Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Цели урока:

  1. Раскрыть понятия «основной обмен», «общий обмен». На основе повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения сформировать представление о режиме питания, показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам, раскрыть необходимость сбалансированности питания по составу белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей.
  2. Познакомить с взглядами учёных на систему питания. На основе сформированности представлений о гигиенических условиях нормального питания, сформировать умения по определению принципов рационального питания. Продолжить развитие умений анализа, синтеза, сравнения, делать выводы, аргументировать ответ.
  3. Дать представление о правилах составления сбалансированного личного рациона питания, выбирать необходимую систему питания для собственного организма в целях здоровьесбережения. Продолжить развитие умений работать с различными источниками биологической информации.

Оборудование:

Таблицы: «Обмен веществ», «Гигиена питания», плакаты по правилам гигиены питания, рейтинговые листы знаний, АРМ учителя, презентации к уроку.

 Литература:

  1. Т.С. Сухова «Тесты. Биология. 6-11 кл». М., Дрофа. 1997.
  2. В.З. Резникова и др. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии», М., Просвещение, 2003г.
  3. Д.П. Гольнева «Человек, его здоровье и окружающая среда», Челябинск, ЧГПИ, 1998г.
  4. Газета «Первое сентября». Биология. –1995г. - №44.

 План урока:

I. Организация класса.

II. Проверка ранее изученного материала.
III. Изучение нового материала.
IV. Подведение итогов. Заключительная часть урока. Рефлексия.
V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организация класса:

 Сообщаю тему, цель урока, план работы на урок, организацию деятельности учащихся в ходе всего занятия. Распределение учащихся по группам. Правила работы с рейтинговыми листами. Приложение 1.

II. Проверка ранее изученного материала:

1. Устный фронтальный опрос по группам с выбором вопроса:
Приложение 2.
Баллы заносятся в рейтинговый лист.

2. Тест «Витамины».
Приложение 3.
Учитель зачитывает вопрос, дети выбирают правильный ответ. Самооценка. Оценка вносится в рейтинговый лист.

3. Тест по теме «Обмен веществ».
Приложение 4.
Оценки выставляются в рейтинговый лист.

III. Изучение нового материала:

  1. Учитель: одна из поговорок гласит: «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто её съел».
     Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
  2. Запись темы урока в тетрадь.
  3. Характеристика основного и общего обмена. Беседа с учащимися с использованием таблицы на с. 194, где показана величина энергетических трат человека на 1 кг. массы тела в зависимости от нагрузки за 1 час. Самостоятельная работа учащихся с учебником: выписать в тетрадь определения основного и общего обмена веществ.
  4. Энергетическая ёмкость (калорийность пищи). Беседа с разъяснением учителем единиц измерения – калорий и джоулей: 1 кал. = 4, 19Дж.
  5. Основные качества пищи: калорийность и её качественный состав; незаменимые аминокислоты и жирные кислоты. Преимущества и недостатки растительной и животной пищи. Роль животных белков и растительных жиров в питании. Нормы питания. Режим питания. Самостоятельная работа учащихся с учебником в составе группы для ответов на следующие вопросы:

1 группа: Как рассчитываются нормы питания и подбираются продукты рациона?
2 группа: Какие продукты содержат больше незаменимых аминокислот, а какие – больше ненасыщенных жирных кислот?
3 группа: Как рассчитываются нормы питания и подбираются продукты рациона?
4 группа: Как распределяются количество и состав пищи в течение дня?
Учащиеся обсуждают ответ в составе группы, и один человек даёт правильный ответ на поставленный вопрос, остальные – дополняют.
Ответ группы оценивает учитель по 5-бальной системе. Оценка выставляется в рейтинговые листы.

6. Рассказ учителя о значении гигиены питания, о развитии знаний о питании и кулинарии, о необходимости правильного питания с детства.

7. Правила гигиены питания.

… Идёт в знакомом театре драма,
Спектакль с названием «Обед».
Играют роли папа с мамой,
Сынишка с бабушкой и дед.
Ну, ешь, сыночек. Ты хороший.
Ну, открывай же шире рот.
И папа хлопает в ладоши,
И мама суп сынишке льёт.
Дед нарядился Фантомасом,
Устроил целый карнавал
Чтоб внучек взял кусочек мяса,
Чтоб макаронину сжевал.
С тарелкой папа, с вилкой мама
В руках у бабушки - салат….
А не назвать ли эту «драму»
Комедией «Кто виноват?»

7.1. Учитель: Как вы думаете, почему автор предлагает назвать данную сцену комедией «Кто виноват?»
7.2. Исходя из услышанного, назовите первое правило гигиены питания.
7.3. Существуют изречения: «Кто долго жуёт, тот долго живёт», « Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь». Объясните эти народные мудрости с точки зрения гигиены питания. Назовите второе правило гигиены питания.
7.4. Американский исследователь Ирвиг Фишер, который посвятил многие годы изучению биоритмической системы нашего организма, писал: «Магическая цифра 7 имеет непосредственное отношение к нашему организму. И я могу сказать, что афоризм: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу», в настоящее время устарел. Не созвучно ли: «7 раз отмерь, 1 раз отрежь» другому: «Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться». Сразу опровергать мнение Фишера не стоит. Возьмём среднее арифметическое между 7 и 3 – получится – 5.А вот мнение другого специалиста по биоритмам, Фёдора Комарова: «5-разовое питание – это та самая пятёрка для нашего желудка…»? Объясните, почему? Назовите третье правило гигиены питания.
7.5. Джами сказал: « Ешь столько, чтобы тело здание не гибло от переедания». Как вы это понимаете? Назовите четвёртое правило гигиены питания.
7.6. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Сформулируйте и объясните пятое правило гигиены питания.
7.7. Какие ещё правила гигиены питания вы знаете? Сформулируйте их и дайте им объяснение.

8. Заседание научного совета «Гигиена питания».
Работа в группах. Каждая группа к данному уроку приготовила сообщение о различных системах питания, рекомендуемых различными специалистами, а также разработала проект однодневного меню по данной системе питания. 1 человек выступает с сообщением. А группа защищает проект.
1 группа: Вегетарианство. Приложение № 5.
2 группа: Система питания по Г. Шелтону. Приложение № 6.
3 группа: Система питания П. Брега. Приложение № 7.
4 группа: Рациональное питание по системе Семёновой. Приложение № 8.
По ходу выступлений, учащиеся составляют тезисы в тетради и дают рецензию на ответ. Приложение № 9.
После чего оценивают выступление своих товарищей по 5-бальной системе поднятием карточек с соответствующей оценкой.

9. Защита плаката по гигиене питания.
Группы выбирают по желанию поговорки:

«Когда я ем, я глух и нем».
«Обжора роет себе могилу зубами».
«Недосол на столе, пересол на спине».
«Аппетит приходит во время еды».
Соответственно выбранной поговорке, дети рисуют гигиенический плакат и защищают его, используя разнообразные формы. Остальные учащиеся оценивают выступление товарищей поднятием определённой карточки с оценкой, которая выставляется в рейтинговый лист.

IV. Подведение итогов. Заключительная часть урока. Рефлексия.

Учитель: Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным. А.С.Пушкин писал: «Желудок просвещённого человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность». Подумайте, что имел виду поэт?
Подсчёт баллов в рейтинговых листах и выставление оценок соответственно критериям:
Если учащийся набрал 28 и более баллов – оценка «5» - молодцы!
23-28 баллов – оценка «4» - вы хорошо поработали на уроке.
14-22 балла – оценка «3» - нужно ещё потрудиться дома.
Менее 14 баллов – оценка «2», не огорчайтесь, у вас еще будет возможность исправить положение.
Выявление самого рейтингового ученика и самой рейтинговой группы.

Рефлексия:

  1. Что вам понравилось, и что не понравилось сегодня на уроке?
  2. Что помогало, и что мешало вашей работе на уроке?
  3. Что бы вы хотели изменить, провести иначе?
  4. С каким настроением вы покидаете сегодняшний урок?

V. Домашнее задание:

Если оценка «5» или «4» - составьте меню на неделю, соответственно своим энергозатратам.
Если оценка «3» или «2» - повторите § 38 и составьте меню на день, соответственно своим энергозатратам.
Все учащиеся выполняют дома лабораторную работу « Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» по инструктивной карточке учебника.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок-путешествие по дыхательной системе

Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

19 01 2021 12:47:47

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

17 01 2021 17:11:19

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

16 01 2021 23:33:48

Клещи — переносчики возбудителей болезней

В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых ( Мариковский И. П., Павловский Е. П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

15 01 2021 3:39:27

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

14 01 2021 19:11:40

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

" Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

13 01 2021 14:11:28

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

12 01 2021 0:46:35

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы « Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

11 01 2021 20:51:30

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

Дана комплексная характеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

10 01 2021 12:38:31

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

09 01 2021 20:11:15

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-практикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации практических работ (составление родословной по сказке А. С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

08 01 2021 16:43:59

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

07 01 2021 17:59:28

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

06 01 2021 8:39:15

Одноклеточные организмы. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....

05 01 2021 13:32:53

Путешествие в мир насекомых

Урок направлен на закрепление знаний о ракообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

04 01 2021 17:58:34

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы « Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

03 01 2021 7:40:40

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

02 01 2021 4:52:13

Органы и системы органов животных

Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....

01 01 2021 20:34:57

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

31 12 2020 12:30:33

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

30 12 2020 15:13:38

Урок биологии по теме «Общая характеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к Е Г Э. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

29 12 2020 3:31:34

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

Этот урок является первым в теме " Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии ( Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

28 12 2020 9:21:47

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

27 12 2020 10:25:53

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на практике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая практическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с « Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....

26 12 2020 17:42:45

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях « Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

25 12 2020 22:41:16

Урок-практикум "Органеллы клетки"

Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на практике. В данном случае под практикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме « Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

24 12 2020 16:34:21

Тема урока: "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы " Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме " Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...

23 12 2020 15:15:39

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию " Обучение в сотрудничестве" и " Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

22 12 2020 16:16:45

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица " Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

21 12 2020 16:28:16

Единство человека и природы

Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....

20 12 2020 16:19:13

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

19 12 2020 8:19:46

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

18 12 2020 6:39:36

Школьный практикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к практике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с практической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, практические работы на участке, использование кинофильмов....

17 12 2020 14:46:38

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

16 12 2020 4:46:46

Общая характеристика бактерий - строение, питание, классификация

Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....

15 12 2020 14:27:38

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

14 12 2020 6:31:52

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

13 12 2020 15:48:12

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

12 12 2020 11:24:46

Пищеварение в ротовой полости

Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

11 12 2020 6:40:18

Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д. В.)....

10 12 2020 18:49:21

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

09 12 2020 10:44:35

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

Урок биологии в 6-м классе по теме « Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в характере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....

08 12 2020 5:27:33

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

07 12 2020 7:26:43

Программа развития экологической культуры младших школьников

В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

06 12 2020 11:37:18

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “ Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

05 12 2020 16:24:59

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстракция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок " Работа с текстом научного стиля " Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и практики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

04 12 2020 21:27:18

Решение задач по молекулярной биологии

Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....

03 12 2020 3:44:30

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок можно использовать при проведении урока « Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках Н Р К природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

02 12 2020 13:47:56

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

01 12 2020 2:23:26

Многообразие земноводных и их значение

Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

30 11 2020 18:55:41

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

29 11 2020 3:32:52

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

28 11 2020 12:49:25

Использование электронного микроскопа на уроках биологии

Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

27 11 2020 6:12:12

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

26 11 2020 16:35:46

Информационные технологии на уроках биологии

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии. ...

25 11 2020 23:17:16

Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку

На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....

24 11 2020 2:48:48

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

23 11 2020 15:57:24

"Свойства и функции белков". 10-й класс

Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....

22 11 2020 15:48:46

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса « Природоведение. Введение в биологию и экологию» ( Т. С. Суховой, В. И. Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

21 11 2020 17:33:11

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

20 11 2020 11:36:26

"Загадки мира растений" (час игры и состязаний)

В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания учащихся о растениях. ...

19 11 2020 16:42:53

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

18 11 2020 14:32:31

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

17 11 2020 19:20:28

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

16 11 2020 1:52:10

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

" И С У Д" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов И С У Д на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

15 11 2020 6:14:54

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

14 11 2020 5:56:38

Изменение питательных веществ в кишечнике

При изучении темы " Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

13 11 2020 13:19:26

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

12 11 2020 20:29:14

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

11 11 2020 7:57:54

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" (7-й класс)

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

10 11 2020 22:28:20

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

09 11 2020 17:43:57

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

08 11 2020 18:48:16

Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"

Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника « Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...

07 11 2020 12:23:25

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

06 11 2020 9:10:28

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы

Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....

05 11 2020 6:23:59

Обобщающий урок по теме "Цветковые растения"

Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....

04 11 2020 13:19:49

Межпредметные связи в обучении химии и биологии

В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

03 11 2020 16:50:15

Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Членистоногие.Неизвестное об известном"

Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему « Тип Членистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Членистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в З У Н для последующей коррекции....

02 11 2020 0:29:48

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

01 11 2020 18:48:44

Строение и функции кожи. 8-й класс

Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

31 10 2020 23:23:30

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

Внеклассное занятие « Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы « Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

30 10 2020 14:44:10

Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии

На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....

29 10 2020 9:43:45

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

Урок биологии в 6-м классе по У М К Н. И. Сонина с применением модульной технологии и И К Т....

28 10 2020 21:44:53

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

27 10 2020 14:15:30

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

26 10 2020 11:34:32

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и характер смены поколений"

Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

25 10 2020 12:18:35

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Структурные компоненты животной клетки В. Н. Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трансферрин, Глюкозу…...

24 10 2020 1:16:33

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о В И Ч-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....

23 10 2020 1:51:42

Игра как метод обучения и воспитания

Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

22 10 2020 1:24:56

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

21 10 2020 20:42:43

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении практической работы....

20 10 2020 13:41:43

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....

19 10 2020 22:13:58

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

18 10 2020 19:39:56

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

17 10 2020 18:17:34

Формирование экологической культуры будущего гражданина

Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

16 10 2020 10:51:10

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы « Отдел покрытосеменные растения»....

15 10 2020 17:12:20

Развернутый план урока на тему "Продление рода. Органы размножения". 7-й класс

Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....

14 10 2020 3:53:49

Тема урока: "Биосинтез белков"

Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трансляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

13 10 2020 0:30:27

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

12 10 2020 9:54:54

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

Интеллектуальная игра по биологии и экологии " Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического К В Н или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

11 10 2020 23:37:25

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

10 10 2020 10:27:34

Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

09 10 2020 9:38:46

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

08 10 2020 8:21:28

Тема урока: "Свалка по имени Земля"

В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект " Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине " Общая биология" (раздел " Основы экологии"). ...

07 10 2020 17:43:54

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

06 10 2020 14:17:43

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме « Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

05 10 2020 1:22:49

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

« Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

04 10 2020 10:43:49

Урок-конкурс "Класс Рыбы"

Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

03 10 2020 16:14:30

Удивительное рядом. Бабочки

Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

02 10 2020 1:44:51

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме « Механизм вдоха и выдоха»....

01 10 2020 5:58:46

Разработка урока "Цветок. Соцветия"

Завершено изучение темы " Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

30 09 2020 15:44:37

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме " Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается " Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

29 09 2020 3:49:23

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы

Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....

28 09 2020 4:17:52

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия неблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия неблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

27 09 2020 4:24:11

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

В практике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут. Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический транс» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

26 09 2020 0:54:58

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем " Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

25 09 2020 15:58:48

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

24 09 2020 9:29:21

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

23 09 2020 9:45:18

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку « Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

22 09 2020 5:25:27

Развивающее занятие на тему "Насекомые"

У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

21 09 2020 13:35:49

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...

20 09 2020 6:36:24

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

19 09 2020 23:44:20

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

18 09 2020 13:33:28

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

17 09 2020 15:21:25

Урок биологии по теме "Злые причуды генетики"

Представленная презентация может быть использована при изучении тем « Генетика человека», « Селекция животных»....

16 09 2020 6:35:11

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

Данный урок первый по теме « Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на практике....

15 09 2020 4:25:54

Урок биологии "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя практические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

14 09 2020 17:25:31

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

13 09 2020 0:54:38

Основные этапы эволюции животного мира на Земле

Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

12 09 2020 21:35:15

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме " Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опорных схем и конспектов. Использование интерактивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

11 09 2020 18:30:16

Дыхательные движения, механизм вдоха и выдоха человека

Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....

10 09 2020 0:51:38

Вегетативное размножение. 6-й класс

На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится практическая работа в микрогруппах....

09 09 2020 14:58:10

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, практическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

08 09 2020 3:22:21

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

07 09 2020 10:50:50

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"

Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....

06 09 2020 1:31:51

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека

Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....

05 09 2020 9:52:17

Многообразие и значение насекомых

Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, командной игры....

04 09 2020 3:29:13

Вид. Признаки вида

Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

03 09 2020 18:35:28

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

02 09 2020 15:40:32

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

01 09 2020 15:28:26

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок Ц Н С, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

31 08 2020 9:18:20

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме " Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

30 08 2020 10:20:21

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охарактеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

29 08 2020 10:43:12

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

28 08 2020 17:38:53

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду " Старая плотина" во времени и в пространстве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

27 08 2020 8:12:47

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

26 08 2020 7:19:32

Экологическая тропа

Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

25 08 2020 23:26:59

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды

Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....

24 08 2020 8:44:25

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

23 08 2020 0:24:23

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)