Многообразие живого мира > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

Цель: познакомиться с многообразием живого мира.

Задачи:

  • выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам;
  • вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир;
  • выяснить, что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют;
  • сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование:

  • индивидуальная оценочная карта домашнего задания;
  • индивидуальные раздаточные карточки с рисунками газообмена;
  • индивидуальные раздаточные таблички клеток растений и животных;
  • раздаточная карта с примерами природных зон;
  • раздаточная карта со средами обитания;
  • раздаточный лист, с кроссвордом на группу из 2 человек;
  • индивидуальный лист с домашним заданием.

План урока:

  • Проверка домашнего задания.
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление изученного материала.
  • Запись домашнего задания в дневники.
  • Заслушивание стихотворений домашнего задания по теме урока.
  • Выставление оценок за урок  (1. Оценки за домашнее задание. 2. Оценки за работу на уроке)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: (в виде зарядки на внимание)

  • Выпрямились
  • Зарядка для глаз
  • Зарядка для органов дыхания

II. Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, садитесь!
На прошлом уроке мы с Вами закончили изучать раздел « Одноклеточные и многоклеточные организмы» и первый пункт домашнего задания звучал следующим образом: « Подготовиться к проверочной работе по разделу».

III. Объяснение учителя по заданиям проверочной работы:

Задание №1. « Функции клеток»

Обратите внимание, у Вас на парте у каждого лежат таблички с рисунками клеток Царства растений и Царства животных. Разложите, пожалуйста, их перед собой.  Я Вам буду зачитывать функцию клетки, а Ваша задача поднять нужную табличку с рисунком, к зачитанной функции.
Свои правильные и неправильные ответы Вы будете отмечать в «Оценочной карте» . Она выглядит следующим образом (Приложение 1). Если правильный ответ, то ставите знак «+», если yеправильный ответ, то ставите знак «–». Подпишите фамилию, имя на «Оценочной карте».

  • В этих клетках человека и животных откладывается запас питательных веществ. (Жировая ткань)
  • Эти клетки зеленые и содержат хлорофилл, а на свету образуют органические вещества. (Клетки зеленого листа)
  • Эти клетки, защищают от высыхания, от механических повреждений. (Клетки кожицы листа)
  • Клетки, способные сокращаться, и участвуют в движении (Мышечные)
  • Из этих клеток состоит наружный покров тела животных и человека. Они очень чувствительны. (Клетки кожи)
  • По этим клеткам передвигаются растворенные в воде питательные вещества. (Клетки стeбля)

– Хорошо! С этим заданием Вы справились!
– Ребята, скажите  мне, пожалуйста, что такое газообмен? (Процесс обмена газами кислородом и углекислым газом)
– Спасибо! И наше с Вами второе задание так и называется

Задание №2. «Газообмен»

У Вас у каждого на столе лежит дидактическая карточка с заданиями. Задания одинаковые у всех.  Ваша задача самостоятельно сделать задание, а не с помощью соседа, так как у него, возможно, могут быть ошибки.
Вам необходимо подписать процессы газообмена к данным рисункам, которые находятся у Вас на парте.
Время на выполнение задания – 2 минуты.

– Желаю удачи!

Свои правильные и неправильные ответы Вы будете отмечать в  «Оценочной карте» (Приложение 1). Если правильный ответ, то ставите знак «+», если неправильный ответ, то ставите знак «–».

– Молодцы!

Задание №3. Кроссворд

Это задание Вы будете выполнять в парах, как сидите. Время на выполнение задания – 5 минут. Желаю удачи!

Свои правильные и неправильные ответы Вы будете отмечать в «Оценочной карте» (Приложение 1). Если правильный ответ, то ставите знак «+», если неправильный ответ, то ставите знак «–».

– Молодцы!

П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е
Э Н Е Р Г И Я
К И С Л О Р О Д
К О Р Е Н Ь
Г А З О О Б М Е Н
В О Д А

П И Щ А
  1. Вещества, необходимые для роста всех организмов.
  2. Что живой организм получает с  потрeблением пищи?
  3. Газ, поступающий в клетку, который действует на органические вещества находящиеся в ней.
  4. Орган, обеспечивающий растение водой и минеральными веществами и укрепляющий его в почве.
  5. Как называется процесс обмена газами?
  6. Источник жизни на Земле.
  7. Источник энергии.

– Теперь ваша задача посчитать правильные ответы, отмеченные знаком «+» в «Оценочной карте». А сейчас обратите внимание в «Оценочной карте» (Приложение 1) на критерии оценки. Обратите внимание, после критериев оценки  нарисован прямоугольник, в него вы должны поставить себе оценку.
Посчитайте, если у вас:
20 правильных ответов – это оценка «5»;
19 – 16 правильных ответов – это оценка «4»;
15 – 10 правильных ответов – это оценка «3»;
9 и менее правильных ответов – это оценка «2».

– Желаю удачи!

Поднимите руки, кто ответил на «5»;
– кто ответил на «4»;
– кто ответил на «3»;
– кто ответил, к большому сожалению, на «2».

– А теперь передайте, пожалуйста, с последних парт свои «Оценочные карты» на первые парты.

IV. Работа по теме

Откройте тетради, запишите число. Тема нашего с вами урока: «Многообразие живого мира». На этом уроке мы должны с Вами:

  • выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам;
  • вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир;
  • выяснить, что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют;
  • сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания.

– Ребята, наш урок я хотела бы начать со слов И.Зейме:

Из общения с природой вы вынесете столько света,
Сколько вы захотите,
И столько мужества и силы,
сколько Вам нужно.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: где существует жизнь? (Жизнь на планете существует там, где для нее есть необходимые условия).

Ребята, но мы с Вами должны выяснить о каких условиях идет речь?
Запишите в тетради посередине заголовок (учитель заранее записал на доске)
«Необходимые условия для жизни живых организмов». Данные условия мы изобразим в виде схемы (под стрелочками учитель вывешивает на доску таблички)

  • температура
  • свет
  • влажность
  • давление
  • осадки
  • содержание кислорода
  • питательные вещества

Ребята, а какой экологический фактор отвечает за эти составляющие? (Абиотический фактор), т.е, фактор какой природы? (Неживой природы)
Многообразие живого мира делится на царства. Вспомните, что это за царства? (Растений, Животных, Грибов, Бактерий, Вирусов)
По-разному распределились на нашей планете ее обитатели. А  с чем это ребята может быть связано? (Со средой обитания)
– Тогда у меня  к Вам возникает следующий вопрос: А что такое среда обитания? (Это все, что окружает живой организм)
Какие среды обитания нам с вами известны? (Водная, почвенная, наземная, воздушная)

Задание: Вызвать к доске желающего, чтобы распределил среды обитания в хронологической последовательности, какая среда обитания появилась первой, а какая последней.

Задание: Возьмите в руки раздаточный материал по «Средам жизни» и с помощью его  приведите устно примеры каждой среды обитания.

Рассказ учителя: Условия на нашей планете разнообразны. И поэтому живым организмам приходиться приспосабливаться к жизни в различных условиях. Весь живой мир распределен по природным зонам.

Запись в тетрадь: (1 слайд Презентации)

Природная зона – это часть географического пояса с однородными климатическими условиями.

После просмотра презентации вам будет дано творческое задание, поэтому Презентацию смотрим очень внимательно!

Ну а теперь – творческое задание!

V. Творческое задание

– Посмотрите внимательно! У вас на  переднем бортике парты  приклеено задание с рисунками «Природных зон». вам необходимо подписать карандашом название природной зоны к каждому рисунку. Эту работу вы выполняйте в группе по 2 человека (2 мин.)

Вопрос: Ребята, скажите, пожалуйста, от чего и от кого зависит многообразие живого мира? Этот вопрос Вам был дан на размышление дома на предыдущем уроке.  Кто готов озвучить свои размышления вслух?

Первый  ученик.

На протяжении многих сотен миллионов лет основное влияние на растительный мир оказывали природные факторы: свет, тепло, влага, взаимодействие растений и животных. С появлением человека разумного его деятельность стала оказывать все большее влияние на окружающий мир. С древнейших времен человек использовал растения и животных для своих нужд. Около 10 тыс. лет назад он начал одомашнивание животных и введение растений в культуру. Человек перешел от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Второй ученик.

Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными – привела к серьезным изменениям в природе. Человек стал замечать, что в результате его хозяйственной деятельности поредели густые леса. Сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек и уменьшение уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и черные бури.

Третий ученик.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Растут обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья. Загрязненные  воды, воздух, почвы вызвали нарушения и гибель природных сообществ. Многие виды растений и животных исчезли с нашей планеты. Численность некоторых видов сократилась.

Четвертый ученик.

Привлекая внимание к бедственному положению, сложившемуся за последние десятилетия в природном мире, некоторые поэты неизменно подчеркивают, что сегодня как никогда ранее природа нуждается в защите от посягательств на нее со стороны тех, кто считает себя вправе переиначивать в ней все на свой собственный лад. Необходимы не разбазаривание природных богатств, а бережливое к ним отношение, не насильственное подчинение плодоносящей земли требованиям скорейшего удовлетворения необузданных потребностей людей, а спасение ее от необдуманного вмешательства в протекание природных процессов. Эта мысль отчетливо выражена в стихотворении Острового \"Красная книга\" (1984):

\"Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты оговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей\".

Пятый ученик.

Хотелось бы обратиться к человеку, быть Человеком. Творцом и созидателем, а не грабителем и разрушителем, не отдающим себе отчета в своих действиях, наносящих ущерб природе. В поэтическом мироощущении Викулова это обращение к человеку выражено следующими словами:

\"Ты – Человек. Ты – царь Природы. Так,
поскольку все в ней сущее подвластно
тебе... Живи, сверяя каждый шаг
С природою – и будет все прекрасно!
И царские замашки не лелей
в душе, и не давай себе свободы...
Ты – царь Природы, так.
Но знай; трудней
почувствовать себя венцом Природы!\"

Шестой ученик.

Человеческие деяния в природе должны совершаться с учетом не только близлежащих, но и отдаленных последствий, которые самым неожиданным образом могут сказаться на жизнедеятельности последующих поколений. Ориентация только на сегодняшний день безответственна и преступна. Нынешнее поколение должно сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство и недальновидность, связанные с истрeблением животного и растительного мира. В этом плане предостерегающе призывно звучат стихи Дудина:

“Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас”.

Слово учителя: Из выше сказанного мне хотелось бы сделать вывод.

– Чем глубже познает человек законы природы, тем яснее понимает опасность ее дальнейших нeблагоприятных изменений.

– Спасибо! Вы просто молодцы!

VI. Домашнее задание:

1. §33, повторить записи в тетради, вклеить листочки с домашними вопросами в тетрадь и на них дать ответы (лежат у каждого учащегося на парте).
2. Рассмотрите рисунок 115 и объясни, почему, на твой взгляд, разнообразные живые организмы:

  • Неравномерно распределены по планете __________________________
  • Обитают в разных природных зонах ___________________________

VII. Закрепление изученного материала:

1. Какие условия для жизни необходимы живым организмам? (Температура, свет, давление, влажность, осадки, содержание кислорода, питательные вещества)
2. Что такое природная зона? (Часть географического пояса с однородными климатическими условиями)
3. Какие природные зоны выделяют в живом мире? (Арктика, тундра, тайга, степень, смешанный широколиственный лес, пустыня).

VIII. Выставление оценок за урок

1. Оценки за домашнее задание.
2. Оценки за работу на уроке.



Комментарии:

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

30 06 2025 5:42:22

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

29 06 2025 19:12:59

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

28 06 2025 10:32:24

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....

27 06 2025 16:46:24

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

26 06 2025 11:52:39

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

25 06 2025 6:46:29

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

24 06 2025 6:24:57

Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"


    Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"

      Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....

23 06 2025 5:49:15

Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"


    Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"

      Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....

22 06 2025 16:21:28

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс


    Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

      Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

21 06 2025 5:13:44

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

20 06 2025 2:36:56

Неповторимая планета


    Неповторимая планета

      Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....

19 06 2025 19:43:41

Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"


    Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"

      Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....

18 06 2025 5:36:11

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

17 06 2025 0:27:36

Основные признаки и многообразие животных


    Основные признаки и многообразие животных

      Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

16 06 2025 20:20:44

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

15 06 2025 15:54:20

Дыхание и кровообращение животных Биология

Дыхание и кровообращение животных  Биология Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

14 06 2025 7:19:31

Как научить детей биологии. Урок "Сад в классной комнате"

Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....

13 06 2025 15:38:11

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

12 06 2025 12:47:23

Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"


    Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"

      Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...

11 06 2025 20:56:43

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

10 06 2025 8:32:54

Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"


    Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"

      Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....

09 06 2025 5:49:37

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим


    Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

      С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

08 06 2025 5:57:27

Программа специального курса "Основы культуры здоровья"


    Программа специального курса "Основы культуры здоровья"

      Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....

07 06 2025 9:59:28

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

06 06 2025 2:26:20

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

05 06 2025 14:30:57

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

04 06 2025 12:23:50

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

03 06 2025 23:13:41

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

02 06 2025 7:51:40

Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс


    Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс

      Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...

01 06 2025 23:27:18

Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....

31 05 2025 11:34:45

Информационные технологии на уроке биологии


    Информационные технологии на уроке биологии

      Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

30 05 2025 20:39:41

Урок "Гигиена питания"


    Урок "Гигиена питания"

      Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....

29 05 2025 13:12:45

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии


    Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

      Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....

28 05 2025 17:17:41

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

27 05 2025 18:29:28

"Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)


    "Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)

      Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....

26 05 2025 18:15:59

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

25 05 2025 13:50:47

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

24 05 2025 5:10:13

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

23 05 2025 15:51:24

Проверочная работа "Основы учения о биосфере"


    Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

      Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...

22 05 2025 19:27:34

Беседа "Раннецветущие растения"


    Беседа "Раннецветущие растения"

      Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....

21 05 2025 23:51:23

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

20 05 2025 0:11:16

Наследование групп крови и резус-фактора

Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....

19 05 2025 12:31:19

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

      При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

18 05 2025 3:24:57

Классный час "За и против легализации наркотиков"


    Классный час "За и против легализации наркотиков"

      Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

17 05 2025 22:48:55

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

16 05 2025 9:44:53

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

15 05 2025 3:17:51

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

14 05 2025 5:56:21

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

13 05 2025 23:58:20

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

12 05 2025 14:13:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::