Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"
Цели:
Обобщить, систематизировать, проверить знания учащихся по теме «Физические свойства воды, вода в природе, значение воды в жизни живой и неживой природы, круговорот воды в природе».
Оборудование урока: таблицы, картины, препараты (кровь, желудочный сок, аскарида, лягушка), аквариумные рыбки, крысы, плоды, аудио и видео материалы.
Содержание урока:
Какой только вода не бывает на свете. \\\'Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. \\\'Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная ну в общем разная!
Да, вода бывает очень и очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становится холодными льдинками и горячими каплями пара. (Вот почему мы ее называем волшебной и необыкновенной.
Вода (на мотив русской народной песни)
Я Вода, вода, вода.
Я Вода, вода, вода,
Я бегу-играю,
Но в большие холода,
Но в большие холода
Сильно замерзаю.
Становлюсь снежинкой я,
Становлюсь снежинкой я,
Инеем колючим,
Снег валится на поля,
Снег валится на поля
Из тяжелой тучи.
Я прозрачным стану льдом,
Я прозрачным стану льдом,
Он блестит и колется,
Эскимосам целый дом,
Эскимосам целый дом
Из ледышек строится.
Африканец у огня,
Африканец у огня
Долго удивляется,
Кипяток в его горшке,
Кипяток в его горшке
В пар вдруг превращается.
Я и лед, и снег, и пар,
Я и лед, и снег, и пар,
Триедино братство,
Береги и стар и мал,
Береги и стар и мал
Водное богатство.
Загадки о воде:
1.
Чего в гору не выкатить?
В решете не унести?
В руках не удержать?
2. Много меня пропал бы мир, мало меня пропал бы мир.
3. Книзу лечу капелькой, а кверху невидимкой?
Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
AQUA OMNIA SUNT - «вода существует везде», на нашей планете нет ни одного естественного тела, которое было бы лишено воды. Все живое и неживое на Земле содержит воду. Удивительное вещество - вода, а между тем, вода - явление аномальное. Загадки воды таятся в строении ее молекулы и межмолекулярной структуре. Вода стоит вне закона.
А что нам гласит закон?
«Свойства химических элементов, а также формы и свойства их химических соединений находятся в периодической зависимости от величины их молекулярной массы»
Задание №1. Назовите все аномалии воды.
Учитель: В древности в Греции и Риме существовали водные часы, вода помогала человеку измерять время. Наше жюри имеет водное табло (1 балл - 1 бульк), каждая комaнда может наглядно увидеть свой результат на табло. А как назывались эти водные часы, вы узнаете, решив ребус (приложение №1) ответ - клепсидра. Выражение «Ваше время истекло» пришло к нам из Древней Греции.
Путешественница поет:
Ах, чудак, ах чудак, путник тот,
Он большой чемодан в путь берет.
А я беру с собой в дорогу
Лишь всего: на день хлеба
И немного Н2О.
А нависнет если туча на плечо,
Я спою ей эту песню ни о чем.
А я беру с собой в дорогуЛишь всего: на день хлеба
И немного Н2О.
Ни о чем, от чего, почему
Все потом, все потом сочиню.
А я беру с собой в дорогу
Лишь всего: на день хлеба
И немного Н2О.
Задание№ 2. У вас на столах лежат картины, хорошо известные каждому туристу, перечислите свойства Н2О, которые вы увидели на этих картинах художников-пейзажистов, и значение воды в сохранении жизни на Земле. (Комaнда 1 - картины заката, рассвета, тумана на реке. Комaнда 2 – иней на деревьях, разрушение гор - выветривание, лед на реке. Комaнда 3 - жук водомерка на поверхности воды, морские течения, березовая роща.) 1. Вода имеет огромное значение для климата - хранитель и переносчик тепла (тепловые хаpaктеристики воды) 2. Атмосферная влага - теплое одеяло, окутывающее нашу Землю. 3. Моря и океаны - естественный теплообменник, влияющий на климат в приморских районах. 4. Крупные реки, морские течения влияют на климат суши. 5. Жизнь в водоемах зимой (лед легче воды) 6. Разрушение горных пород (расширение воды при замерзании) 7. Жук-водомерка ходит по воде, как посуху, благодаря поверхностному натяжению. 8. Вода поднимается от корней к верхушкам деревьев, благодаря капиллярности и другим свойствам.
В природе путешествует Н2О.
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взорвется, дождями вернется,
Вокруг оглянись, в природу вглядись -
Вас окружает везде и всегда,
Это волшебное чудо – вода!
Задание № 3.Вода- труженица, у нее много дел и обязанностей. Она строит сушу и разрушает горы, переносит на себе корабли, опускается на землю теплым туманом, поливает ее теплым дождем, укрывает снегом. Но что бы ни делала вода, в каком бы состоянии ни была - она всегда в пути. Это путешествие - «круговорот воды в природе». Кто быстрее составит схему «Круговорот воды в природе», по одному человеку из комaнды.
(приложение №2)
Учитель:
Люблю я воду, ведь она живая.
Послушай, как глоссирует ручей,
Когда весною скорость развивая,
Он осуждает карканье грачей.
Вода, вода…
Во- первых и в последних,
Она твой друг, какую не возьми.
Вода – наш великолепный собеседник,
Когда нельзя поговорить с людьми.
Задание № 4. Какое свойство Н2О объединяет все эти предметы? Каково ее значение в жизни живых организмов?
1A. Аскарида, ромашка, персик, плод
млекопитающего.
Значение: поддержание формы.
Свойство: полная не сжимаемость.
2Б. Кровь, лимфа, желудочный сок, рыба в воде, арбуз. Значение: растворение веществ, среда для химических реакций. Свойство: благодаря полярности молекул, вода хороший растворитель.
3B. Рыба, лягушка, сустав млекопитающего, плевральная полость, околосердечная сумка.
Значение: смазывающие свойства, уменьшение трения. Свойство: благодаря водородным связям, вязкость.
Учитель: В народных поверьях жабы , крысы, черные коты, змеи, филины - непременные атрибуты ведьм и колдунов. Шекспир в трагедии «Макбет» так описывается приготовление ведьминского зелья:
(Танцуют ведьмы)
Сестры в круг! Бурлит вода,
Яд и нечисть – все туда!
Жаба, что в земле сырой
Под кладбищенской плитой
Тридцать лет копила слизь,
Первая в котле варись!
Ведьма 1: Что представляет собой ядовитая слизь жабы? Правы ли невежественные люди, которые обвиняют жаб в распространении бородавок, агрессивности, чудодейственности, опасной ядовитости. Каково значение слизи для жизни живых организмов?
Ведьма 2: Старинная легенда гласит, что крокодил, съевший свою жертву, проливает при этом слезу, оплакивая ее. Как на самом деле объяснить это явление? Что такое пот, слезы? Какой состав они имеют? И как потеет мой черный кот? Это о нем говорят, что черный кот сулит при встрече англичанину и французу удачу, а для русского – он плохая примета.
Ведьма 3: Широко распространенное выражение «беден, как церковная крыса» лишний раз говорит, как мы плохо знаем этих животных. Где бы крыса ни жила, пусть даже в церкви, она всегда богата, она всегда живет хорошо. В Китае крыса - символ богатства. Крысы уничтожают не только продукты питания, они могут грызть доски, металл, экектроизоляцию, питаться травой, нередко едят самые неподходящие вещи: кости, кору, бумагу, ткани. Как объяснить это явление? Назовите состав желудочного сока?
Задание № 5. Что хотел сказать художник своими рисунками?
(приложение №3)
1. Картина «Русалка». (Расширение Н2О при
замерзании, лед легче Н2О, теплоизолятор)
Вода защищает водоемы (жизнь животных в водоемах
зимой).
Вопрос: Сколько молекул воды в океане? (одна). Все молекулы соединены в сплошную единую прострaнcтвенную сетку за счет водородных связей.
2. Картина «Космонавт». Поверхностное натяжение, силы межмолекулярного сцепления стягивают жидкость в кабине космического корабля в шар, поверхность которого минимальна.
Вопрос: Почему же говорят, что на Земле вода не имеет постоянной формы тела? (на Земле форма искажена земным притяжением).
3. Картина «Курорт на Мертвом море».
Концентрация солей на Мертвом море 25 - 27 %, 30 - 34%. Рыба заплывающая в Мертвое море через минуту погибает. Такая вода выталкивает купающихся наверх, словно пробку, можно принять удобное положение и даже почитать газету.
Вопрос: Можно ли бегать по поверхности воды? (можно) много жуков, водомерки, ящерица василиск.
Задание № 6. Водный бумеранг. Учитель дает неверное определение свойств воды, а ученики должны вернуть бумеранг с правильным ответом.
- Вода - великий распределитель холода на Земле.
Вода - великий распределитель тепла. Морские течения и реки сильно влияют на климат прилегающих к ним участков суши, атмосферная влага - теплое одеяло, окутывающее Землю. - Вода - плохой растворитель.
Вода - хороший растворитель. Она способна растворить любую горную породу. Вода никогда не бывает чистой, ни в природе, ни в лаборатории нельзя получить абсолютно чистую воду. - Вода не может быть источником энергии.
Вода древнейший источник энергии, водяное колесо мельниц, гидроэлектростанции. - Плодородие почвы не зависит от воды.
Сила плодородия в воде, русские приметы о воде. - Вода - великий разрушитель.
Вода - великий созидатель, соединяясь с SiO2, создает загадочный мир опала. - Вода не имеет памяти.
Вода способна набирать и хранить информацию. Вода встречает нового человека; «Святая вода», серебряная, имеет свойство убивать микробы; водные источники исцеляют от недугов; по русским поверьям, крещенская вода имеет лечебные свойства. - Вода - скульптор и художник.
«Вода»
Себя в искусстве пробует вода:
В саду цветы слепила изо льда,
Перенесла их в музыку капели.
Потом на светлом зеркале пруда
Рисует их мазками акварели …
Добьется же предельной простоты ,
Когда живые напоит цветы.
Задание № 7. «Разговоры на дне». Посмотрите театр-экспромт, послушайте наших героев и продолжите их диалог.
1. «Плотва и окунь».
- Ты что, Окунь, задумался? Юлишь, рот разеваешь, глаза выпучиваешь.
Подожди, гoлyбчик, выведу я тебя на чистую воду.
- Сделай, Плотва, одолжение. Век помнить буду. Выведи меня на чистую воду, в плавники поклонюсь. Мне бы к родникам студеным, полыньям широким, а то мне ... ... душно подо льдом стало, задыхаюсь, от этого и рот разеваю и глаза выпучиваю.
2. «Выхухоль и лягушка».
Смотрю на тебя, Лягушка, и кровь в жилах стынет! Звери на зиму меховые шубы надели, Птицы - пуховые телогрейки. Одна ты, как была нагишом, так и осталась. Вот скрутит тебя от холода.
Не скрутит, Выхухоль! Я такую шубу надену - не хуже меховой и пуховой. И теплая и мягкая.
Из чего же твоя шуба будет?
- А из ...
...воды! Нырну под воду, как под теплую перинку, да до весны и просплю.
3. «Елец и Сельдь».
- Что ты, Елец, все губами шевелишь, разве можно без конца воду пить, и пить.
- А я и не пью, я дышу, просто перегоняю воду через жабры, нам незачем пить, наше тело и без того сильно пропитывается водой.
- А мы живем всю жизнь как бы в рассоле. И если бы мы, морские рыбы, пили, то заживо бы засолились.
- Но ведь морская вода очень соленная, как ты, Сельдь, ее пьешь?
- А у нас в жабрах есть ...
... «опреснительный прибор», удаляющий соль.
Задание № 8. Озвучить фрагмент фильма о воде. Показываются фрагменты видеофильма без звука, комaнды озвучивают фрагменты.
Подведение итогов.
Учитель:
\"Вода - это жизнь\", - гласит старая восточная мудрость. Древние китайские философы приписывали воде высшие мopaльные качества»
- Вода - бесцветная и прозрачная, в этом ее чистота.
- Вода - мягкая и чистая, она смывает с человека грязь - в этом ее гуманность.
- На вид вода темная, на самом деле вода прозрачная, в этом проявляется ее совершенство.
- Когда сосуд уже наполнен, то воды добавить нельзя, в этом ее справедливость.
- Вода постоянно течет и останавливается там, где росная поверхность, в этом ее скромность.
- Когда она обнимает вас в летнем пруду среди вечерней прохлады, в этом ее нежность.
Вода: Если не хочешь болеть, чихать и сморкаться, лекарства глотать и микстуру, ты должен холодной водой по утрам обливаться ... Да здравствуют водные процедуры! Если желаешь быть грязным и чумазым, немытым, чтобы прическа была, как на грядке рассада, то ванна и баня, бассейн и душ должны быть забыты. Если ты хочешь быть сильным, бодрым, красивым, веселым, умелым, должен ты подружится с водою, ТО есть СО МНОЮ.
Комментарии:
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
18 09 2025 22:21:30
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
17 09 2025 1:10:18
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
16 09 2025 6:49:12
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
15 09 2025 22:14:11
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
14 09 2025 12:14:36
Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....
13 09 2025 3:56:13
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
12 09 2025 13:41:20
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
11 09 2025 19:15:11
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
10 09 2025 1:54:29
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
09 09 2025 1:52:47
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
08 09 2025 22:23:32
Урок биологии формирует у учащихся общеучебные умения и навыки экологическое сознание, умение сравнивать, находить и показывать сходство в организации птиц и пресмыкающихся. Учащиеся обсуждают гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Цель урока: сформировать умения работы с цифровым микроскопом и создать слайды в пpaктической работе....
07 09 2025 0:32:43
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
06 09 2025 13:46:44
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
05 09 2025 10:10:21
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения.
...
04 09 2025 19:20:44
В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте.
...
03 09 2025 4:43:41
Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....
02 09 2025 2:49:28
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
01 09 2025 7:59:31
Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....
31 08 2025 16:48:46
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
30 08 2025 18:49:59
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
29 08 2025 4:54:38

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....
28 08 2025 21:17:27
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни.
...
27 08 2025 13:59:49
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
26 08 2025 10:22:59
В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология.
Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии.
...
25 08 2025 19:21:31
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы.
...
24 08 2025 22:25:48
Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....
23 08 2025 8:38:41
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
...
22 08 2025 17:50:31
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
21 08 2025 10:41:10
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
20 08 2025 11:57:46
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
19 08 2025 8:10:51
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
18 08 2025 8:40:35
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека.
...
17 08 2025 4:30:23
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
16 08 2025 12:34:14
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
15 08 2025 17:18:29
Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...
14 08 2025 16:41:13
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
13 08 2025 19:29:16
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
12 08 2025 8:23:58
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
11 08 2025 11:22:22
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
10 08 2025 20:38:55
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
09 08 2025 15:14:40
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
08 08 2025 8:37:21
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
07 08 2025 1:12:35
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
06 08 2025 7:14:12
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
05 08 2025 22:24:55
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
04 08 2025 14:43:14
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
03 08 2025 19:33:12
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
02 08 2025 4:30:43
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии.
...
01 08 2025 15:50:54
Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
...
31 07 2025 18:39:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::