Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии
Одним из этапов каждого урока и урока обобщения знаний и умений учащихся, является проверка знаний. Всем хорошо известно различные способы проверки знаний учащихся. Это и фронтальный опрос, и опрос у доски (традиционный), и работа по таблицам, проверка знаний с применением тестов и т.п. Чтобы разнообразить опрос. Я уже несколько лет применяю элементы игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания, используя игру “Крестики-нолики”.
Правила игры известны всем с детства. Каждое поле игры имеет свой номер, под которым скрывается вопрос. Перед началом игры объявляются правила:
- Выбор значка зачеркивания поля “+” и “0”.
- Право выбора первого поля принадлежит учащимся, тот, кто выбирает поле, отвечает на вопрос.
- При правильном ответе, поле зачеркивается выбранным знаком.
- При проигрыше, поле ответа выбирает учитель и определяет отвечающего.
- Игра считается выигранной, если на игровом поле находится три одинаковых знака выстроенных в одну линию.
Поле игры:
Игра “Крестики-нолики”
по теме “Клетка; химический состав, строение, функции органоидов”. 10 класс
1. Назовите органическое вещество, которое участвует в хранении и передаче наследственной информации из поколение в поколение? (ДНК)
2. Схема молекулы, какого вещества изображена на рисунке?
(АТФ)
3. Какая клеточная структура представлена в виде небольших пузырьков, которые содержат ферменты?
(Лизосомы)
4. Назовите вещества клетки, которые являются биополимерами.
(Белки, нуклеиновые кислоты)
5. Сколько видов аминокислот относятся к заменимым?
(12)
6. Какая клеточная структура участвует в формировании рибосом?
(Ядрышко)
7. Перечислите немембранные органоиды клетки.
(Рибосома, клеточный центр)
8. Дайте определения, какие вещества называются гидрофобными.
(Растворимые в воде)
9. Сколько полинуклеотидных нитей входит в состав одной молекулы т-РНК?
(Одна)
При проведении элективного курса по подготовке к сдаче ЕГЭ в 11 классе, также можно использовать игру “Крестики-нолики”. Например, при разборе задач части С1 (применение биологических знаний в пpaктических ситуациях). Разбор сложных заданий идет в игровой форме и лучше запоминаются учащимися. Правила игры аналогичные.
Игра “Крестики-нолики”
Пpaктико-ориентированные задания - С1
1. С какой целью в некоторых регионах России – на Алтае, в Приморье, Ростовской области – врачи рекомендуют пищу подсаливать йодированной солью, употрeбллять морепродукты (рыбу, морскую капусту)? Поясните.
(1. Йодированные продукты и морепродукты являются источником йода, который входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы.
2. В этих районах в почве и воде значительно снижено количество йода и у людей наблюдается эндемический зоб, эти продукты способствуют профилактике заболевания щитовидной железы)
2. Почему в жаркую погоду или при работе в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить минеральную или подсоленную воду?
(1. При повышении температуры воздуха усиливается потоотделение с целью пpeдoxpaнения организма от перегрева.
2. С потом организм теряет значительное количество минеральных солей. Минеральная и подсоленная вода компенсирует эти потери)
3. К каким последствиям приводит денатурация белков? Каковы причины денатурации?
(1. Денатурация – утрата белковой молекулой своей структурной организации, это приводит к потере свойств белка и способности выполнять свою функцию.
2. Причина денатурации: высокая температура, УФО, действия сильных кислот и щелочей, тяжелые металлы, органические растворители, радиация.)
4. Объясните, почему сильное “цветение” воды в прудах и озерах сопровождается замором рыб.
(1. “Цветение” воды вызывают сине-зеленые водоросли (цианобактерии), а они ядовиты;
2. При фотосинтезе водоросли выделяют большое количество кислорода, но его не хватает живым организмам, т.к. в хорошо прогретой воде растворимость кислорода резко снижается и он выделяется в атмосферу в виде пузырьков.)
5. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Судебно-медицинский эксперт установил наличие крови на одежде. Как это было сделано?
(1. После сгорания в пепле остаются химические элементы, которые входили в состав сгоревшего объекта.
2. В состав красных клеток крови - эритроцитов - входит гемоглобин, который содержит железо; если в пепле эксперт обнаружил повышенное содержание железа, следовательно, на одежде была кровь.)
6. Для чего применяют анализирующее скрещивание?
(1. Анализирующее скрещивание применяют для выяснения неизвестного генотипа.
2. Данное скрещивание позволяет определить гомо - или гетерозиготность организма по исследуемому признаку.)
7. В каких структурах клетки находятся гены, отвечающие за признаки, сцепленные с полом?
(1. Гены, которые отвечают за признаки, сцепленные с полом, находятся в пoлoвых хромосомах.
2. Такие гены могут находиться как в Х-хромосомах, так и У-хромосомах.)
8. Сцепление генов иногда может нарушаться. Объясните, за счет каких процессов это может происходить.
(1. Нарушение сцепления генов может произойти в результате кроссинговера, т.к. происходит сближение хромосом и обмен участками.
2. В результате хромосомных мутаций (трaнcлокации, траспозии), так же может происходить нарушение сцепления генов.)
9. При исследование у ребенка обнаружен аутосомно-рецессивный ген альбинизма в длинном плече 11-й хромосомы. Объясните, какой метод исследования использовался, и с каким видом мутации связано это заболевание.
(1. Причина заболевания установили с помощью цитогенетического метода.
2. Альбинизм связан с возникновением генной (точечной мутации.)
Используемая литература
1. А.А.Кириленко. “Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовке к ЕГЭ”. Изд-во “Легион”, Ростов-на-Дону, 2011.
2. А.А.Кириленко. “Биология. Сборник задач по генетике”. Изд-во “Легион-М”, Ростов-на-Дону, 2012.
Комментарии:
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
24 04 2024 0:16:35
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...
23 04 2024 10:35:36
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
22 04 2024 14:27:15
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...
21 04 2024 5:36:13
Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....
20 04 2024 7:44:37
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
19 04 2024 19:59:12
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...
18 04 2024 5:54:56
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...
17 04 2024 10:48:38
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...
16 04 2024 12:26:59
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...
15 04 2024 16:58:16
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
14 04 2024 22:38:11
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
13 04 2024 22:54:14
Урок является вводным по теме «Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга. ...
12 04 2024 13:50:40
Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....
11 04 2024 12:22:33
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
10 04 2024 11:26:47
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...
09 04 2024 17:29:27
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
08 04 2024 13:20:45
Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....
07 04 2024 1:10:24
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....
06 04 2024 9:54:11
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...
05 04 2024 13:24:23
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
04 04 2024 17:13:53
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
03 04 2024 4:43:34
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
02 04 2024 2:36:39
Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....
01 04 2024 6:58:56
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...
31 03 2024 8:23:41
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
30 03 2024 4:29:10
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
29 03 2024 2:41:42
План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
28 03 2024 15:16:55
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
27 03 2024 0:16:27
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
26 03 2024 18:52:46
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
25 03 2024 14:22:24
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...
24 03 2024 23:57:46
Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....
23 03 2024 1:52:45
Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....
22 03 2024 10:25:54
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
21 03 2024 3:23:12
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
20 03 2024 11:29:38
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
19 03 2024 3:21:16
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
18 03 2024 8:51:33
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
17 03 2024 5:52:31
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
16 03 2024 9:28:21
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
15 03 2024 0:27:40
Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...
13 03 2024 17:27:40
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
12 03 2024 18:50:50
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
11 03 2024 19:43:13
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
10 03 2024 6:26:30
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
09 03 2024 11:48:57
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
08 03 2024 3:54:38
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
07 03 2024 22:34:16
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
06 03 2024 6:11:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::