Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс

Цели занятия:
- повторение и обобщение материала по темам “Митоз, мейоз”;
- обучение решению задач 2 части ЕГЭ задание №39 по темам митоз и мейоз.
Форма занятия: лекционно-пpaктическая.
Оборудование: проектор, слайды, набор карточек с задачами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализации знаний.
Фронтальный опрос (на слайдах рисунки фаз митоза и мейоза, конспект из приложения):
- Дайте определение терминам митоз, мейоз.
- Перечислите последовательно фазы митоза и мейоза.
- Дайте хаpaктеристику процессов, происходящих в разные фазы митоза, 1 и 2 деления мейоза.
- Назовите отличия митоза и мейоза.
III. Работа с тестом.
Вопросы по темам митоз и мейоз встречаются в задания ЕГЭ в первой и во второй частях.
В первой части это вопросы с выбором одного ответа. Задания выбором нескольких ответов. Задания на установления соответствия. Задания на установление последовательности.
Ребятам необходимо выполнить тест.
1. В интерфазе перед митозом в клетке
- хромосомы выстраиваются в плоскости экватора
- хромосомы расходятся к полюсам клетки
- количество молекул ДНК уменьшается вдвое
- количество молекул ДНК удваивается
2. При делении клетки происходит формирование веретена деления в
- профазе
- телофазе
- метафазе
- анафазе
3. Какие процессы происходят в клетке в период интерфазы?
- синтез белков в цитоплазме
- спирализация хромосом
- синтез иРНК в ядре
- редупликация молекул ДНК
- растворение ядерной оболочки
- образование клеточного центра
4. Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.
| ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ | ВИД ДЕЛЕНИЯ |
| A) в результате деления появляются 4 гаплоидные клетки Б) обеспечивает рост органов B) происходит при образовании спор растений и гамет животных Г) происходит в соматических клетках Д) обеспечивает бесполое размножение и регенерацию органов Е) поддерживает постоянство числа хромосом в поколениях |
1) митоз 2) мейоз |
5. Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза.
- Расхождение сестринских хроматид.
- Удвоение молекулы ДНК.
- Расположение хромосом на экваторе
- Деление цитоплазмы.
6. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза.
- расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости
- конъюгация, кроссинговер гомологичных хромосом
- расположение в плоскости экватора и расхождение сестринских хромосом
- образование четырёх гаплоидных ядер
- расхождение гомологичных хромосом
Ключ
| 1 − 4 | 2 − 1 | 3 − 134 | 4 − 212112 | 5 − 2314 | 6 − 21534 |
IV. Новая тема.
Кроме заданий в первой части, во второй части Кима ЕГЭ в 39 задании, есть задачи по темам митоз, мейоз. При решении данных задач необходимо знать последовательность фаз митоза и мейоза, процессы, происходящие в каждой фазе, Обязательно пояснять все этапы решения задач, давать четкие ответы на вопросы в задаче.
Решение задач из карточки, в объяснении использовать конспект из Приложения.
Данные задачи можно разделить на несколько типов:
Определение массы ДНК в разных фазах митоза или мейоза.
1. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6·10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом деления, в конце телофазы мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты.
Ответ: масса ДНК перед делением − 12·10-9 мг, т. к. ДНК удвоилась в конце телофазы мейоза I − 6·10-9 мг, т. к. образовалось 2 гаплоидные клетки в конце телофазы мейоза II − 3·10-9 мг. Т. к. образовалось 4 гаплоидные клетки.
2. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6·10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты.
Ответ: масса ДНК перед делением -12·10-9 мг, т. к. ДНК удвоилась в анафазе мейоза I − 12·10-9 мг, т. к. количество и масса не изменились в анафазе мейоза II − 6·10-9 мг. т. к. после первого деления образовалось 2 гаплоидные клетки и масса ДНК уменьшилась.
Определение хромосомного набора и число молекул ДНК в клетках при митозе.
3. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня перед началом митоза и в анафазе митоза. Поясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
Ответ: хромосомный набор и число молекул ДНК перед началом митоза 2n4c, т. к. ДНК удвоилась, в анафазе митоза 4n4c , т. к. хроматиды разошлись к разным полюсам клетки
4. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе и конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе.
Ответ: хромосомный набор и число молекул ДНК в профазе митоза 28n 56cт. к. перед началом митоза ДНК удвоилась, конце телофазы митоза 28n 28c , т.к. образовалось 2 диплоидные клетки.
Определение хромосомного набора и число молекул ДНК в клетках при мейозе.
5. Хромосомный набор соматических клеток дрозофилы равен 8. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК при гаметогенезе перед началом деления и конце телофазы мейоза II. Объясните полученные результаты в каждом случае.
Ответ: хромосомный набор и число молекул ДНК перед делением − 8n 16c, т. к. ДНК удвоилась в конце телофазы мейоза II − 4n 4c т. к. образовались 4 гаплоидные клетки.
6. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре семязачатка перед началом мейоза 1 и мейоза 2. Объясните полученные результаты.
Ответ: хромосомный набор и число молекул ДНК перед началом мейоза 1 − 28n 56c, т. к. ДНК удвоилась перед началом мейоза 2 − 14n 28c т. к. образовались 2 гаплоидные клетки.
V. Закрепление.
Решение задач №1, 3, 5, используя конспект из Приложения.
VI. Домашнее задание.
решить задачи №2, 4, 6.
Используемые источники:
- Сайт Решу ЕГЭ.
- Задания из сборника Полное издание типовых вариантов ЕГЭ, 2013. Биология Е.А. Никишова, С. П. Шаталова − М. : Астрель, 158 с.
Комментарии:
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
02 12 2025 2:43:59
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
01 12 2025 10:16:23
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
30 11 2025 9:12:26
Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....
29 11 2025 7:34:56
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
28 11 2025 14:42:43
Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....
27 11 2025 19:56:22
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
26 11 2025 0:35:26
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
25 11 2025 23:19:34
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
24 11 2025 19:50:52
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
23 11 2025 14:11:18
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
22 11 2025 18:31:49
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа.
...
21 11 2025 11:46:51
Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....
20 11 2025 10:56:20
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
19 11 2025 4:42:45
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
18 11 2025 17:18:21
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя.
...
17 11 2025 18:43:40
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
16 11 2025 5:31:25
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
15 11 2025 21:20:39
В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
14 11 2025 4:59:19
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
13 11 2025 7:22:31
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
12 11 2025 2:30:37
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
11 11 2025 13:41:25
В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....
10 11 2025 20:15:53
О семейных экологических конкурсах, их планировании и тематике....
09 11 2025 10:56:38
Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....
08 11 2025 14:11:38
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
07 11 2025 13:14:25
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
06 11 2025 3:10:18
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
05 11 2025 7:29:19
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
04 11 2025 8:22:13
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
03 11 2025 23:41:16
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
02 11 2025 11:38:24
На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....
01 11 2025 11:33:57
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
31 10 2025 6:37:53
Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....
30 10 2025 13:17:47
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
29 10 2025 1:50:36
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
28 10 2025 8:36:20
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....
27 10 2025 8:20:37
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
26 10 2025 8:21:31
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
25 10 2025 10:59:10
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
24 10 2025 21:39:20
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
23 10 2025 6:52:49
Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...
22 10 2025 20:18:25
На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....
21 10 2025 11:26:14
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления.
...
20 10 2025 7:39:37
Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....
19 10 2025 7:23:54
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
18 10 2025 2:44:43
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
17 10 2025 3:56:22
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
16 10 2025 19:55:46
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
15 10 2025 18:10:48
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
14 10 2025 12:16:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




