Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии
ВВЕДЕНИЕ.
Работа учителя биологии направлена на то, чтобы дать учащимся прочные и осознанные знания, научить их применять эти знания на пpaктике. Я считаю, что этого можно достичь путем проверки знаний.
Основной целью проверки знаний является не только проверка усвоения материала, но и проверка умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Проверка знаний на уроках биологии служит средством контроля учащихся и должна показать каждому ученику, где и какие у него имеются пробелы, что он усвоил хорошо, а также какие требования предъявляются к нему учителем.
Систематическая проверка знаний имеет большое воспитательное значение для учащихся, так как дисциплинирует их, воспитывает у них волю, хаpaктер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку биологии, выполнять своевременно и добросовестно задания.
На основании результатов проверки знаний можно судить о том, какие разделы класс усвоил хорошо, какие - плохо, какие ученики отстают. Это позволяет мне судить о своих достижениях и недостатках и дает возможность наметить пути их исправления в дальнейшей работе с учащимися.
ГЛАВА 1.
Проверка знаний по биологии должна носить обучающий хаpaктер, то есть обязана не только выяснять степень усвоения пройденного материала, наличие умений и навыков, полученных учащимися, но также служить целям закрепления и дополнения полученных знаний.
Проверка знаний должна быть всесторонней и полной и достаточно простой по форме, а результаты её доступны пониманию учащихся.
Например: задание \"биологический диктант\", приложение1, которым пользуются многие учителя-предметники, на которое отводится 10-15 минут. Суть данного задания заключается в том, что учитель зачитывает вопросы или незаконченные предложения. А задача учащихся в своих тетрадях написать только слово-ответ. Учитель зачитывает 7-10 вопросов. Каждый учащийся при опросе отчитывается о своей учебной работе индивидуально. При проверке знаний и умений необходимо принимать во внимание особенности каждого школьника: его общее развитие, особенности медленной или быстрой реакции на замечания и так далее.
Правильно поставленная проверка способствует воспитанию у учащихся таких черт хаpaктера, как честность, умение преодолевать трудности, трудолюбие, желание учиться.
Проверку уровня знаний по биологии у учащихся можно разделить на три этапа: преждевременную, текущую и окончательную.
ГЛАВА 2.
Преждевременная проверка знаний по биологии - её целью является выяснение уровня знаний и навыков за предыдущие годы, четверти, необходимых для восприятия нового материала. Преждевременная проверка проводится в начале четверти, учебного года. Её данные дают учителю представление о пробелах в знаниях и помогают своевременно организовать дополнительные занятия по биологии.
Примером может служить тестовый контроль знаний учащихся на уроках биологии, приложение 2. Тесты позволяют за короткий промежуток времени проверить знания учащихся всего класса, выяснить уровень усвоения учебного материала. Тесты зачитываются учителем или печатаются на отдельных листах и выдаются учащимся в начале или конце урока. Работа по ним проводится в течение 10-15 минут (приложение 1).
Ответы на вопросы теста школьники записывают на отдельных листочках (1/2 тетрадной страницы) в порядке определенном заданием. Вопросы при этом не переписываются, а ставится лишь их порядковый номер и вариант ответа. Кроме ответов записывается номер теста и фамилия отвечавшего ученика. Тесты требуют только анализа ответа или предварительных расчетных операций, а затем уже анализа и ответа. Вопросы теста и предлагаемые варианты ответов часто содержат полезную информацию, способствующую нахождению правильного ответа. В тесте может быть от 10 до 20 вопросов. Уровень усвоения материала можно установить, выделив соответствующие вопросы и обработав ответы на них.
ГЛАВА 3.
Текущая проверка знаний по биологии - это индивидуальная проверка знаний, умений и навыков по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени. Данные этого вида проверки знаний позволяют систематически следить за подготовкой учащихся. Чем чаще тот или иной ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем лучше он усваивает программный материал.
Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интереса к биологии. Большую помощь в работе по выяснению и закреплению знаний учащихся могут оказать различного рода дидактические карточки с заданиями, дающие возможность за короткое время выявить результаты усвоения изученного материала, как отдельными учениками, так и классом в целом. Карточки-задания могут быть разными по форме и содержанию.
Задания могут включать: информацию, из которой требуется выбрать сведения, хаpaктеризующие те или иные объекты или явления, биологические тексты, в которые предлагается вписать пропущенные термины, слова или написать название того или иного органа, или явления отмеченного цифрой, и так далее. Карточки могут включать задания, связанные с заполнением таблиц по предлагаемой в них схеме, приложение 3. Наибольший интерес у школьников вызывают иллюстрированные карточки-задания, включающие рисунки биологических объектов и соответствующие вопросы, приложение 4. Иллюстрации дают возможность школьникам оживить полученные ранее представления об изучаемых объектах и на этой основе извлечь из памяти необходимую информацию.
Иллюстрированные карточки могут включать вопросы и задания, направленные на выявление знаний об изученных объектах. (Напишите, что обозначено цифрами .... Поясните почему ...) ; умений сравнивать, находить общее и отличное, делать соответствующие выводы (чем сходны между собой представленные на рисунке растения?) и др. так же карточки с выбором ответов повышают активность и самостоятельность учащихся на уроках биологии. Эти задания развивают умение анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Для их выполнения необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, аналогия и другие. Как говорилось выше, наиболее эффективны рисунки, так как изобразительные материалы понятны ученикам даже при беглом их просмотре, вызывают интерес и легко усваиваются.
Вопросы и задания, включаемые в дидактические карточки, должны быть ориентированы на краткие конкретные ответы. Дидактические карточки могут использоваться учителем биологии при проведении окончательной проверки знаний учащихся. В этом случае он вызывает несколько школьников, предлагает им поменяться местами с учащимися, сидящими за первыми столами, и письменно ответить на вопросы карточек-заданий. Одновременно 2-3 ученика могут отвечать у доски устно, что дает возможность значительно увеличить количество опрашиваемых учеников в течении урока биологии.
Применение дидактических карточек дает возможность учителю при закреплении и проверке знаний осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Для текущей проверки знаний по биологии также можно использовать и тестовый контроль знаний учащихся. Но в данном случае необходимо проводить изучение материала блочной системой. Большие темы разделов поделены на 2-3 блока, маленькие составляют один блок. Проверка знаний учащихся осуществляется с помощью тестов, составленных по материалам каждого блока.
Тестовый контроль знаний учащихся в дальнейшем осуществляется также, как и при преждевременной проверке знаний. Но использование программированных (тестовых) заданий по биологии с вопросами и ответами, из которых один правильный, а 2-4 ложных, не дает ожидаемого результата, поскольку при неправильном выборе ответа у школьников могут формироваться ошибочные представления о том или ином биологическом объкте. К тому же такие задания используются только один раз. Поэтому более эффективными будут являться такие задания, которые содержали бы сведения, обеспечивающие их неоднократное использование учеником. Наиболее удачным, на мой взгляд, являются задания с использованием пошаговой подачи информации. Каждый шаг программы содержит информацию, хаpaктеризующую животных или др. по одному признаку, например по форме тела и так далее. Учащиеся должны выбрать из этой информации данные, относящиеся к определенному виду животных или др., после чего перейти к следующему шагу программы.
Информация в \"шагах\" должна быть краткой, логичной и содержать сведения, относящиеся только к тем биологическим объектам, которые перечислены в карточке. С каждым из разработанных заданий ученик может работать неоднократно: сначала выбрать сведения, хаpaктеризующие один вид животных, затем по этой же карточке –другой вид и так далее. Такое задание называется тренажером, приложение 5.
При его использовании значительно повышается эффективность урока биологии, что способствует лучшему усвоению школьниками получаемых знаний, обеспечивает систематический контроль над качеством усвоения материала, той или иной темы, вносит в урок элементы соревнования, активизирует познавательную деятельность учащихся. Этот прием проверки знаний школьников экономит много времени на уроке и позволяет проверить уровень усвоения полученных знаний на уроках.
Каждый из методов дает возможность проверить только определенные стороны знаний и навыков учащихся, поэтому проверку знаний нельзя проводить только одним методом.
ГЛАВА 4.
Окончательная проверка проводится в конце изучения темы или раздела по биологии. Она подытоживает результат приобретенных знаний, умений и навыков учащихся.
На данный этап проверки уровня знаний обычно отводится большая часть урока, нежели в предыдущих видах проверки. Поэтому на данном этапе учебного процесса можно сочетать несколько методов проверки знаний учащихся. На первом этапе урока, так сказать для \"разогрева\", необходимо заставить учащихся активизировать мыслительную деятельность, подготовить учащихся к основной части ответа. Для данного этапа подходят такие методы, как диктант или тестовый контроль знаний учащихся. Продолжительность этих заданий должна составлять 5-10 минут.
Следующий этап урока биологии должен укрепить в сознании, для основного этапа проверки, те знания, которые были извлечены на поверхность. Здесь наиболее приемлемым будет использовать тренажер или рассказы-задачи.
Биологические рассказы-задачи необходимы в обучении для того, чтобы учащиеся могли на пpaктике применять полученные знания. Придет время, когда в процессе жизненной пpaктики учащийся столкнется с необходимостью применить приобретенные знания и навыки в ситуациях, которые не в состоянии заранее предвидеть.
Поэтому время от времени, по мере накопления знаний и навыков, ставить учащихся лицом к лицу перед подобными, хотя бы только воображаемыми ситуациями, чтобы воспитать у них представление о том, что знания - это сила, и необходимо научиться пользоваться биологическими знаниями. Овладевая воображением, рассказ-сказка делает ученика как бы действующим участником той жизненной ситуации, к которой он приглашается применить свои знания, приложение 6.
Рассказ-сказка сначала дважды медленно прочитывается вслух, после чего зачитываются повторно отдельные места по желанию учащихся. Первое чтение ориентирует слушателей о ситуации в целом, дает им возможность \"нацелиться\" на решение и взять на заметку те места, которые при повторном чтении надо будет выписать и затем обдумать.
Этот вид опроса должен содержать в себе данные, не выходящие за пределы учебника и довольно-таки не сложные. Перед тем как зачитать рассказ необходимо обратить внимание учащихся на доску. Здесь, записаны вопросы, на которые им придется ответить после прослушивания рассказа.
На третьем этапе урока, в основном необходимо применять дидактические карточки разного типа.
ГЛАВА 5.
Также, в заключении изучения темы учащимся дается задание на дом, в зависимости от уровня сложности пройденного материала. В одном случае некоторым ученикам необходимо написать рефераты или оформить небольшое сообщение по биологии в целях активизации познавательной деятельности детей. Такие задания развивают знания и умения пользоваться научной литературой, если применяются в соответствии с содержанием учебного материала и возрастом учащихся.
Другим заданием может быть: написать сочинение по заданной теме, используя знания, полученные на уроках биологии. Данные задания можно отнести к самостоятельной работе учащихся. А также этот метод активизирует и развивает мышление и знания детей. Он необходим, так как без пробуждения их мысли нет понимания и сознательного усвоения знаний.
Выше перечисленные методы проверки знаний: сказка, реферат, сообщение и сочинение позволяет учителю определить уровень интереса к предмету, усвоения знаний, а также умение учащихся применять знания на пpaктике.
ГЛАВА 6
Во всех звеньях учебного процесса происходит в той или иной форме проверка знаний. Но, в то же время, в процессе проверки знаний происходит одновременно уточнение и закрепление знаний. Учащийся, ответивший урок, лучше знает его содержание, чем до ответа его учителю. Такая проверка знаний носит обучающий хаpaктер и, конечно будет способствовать большей осмысленности и прочности знаний учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Примером, подтверждающим данную методику, служит то, что ученики, выбравшие ЕГЭ по биологии в качестве выпускного экзамена в 2005 году, все получили оценки “отлично”.
Благодаря работе с учениками по этому методу, дети выбирают профессии, связанные с биологией, и поступают в высшие учебные заведения, например Ростовский медицинский университет, медицинский университет в городе Чебоксары, медицинский университет в городе Саратове, медицинский университет в городе Волгограде, Черкесске и т.д.
Данная методика является так же и основой для подготовки детей к участию в олимпиадах. У учащиеся участвуют в очных и заочных олимпиадах и занимают призовые места.
ЛИТЕРАТУРА
- Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская “ Общая методика преподавания биологии” Москва “просвещение” 1983 г.
- Н.П. Бapaнов “ Общая педагогика” Москва “просвещение” 1979г.
- Журнал “биология ” в школе 1978г.
- Журнал “биология ” в школе 1983г.
- Журнал “биология ” в школе 2005г.
Комментарии:
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
09 10 2025 23:44:25

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
08 10 2025 16:47:13
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
07 10 2025 5:48:45
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
06 10 2025 0:34:32
На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....
05 10 2025 14:51:14

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
04 10 2025 14:11:11
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология».
...
03 10 2025 10:47:57
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
02 10 2025 1:31:27
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....
01 10 2025 18:16:21
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
30 09 2025 2:18:22
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
29 09 2025 6:24:26
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
28 09 2025 8:57:47
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
27 09 2025 21:23:11
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
26 09 2025 21:48:21
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
25 09 2025 3:53:38
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
24 09 2025 12:44:54
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
23 09 2025 23:15:55
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
22 09 2025 17:26:36
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
21 09 2025 5:50:18
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
20 09 2025 13:36:37
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
19 09 2025 17:32:42
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
18 09 2025 22:15:48
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
17 09 2025 9:23:25
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
16 09 2025 14:29:13
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
15 09 2025 23:59:17
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
14 09 2025 10:54:41
Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....
13 09 2025 14:59:35
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
12 09 2025 2:15:36
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
11 09 2025 21:57:16
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
10 09 2025 0:44:50
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
09 09 2025 9:11:58
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
08 09 2025 13:48:29
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
07 09 2025 5:42:54
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал.
...
06 09 2025 19:25:43
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы.
...
05 09 2025 9:33:40

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
04 09 2025 18:16:29
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками.
...
03 09 2025 15:54:57
Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....
02 09 2025 1:43:57
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
01 09 2025 11:14:30
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
31 08 2025 14:19:16
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
30 08 2025 6:39:16
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
29 08 2025 16:34:46
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
28 08 2025 11:29:36
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
27 08 2025 23:13:43
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
26 08 2025 12:28:45
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
25 08 2025 5:17:59
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
24 08 2025 20:26:57
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
23 08 2025 19:11:46
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
22 08 2025 15:27:10
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
21 08 2025 15:33:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::