Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе


    Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

1. Назначение дендрария.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь;
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов.

Деревья, кустарники и цветы украшают нашу жизнь, радуют, возвышают, облагораживают человека делают его более воспитанным к красотам природы, музыке, стихам, живописи, очищают воздух, обогащают его кислородом.

Вот почему мы должны не только охранять природу, но и обогащать ее. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо любить по-настоящему окружающую нас природу, научиться преумножать ее богатства. Школа призвана воспитывать эти ценнейшие качества.

Есть много способов решения этой задачи и немаловажную роль играют созданные руками детей школьные дендрарии.

Дендрарий – слово греческое, а в переводе на русский язык означает ботанический сад.

То есть дендрарий – участок, где в открытом грунте культивируются различные виды деревьев и кустарников. Здесь высаживаются древесные растения местной флоры и растения, завезенные из других стран географических районов.

Создавая дендрарий, мы заботились о том, чтобы его устройство было рациональным, комфортабельным, способствовало развитию у учащихся эстетического вкуса, помогало в изучении биологии и других дисциплин. Дендрарий находится перед школой и вокруг нее, поэтому он выполняет еще декоративную функцию.

Древесно-кустарниковые насаждения хорошо защищают школьное здание от пыли и ветра, приглушают уличный шум.

Для оформления пришкольной территории использовали саженцы березы, липы, сирени, рябины, ели. Молодые рябины посадили с таким расчетом, чтобы они в апреле - июне и выглядели привлекательно в осенний период при изменении окраски листьев. В период пробуждения природы – весной – необычно привлекательны цветущие биогруппы из яблонь, груш, вишни. За один год было трудно собрать необходимый посадочный материал, выполнить весь объем работы, связанный с освоением школьного дендрария. Поэтому растения местной флоры высадили в первый год освоения участка. Растения других зон собираем постепенно во время экскурсий, летних поездок учителей и учащихся.

Мы начинали работу на участке не с сиюминутного освоения рекомендованных опытов и выполнения учебной программы от буквы до буквы, а с освоения пришкольной территории, создания дендрария. Позднее учащиеся, заинтересовавшись биологией редких растений и первыми успехами, незаметно освоили нужные биологические понятия, закрепив их опытами, предусмотренными программой.

В результате этого выиграли и воспитание, и обучение, оптимизировался учебно-воспитательный процесс.

Воспитательная система не задавалась сверху, не являлась надуманной. Она рождалась из потребностей школьного коллектива. Идея преобразить пустырь у школы захватила ученический и родительский коллектив, ибо она отвечала потребности людей жить в нормальных человеческих условиях: благоустроенно, удобно, красиво, гигиенично. Да и в природе человека заложено стремление к творчеству, красоте.

2. Уроки сельскохозяйственного труда.

Для воспитания гармонично-развитого человека необходимо, чтобы он умел не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками.

Я считаю созидание красоты сильнейшим методом воспитания и перевоспитания. Не напрасно у нас на школьном участке дети создали “уголок красоты”, и вся школа служит “источником красоты” для села. Кроме того, созидательная работа с растениями, требующая любви к ним, и знаний в обработке и удобрении почвы, в уходе за растениями, необходима всем, а особенно подрастающему поколению. Каждый человек должен любить свою землю и уметь работать с ней, т. к. она частица малой Родины каждого человека.

С этой целью в дендрарии на уроках сельскохозяйственного труда организую круглый год работу: проводим осеннее и весеннее рыхление почвы, шаровку, боронование, подготовку растений к зиме, снегозадержание, весеннюю обрезку и т. д.

Установление тесной связи между теорией и пpaктикой при изучении биологии является основой политехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определенной степени способствуют пpaктические работы на сельскохозяйственных трудах, предусмотренные программой в разделе “Растения”.

Для примера привожу разработку пpaктической работы в 6 классе “Формирование кроны кустарников” (см. Приложение №1).

Дендрарий имеет опрятный вид, т. к. учащиеся трудятся не только над созданием нужного, полезного людям и природе, но и создают прекрасное. Их труд носит исследовательский и созидательный хаpaктер. Познание и творческий труд едины в своей основе. Василий Александрович Сухомлинский сказал об этом: “Чем сильнее стремление к познанию, тем с большим интересом работают дети, тем глубже раскрывается исследовательский хаpaктер труда. Поток информации из окружающего мира становится особенно сильным стимулом познания при условии, когда мыслить помогают руки, когда в труде ребенок стремится найти ответ на волнующие его вопросы”.

3. Кружковая работа.

Продолжением уроков сельскохозяйственного труда является продуманная мной система работы с детьми вне урока, используя возможности дендрария.

На кружке “Юные дендрологи” учащиеся подробно описывают каждую породу растений дендрария, собирают материал из энциклопедий и других источников и составляют паспорта растений дендрария, изготовляют наглядные пособия для кабинета биологии.

В качестве примера привожу описание одного из растений дендрария - калины.

Калина обыкновенная.

1. Жизненная форма - кустарник.

2. Семейство: жимолостных

3. Родовое название: калина - получила от лат. viere - плести или vimcu - плетеная работа, корзина. Действительно, молодые гибкие побеги калины ранее широко использовали в качестве материала для плетения всевозможных изделий.

4. Биологические особенности: морозостойкое и теневыносливое растение (но цветение и плодоношение обильное при хорошем освещении).

Цветет обычно в мае-июне. Фенологи начало цветения калины принимают за переходный рубеж между весной и летом. Плоды калины обыкновенной - однокосточковые костянки красного цвета, созревают в сентябре и долго, вплоть до конца зимы, остаются на ветвях. Растение плодоносит ежегодно и обильно, при полной сохранности урожая с одного куста собирают до 40-50 кг. ягод.

5. Размножение: семенами и вегетативным путем: зелеными и одревесневшими черенками, отводками, делением куста, порослью, прививкой.

6. Посадка: использовать 2-4 летние саженцы. Их высаживают в ямы размером 30 * 40 см., в которые предварительно вносят по ведру перегноя или торфа и около 0,5 кг. древесной золы. Прежде чем посадить саженец присыпают удобренную почву в посадочной яме небольшим слоем плодородной земли (без удобрения). После этого производят посадку на уровне или несколько ниже уровня поверхности почвы. После посадки почву уплотняют, поливают, мульчируют торфом или перегноем.

7. Уход: при дальнейшем уходе за саженцами специальной обрезки не требуется. Если же обрезка необходима, то ее лучше проводить после цветения (в июне – июле), т.к. цветочные почки калины закладываются в год предшествующий цветению. Последующий уход за калиной заключается в периодической вырезке сухих, поврежденных побегов, подкормке, защите от вредителей.

Калина – интересный биологический объект, сведения о котором использую на уроках биологии при изучении различных тем:

  • \"Роль растений в природе, значение в жизни человека, народном хозяйстве\".
  • \"Почка – зачаточный побег, ее строение\".
  • \"Рост стeбля в длину, его ветвление\".
  • \"Растение и окружающая среда\".
  • \"Охрана растений, защита среды их обитания\".

\"Вегетативное размножение цветковых растений\".

На лабораторных занятиях растение использую в качестве наглядного материала в темах:

  • \"Ознакомление с сухими и сочными плодами\".
  • \"Строение почек, расположение их на стeбле\".
  • \"Изучение строения цветка\".
  • \"Ознакомление с различными типами соцветий\".

Учащиеся ведут фенологические наблюдения за растением. В условиях фенофазы:

  1. Период относительного покоя почек (осенне-зимний период).
  2. Начало вегетации (начало распускания почек - почечные чешуи разошлись, видны зеленые листья).
  3. Окончание вегетации (массовый листопад - опало более 50% общего количества листьев).
  4. Начало цветения (появление первых распустившихся цветков). Для калины обыкновенной отмечаем начало распускания стерильных и фертильных цветков. Распускание стерильных цветков происходит на 3-9 дней раньше.
  5. Окончание цветения (отцвели последние цветки).

Опытническую работу с калиной проводили по теме \"Ускоренное получение саженцев\". Опыт заключался в том, что на семена калины воздействовали переменными температурами. Дозирование семян проводили в 2 этапа:

1 этап – воздействие повышенных температур (не ниже +15°С, но не выше +30°С) в течение 30 дней при удалении эндокарпа и 90 дней без удаления эндокарпа при постоянной влажности песка (семена хорошо перемешивали с прокаленным речным песком в соотношении 3:1)

2 этап - воздействие низких положительных температур (+2°С – +5°С) в течение 30-60 дней.

Полученные проростки помещали на фильтровальную бумагу, смоченную 1-процентным раствором глюкозы на 3 дня (при круглосуточном освещении лампами дневного света). После такой подготовки проростки высаживали в открытый грунт.

Члeны кружка \"Юные дендрологи\" проводят экскурсии по участку для начальных классов, где рассказывают о растениях, объясняют, как нужно ухаживать за ними и охранять природу.

Таким образом, деревья и кустарники, растущие в дендрарии школы, в учебном процессе находят самое распространенное применение. Среди них имеются представители различных экологических групп и семейств, поэтому они служат хорошим демонстрационным материалом при изучении большинства разделов морфологии и систематики растений, некоторые виды использую как раздаточный материал при проведении лабораторных занятий.

Работа с растениями дендрария расширяет кругозор и заставляет ученика глубже узнать тот мир, который ему знаком по книгам и картинкам. Составление паспорта дендрария помогает мне привить учащимся умения и навыки по выращиванию и уходу за растениями с учетом их родины, происхождения; развивать наблюдательность, эстетический вкус.

4. Фенологические наблюдения

В дендрарии за каждым растением учащиеся ведут тщательные фенологические наблюдения. Фенология (феномен - явление, логос – наука) - наука, изучающая сезонные явления природы.

Еще Петр I приказал присылать ему в Петербург из разных мест листья деревьев, пришитые к бумаге, с указанием места и точной даты их распускания.

Как наука фенология в нашей стране начала развиваться в конце прошлого столетия благодаря усилиям замечательного знатока и большого любителя природы Д.Н. Кайгородова. По всей стране была создана сеть систематически работающих пунктов фенологических наблюдений, что дало возможность сопоставлять природные явления. На уроках биологии и природоведения школьники также ведут фенологические наблюдения.

Свои наблюдения за растениями учащиеся записывают в дневники наблюдения, затем материал обобщаем, делаем выводы, заключения в виде календарей наблюдений, таблиц схем, рисунков, диаграмм, что дает богатый иллюстрированный материал для проведения уроков природоведения, биологии, сельскохозяйственного труда, оформление настенного календаря природы.

Этапы работы фенологических наблюдений следующие:

  1. Работа учащихся в дневниках наблюдений;
  2. Подведение итогов об изменениях, которые происходят;
  3. Итоговое обобщение сезонных явлений за год.

На первом этапе учащиеся записывают свои наблюдения в дневники. В начале каждого урока проводим фенологические минутки, где дежурные отмечают свои наблюдения за неделю, месяц.

На втором этапе, в конце сезона с ребятами анализируем ход истекшей осени и подводим итоги проделанной работы, тем самым, показываем, в какой тесной зависимости находится развитие живой природы от условий окружающей среды. Указываем в цифрах общую продолжительность осени и выясняем рано, поздно или нормально наступила осень в этом году.

Начало тех или иных фенологических явлений в растительном мире служит прогнозом того, каким будет осень, зима, весна, лето. Используя дополнительную литературу и свои наблюдения, учащиеся составляют календарь примет, то есть народный календарь погоды, что развивает у учащихся познавательную деятельность. Например, если листья берез распускаются раньше, чем у ольхи и клена, то лето будет теплое и сухое, если позже - лето холодное и дождливое; если у березы течет много сока, то лето будет дождливое; если еще летом на деревьях появляются желтые листья, то осень будет ранняя; если с осени листья березы начали желтеть с верхушки дерева, то весна будет ранняя, а если лист начал желтеть с нижних ветвей дерева, то поздняя; если в октябре лист с берез опадает не чисто - зима суровая; если осенью был поздний листопад – зима суровая и продолжительная.

Изображение сезонных явлений делаем и в виде фенологического \"дерева\": фенологические наблюдения (по временам года) фиксируем в виде записей и располагаем в хронологическом порядке по сторонам вертикального стержня, представляющего собой как бы ствол дерева с боковыми ветвями. На стволе пишем числа месяца. Каждую запись, например, зацвела сирень, вылет скворчат, появление листьев у березы, распускание почек, сокодвижение у берез и т.д. сопровождаем небольшим рисунком.

В тех случаях, когда встречаются затруднения в изображении на таблице фенообъекта, например, насекомого, птицы и т.д., временно на соответствующей ветке \"дерева\" делаем только одну надпись.

Все рисунки фенообъектов, в особенности такие, как деревья и цветы дети, раскрашивают соответственно их природной окраске. Вывешенное в уголке природы это безжизненное фенологическое \"дерево\" уже одним своим видом побуждает школьников к наблюдениям. Нередко вокруг фенологического дерева идут споры о времени наступления того или иного явления природы. Оголенная до поры до времени верхняя часть \"дерева\" все время как бы указывает к продолжению фенологических наблюдений.

Данные фенологические наблюдения имеют научное и пpaктическое значение. Они позволяют судить о динамике развития растительного и животного мира дендрария в тесной связи с метеорологическими условиями года.

Систематические наблюдения над сезонными явлениями учат школьников любить и понимать природу, помогают им знакомиться с растениями и животными своей местности, вести исследовательскую работу, способствуют укреплению связи обучения с пpaктикой. Итогом всей работы на третьем этапе является настенный календарь природы.

5. Опытническая работа.

Кроме фенологических наблюдений в дендрарии проводим опытническую работу по:

  • размножению кустарников и деревьев черенками, семенами;
  • изучению на рост и развитие растений различных минеральных удобрений, регуляторов роста;
  • определению морозостойкости деревьев и кустарников и другие.

Опытническая работа учащихся на школьном учебно-опытном участке является одним из путей соединения обучения с произвольным трудом и профессиональной ориентацией учащихся.

Опытническую работу проводим не только с целью закрепления и развития у школьников биологических понятий, сельскохозяйственных знаний, пpaктических умений и навыков, но и углубления этих знаний за счет межпредметных связей с математикой, физикой, химией.

Первым этапом в организации опытничества школьников является привлечение их к планированию системы опытов. При планировании учитываю программные требования к предмету, а так же время, которое выделено на опытническую работу.

При разработке тем опытов учитываю последовательность, преемственность, постепенное усложнение выполняемых учащимися пpaктических работ и исследований.

Вторым этапом организации опытнической работы является непосредственная деятельность учащихся по подготовке и проведению исследований.

На этом этапе включаю учащихся в проблемные ситуации, организую самостоятельную работу ребят, привлекаю их к проектированию опыта – к определению цели и темы исследования, условий его проведения, организации и учету наблюдений, подведению итогов исследования и пропаганде его положительных результатов.

Считаю необходимым вести наблюдения и исследования над опытными и контрольными делянками. Это дает возможность установить степень влияния опытных условий на жизнедеятельность растений, а если понадобится, объяснить неудачу исследования, причина гибели растений и т.д.

Наблюдения проводим самые разные:

  • агробиологические;
  • агрофизические;
  • агрохимические и др.

В опытнической работе с растениями дендрария успешно применяем регуляторы роста растений (фитогормоны), которые обладают ярко выраженным действием на растительный организм. С этой целью проводим опыты с использованием таких регуляторов роста как гетероауксин, нафтилуксусную кислоту (НУК), индолил - масляную кислоту (ИМК) и др. Пример опыта по теме \"Влияние гетероауксина на укоренение черенков сирени\" в приложении №2.

Опыты с физиологически активными веществами наглядно показывают с одной стороны возможность управления жизнедеятельностью растений, а с другой - развивают познавательную активность школьников, повышают их интерес к биологии.

Опытническая работа укрепляет связь обучения учащихся с пpaктикой, воспитывает интерес к сельскому хозяйству, пробуждает и развивает у ребят познавательные интересы, показывает применение достижений науки в пpaктике сельскохозяйственного производства, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обогащению знаний, средством совершенствования их пpaктических трудовых и организационных умений и навыков.

6. Экскурсии.

Как бы хорошо ни изучали мы биологию за партой, познание законов природы невозможно без общения с самой природой. Ребята ждут этого общения, поэтому дендрарий – любимое место проведения экскурсий по биологии. Экскурсии в природу –удивительная форма работы.

Я считаю основой проведения экскурсий в дендрарии целенаправленный показ природных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов использую прием сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие – более точным.

На экскурсии учу школьников наблюдать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи живых организмов друг с другом и с условиями окружающей среды.

Составляя тематический план, намечаю сроки проведения экскурсий, связываю их содержание с материалами предыдущих уроков. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. Вместе с тем использую результаты наблюдений учащихся в природе на многих последующих уроках. Например, при проведении уроков по теме \"Корень\" обращаю внимание на корневые системы деревьев с выступающими из земли корнями, и вспоминаем из экскурсии у каких деревьев и на каких почвах такое явление наблюдали.

Каждая экскурсия входит в систему уроков темы, занимая определенное место в ней. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания.

В качестве примера расскажу об осенней экскурсии, которую провожу в дендрарии. (Приложение №3)

7. Результативность.

Дендрарий обогащает и расширяет кругозор познавательной деятельности учащихся, убеждает их в неисчислимом богатстве окружающей нас флоры, ее разновидностях, дает возможность проводить уроки в природе, рассматривать в натуре многие виды растений, показывать величие и красоту природы, освоить приемы возделывания видов, вести фенологические наблюдения и экскурсии, предусмотренные программой, юннатскую исследовательскую работу, вселяет веру в силы, возможности человека в преобразовании природы, воспитывает любовь к природе, к своей школе, селу, Родине, служит базой для заготовки наглядных пособий, раздаточного материала, позволяет более полно обеспечить природным материалом на уроках биологии в шестых – седьмых классах и общей биологии. Дендрарий используется при выращивании посадочного материала древесно-кустарниковых культур для озеленения и населенного пункта, служит местом проведения уроков биологии, изобразительного искусства, литературы, природоведения, фенологических наблюдений, экскурсий, а также для занятий кружковой работы. Многообразие растений дендрария и их красота украшают здание школы, воспитывают эстетические чувства.

Приложение 4



Комментарии:

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

25 04 2024 15:48:17

Мультимедийный урок на тему "Царство животные. Простейшие"

Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....

24 04 2024 0:14:16

Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"

      ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....

23 04 2024 19:54:34

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

22 04 2024 18:51:36

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

21 04 2024 13:41:31

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

      Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

20 04 2024 16:32:16

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

19 04 2024 4:23:19

Разработка урока "Бесполое размножение"


    Разработка урока "Бесполое размножение"

      План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....

18 04 2024 2:39:56

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

17 04 2024 22:29:57

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы


    Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы

      Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....

16 04 2024 9:13:34

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)


    Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

      На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

15 04 2024 3:46:12

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"


    Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"

      По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

14 04 2024 12:15:27

Урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...

13 04 2024 22:47:52

Многообразие земноводных и их значение


    Многообразие земноводных и их значение

      Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

12 04 2024 21:31:51

Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"


    Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"

      Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point. ...

11 04 2024 23:18:53

Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс


    Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

      Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....

10 04 2024 9:45:57

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся


    Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

      О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

09 04 2024 3:13:22

Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс


    Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс

      Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....

08 04 2024 11:25:20

Методы изучения природы


    Методы изучения природы

      Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

07 04 2024 5:42:58

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

06 04 2024 18:20:53

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

05 04 2024 19:59:49

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

04 04 2024 3:51:35

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс


    Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

      Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....

03 04 2024 5:40:33

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"


    Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

      Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

02 04 2024 12:48:39

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

01 04 2024 4:40:40

Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....

31 03 2024 18:38:34

«Рациональное питание». 8-й класс


    «Рациональное питание». 8-й класс

      Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

30 03 2024 23:33:20

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

29 03 2024 16:50:19

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

28 03 2024 7:29:14

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

      Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....

27 03 2024 7:48:46

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

26 03 2024 22:46:58

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

25 03 2024 0:34:59

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

24 03 2024 13:23:19

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

23 03 2024 1:45:14

Класс насекомые. Общая хаpaктеристика


    Класс насекомые. Общая хаpaктеристика

      При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....

22 03 2024 10:54:19

Цветок и его строение


    Цветок и его строение

      Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....

21 03 2024 21:36:46

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

      В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

20 03 2024 20:39:19

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

19 03 2024 18:10:13

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

18 03 2024 18:50:36

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

17 03 2024 2:46:22

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....

16 03 2024 16:55:31

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

15 03 2024 13:49:20

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

      Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

14 03 2024 19:59:47

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

13 03 2024 16:48:43

Экологическая и потребительская грамотность


    Экологическая и потребительская грамотность

      Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

12 03 2024 5:55:17

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

11 03 2024 15:19:23

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания


    Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

      В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

10 03 2024 19:45:36

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

09 03 2024 8:56:54

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

08 03 2024 7:49:15

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

07 03 2024 9:55:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::