Игра-викторина "Ботанический супермаркет" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Игра-викторина "Ботанический супермаркет"


    Игра-викторина "Ботанический супермаркет"

Дорогие коллеги!

Хочу представить Вам познавательную игру-викторину \"Ботанический супермаркет\". Она поможет Вам превратить преподавание биологии в увлекательное и интересное дело. Ведь наши ребята так мало играют на уроках из-за насыщенности программы (особенно в 6-7 классах). Я думаю, что можно выкроить 1-2 урока, чтобы ребята почувствовали себя детьми, а не просто учениками.

Предлагаемая игра-викторина позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах, развить познавательный интерес к биологии, расширить знания о пpaктическом значении растений в жизни людей, позволяет вспомнить историю и географию, позволяет проявить себя в комaндном первенстве.

Игру можно провести как познавательный урок после изучения цветковых растений в 7 классе или как внеурочное занятие на кружке, факультативе или в один из дней предметной недели. Если игра проводится на уроке, то класс делится на 3 комaнды (по количеству рядов). Если же игра проводится на занятиях кружка или факультатива, то учащиеся делятся на комaнды по своему желанию. Если же эта игра проводится во время предметной недели, то участники каждого класса из параллели являются отдельной комaндой. Перед проведением игры ребятам заранее (за 2-3 недели) предлагается список литературы (см. Приложение), которую они могут прочитать по своему желанию.

Во время игры на парты учащимся раздается таблица с названиями рубрик и количеством баллов за ответы. Такая же таблица нарисована на доске или ватмане (см. ниже). Каждая комaнда по очереди выбирает рубрику и номер вопроса, на который они хотят ответить. На обсуждение вопроса комaнде дается 30 сек. После ответа в таблице на доске или ватмане закрывается соответствующая клетка. Выигрывает комaнда, набравшая наибольшее число баллов за отведенное время игры (40-45 мин). Необходимо напомнить ребятам правила поведения во время игры, которые неукоснительно выполняются.

Награждения участников проводится следующим образом. Если эта игра-викторина проводится как познавательный урок, то участники комaнды, занявшей 1-е место, получают отметку \"5\". Наиболее активные участники комaнды, занявшей 2-е место, получают отметку \"5\" (их должно быть около половины от количества всех участников в комaнде), а остальные получают отметку \"4\". В комaнде, занявшей 3-е место, отметку \"5\" получают 1-2 наиболее активных участника, остальные члeны комaнды получают отметку \"4\". При этом наиболее активных участников игры выбирают сами ребята. Как Вы видите отметку \"3\" в этой игре не получает никто, т.к. я думаю, что отсутствие победы - достаточно сильное эмоциональное переживание ребенка и не следует усугубллять его выставлением посредственных отметок. Если игра-викторина проводится на занятиях кружка, факультатива или во время предметной недели, то награждения проводятся следующим образом. Получаемые комaндой баллы превращаются в \"золотые\" (шоколадные) медальки (за каждые 10 баллов - 1 медалька), которые складываются в копилку каждой комaнды. После игры все заработанные \"золотые\" медальки делятся между участниками комaнды. Если игра-викторина проводится во время предметной недели, то каждая комaнда (каждый класс), занявший призовые места, получает еще и грамоту.

Желаю Вам интересной игры!

Игра - викторина \"Ботанический супермаркет\"

Рубрика Вопросы и баллы
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Яблоки бывают разные 10 20 60 40 30 70    
2 Бакалея 10 30 20 40 30 50 50 20
3 Булочная-кондитерская 10 20 30 40        
4 Овощи 20 40 50          
5 Перепyтaница 10 10 10 10 10 10    
6 Загадки с грядки 20 60 10 20 50 40 10  

Рубрика \"Яблоки бывают разные\"

Вопрос № 1 (10 баллов). Плод, какого растения французы называли \"плодом Адама\" и как называется данный плод?

Ответ: растение банан, а его плод называется ягода (партенокарпик, без семян, образуется на женском растении).

Вопрос № 2 (20 баллов). Какое растение имеет плод, названный \"большой ягодой, волчим персиком и перуанским яблоком\"?

Ответ: растение томат.

Вопрос № 3 (60 баллов). Погожим августовским днём 1654г: \"На государев обиход в Москву прибыли различные заморские деревья, не виданные в здешних краях. В списке, поданном царю Алексею Михайловичу, значилось:

- 2 дерева оранжевых яблок - 2 дерева априкозовых яблок

- 2 дерева лимонных ягод - 4 дерева перзиковых слив

- 2 дерева винных ягод - 2 дерева миндальных ядер\"

Что же было привезено в Москву и в каком количестве?

Ответ: 14 деревьев: оранжевых яблок - апельсины, лимонных ягод - лимоны, винных ягод - шелковица, априкозовых яблок - абрикосы, перзиковых слив - персики, миндальных ядер - миндаль.

Вопрос № 4 (40 баллов). В Китае, Корее и Японии это дерево называют \"серебряным плодом\". Что это за растение и чем оно интересно?

Ответ: растение гинкго двулопастное (\"гин\" -серебро, \"кио\" - абрикос) относится к голосемянным растениям, а значит у него не может быть плодов. То, что считают плодом, на самом деле сочная шишка.

Вопрос № 5 (30 баллов). Какой плод называют \"крокодиловой грушей\"? Это самый питательный плод в мире.

Ответ: авокадо

Вопрос № 6 (70 баллов) Плоды каких растений имеют следующие названия:

а) мидийское яблоко

б) карфагенское яблоко

в) португальское яблоко

г) бешенное (безумное) яблоко

д) адское яблоко

е) армянское яблоко

ж) золотое яблоко

Ответы: а) лимон; б) гранат; в) апельсин; г) баклажан; д) клубень картофеля; е) абрикос; ж) томат.

Рубрика \"Бакалея\"

Вопрос № 1 (10 баллов). Вы зашли в бакалейный отдел супермаркета. Какие товары Вы увидели на полках? (не менее 5 видов)

Ответ: мука, крупы, сахар, растительные масла, макаронные изделия, специи.

Вопрос № 2 (30 баллов). Одним из первых упомянул об этом растении на Руси путешественник начала ХV века Гильберт де Ланоа. Он писал, что в Новгороде его угощали за обедом мясом, хлебом, рыбой, луком, пивом, мёдом и \"буковыми орешками\". Что это за \"буковые орешки\", и из какого растения их получают?

Ответ: гречневая каша, растение - гречиха.

Вопрос № 3 (20 баллов). В ХVII в. В Египте её называли турецкой пшеницей. В Италии её сегодня зовут гранотурко, а на родине она известна под названием маис.

Как это растение называем мы?

Ответ: кукуруза.

Вопрос № 4 (40 баллов). Из каких растений получают сахар и сахарный сироп?

Ответ: сахар из сахарной свеклы и сахарного тростника, а сахарный сироп из канадского клёна и сахарной пальмы.

Вопрос № 5 (30 баллов). Назовите предложенные крупы и назовите растения, из которых их получают.

а) гречневая

б) манная

в) рисовая

г) пшённая

д) геркулесовая

е) перловая

Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень.

Вопрос № 6 (50 баллов). Какие растительные масла Вы знаете, из каких растений их получают? (не менее 5 названий)

Ответ: подсолнечное из подсолнечника, соевое из сои, касторовое из клещевины, оливковое из оливок, горчичное из горчицы, рапсовое из рапса, конопляное из конопли, льняное изо льна, хлопковое из хлопчатника, кедровое из кедровой сосны, анисовое из аниса, тминное из тмина, розовое из роз и др.

Вопрос № 7 (50 баллов). В средние века плоды этого растения ценились на вес золота. Им расплачивались вместо денег. В Европу его привозили из Индии, Явы, с Молуккских островов. Что это за растение?

Ответ: чёрный перец.

Вопрос № 8 (20 баллов). Листьями этого растения древние греки украшали комнаты в дни праздников. Они были использованы в качестве скульптурных украшений коринфских колонн. Венки из него получали победители на состязаниях в городе Немее. На старинных монетах острова Сардинии изображена женщина, опирающаяся на вазу с этим растением. Дикая форма его произрастает на морском побережье Южной Европы. Оно блестящее, имеет сильный запах, что отражено и в его латинском названии - апиум гравеоленс. Что это за растение?

Ответ: лавр благородный.

Рубрика \"Булочная - кондитерская\"

Вопрос № 1 (10 баллов). Это растение в Китае называют тцай-ие, что в переводе означает \"молодой листочек\". А как оно называется по-русски?

Ответ: чай

Вопрос № 2 (20 баллов). Из плодов этого растения ацтеки приготавливали напиток чокоатль, что в переводе означает \"горькая вода\", а само растение они называли какахуатль. Как же называется это растение и напиток?

Ответ: растение - теоброма (шоколадник), а напиток - какао

Вопрос № 3 (30 баллов). Основу шоколада составляет продукт, получаемый из семян дерева теоброма (шоколадника). Как называется этот продукт и эти семена?

Ответ: какао и какао - бобы.

Вопрос № 4 (40 баллов). Почему при добавлении в тесто дрожжей и сахара, тесто \"поднимается\", а без дрожжей - нет?

Ответ: одноклеточные грибы дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, который \"поднимает\" тесто и оно становится пышным.

Рубрика \"Овощи\"

Вопрос № 1 (20 баллов). В Древнем Риме её называли \"капут\", что означает \"голова\", а на греческом оно звучит как \"брассо\", то есть \"трещать\", \"хрустеть\". А как это растение называем мы?

Ответ: капуста.

Вопрос № 2 (40 баллов). В Древнем Египте, а затем в Древней Греции это растение являлось символом горя, венки из него надевали в знак печали. Его ботаническое название - петрозелинум сативум (от греческого \"petra\" - скала, камень, т.к. его дикая форма произрастает на юге Европы в тенистых местах среди скал). Назовите это растение.

Ответ: петрушка.

Вопрос № 3 (50 баллов). В средние века это растение, по мнению воинов, пpeдoxpaняло их от стрел и ударов мечей. Рыцари, закованные в латы, носили на гpyди талисман с его изображением. По-гречески название растения - кромион, что означает \"панцирь\". Его остатки находили в египетских гробницах, построенных ещё 5 -6 тысяч лет назад, а на стенах и сейчас можно увидеть изображение этого растения. О каком растении идёт речь?

Ответ: лук репчатый

Рубрика \"Перепyтaница\"

(за каждый правильный ответ 10 баллов)

Один известный ботаник, читая научно-популярную литературу, нашел интересные названия плодов и семян растений. Хорошо зная свой предмет, он увидел пyтaницу в названиях. Сможете ли Вы их увидеть в приведенных ниже примерах?

Плоды (эти и другие плоды Вы можете купить в нашем супермаркете):

1) грецкий орех

2) земляной орех

3) миндальный орех

4) каштановый орех

5) какао-бобы

6) стручковый перец

Ответы:

1) сухая костянка;

2) бобы арахиса;

3) семена костянки миндаля;

4) семена коробочки конского каштана;

5) семена плодов теобромы (шоколадника) ;

6) ягоды перца.

 Рубрика \"Загадки с грядки\"

Загадка № 1 (20 баллов)

Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

Загадка № 2 (60 баллов)

Круглый, а не кочка,
Есть дно, а не бочка,
Есть перья, а не птица,
Есть горечь, а не горчица.

Загадка № 3 (10 баллов)

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом.

Загадка № 4 (20 баллов)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.

Загадка № 5 (50 баллов)

Цветок - напрасный,
Плод - опасный,
А всё поле засажено.

Загадка № 6 (40 баллов)

Стeбли ползучие,
Листья колючие,
Цветок - воронкой,
С жёлтой коронкой;
А зелёный плод
С грядки годен в рот.

Загадка № 7 (10 баллов)

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.

Ответы на загадки:

№1 - горох; №2 - репчатый лук;

№ 3 - редис; № 4 - капуста;

№ 5 - картофель; № 6 - огурец; № 7 - репа

Список литературы (для учащихся и учителя):

1. \"Занимательная ботаника\" В.Рохлов; А.Теремов; Р.Петросова; Москва; изд-во \"Аст-Пресс\"; 1998г. (стр.232-282).

2. \"Книга для чтения по биологии. Растения. 6-7 классы\" Д.И.Трайтак; Москва; изд-во \"Просвещение\" АО \"Учебная литература\"; 1996г. (стр. 166).

3. \"О чём говорят названия растений\" Б.Н.Головкин; Москва; изд-во \"Агропромиздат\"; 1986г. (стр.57-64).

4. \"Рассказы о растениях - переселенцах\" Б.Н.Головкин; Москва; изд-во \"Просвещение\"; 1984г. (стр. 55-61, 96).

5. \"Растительный и животный мир. Сборник загадок. 1-4 классы\" Е.М.Тихомирова; Москва; изд-во \"Экзамен\"; 2008г. (стр.95-107).



Комментарии:

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс


    Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

      Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

23 11 2025 20:10:51

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

22 11 2025 21:24:18

Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"

      Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....

21 11 2025 2:52:50

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"


    Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

      На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

20 11 2025 23:27:15

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани


    Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

      Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

19 11 2025 10:54:42

Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"


    Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....

18 11 2025 9:40:42

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"


    Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

      Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

17 11 2025 23:31:59

«Рациональное питание». 8-й класс


    «Рациональное питание». 8-й класс

      Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

16 11 2025 0:41:30

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

15 11 2025 4:24:54

Растительный и животный мир Тульской области


    Растительный и животный мир Тульской области

      Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....

14 11 2025 7:17:58

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

13 11 2025 13:23:43

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

12 11 2025 15:59:42

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

11 11 2025 16:48:52

Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"


    Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"

      Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...

10 11 2025 18:51:57

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

09 11 2025 8:11:22

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти. ...

08 11 2025 16:44:24

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

07 11 2025 22:53:10

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

06 11 2025 3:57:33

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....

05 11 2025 19:44:35

Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"


    Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"

      Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...

04 11 2025 8:10:26

Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс


    Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс

      Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....

03 11 2025 16:19:27

Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"


    Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"

      В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....

02 11 2025 16:27:23

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

01 11 2025 2:45:49

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

31 10 2025 16:40:24

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

30 10 2025 13:53:55

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

29 10 2025 13:40:57

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

28 10 2025 8:20:48

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

27 10 2025 9:48:21

Разработка урока по теме "Тип Губки"


    Разработка урока по теме "Тип Губки"

      Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....

26 10 2025 17:47:32

Урок естествознания "Мхи"


    Урок естествознания "Мхи"

      Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....

25 10 2025 17:37:30

Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"


    Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"

      Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...

24 10 2025 21:13:36

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....

23 10 2025 21:11:16

Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"


    Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"

      Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....

22 10 2025 5:43:33

Интернет-ресурсы на уроках биологии


    Интернет-ресурсы на уроках биологии

      Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

21 10 2025 2:50:10

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

20 10 2025 7:27:44

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"


    Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

      На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....

19 10 2025 5:49:25

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....

18 10 2025 23:52:48

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

17 10 2025 1:42:31

Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"

Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....

16 10 2025 5:44:18

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

15 10 2025 22:13:49

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

      Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

14 10 2025 8:44:58

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

13 10 2025 11:20:13

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

12 10 2025 20:46:28

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

11 10 2025 14:20:30

Урок на тему "Алкоголь – беда"


    Урок на тему "Алкоголь – беда"

      Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

10 10 2025 20:57:30

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

09 10 2025 4:52:16

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

08 10 2025 4:55:57

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

07 10 2025 16:29:50

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

06 10 2025 10:40:54

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....

05 10 2025 15:24:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::