Многообразие земноводных

Предварительная подготовка к уроку. Подготовить сообщение о различных земноводных по плану:
- Среда обитания.
- Внешнее строение.
- Особенности питания.
- Способ размножения.
- Образ жизни.
Найти их фотографии или рисунки, презентации.
Цели урока:
- Сформировать у учащихся знания о многообразии земноводных в связи со средой обитания.
- Развивать образное мышление, умение анализировать информацию.
- Познакомить учащихся со значением и охраной земноводных.
- Составить общую хаpaктеристику класса земноводных.
- Эстетическое воспитание.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с многообразием земноводных, систематизировать и обобщить знания по теме «Земноводные».
- Развивать умения логически мыслить, делать самостоятельные выводы и обобщения.
- Охрана окружающей среды.
Оборудование:
- наглядные пособия, фотографии различных земноводных;
- мультимедийное оборудование, таблицы, учебник.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, сотрудничество, ИКТ технологии, проектная деятельность на уроке.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Предварительная подготовка к уроку. Подготовить сообщение о различных земноводных по плану:
- Среда обитания.
- Внешнее строение.
- Особенности питания.
- Способ размножения.
- Образ жизни.
Найти их фотографии или рисунки, презентации.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, отмечаются отсутствующие.
II. Цель урока и задачи урока для детей
III. Проверка и актуализация знаний по теме:
«Строение и размножение земноводных» (тестовая работа).
1. Сколько отделов в позвоночнике лягушки?
А) 3. Б) 5. В) 4.
2. Какая из названных костей НЕ относится к плечевому поясу?
А) Воронья кость. Б) Лопатка. В) Плечевая кость.
3. Дыхание земноводных через кожу возможно, так как:
А) она покрыта слизью и гoлая. Б) она гoлая, но без слизи.
В) она покрыта
роговыми покровами, попускающими воздух.
4. В желудочке сердца земноводных находится?
А) Артериальная кровь. Б) Венозная кровь. В) Смешанная кровь.
5. Холоднокровность земноводных связана:
А) с жизнью в воде. Б) с низким уровнем обмена веществ.
В) с необходимостью
кожного дыхания.
6. Процесс слияния гамет у земноводных называется:
А) размножением. Б) спорообразованием. В) делением.
Г) оплодотворением. Д)
развитием.
7. Процесс превращения головастика земноводных в лягушку называется:
А) развитием. Б) ростом. В) метаморфозом.
Г) размножением. Д) прогрессом.
IV. Изучение нового материала. (Беседа.)
Сегодня мы продолжаем знакомство с земноводными и заканчиваем тему «Класс Земноводные». Мы уже знаем где живут земноводные, знаем о их внешнем и внутреннем строении, о приспособлении к жизни в воде и на суше.
- А какие факторы ограничивают распространение земноводных? (Температура, влажность.)
- Назовите места обитания земноводных?
- Загадка для класса
Зелененький листочек
Скакал меж бурых кочек.
По квакал в теплой луже
И муху съел на ужин!
- А кого еще можно отнести к земноводным исходя из образа жизни? (Ответы учащихся.)
Запись темы урока на доске: «Многообразие земноводных».
- Класс делится на 5 групп, перед каждой группой ставится определенная задача.
1 группа. 5 человек (условно) – докладчики по теме (сообщения не
более 5 минут).
Презентация класса земноводных с краткими рассказами учащихся
(Приложение 1. Приложение 2.
Приложение 3. Приложение 4).
2 группа. 5 человек – перед группой ставится задача -
В процессе представления презентации земноводных составить таблицу по
многообразию с примерами по особенностям питания.
3 группа. 5 человек – перед группой ставится задача составить схему-рисунок по среде обитания.
4 группа. 5 человек – перед группой ставится задача составить схему по внешнему виду земноводных.
5 группа. 5 человек – группа составляет таблицу по особенностям оплодотворения.
Рабочие группы подводят итоги выступлений и представляют их классу (учащиеся конспектирую их в тетрадь)
V. Закрепление.
Прочти в § 39 раздел « Значение земноводных в природе и жизни человека».
Ответь на следующие вопросы:
- Выбери предложения о значении земноводных.
- Поставь пункты в порядке значимости для тебя.
- Обоснуй свой выбор.
VI. Подведение итогов.
Мы познакомились с двумя отрядами класса земноводных, отряд бесхвостые и отряд хвостатые. Сделайте вывод: нужно ли сохранять многообразие земноводных и почему?
Домашнее задание. §39, ответить письменно на вопрос № 4. Укажите причины сокращения численности земноводных. Какие меры по их охране можно использовать?
Комментарии:
Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....
10 12 2025 5:56:29
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
09 12 2025 2:57:55
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
08 12 2025 20:41:36
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.
...
07 12 2025 6:18:59
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
06 12 2025 7:40:42
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
05 12 2025 8:56:23
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
04 12 2025 8:22:36
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
03 12 2025 9:35:29
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
02 12 2025 14:32:12
Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика.
...
01 12 2025 4:38:50
Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....
30 11 2025 0:58:52
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
29 11 2025 11:23:30
Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке.
...
28 11 2025 4:24:49
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
27 11 2025 0:32:49
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
26 11 2025 3:20:16
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
25 11 2025 21:15:43
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
24 11 2025 12:56:22
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
23 11 2025 11:13:32
Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....
22 11 2025 17:51:47
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
21 11 2025 13:12:50
Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....
20 11 2025 8:35:59
Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....
19 11 2025 20:50:59
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
18 11 2025 7:16:20
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
17 11 2025 4:36:21
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
16 11 2025 1:51:35
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
15 11 2025 7:30:17
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
14 11 2025 14:40:15
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
13 11 2025 21:31:21
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
12 11 2025 16:57:34
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
11 11 2025 15:37:41
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные.
...
10 11 2025 23:53:19
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
09 11 2025 12:46:16
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
08 11 2025 19:50:43
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
07 11 2025 3:11:57
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
06 11 2025 12:58:54
В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах.
...
05 11 2025 13:32:11
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
04 11 2025 17:23:23
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
03 11 2025 9:43:52
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
02 11 2025 6:30:41
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
01 11 2025 23:34:43
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
31 10 2025 12:26:41
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
30 10 2025 7:21:38
Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
29 10 2025 15:47:33
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
28 10 2025 23:30:14
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
27 10 2025 4:45:21
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
26 10 2025 12:43:38
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
25 10 2025 17:56:23
Организация такого урока предполагает:
– большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний;
– наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой;
– достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке;
– наличие четкого плана действий для каждой группы.
...
24 10 2025 7:17:50
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
23 10 2025 12:10:30
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
22 10 2025 16:57:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс