Исследовательский подход в преподавании биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Исследовательский подход в преподавании биологии


    Исследовательский подход в преподавании биологии

Ведущей тенденцией современного образовательного процесса является обращение к личности обучаемого. В связи с этим, модернизация содержания образования предполагает усиление пpaктической ориентации среднего (полного) общего образования, направленности образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку пpaктических навыков, расширения различного рода пpaктикумов. Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески переpaбатывать, использовать его пpaктически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Следовательно, современный педагог должен формировать у ребёнка целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, определяющие современное качество образования. Важнейший источник формирования ключевых компетентностей - научно - исследовательская работа на уроке и внеурочной деятельности. Овладение ее навыками происходит поэтапно.

Работа с литературой

Важное условие исследовательской деятельности - это умение работать с литературой, в первую очередь с учебником. Работа с учебником и другими информационными источниками - начальные элементарные требования обучению исследовательской деятельности. К признакам самообразовательной деятельности учащихся можно отнести:

а) высокий уровень активности и самостоятельности познания учащихся;

б) добровольность в приобретении новых знаний;

в) совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;

г) избирательный хаpaктер по сравнению с учебным познанием;

д) целенаправленность, системность и планомерный хаpaктер этой деятельности.

При работе с учебником я использую прием \"пометки на полях\", который позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Ученики знаками отмечают на полях учебника или данного им текста новую информацию, ту, что идет в разрез с их мнением, и то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке не конечны, многое остается неизученным. Это стимулирует учеников к поиску ответа на вопросы, обращению к различным источникам информации. При работе с учебником я использую прием \"пометки на полях\", который позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Ученики знаками отмечают на полях учебника или данного им текста новую информацию, ту, что идет в разрез с их мнением, и то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке не конечны, многое остается неизученным. Это стимулирует учеников к поиску ответа на вопросы, обращению к различным источникам информации.

2. Проблемное обучение.

Проблемное задание - учебное задание, составленное таким образом, что учащиеся попадают в ситуацию, которая воспринимается школьниками как интеллектуальное затруднение, требующее новых знаний. Поставленные вопросы требуют от обучаемого самостоятельного нахождения ответа посредством мышления (в отличие от вопросов, требующих только напряжения памяти). Ученик при этом не только воспринимает информацию, но у него возникают сомнения, вопросы, предположения следующего рассуждения. Например, при прохождении темы \"Кровь\" перед учащимися ставится проблемный вопрос: \"Почему при любых заболеваниях врачи назначают сдать анализ крови?\". Ученики обсуждают проблему, предлагают пути решения ее, приходят к выводу, что необходимо изучить состав крови, знать строение и функции ее составляющих в норме, а затем можно судить об изменениях в составе крови при заболеваниях. Эта проблема решается и на лабораторной работе, где сравнивается строение крови лягушки и человека, делается вывод об эволюции эритроцитов. Так из урока в урок учащиеся подходят к решению проблемы, создают мини-проект \"Мой анализ крови\". Самостоятельная деятельность при проблемном обучении обеспечивает учащимся овладение умениями не только выполнять задания, в которых вопрос уже сформулирован, но и выдвигать свои проблемы, рассматривать явления со всех сторон, отыскивать сходные факты в различных ситуациях и на основе этого отбрасывать привычные способы решения задач, создавать принципиально новый подход к их решению.

Указанные умения составляют основу творческой самостоятельности. Поэтому реализация проблемного обучения в школе - важнейшее условие развития самостоятельности учащихся.

3. Лабораторные работы

Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленные, методически продуманные даже непродолжительные по времени лабораторные работы. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского хаpaктера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение.

Мною разработаны и поставлены различные новые лабораторные работы в разных классах лицея №3, в основном в классах с углубленным изучением биологии (8-11классах).

Темы лабораторных работ:

1. Строение печеночного сосальщика.

2. Сравнение головок, зрелых и гермафродитных члeников свиного и бычьего цепней, широкого лентеца.

3. Стадии бесполого размножения малярийного плазмодия.

4.Тип члeнистоногих. Класс паукообразных отряд клещи.

5.Органоиды клетки. Митохондрии в клетках почечного кaнaльца. Лизосомы

6. Включения клетки

7.Митоз в клетках корешка лука, в клетках яйца аскариды, амитоз в клетках мочевого пузыря мыши.

8.Формы бесполого размножения.

9.Формы пoлoвoго размножения.

10. Этапы эмбрионального развития ланцетника.

11. Постэмбриональное развитие.

12. Генеалогический метод генетики.

13. Близнецовый метод генетики.

14. Цитогенетический метод генетики.

15. Дерматоглифика как метод генетики.

16. Изучение растений открытых и закрытых зон. Роль света как экологического фактора.

17. Изучение растений разных экологических групп.

18. Изучение биоритмов собственного организма.

19. Сезонные биоритмы растений и перелетных птиц.

Методический аппарат учебников способствует использованию исследовательской деятельности на уроках. Однако пpaктические и лабораторные работы, как правило, проводятся по инструктивной карте, составленной учителем.

Новизна работы заключается в том, что инструктивные карты, составленные на два уровня (стандартный и продвинутый), позволяют слабым учащимся поэтапно выполнять работу, а сильным - проявить творческий подход к решению проблемы. Инструктивные карты для сильных учащихся нового уровня содержат лишь цель исследования и направления работы, в то время как карты стандартного уровня определяют всю последовательность действий.

5. Проектная деятельность.

Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Для такой работы подходят пpaктические, лабораторные работы, уроки с организацией группового взаимодействия, игровые или любые деятельные формы организации учебного занятия с ролевым распределением работы в группе. Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в традиционный урок элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Например, самостоятельное планирование выполнения пpaктического задания или проведение лабораторных работ с включением частично самостоятельной деятельности учащихся, проблемное введение в тему урока и другое.

6. Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность - это работа учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным решением (в отличие от пpaктикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и пpaктическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

На первом этапе работы с учащимися применяется проектная технология, что позволяет учащимся освоить общие основы исследовательской деятельности. Необходимо создать ситуацию успеха и уверенности учащихся в своих знаниях (оценивание учителем, публичная защита, участие в конкурсах проектов).

На втором этапе учащимся предлагаются к выполнению мини-исследования, в ходе которых учащиеся применяют знания в разных областях человеческой деятельности. Главный принцип - открытие учащимися новых сфер применения учебных знаний, и получение посредством исследования новой для себя информации. Поэтапное выполнение исследований различной степени сложности позволяет создать ситуацию успеха в обучении.

На третье этапе предлагается более глубокая исследовательская деятельность и работа проводиться только с учащимися наиболее подготовленными и заинтересованными в продолжении исследовательской деятельности по данному предмету. На этом этапе работы появляется необходимость сотрудничества с преподавателями вузов.

Например, на уроках введены элементы научно-исследовательских работ при прохождении темы \"Генетика человека\". Учащиеся составляют свои родословные, анализируют схемы, составленные товарищами, делают и изучают отпечатки пальцев. Выясняют, используя близнецовый метод, роль наследственности и среды в развитии признаков. Таким образом, проводим мини-исследования, которые потом перерастают в большую исследовательскую работу. Так в 2009-2010 годах были выполнены работы по темам: \"Близнецовый метод генетики\". \"Дерматоглифика\", \"Пoлoвoй хроматин\", \"Цитогенетический метод генетики\". Работы были представлены на городских научно-пpaктических конференциях и все высоко оценены, получили дипломы разной степени.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс. Научно-исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития дивергентного мышления, интуиции, воображения; помогает \"запустить\" механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности. Исследовательская деятельность ведется на основе индивидуальных программ, программ спецкурсов, дополняющих и углубляющих предмет специализации, что позволяет использовать разнообразные виды исследовательского творчества учащихся с широким применением информационных технологий, включая Интернет-ресурсы. Исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности - понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития, образования.

О вполне осознанном выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской деятельности, и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы учащихся лицея: на вопрос \"Что я ожидал и что получил от научно-исследовательской деятельности\" ребята ответили:

1. Полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии - 50 %.

2. Работа над исследованием помогла моей самореализации -15%.

3. В процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми-исследователями, учеными, участвовал в научных конференциях -12%.

4. В процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать, научился работать с литературой и другими источниками информации - 10 %

5. Приобрел много друзей по интересам-8 %.

6. Научился выступать на публике, не бояться аудитории-5%.

Диагностические исследования учащихся лицея сотрудниками психологической службы показали наличие потребностей и возможностей лицеистов заниматься научно-исследовательской работой. Психолог лицея утверждает, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития лицея как инновационного учебного заведения нового типа. В лицее формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект-субъектных отношений, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний; развитию познавательного интереса; стремлению к поиску, получению информации и новых ресурсов; развитию умения анализировать; формированию собственных суждений; формированию адекватной самооценки; установлению контактов и стремлению к контакту; становлению способности ориентироваться в жизни, возможности профессионального самоопределения; возможности моделировать будущее, профессиональной мобильности. Я считаю, что было бы целесообразно включить исследовательскую деятельность в качестве обязательного элемента образования во всех типах школ. Необходимо принять программу, согласно которой вузы должны оказывать методическую и пpaктическую помощь в научно-исследовательской работе учащихся, приглашать наиболее одаренных детей в свои лаборатории. Учащиеся, показавшие хорошие результаты в исследованиях, могут заниматься в студенческих научных обществах и выступать с работами на вузовских конференциях(как выступала Вертикова А.на конференции в СГАУ).Есть необходимость организовать курсы повышения учителей по методике проведения исследовательских работ.



Комментарии:

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

24 04 2024 18:48:44

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

23 04 2024 0:35:34

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

22 04 2024 5:27:14

Информационные технологии на уроках биологии

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....

21 04 2024 8:13:35

Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"

      Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...

20 04 2024 10:56:55

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах


    Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

      Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

19 04 2024 19:34:45

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

18 04 2024 22:58:52

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

17 04 2024 0:11:20

Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"

      Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....

16 04 2024 8:56:36

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

      Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

15 04 2024 7:58:32

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

14 04 2024 16:13:21

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

13 04 2024 12:39:32

Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"


    Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"

      Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....

12 04 2024 16:21:36

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

11 04 2024 14:28:12

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

10 04 2024 7:23:28

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

09 04 2024 23:29:51

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....

08 04 2024 8:49:37

Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...

07 04 2024 23:14:33

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

06 04 2024 17:26:39

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

05 04 2024 23:46:51

Тема: «Многообразие насекомых»

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....

04 04 2024 20:40:31

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"


    Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

      Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

03 04 2024 19:14:32

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

02 04 2024 6:58:12

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

01 04 2024 19:54:55

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

31 03 2024 15:57:48

Что такое интегрированный урок?


    Что такое интегрированный урок?

      На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....

30 03 2024 9:49:47

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

29 03 2024 12:37:52

Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний


    Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний

      В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....

28 03 2024 7:55:17

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

27 03 2024 2:44:48

Динамика численности популяции. Экологические стратегии

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....

26 03 2024 8:48:31

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

25 03 2024 20:27:15

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

24 03 2024 11:59:35

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

23 03 2024 19:23:50

Исследование флоры и фауны Чунской тайги


    Исследование флоры и фауны Чунской тайги

      Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

22 03 2024 16:39:14

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

21 03 2024 22:25:43

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

20 03 2024 22:29:50

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"


    Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

      Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

19 03 2024 13:40:22

Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир

      Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

18 03 2024 19:24:42

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

17 03 2024 20:29:49

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

16 03 2024 7:25:23

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

15 03 2024 13:48:23

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

14 03 2024 18:16:15

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

13 03 2024 1:49:42

"Обмен белков, жиров и углеводов"


    "Обмен белков, жиров и углеводов"

      Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

12 03 2024 12:36:58

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

11 03 2024 14:31:41

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"


    Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

      Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

10 03 2024 11:16:21

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Эры и периоды в развитии жизни на Земле Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

09 03 2024 17:12:49

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

08 03 2024 13:21:52

Урок биологии по теме "Строение и значение побега". 6-й класс

На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....

07 03 2024 3:11:17

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

06 03 2024 9:39:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::