Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Однозначно, современные проблемы эколого-валеологического образования подрастающего поколения трудно решить только за счет сообщения ученикам знаний, которые сами по себе не решат комплексных задач воспитания и развития здорового поколения. Еще в Спарте в детях воспитывали сильный и здоровый дух, прекрасно понимая, что здоровое и крепкое будущее зависит от здоровых наследников. Но меняются эпохи, социальные уклады, ценности, с ними меняются и представления о телесных, духовных идеалах, а значит, меняется человек.
Медицинские осмотры детей в школах показывают, что здоровых детей с каждым годом становится меньше. Самыми распространенными являются болезни позвоночника, нервные расстройства и нарушения зрения-показатели неправильно организованного урока, учебного процесса в школе в целом, что еще раз доказывает о необходимости широкого применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе. Каждый педагог в своей пpaктике использует некоторые элементы данной технологии, но к сожалению, не все и не всегда. Как правило объясняется это нехваткой, пустой тратой времени. Ошибочно также мнение, что здоровьесберегающая технология применима только на уроках биологии.
Концепция модернизации Российского образования предполагает не только формирование ЗУН, но и формирование у подрастающего поколения телесного, духовного и социального здоровья, воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей (Стандарт основного общего образования по биологии). Понятно, что ни один школьный предмет не имеет такой возможности, как биология, в раскрытии данной проблемы, но научить ребенка осознать ценность здоровья, управлять собственным здоровьем - задача каждого учителя-предметника.
Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии (по Н. К. Смирнову «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе») :
- Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.
- Создание здоровьесберегающего прострaнcтва классной комнаты.
- Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.
- Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.
- Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
- Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Конечно, в силу определенных причин, не всегда удается придерживаться всех принципов здоровьесберегающей технологии, но использовать элементарные принципы мы обязаны. Очень хорошо данная проблема раскрывается в работах старшего преподавателя кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиПРО М. В. Аносовой и кандидата биологических наук, доцента кафедры управления развитием школ МПГУ Галеевой Н. Л.
Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, непременно сделают ваш урок насыщенным, интересным , продуктивным и полезным. А поможет вам в этом несколько простых принципов, которых можно свободно использовать как на уроках биологии, так и на других предметах:
- Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей.
- Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет. Рекомендуется 4-7 видов за урок по 7-10 минут. Но нужно помнить, что частые смены деятельности также утомляют детей. Этот момент урока должен быть тщательно продуман.
- Желательно использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков.
- Физкультминутки - обязательная составная часть урока. На 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями. Учащиеся 5-6 классов выполняют их с большим удовольствием, а старшие классы могут работать самостоятельно.
Желательно применять упражнения для мышечной релаксации и упражнения для профилактики зрительного утомления, которые прописаны в СанПиНах 2002 года.
Например: вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Упражнения можно со временем менять. - Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма (влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, ЗППП, профилактика гельминтозов, животные в медицине, лекарственные растения и т. д.).
- Благоприятный психологический климат на уроке: доброжелательное отношение учителя, улыбка определяют положительное воздействие школы на здоровье.
Урок не полноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, поговорок, афоризмов. Избегать конфликтов.
Психофизический комфорт - важнейшее условие предупреждения утомления. - В течение урока обращать внимание на позу ребенка (осанка).
- Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами.
- Часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены.
- При использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в СанПиНах 2002 года.
- Валеологические требования к школьной мебели прописаны в СанПинах 2002г.
- Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее прострaнcтво.
Давно доказано, что цветовая гамма влияет на эмоциональное состояние человека, на его работоспособность. Такие цвета как синий, гoлyбой, зеленый, желтый создают настрой «психического равновесия», повышают работоспособность в отличие от гoлых, однотонных стен. Очень положительно действует наличие в кабинете аквариума. - Недопустима задержка в классе после звонка на перемену.
- Старайтесь планировать урок таким образом, чтобы контрольные работы проходили не последним уроком и не в конце недели.
Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени.
Главное – результат:
- Снижение утомляемости.
- Повышение продуктивности, работоспособности.
- Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах.
- Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.
Комментарии:
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
03 07 2025 11:44:19
Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....
02 07 2025 10:37:41
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
01 07 2025 5:55:44
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.
...
30 06 2025 23:29:19
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
29 06 2025 15:54:18
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы.
...
28 06 2025 21:23:36
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
27 06 2025 14:25:49
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
26 06 2025 22:19:34
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
25 06 2025 7:32:23
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
24 06 2025 12:48:42
На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....
23 06 2025 19:45:25
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
22 06 2025 13:16:40
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
21 06 2025 4:20:16
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
20 06 2025 15:33:54
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
19 06 2025 5:42:23
Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии.
...
18 06 2025 18:27:47
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
17 06 2025 17:12:19
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
16 06 2025 3:38:59
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
15 06 2025 22:25:48
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся.
...
14 06 2025 12:57:15
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
13 06 2025 17:56:38
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
12 06 2025 11:13:52
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются.
...
11 06 2025 11:29:51
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
10 06 2025 16:12:14
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
09 06 2025 4:25:12
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
08 06 2025 7:22:40
Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....
07 06 2025 3:41:46
На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов.
...
06 06 2025 8:56:39
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
05 06 2025 21:30:48
Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....
04 06 2025 17:50:19
Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....
03 06 2025 15:27:26
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
02 06 2025 18:42:23
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
01 06 2025 8:49:57
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
31 05 2025 20:22:55
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
30 05 2025 2:58:42
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
29 05 2025 22:12:41
Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....
28 05 2025 15:56:12
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
27 05 2025 20:42:25
Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....
26 05 2025 6:22:23
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
25 05 2025 2:39:32
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
24 05 2025 15:38:53
Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
23 05 2025 22:42:31
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
22 05 2025 14:28:11
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
21 05 2025 14:40:33
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
20 05 2025 3:55:35
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
19 05 2025 22:26:16
Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....
18 05 2025 14:28:53
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы.
...
17 05 2025 8:31:32
Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...
16 05 2025 17:10:28
Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....
15 05 2025 16:43:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::