Мастерская "Omne ex owo"

«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название, данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц
Цель: Посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальность устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
Этапы мастерской:
- Входное деление на группы обеспечивается разрезанием на части яиц из картона разных цветов (белый, жёлтый, коричневый, серый, зелёный). Количество цветов будет зависеть от количества групп, кроме того можно работать в обычных группах по 4 человека.
- Учитель вывешивает на доску написанную на отдельных листах тему занятия «Omne ex owo», и просит сказать школьников, что означает эта фраза в переводе с латинского языка. Обычно школьники не знают значения этой фразы, педагог раздаёт каждой группе карточки с информацией о формировании любого организма из оплодотворённого яйца (Рисунок 1).
Задача для детей – найти общее в развитии всех организмов и по карточке определить тему занятия, определить то, о чем пойдет речь на этой мастерской? После высказывания детей учитель вешает на доску перевод этого латинского выражения - «Все из яйца». - Каждому выдаётся яйцо, вырезанное из бумаги небольшого размера, и предлагается написать на яйце любой вопрос, связанный с яйцом. Желающие зачитывают свои вопросы вслух, а затем эти яйца убираются в тетрадь до завершения мастерской.
- Группе предлагается вспомнить из обыденной жизни случаи, связанные с яйцами, на это отводится 1 минута, а на высказывание групп – 3 минуты.
- На доску вывешивается слово «ЯЙЦО», напечатанное на отдельных листах, расположив его на доске вертикально, педагог предлагает каждому индивидуально у себя в тетради записать слова – ассоциации, связанные с яйцом, начинающиеся с этих первых букв -
Я-
Й-
Ц-
О-
Результаты этой работы учитель записывает на доске, таким образом, формируется общее смысловое поле того, что дети видят за словом – «яйцо». - Работая в группе, школьники должны за 1 минуту вспомнить как можно больше сказок, в которых есть упоминание яиц, и заполнить всем вместе таблицу:
- Производится общегрупповой анализ таблицы. В высказываниях групп должно прозвучать то, как символические смыслы яйца связаны со строением яйца.
- Следующим заданием, предлагаемым группе будет рисунок яйца в разрезе. На это задание отводится 3 минуты, после чего следует афиширование рисунков с пояснениями изображенного.
- Каждой группе выдаётся по свежему куриному яйцу, разрешается сделать всё, что угодно с этим яйцом, обычно школьники разбивают яйцо на блюдце и рассматривают его строение. Предлагается высказать мнение, какими деталями дети дополнили бы свой рисунок яйца.
- Каждому учащемуся выдаётся распечатанный, готовый рисунок куриного яйца в разрезе, на котором цифрами проставлены обозначения основных компонентов яйца.
Домашнее задание – вклеить этот рисунок в тетрадь и сделать расшифровку всех обозначений к рисунку.
- Учитель напоминает школьникам, что из яиц выводятся цыплята и предлагает группе за 2 минуты написать небольшой рассказ «Развитие цыплёнка в яйце», отразив как можно больше биологических особенностей развития цыплёнка. После написания рассказов, группы читают свои рассказы, остальные участники мастерской должны фиксировать различия в этих рассказов в своих тетрадях.
- Вопросы, возникшие во время выполнения предыдущего задания, при прочтении рассказов, снимаются показом фрагмента документального фильма «Мир, который ты больше не увидишь». Фрагмент посвящён наблюдению за развитием цыплёнка, в нём зафиксированы все стадии его развития, отмечены сроки формирования основных структур тела эмбриона. Дети по ходу просмотра делают записи в своих тетрадях. Завершается фильм вылуплением цыплёнка из яйца.
- Мастерская завершается обращением к началу занятия. Учитель напоминает, что все организмы развивались из яйца и предлагает достать яйца с вопросами, написанными вначале занятия. Те, кто получил ответ на свой вопрос на этой мастерской, могут высказаться насчёт того, что же они узнали, и все участники получают ещё одно домашнее задание – на этом яйце с собственным вопросом написать ответ на него, который следует найти в дополнительной литературе.
- Зачастую среди вопросов учащихся бывает вопрос, на который учитель предлагает обязательно искать ответ всем участникам к следующему уроку – «Что было раньше, курица или яйцо?». Если такой вопрос ни разу не прозвучал на мастерской, мастер сам задает его детям. Таким образом, творческий поиск, начатый на этом занятии, продолжается и после уроков, в реальной жизни каждого ребёнка, усиливает его познавательную активность и формирует индивидуальный творческий потенциал.
| Сказка | Символ |
| 1.
2. 3. | Яйцо – это символ –
Яйцо – это символ- Яйцо – это символ - |
Комментарии:
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
22 11 2025 3:58:58
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
21 11 2025 11:52:14
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
20 11 2025 13:25:16
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
19 11 2025 9:24:57
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....
18 11 2025 14:23:35
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
17 11 2025 1:55:11
Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....
16 11 2025 7:33:10
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
15 11 2025 3:58:24
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
14 11 2025 9:43:29
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
13 11 2025 9:57:32
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
12 11 2025 13:12:29
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
11 11 2025 7:15:56
Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях.
...
10 11 2025 16:30:11
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
09 11 2025 6:56:40
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
08 11 2025 8:16:23
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация.
...
07 11 2025 10:41:24
Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....
06 11 2025 6:10:19
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
05 11 2025 21:56:44
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
04 11 2025 2:10:25
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
03 11 2025 13:43:42
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
02 11 2025 20:33:53
Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...
01 11 2025 4:56:50
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
31 10 2025 3:32:19
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
30 10 2025 21:14:41
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
29 10 2025 6:32:49
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
28 10 2025 19:42:22
Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
27 10 2025 1:19:17
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
26 10 2025 7:58:36
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
25 10 2025 13:42:27
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
24 10 2025 19:30:26
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
23 10 2025 7:33:28
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
22 10 2025 14:28:43
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
21 10 2025 20:35:19
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
20 10 2025 3:32:50
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
19 10 2025 18:39:14
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
18 10 2025 10:57:46
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
17 10 2025 16:59:21
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.
...
16 10 2025 23:42:50
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым?
...
15 10 2025 17:14:28
Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....
14 10 2025 22:12:49
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
13 10 2025 4:49:13
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
12 10 2025 19:27:11
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
11 10 2025 8:56:19
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
10 10 2025 4:56:20
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
09 10 2025 14:25:50
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
08 10 2025 8:23:11
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
07 10 2025 17:32:25
В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....
06 10 2025 19:53:12
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
05 10 2025 3:30:17
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
04 10 2025 5:38:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны