Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения


    Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий – многие высшие функции мозга выполняются одним из них. У правшей, то есть у лиц с более развитой правой рукой, в левом полушарии находятся слуховой и двигательный центры речи, обеспечивающие восприятие устной и формирование устной и письменной речи. Кроме того, левое полушарие ответственно за осуществление математических операций и процессов мышления. Левое полушарие технологично. Левополушарники (психологический тип личности с преобладающим или доминирующим левым полушарием) углубляют и систематизируют имеющиеся знания, не дают отклониться от общей линии развития.

Правое полушарие отвечает за узнавание человека по голосу и за восприятие музыки. Оно выполняет ведущую роль в узнавании человеческих лиц и ответственно за музыкальное и художественное творчество. Иными словами, правое полушарие участвует в процессах образного мышления, накопления общей информации, отвечает за интуицию. Правополушарники (психологический тип личности с преобладающим или доминирующим правым полушарием) – это “генераторы идей”, способные к панорамному мышлению, к созданию целостных теорий, объединяющих разрозненные знания. Они направляют развитие, ими определяется направление прогресса.

Методика определения ведущего полушария достаточно проста и включает в себя несколько тестов на выявление ведущей руки, уха, глаза. По результатам трёх проб (“рука-ухо-глаз” ) могут быть выделены следующие профили: “чистые правши” (доминирование левого полушария), праворукие (преобладание левого полушария), леворукие (преобладание правого полушария), “чистые левши” (доминирование правого полушария) и амбидекстры (равенство функций обоих полушарий).

90% взрослых людей левополушарны, у детей же правое полушарие созревает раньше, чем левое. Смена функциональной значимости полушария у них может произойти даже при смене места жительства, переходе в новую школу или серьёзных травмах. Сейчас количество правополушарных детей стало увеличиваться, так как перестали переучивать левшей.

Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за “удобства” организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс.

В связи с вышеизложенным следует рассмотреть условия повышения результативности учебной деятельности в зависимости от ведущего полушария.

1. Прострaнcтвенная организация. Для правополушарных детей рабочая полусфера левая, для левополушарных, соответственно, правая. Первые будут воспринимать информацию, исходящую слева, поэтому и учитель, и доска должны в идеале находиться слева. Наилучшее место посадки в классе для правополушарных детей – третий ряд и второй вариант второго ряда. Левополушарники лучше воспринимают информацию справа, поэтому логично будет рассадить их на первый и второй ряд. Кроме того, передвигаясь по классу во время изложения материала, учитель может быть уверен в том, что информация будет восприниматься учениками разных психологических типов.

2. Цветовая организация. Левополушарники воспринимают светлый текст на темной доске, тогда как правополушарники наоборот. На уроке можно предложить не только традиционную запись на доске, сделанную мелом, но и плакаты, соответствующие теме урока, выполненные в другом цветовом решении (темный текст на светлом фоне для правополушарных детей).

3. Формирование мотиваций. Для правополушарников основной целью является завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социально значимая деятельность. Левополушарные дети испытывают стремление к самостоятельности, высокую потребность в умственной деятельности и в образовании, им важна глубина знаний.

4. Восприятие материала. Про правополушарников говорят, что они в “лесу не видят деревьев”, так как особенность их восприятия материала – целостность. Особое внимание нужно обращать на интонацию, речевой ритм. Удачным решением можно считать использование музыкального фона. Подача материала должна быть визуальной, поэтому на уроке важно использовать наглядный материал, видеосюжеты. Восприятие материала у левополушарных детей слуховое (аудиальное).Необходимо делать акцент на смысловую сторону речи, последовательность и логичность изложения. Образно говоря, эти дети “за отдельными деревьями не видят леса”, потому что восприятие у них дискретное.

5. Особенности учебной деятельности. Правополушарники – приверженцы пpaктики. При запоминании и воспроизведении ориентируются на логические моменты. Могут свободно включиться в дискуссию, подвести итог, сделать вывод. Хорошо работают методом “мозгового штурма”. Левополушарники знают правила и умеют их использовать на пpaктике. Четко планируют свою деятельность, последовательны в действиях. Приверженцы теории.

Следует отметить также особенности высших психических процессов (памяти, мышления, эмоций) у различных психологических типов. Для правополушарного типа хаpaктерна быстрая, мгновенная обработка информации; невербальный, интуитивный тип интеллекта; прострaнcтвенное воображение; непроизвольная наглядно-образная память; спонтанное, интуитивное мышление. Легко улавливают основную мысль, принцип.

Для левополушарников хаpaктерны произвольная знаковая память; медленная, последовательная обработка информации; абстpaктно-логическое мышление; четкая, правильно оформленная речь. Вербальный логический интеллект.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости использования определенного подхода в обучении детей разных психологических типов. Конечно, результативнее будет применять эти знания в работе с одаренными детьми и с теми, кто не справляется с учебной нагрузкой. В условиях современного обучения с большой накопляемостью классов нет возможности учитывать в полной мере психологические особенности каждого типа, но в индивидуальной работе учителя это вполне возможно и может принести ощутимые результаты.

В своей работе я использую приемы работы с право- и левополушарниками и на уроках, и индивидуально. На уроках при объяснении некоторых тем сначала даю общие понятия, а затем перехожу к деталям, что облегчает восприятие новых понятий для правополушарников, а при обработке информации и закреплении в конце урока вместе с учениками от конкретных фактов идем к общему (например, темы “Строение и функции клеточных органоидов”, “Органы и системы органов”, “Обмен веществ в клетке”). Если материал подразумевает изучение его от простого к сложному или от мелкого к крупному, что удобнее для левополушарников, то для закрепления или актуализации знаний даю задания на предсказание результатов (“Если организм имеет перепонки на лапах, голую влажную кожу и откладывает икру в воду, то он принадлежит к …..?”), что результативнее для правополушарных детей.

На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей разных типов. Для детей с правополушарной активностью интересны и легко выполнимы разнообразные эксперименты, лабораторные и пpaктические работы. Для них же результативными будут творческие задания – создание модели растительной или животной клетки, оформление кроссвордов, создание своих вариантов иллюстраций (например, в курсе изучения анатомии мы проводим конкурс “Картинка на обложку” для учебника), построение модели легких, составление меню школьника или своего варианта утренней зарядки. Хорошо удаются таким детям задания на выявление сходства (например, найти общие черты скелетов земноводного, пресмыкающегося и млекопитающего; выделить общие черты фотосинтеза и биосинтеза белков; найти сходство процессов жизнедеятельности живых организмов различных систематических групп и т.д.). Как закрепление можно предложить выделить суть (“Почему роль зеленых растений Тимирязев назвал космической?”), изложить содержание урока в нескольких предложениях, записать важнейшие моменты. Несомненно важны для правополушарников экскурсии, походы, путешествия. Этим детям необходимо дать потрогать, почувствовать, создать сенсорный образ, поэтому я использую муляжи, разборные модели, гербарные материалы. Дети этого типа хорошо справляются с летним заданием.

К недостаткам этого типа можно отнести неточную, неконтролируемую речь; невосприятие новой информации посредством дидактических объяснений или ознакомление с правилами, которые часто не могут применить на пpaктике. К понятию закономерностей биологического развития таких детей нужно вести через образное восприятие. Например, осенняя экскурсия дает возможность говорить не только о сезонных изменениях в жизни растений и животных в курсе природоведения пятого класса, но и о листопаде в курсе изучения процессов выделения у растений в шестом.

Левополушарники, благодаря линейному типу мышления, хорошо справляются с заданиями, предполагающими последовательность выполнения операций. К заданиям такого типа я отношу составление рассказа по теме урока, домашнему параграфу по предложенному плану. Целые разделы биологии (строение живых организмов, например) мы изучаем по определенной схеме, поэтому дети с преобладанием или доминированием левого полушария могут самостоятельно изучить некоторые темы, используя знакомый алгоритм. В объяснении материала детям такого типа я опираюсь на детали. Например, изучая клеточное строение листа, останавливаемся на подробном изучении каждого слоя листовой пластинки, объясняя функциональную значимость каждого слоя. Не менее важно неоднократное повторение материала, поэтому многие темы я начинаю с повторения. К примеру, тема “Строение и функционирование клетки” включена во все курсы биологии в школе. Изучение любых систем организма человека подразумевает повторение темы “Ткани”. Тема “Метаболизм” в курсе общей биологии основана на знании и повторении материала о строении клетки. Как индивидуальные задания для этого типа я предлагаю задачи на составление логических цепочек (трава - …………….. – бактерии; рот – глотка -……..- кишка) ; выявление различий (различия между растительной и животной клеткой; различия в строении прокариот и эукариот; различия в процессах пищеварения травоядных и растительноядных и т.д.). Обобщения по уроку, выделение деталей – это тоже те задания, с которыми левополушарники справятся.

Индивидуальная работа с представителями разных психологических типов на уроке достаточно сложна, но есть упражнения, заставляющие работать оба полушария. Я предлагаю выполнять их в начале урока. Это хлопки в ладоши с разной силой и частотой, маршировка с параллельными движениями рук и ног (левой рукой по левому колену, правой рукой по правому), с асимметричными хлопками (правой рукой по левому колену, левой по правому) ; выполнение правой и левой рукой различных движений (по голове гладим, по животу стучим). Ещё одно упражнение – чтение слов--названий цвета, выполненных в другом цветовом решении (слово “красный” синим, “жёлтый” красным и т.д.). Называть нужно цвет, которым написано слово. Эти упражнения хорошо проводить перед сложными уроками, так как они активизируют мозг, повышают его работоспособность.

Отдельно хочется сказать о левшах. Сейчас количество левшей возросло, по сравнению со статистическими данными 20-летней давности, их сейчас примерно в 3-3,5 раза больше. Это связано с тем, что левшей перестали переучивать. У левшей особенности взаимозависимости полушарий мозга серьёзно отличаются от особенностей правшей. Многие специалисты употрeбляют в книгах о левшах такие слова, как “уникальность”, “необъяснимость”, “неординарность”. Оказывается, левши порой проявляют действительно поразительные способности в выполнении каких-то действий. У леворуких обнаружена большая, чем у праворуких, разнородность психофизиологических хаpaктеристик, меньшая жёсткость функциональной организации мозга, что позволяет более гибко, разнообразно и незапрограммированно выбирать варианты стратегии деятельности. Гибкость в организации деятельности, присущая леворуким, важна в пpaктическом плане. Во время их обучения в школе необходимо учитывать, что для них более хаpaктерно эмоционально-образное познание – целостное, интуитивное, с попытками увидеть именно в этой целостности сущность предмета, ситуации. Одна из важных особенностей леворуких детей – своеобразие их внутренней динамики. Этим детям сложно даются распределение внимания, переключение с одного вида деятельности на другой, что проявляется в частых “застреваниях” в начале работы. Как руководство к общению с левшами я бы взяла слова Марьяны Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, доктора биологических наук: “С левшой надо обращаться по-особенному …, как с любым другим ребенком”.[3][4]

Итак, нет “хороших” или “плохих” психологических типов личности: каждый имеет свои преимущества и свои недостатки. Без левополушарников общество превратится в хаос, без правополушарников станет роботоподобным. Прогресс в обществе возможен только при наличии людей и с левополушарным, и с правополушарным типами мышления. Поэтому, входя в класс, стоит вспомнить слова О. Maндельштама: “ Не сравнивай! Живущий несравним”. [2]

Список литературы

1. Фром А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1993.

2. Воспитание школьников, 2004, № 3.

3. Школьный психолог, 2004, № 38.

4. Школьный психолог, 2004, № 39.

5. Семенович А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. М., 1998.



Комментарии:

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюция: закономерности и доказательства Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

17 12 2025 17:38:32

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

16 12 2025 3:31:51

Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт


    Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт

      Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....

15 12 2025 23:46:46

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

14 12 2025 6:24:48

Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

      Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....

13 12 2025 16:48:12

"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс


    "Отношения организмов в сообществе". 5-й класс

      Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....

12 12 2025 16:32:15

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"


    Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

      Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

11 12 2025 19:10:25

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

10 12 2025 6:58:21

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"


    Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

      Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

09 12 2025 4:46:55

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"


    Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

      На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

08 12 2025 20:50:21

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

07 12 2025 8:11:12

Внешнее строение и образ жизни насекомых


    Внешнее строение и образ жизни насекомых

      Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

06 12 2025 7:44:21

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

05 12 2025 20:15:35

Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"


    Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"

      Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике. ...

04 12 2025 18:35:34

Внутреннее строение Земли


    Внутреннее строение Земли

      Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....

03 12 2025 0:58:47

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

02 12 2025 10:47:44

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

01 12 2025 5:48:36

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

30 11 2025 16:21:48

Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"


    Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"

      Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...

29 11 2025 21:58:27

Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла


    Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла

      Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг. ...

28 11 2025 1:11:18

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

      Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

27 11 2025 21:24:29

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

26 11 2025 5:48:38

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

      Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

25 11 2025 17:19:33

История развития генетики


    История развития генетики

      Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным. ...

24 11 2025 0:45:14

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"


    Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

      Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

23 11 2025 19:15:27

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"


    Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

      Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

22 11 2025 11:55:45

Экологический вечер "Наш дом в опасности"


    Экологический вечер "Наш дом в опасности"

      В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....

21 11 2025 11:32:37

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

20 11 2025 8:45:49

Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"


    Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"

      Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....

19 11 2025 3:12:20

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

18 11 2025 8:48:53

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

17 11 2025 21:16:19

Органы. Системы органов. 8-й класс


    Органы. Системы органов. 8-й класс

      Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....

16 11 2025 21:35:44

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

15 11 2025 19:28:32

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

14 11 2025 5:37:34

Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении


    Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении

      Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....

13 11 2025 23:59:20

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс


    Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

      Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

12 11 2025 16:11:24

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

11 11 2025 10:54:58

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

10 11 2025 4:45:33

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"

      Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....

09 11 2025 1:16:47

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. 8-й класс

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....

08 11 2025 22:49:44

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

07 11 2025 6:52:57

Урок биологии по теме "Строение клетки"


    Урок биологии по теме "Строение клетки"

      Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

06 11 2025 2:56:30

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

05 11 2025 23:34:33

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

      Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

04 11 2025 22:59:31

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс


    Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

      Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

03 11 2025 23:35:51

Строение живых организмов


    Строение живых организмов

      Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

02 11 2025 11:30:24

Экологическая и потребительская грамотность


    Экологическая и потребительская грамотность

      Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

01 11 2025 22:20:26

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

31 10 2025 17:57:18

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

30 10 2025 7:49:36

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

29 10 2025 16:26:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::