Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий – многие высшие функции мозга выполняются одним из них. У правшей, то есть у лиц с более развитой правой рукой, в левом полушарии находятся слуховой и двигательный центры речи, обеспечивающие восприятие устной и формирование устной и письменной речи. Кроме того, левое полушарие ответственно за осуществление математических операций и процессов мышления. Левое полушарие технологично. Левополушарники (психологический тип личности с преобладающим или доминирующим левым полушарием) углубляют и систематизируют имеющиеся знания, не дают отклониться от общей линии развития.
Правое полушарие отвечает за узнавание человека по голосу и за восприятие музыки. Оно выполняет ведущую роль в узнавании человеческих лиц и ответственно за музыкальное и художественное творчество. Иными словами, правое полушарие участвует в процессах образного мышления, накопления общей информации, отвечает за интуицию. Правополушарники (психологический тип личности с преобладающим или доминирующим правым полушарием) – это “генераторы идей”, способные к панорамному мышлению, к созданию целостных теорий, объединяющих разрозненные знания. Они направляют развитие, ими определяется направление прогресса.
Методика определения ведущего полушария достаточно проста и включает в себя несколько тестов на выявление ведущей руки, уха, глаза. По результатам трёх проб (“рука-ухо-глаз” ) могут быть выделены следующие профили: “чистые правши” (доминирование левого полушария), праворукие (преобладание левого полушария), леворукие (преобладание правого полушария), “чистые левши” (доминирование правого полушария) и амбидекстры (равенство функций обоих полушарий).
90% взрослых людей левополушарны, у детей же правое полушарие созревает раньше, чем левое. Смена функциональной значимости полушария у них может произойти даже при смене места жительства, переходе в новую школу или серьёзных травмах. Сейчас количество правополушарных детей стало увеличиваться, так как перестали переучивать левшей.
Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за “удобства” организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс.
В связи с вышеизложенным следует рассмотреть условия повышения результативности учебной деятельности в зависимости от ведущего полушария.
1. Прострaнcтвенная организация. Для правополушарных детей рабочая полусфера левая, для левополушарных, соответственно, правая. Первые будут воспринимать информацию, исходящую слева, поэтому и учитель, и доска должны в идеале находиться слева. Наилучшее место посадки в классе для правополушарных детей – третий ряд и второй вариант второго ряда. Левополушарники лучше воспринимают информацию справа, поэтому логично будет рассадить их на первый и второй ряд. Кроме того, передвигаясь по классу во время изложения материала, учитель может быть уверен в том, что информация будет восприниматься учениками разных психологических типов.
2. Цветовая организация. Левополушарники воспринимают светлый текст на темной доске, тогда как правополушарники наоборот. На уроке можно предложить не только традиционную запись на доске, сделанную мелом, но и плакаты, соответствующие теме урока, выполненные в другом цветовом решении (темный текст на светлом фоне для правополушарных детей).
3. Формирование мотиваций. Для правополушарников основной целью является завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социально значимая деятельность. Левополушарные дети испытывают стремление к самостоятельности, высокую потребность в умственной деятельности и в образовании, им важна глубина знаний.
4. Восприятие материала. Про правополушарников говорят, что они в “лесу не видят деревьев”, так как особенность их восприятия материала – целостность. Особое внимание нужно обращать на интонацию, речевой ритм. Удачным решением можно считать использование музыкального фона. Подача материала должна быть визуальной, поэтому на уроке важно использовать наглядный материал, видеосюжеты. Восприятие материала у левополушарных детей слуховое (аудиальное).Необходимо делать акцент на смысловую сторону речи, последовательность и логичность изложения. Образно говоря, эти дети “за отдельными деревьями не видят леса”, потому что восприятие у них дискретное.
5. Особенности учебной деятельности. Правополушарники – приверженцы пpaктики. При запоминании и воспроизведении ориентируются на логические моменты. Могут свободно включиться в дискуссию, подвести итог, сделать вывод. Хорошо работают методом “мозгового штурма”. Левополушарники знают правила и умеют их использовать на пpaктике. Четко планируют свою деятельность, последовательны в действиях. Приверженцы теории.
Следует отметить также особенности высших психических процессов (памяти, мышления, эмоций) у различных психологических типов. Для правополушарного типа хаpaктерна быстрая, мгновенная обработка информации; невербальный, интуитивный тип интеллекта; прострaнcтвенное воображение; непроизвольная наглядно-образная память; спонтанное, интуитивное мышление. Легко улавливают основную мысль, принцип.
Для левополушарников хаpaктерны произвольная знаковая память; медленная, последовательная обработка информации; абстpaктно-логическое мышление; четкая, правильно оформленная речь. Вербальный логический интеллект.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости использования определенного подхода в обучении детей разных психологических типов. Конечно, результативнее будет применять эти знания в работе с одаренными детьми и с теми, кто не справляется с учебной нагрузкой. В условиях современного обучения с большой накопляемостью классов нет возможности учитывать в полной мере психологические особенности каждого типа, но в индивидуальной работе учителя это вполне возможно и может принести ощутимые результаты.
В своей работе я использую приемы работы с право- и левополушарниками и на уроках, и индивидуально. На уроках при объяснении некоторых тем сначала даю общие понятия, а затем перехожу к деталям, что облегчает восприятие новых понятий для правополушарников, а при обработке информации и закреплении в конце урока вместе с учениками от конкретных фактов идем к общему (например, темы “Строение и функции клеточных органоидов”, “Органы и системы органов”, “Обмен веществ в клетке”). Если материал подразумевает изучение его от простого к сложному или от мелкого к крупному, что удобнее для левополушарников, то для закрепления или актуализации знаний даю задания на предсказание результатов (“Если организм имеет перепонки на лапах, голую влажную кожу и откладывает икру в воду, то он принадлежит к …..?”), что результативнее для правополушарных детей.
На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей разных типов. Для детей с правополушарной активностью интересны и легко выполнимы разнообразные эксперименты, лабораторные и пpaктические работы. Для них же результативными будут творческие задания – создание модели растительной или животной клетки, оформление кроссвордов, создание своих вариантов иллюстраций (например, в курсе изучения анатомии мы проводим конкурс “Картинка на обложку” для учебника), построение модели легких, составление меню школьника или своего варианта утренней зарядки. Хорошо удаются таким детям задания на выявление сходства (например, найти общие черты скелетов земноводного, пресмыкающегося и млекопитающего; выделить общие черты фотосинтеза и биосинтеза белков; найти сходство процессов жизнедеятельности живых организмов различных систематических групп и т.д.). Как закрепление можно предложить выделить суть (“Почему роль зеленых растений Тимирязев назвал космической?”), изложить содержание урока в нескольких предложениях, записать важнейшие моменты. Несомненно важны для правополушарников экскурсии, походы, путешествия. Этим детям необходимо дать потрогать, почувствовать, создать сенсорный образ, поэтому я использую муляжи, разборные модели, гербарные материалы. Дети этого типа хорошо справляются с летним заданием.
К недостаткам этого типа можно отнести неточную, неконтролируемую речь; невосприятие новой информации посредством дидактических объяснений или ознакомление с правилами, которые часто не могут применить на пpaктике. К понятию закономерностей биологического развития таких детей нужно вести через образное восприятие. Например, осенняя экскурсия дает возможность говорить не только о сезонных изменениях в жизни растений и животных в курсе природоведения пятого класса, но и о листопаде в курсе изучения процессов выделения у растений в шестом.
Левополушарники, благодаря линейному типу мышления, хорошо справляются с заданиями, предполагающими последовательность выполнения операций. К заданиям такого типа я отношу составление рассказа по теме урока, домашнему параграфу по предложенному плану. Целые разделы биологии (строение живых организмов, например) мы изучаем по определенной схеме, поэтому дети с преобладанием или доминированием левого полушария могут самостоятельно изучить некоторые темы, используя знакомый алгоритм. В объяснении материала детям такого типа я опираюсь на детали. Например, изучая клеточное строение листа, останавливаемся на подробном изучении каждого слоя листовой пластинки, объясняя функциональную значимость каждого слоя. Не менее важно неоднократное повторение материала, поэтому многие темы я начинаю с повторения. К примеру, тема “Строение и функционирование клетки” включена во все курсы биологии в школе. Изучение любых систем организма человека подразумевает повторение темы “Ткани”. Тема “Метаболизм” в курсе общей биологии основана на знании и повторении материала о строении клетки. Как индивидуальные задания для этого типа я предлагаю задачи на составление логических цепочек (трава - …………….. – бактерии; рот – глотка -……..- кишка) ; выявление различий (различия между растительной и животной клеткой; различия в строении прокариот и эукариот; различия в процессах пищеварения травоядных и растительноядных и т.д.). Обобщения по уроку, выделение деталей – это тоже те задания, с которыми левополушарники справятся.
Индивидуальная работа с представителями разных психологических типов на уроке достаточно сложна, но есть упражнения, заставляющие работать оба полушария. Я предлагаю выполнять их в начале урока. Это хлопки в ладоши с разной силой и частотой, маршировка с параллельными движениями рук и ног (левой рукой по левому колену, правой рукой по правому), с асимметричными хлопками (правой рукой по левому колену, левой по правому) ; выполнение правой и левой рукой различных движений (по голове гладим, по животу стучим). Ещё одно упражнение – чтение слов--названий цвета, выполненных в другом цветовом решении (слово “красный” синим, “жёлтый” красным и т.д.). Называть нужно цвет, которым написано слово. Эти упражнения хорошо проводить перед сложными уроками, так как они активизируют мозг, повышают его работоспособность.
Отдельно хочется сказать о левшах. Сейчас количество левшей возросло, по сравнению со статистическими данными 20-летней давности, их сейчас примерно в 3-3,5 раза больше. Это связано с тем, что левшей перестали переучивать. У левшей особенности взаимозависимости полушарий мозга серьёзно отличаются от особенностей правшей. Многие специалисты употрeбляют в книгах о левшах такие слова, как “уникальность”, “необъяснимость”, “неординарность”. Оказывается, левши порой проявляют действительно поразительные способности в выполнении каких-то действий. У леворуких обнаружена большая, чем у праворуких, разнородность психофизиологических хаpaктеристик, меньшая жёсткость функциональной организации мозга, что позволяет более гибко, разнообразно и незапрограммированно выбирать варианты стратегии деятельности. Гибкость в организации деятельности, присущая леворуким, важна в пpaктическом плане. Во время их обучения в школе необходимо учитывать, что для них более хаpaктерно эмоционально-образное познание – целостное, интуитивное, с попытками увидеть именно в этой целостности сущность предмета, ситуации. Одна из важных особенностей леворуких детей – своеобразие их внутренней динамики. Этим детям сложно даются распределение внимания, переключение с одного вида деятельности на другой, что проявляется в частых “застреваниях” в начале работы. Как руководство к общению с левшами я бы взяла слова Марьяны Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, доктора биологических наук: “С левшой надо обращаться по-особенному …, как с любым другим ребенком”.[3][4]
Итак, нет “хороших” или “плохих” психологических типов личности: каждый имеет свои преимущества и свои недостатки. Без левополушарников общество превратится в хаос, без правополушарников станет роботоподобным. Прогресс в обществе возможен только при наличии людей и с левополушарным, и с правополушарным типами мышления. Поэтому, входя в класс, стоит вспомнить слова О. Maндельштама: “ Не сравнивай! Живущий несравним”. [2]
Список литературы
1. Фром А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1993.
2. Воспитание школьников, 2004, № 3.
3. Школьный психолог, 2004, № 38.
4. Школьный психолог, 2004, № 39.
5. Семенович А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. М., 1998.
Комментарии:
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
11 12 2025 8:25:52
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
10 12 2025 15:30:20
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
09 12 2025 11:28:16
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
08 12 2025 14:27:12
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
07 12 2025 4:13:46
Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....
06 12 2025 17:10:31
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
05 12 2025 6:47:15
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
04 12 2025 2:33:18
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
03 12 2025 2:24:19
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
02 12 2025 1:29:15
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
01 12 2025 2:37:57
Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....
30 11 2025 5:25:25
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
29 11 2025 19:14:20
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
28 11 2025 9:22:46
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный.
...
27 11 2025 4:46:22
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
26 11 2025 21:58:15
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
25 11 2025 3:10:22
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
24 11 2025 2:12:52
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении.
...
23 11 2025 17:18:29
У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....
22 11 2025 14:33:19
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
21 11 2025 4:25:29
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
20 11 2025 10:27:40
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
19 11 2025 0:13:26
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
18 11 2025 10:17:59
Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
...
17 11 2025 17:10:35
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
16 11 2025 7:53:15
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
15 11 2025 5:11:23
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
14 11 2025 13:39:38
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой.
...
13 11 2025 13:36:35
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
12 11 2025 17:57:40
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
11 11 2025 19:25:46
Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....
10 11 2025 1:32:15
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация.
...
09 11 2025 0:33:11
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
08 11 2025 7:55:35
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
07 11 2025 20:53:54
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
06 11 2025 9:45:30
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
05 11 2025 12:12:15
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
04 11 2025 9:37:45
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
03 11 2025 7:21:39
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
02 11 2025 9:40:27
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
01 11 2025 6:30:10
Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....
31 10 2025 8:52:50
Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....
30 10 2025 9:35:53
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
29 10 2025 16:57:37
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
28 10 2025 13:59:12
Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем.
...
27 10 2025 23:29:37
В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....
26 10 2025 11:43:24
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
25 10 2025 22:54:22
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
24 10 2025 13:32:24
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
23 10 2025 22:52:35
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"