержанием нашего урока.

(Слайд 4)

Палеозойская эра – крупный период в истории развития земли, следовавшей за архейской или азойской эрой, и предшествовавший мезозойской эре. Отложения палеозойской эры составляют палеозойскую группу слоёв, совокупность которых достигает в некоторых местностях 30000м. мощности, почти в 10 раз превышает мощность мезозойских отложений, что указывает, конечно на весьма значительную её продолжительность. Её началом считают появление организмов, снабженных скелетами, paковинами, панцирями: причем защитные приспособления возникают сразу во многих группах организмов.

Палеозой - эра древней жизни, началась 570 миллионов лет назад и продолжалась около 320 миллионов лет.

(Слайд 5)

Палеозой включает 6 геологических систем: кембрийскую, ордовикскую, силурийскую, девонскую, каменноугольную и пермскую. Палеозойская эра хаpaктеризуется 2 главными эпохами складчатости: калидонской (Великобритания, Скандинавский полуостров, Шпицберген, Казахстан и др.) и герцинский (Центральная Европа, Урал, Аппалачи).

Кембрий (Слайд 6)

Кембрийский период начался 570±20 млн. лет назад, длительность 80 млн. В кембрийский период впервые в геологической истории появились скелетные организмы.

География и климат. (Слайд 7)

Начало кембрийскому периоду положил поразительной силы эволюционный взрыв, в ходе которого на Земле впервые появились представители большинства основных групп животных, известных современной науке. Поперёк экватора распростёрся сверхматерик Гондвана. Наряду с ним было ещё 4 материка меньших размеров, соответствовавших нынешним Европе, Сибири, Китаю и Северной Америке. В мелких тропических водах формируются обширные строматолитовые рифы. Ближе к концу периода началось оледенение, приведшее к понижению уровня моря.

Животный мир. (Слайд 8)

В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных, включая микроскопических фораминифер, губок, морских звезд, морских ежей, морских лилий и различных червей. В тропиках археоциаты. возводили громадные рифовые сооружения. Появились первые твердопокровные животные; в морях господствовали трилобиты и брахиоподы. Возникли первые хордовые. Позднее появились головоногие моллюски и примитивные рыбы.

Представители. (Слайд 9)

Ареоциаты, Биллингселла, Галлюциногения, Медузы, Аномалокарис, Виваксия, Опабиния, Бургессия, Трилобиты.

Растительный мир. (Слайд 10)

Растительный мир представлен синезелёными, и красными водораслями, примитивными высшими растениями.

Ордовик (Слайд 11)

Ордовикский период – второй период палеозойской эры. Начало ордовикского периода 490±15 млн. лет назад, продолжительность 65 млн. лет.

В раннем и начале среднего ордовика происходило максимальное расширение морских прострaнcтв.

География и климат. (Слайд 12)

В начале ордовикского периода большая часть южного полушария была по-прежнему занята великим материком Гондваной, в то время как прочие крупные массивы суши сосредоточились ближе к экватору. Европа и Северная Америка (Лаврентия) постепенно отодвигались друг от друга, а океан Япентус расширялся. Сперва этот океан достиг ширины приметро 2000км. затем вновь начал сужаться по мере того, как массивы суши, образующие Европу, Северную Америку и Гренландию, стали постепенно сближаться, пока, наконец, не слились в единое целое. На протяжении периода массивы суши смещались все дальше и дальше к югу. Старые ледниковые покровы кембрия растаяли, и уровень моря повысился. Большая часть суши была сосредоточена в теплых широтах. В конце периода началось новое оледенение.

Животный мир. (Слайд 13)

Резкое увеличение численности животных-фильтраторов, в том числе мшанок (морских циновок), морских лилий, плеченогих, двустворчатых моллюсков и граптолитов, чей расцвет пришелся как раз на ордовик. Археоциаты уже вымерли, но эстафету рифостроительства подхватили у них строматопороидеи и первые кораллы. Увеличилось число наутилоидей и бесчелюстных панцирных рыб. В водоёмах ордивикского периода существовали представители почти всех типов беспозвоночных (радиолярии, форамониферы, трилобиты и др.), появились первые беспозвоночные – бесчелюстные рыбообразные

Представители. (Слайд 14)

Археокринус, Гомилозои, Брюхоногие моллюски, Астраспис, Гониоцерас, Морские бутоны, Платилихас, Платистофия, Эндоцераз, Эхиносферит.

Растительный мир. (Слайд 15)

Существовали различные виды водорослей. В позднем ордовике появились первые настоящие наземные растения.

Силур (Слайд 16)

Третий период палеозойской эры геологической истории. Начался 435 млн. лет назад, длительность 30 млн. лет. Подразделяется на 2 отдела.

Самый крупный массив суши в Силурийской системе — материк Гондвана.

Начало Силурийского периода хаpaктеризовалось глобальной морской трaнcгрессией, конец — завершением каледонской складчатости.

География и климат. (Слайд 17)

Гондвана надвинулась на Южный полюс. Океан Япетус уменьшался в размерах, а массивы суши, образующие Северную Америку и Гренландию сближались. В конечном итоге они столкнулись, образовав Лавразию. Это был период бурной вулканической активности и интенсивного горообразования. Начался он с эпохи оледенения. Когда льды растаяли, уровень моря повысился и климат стал мягче.

Животный мир. (Слайд 18)

Ругозы ведут очень активное рифостроительство. Численность граптолитов снижается. В морях процветают наутилоидеи, брахиоподы, трилобиты и иглокожие. В несильносолёной воде обитают paкоскорпионы (эвриптериды). Изобилие рыб как в пресной так и в солёной воде. Появились первые челюстные рыбы-акантоды. Скорпионы, многоножки и, возможно, эвриптериды начали выбираться на сушу. Формирование основных классов беспозвоночных организмов, появились первые примитивные позвоночные (бесчелюстные и рыбы).

Представители. (Слайд 19)

Акантоды, Арктинурус, Биркения, Дейфон, Морская лилия, Ортоцератида, Палеофонус, Птераспис, Птериготус, Спирифериды, Стилонурус, Четырёхлучевые кораллы.

Растительный мир. (Слайд 20)

Растения заселяли берега водоёмов. Первая наземная флора – псилофиты.

Девон (Слайд 21)

Четвертый период палеозойской эры геологической истории. Начался 400 млн. лет назад, длился около 55 млн. лет. Подразделяется на 3 отдела и 7 ярусов. Начало периода хаpaктеризовалось отступанием моря и накоплением толщ мощных континентальных (красноцветных)отложений. Основные полезные ископаемые — нефть и газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники.

География и климат. (Слайд 22)

Девонский период был временем величайших катаклизмов на нашей планете. Европа, Северная Америка и Гренландия Столкнулись между собой, образовав огромный сверхматерик Лавразию. С океанского дна были вытолкнуты огромные массивы осадочныхпород, сформировавшие громадные горные системы на востоке Северной Америки и на западе Европы. Реки выносили в моря горы осадков. Образовались обширные болотистые дельты, что создавало идеальные условия для животных, дерзнувших сделать первые столь важные шаги из воды на сушу. К концу периода уровень моря понизился. Климат со временем потеплел и стал более резким, с чередованием ливневых дождей и жестокой засухи. Обширные районы материков стали безводными.

Животный мир. (Слайд 23)

Быстрая эволюция рыб, включая акул и скатов, кистеперых и лучеперых рыб. Увеличилось число аммонитов. В морях охотились гигантские эвриптериды длиной до 2 м. В позднем девоне многие группы древних рыб, а также кораллов, плеченогих и аммонитов вымерли. Суша подверглась нашествию множества члeнистоногих, в том числе клещей, пауков и примитивных бескрылых насекомых. Появились в позднем девоне и первые земноводные.

Представители. (Слайд 24)

Аргириаспис, Астеролепис, Диптер, Дунклеостерус, Ихтиостега, Кладоселахия, Коккостерус, Целакант.

Растительный мир. (Слайд 25)

Растения сумели отодвинуться от кромки воды и вскоре обширные районы суши поросли густыми первобытными лесами. Возросло число разнообразных сосудистых растений. Появились споровые ликофиты (плауны) и хвощи, некоторые из них развились в настоящие деревья высотой 38м.

Каменноугольный период (Слайд 26)

Каменноугольный период – пятый период палеозойской эры геологической истории. Начался каменноугольный период 345 млн. лет назад; длительность 65 млн. лет. Подразделяется на 3 или 2 отдела. В каменноугольный период происходили интенсивные тектонические движения – герцинская складчатость. На приморских равнинах формировались залежи торфа и каменного угля.

География и климат. (Слайд 27)

Два огромных сверхматерика: Лавразия на севере и Гондвана на юге - сближались друг с другом. В раннем карбоне на обширных прострaнcтвах раскинулись мелкие прибрежные моря и болота, и установился почти тропический климат. Громадные леса с пышной растительностью существенно повысили содержание кислорода в атмосфере. В дальнейшем похолодало и на Земле произошно по меньшей мере, два крупных оледенения.

Животный мир. (Слайд 28)

В морях появились аммониты, возросла численность брахиоподов. Ругозы, граптолиты, трилобиты, а также некоторые мшанки, морские лилии и моллюски вымерли. Это был век земноводных, а также насекомых — кузнечиков, таpaканов, чешуйниц, термитов, жуков и гигантских стрекоз. Появились первые рептилии.

Представители. (Слайд 29)

Бабочки, Вестлотиана, Кузнечит, Многоножка, Пауки, Птероплакс, Стрекоза, Таpaкан, Урокордил.

Растительный мир. (Слайд 30)

Дельты рек и берега обширных болот поросли густыми лесами из гигантских плаунов, хвощей, древовидных папоротников и семенных растений высотой до 45 м. Неразложившиеся останки этой растительности со временем превратились в каменный уголь.

Пермий (Слайд 31)

Пермский период – последний период палеозойской эры. Начался 280 млн. лет назад, продолжительность 45 млн. лет. Пермский период выделен в 1841 английским геологом Р. Мурчисоном на Урале и Русской равнине (на территории Пермской губернии, отсюда название). Подразделяется на нижний и верхний отделы. Общепринятой схемы расчлeнения на ярусы не существует. Хаpaктеризуется интенсивными тектоническими движениями, связанными с последними фазами герцинской складчатости и обширными регрессиями моря. В отложениях пермской системы – угли, нефть и газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники, фосфориты.

География и климат. (Слайд 32)

Весь пермский период сверхматерики Гондвана и Лавразия постепенно сближались друг к другу. Азия столкнулась с Европой, взметнув ввысь Уральский горный хрeбeт. Индия \"наехала\" на Азию - и возникли Гималаи. В Северной Америке выросли Аппалачи. Сформировался гигантский сверхматерик Пангея. Пермский период начался с оледенения, вызвавшего понижение уровня моря. По мере движения Гондваны к северу земля прогревалась, и льды постепенно растаяли. В Лавразии сделалось очень жаркои сухо, по ней распространились обширные пустыни.

Животный мир. (Слайд 33)

Бурно эволюционировали двустворчатые моллюски. В морях в изобилии водились аммониты. На место главных рифостроителей стали выдвигаться современные кораллы. В пресных водоемах господствовали земноводные. Появились и водные рептилии, в том числе мезозавры. В ходе великого вымирания конца периода исчезло свыше 50% животных семейств. На суше рептилии взяли верх над земноводными. Также господствовали примитивные пресмыкающиеся, насекомые. В морях обитали фораминиферы, кораллы(ругозы), двустворчатые, брюхоногие и головоногие моллюски, мшанки, брахиоподы, морские члeнистоногие, морские лилии, из позвоночных – хрящевые акулообразные рыбы.

Представители. (Слайд 34)

Двиния, двинозавр, Диметродон, Ивантозавр, Иностранцевия, Каккопс, Лантанозух, Мезенозавр, Скутозавр, Целурозавравус, Эокапторинус, Эриопс, Эстемменозух.

Растительный мир. (Слайд 35)

На южных массивах суши распространились леса крупных семенных папоротников-глоссоптерисов. Появились первые хвойные, быстро заселившие внутриматериковые области и высокогорья.

Заключение. (Слайд 36)

  • Палеозойская эра (греч. «палайос»- древний, «зое» - жизнь) – эра древней жизни.
  • Её возраст 570 млн лет.
  • Подразделяется на 6 периодов (кембрий, ордовик, силур, девон, каменноугольный, пермь).
  • Растительный мир развивался от водорослей до первых семенных растений (семенных пааоротников).
  • Животный мир развивался от примитивных морских бесчерепных хордовых до наземных пресмыкающихся.
  • В силурийском периоде появились первые обитатели суши – растения-псилофиты и беспозвоночные животные паукообразные. Это были первые животные, дышащие атмосферным кислородом.

Домашнее задание. (Слайд 37)

Используя дополнительную литературу заполните представленную вам таблицу.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Используемая литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2006г.)
  2. Н.Н.Иорданский «Эволюция Жизни» (2001г.)



Комментарии:

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

16 07 2025 20:33:25

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

15 07 2025 3:31:30

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

14 07 2025 14:24:50

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

13 07 2025 3:48:41

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

12 07 2025 16:56:24

Клетка – структурная единица всего живого

Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....

11 07 2025 13:23:51

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"


    План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

      Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

10 07 2025 23:12:29

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

09 07 2025 9:26:33

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

08 07 2025 12:23:24

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

07 07 2025 19:23:28

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

06 07 2025 1:35:11

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

05 07 2025 12:55:34

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

04 07 2025 6:43:10

Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс


    Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс

      Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...

03 07 2025 3:39:30

Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы"

Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...

02 07 2025 14:46:25

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

01 07 2025 2:11:24

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

30 06 2025 18:38:58

Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"


    Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"

      Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....

29 06 2025 12:42:49

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

28 06 2025 3:58:30

Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

      Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....

27 06 2025 18:56:48

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

26 06 2025 23:17:30

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

25 06 2025 1:31:57

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

      Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

24 06 2025 9:25:41

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

23 06 2025 23:50:12

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

22 06 2025 0:50:31

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....

21 06 2025 17:56:43

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"


    Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

      На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

20 06 2025 20:37:25

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

19 06 2025 9:40:37

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"

      Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...

18 06 2025 7:18:34

Урок биологии на тему "Генетика человека"


    Урок биологии на тему "Генетика человека"

      Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

17 06 2025 12:26:50

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

16 06 2025 16:47:59

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

15 06 2025 4:59:16

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

14 06 2025 3:13:35

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

13 06 2025 8:21:29

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

12 06 2025 21:47:46

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

11 06 2025 15:32:11

Элективный курс "Решение генетических задач"


    Элективный курс "Решение генетических задач"

      Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

10 06 2025 3:21:50

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

09 06 2025 13:43:34

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

08 06 2025 1:20:23

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

07 06 2025 12:57:23

Горные породы и их свойства


    Горные породы и их свойства

      На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....

06 06 2025 10:11:53

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

      Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

05 06 2025 3:52:49

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс


    Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

      Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

04 06 2025 0:37:12

Царство грибов


    Царство грибов

      Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

03 06 2025 20:24:32

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

02 06 2025 20:44:20

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

01 06 2025 22:13:28

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

31 05 2025 19:59:25

Сны и сновидения. 8-й класс


    Сны и сновидения. 8-й класс

      В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

30 05 2025 11:17:40

Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"


    Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"

      Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...

29 05 2025 23:51:57

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

      На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....

28 05 2025 7:24:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::