Страна папоротников
Развивающие задачи:
- формирование интеллектуальных умений: умений выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать
- развитие общетрудовых умений: умений применять знания на пpaктике
Образовательные задачи:
- осуществить контроль определённых знаний о строении и развитии папоротников
- повторить, обобщить и систематизировать знания при работе с географическими картами
- формировать навыки работы с раздаточным материалом
Воспитательные задачи:
- содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей
- способствовать эстетическому воспитанию учащихся, с этой целью напомнить учащимся о произведениях литературы и познакомить с элементами эстетики в науке и природе
Тип урока: интегрированный урок биологии и географии
Вид урока: с применением средств мультимедиа
Формы урока: фронтальные, групповые, индивидуальные
Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные, пpaктические
- по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа
- по хаpaктеру познавательной деятельности: частично-поисковый
- по принципу расчлeнения знаний: аналитический, обобщающий
Средства урока:
- компьютер, мультимедийный проектор
- коллекции: “Каменный уголь и продукты его переработки”, “Ископаемые остатки растений”
- гербарии “Папоротники”
- атлас “Материков и океанов”
- карта растительности мира, карта природных зон, физическая карта Российской Федерации, физическая карта Республики Татарстан
- Красная книга России и Татарстана
- лупы
План урока:
- организационно-психологический момент
- актуализация знаний (игровой момент)
- формирование новых понятий и способов действия.
- итоговое обобщение: индивидуальное задание
- итог урока (выставление оценок, их аргументация)
Предварительная работа:
Подбор материала по многообразию папоротников
Перед уроком учащиеся делятся на 4 группы.
Учитель: Добрый день, ребята! Тема нашего урока “Страна Папоротников”. Сегодня на уроке мы с вами должны вспомнить, что мы знаем о папоротниках, и расширить свои знания о них.
(Название темы на экране. )
(стук в дверь).
Входит ученик старших классов.
- Здравствуйте, можно войти?
Учитель: Здравствуй, а ты кто?
- Я, Виктор Перестукин, из повести “В стране невыученных уроков”. Для тех, кто меня не помнит, я принёс с собой книжку Лии Гераскиной, где обо мне всё-всё написано. Вот можете познакомиться.
Учитель: И с чем ты к нам пожаловал, Виктор Перестукин?
Виктор: Узнал я, что сегодня у вас проходит урок про интересующие меня растения – папоротники. Прочитал я как-то в повести Н. В. Гоголя “Вечера накануне Ивана Купала”, что главный герой Петро нашёл цветок папоротника. А ведь на Руси бытовало предание, что кому удастся сорвать этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Вот я и подумал, а чем я хуже, тоже найду цветок папоротника и буду себе слушать деревья и травы, буду клады искать, стану богатым, куплю себе компьютер, самолёт, теплоход… (перечисляет, загибая пальцы)
Учитель: Подожди, подожди, Виктор. По-моему ты ошибаешься. Папоротники не цветут.
Виктор: Нет, не ошибаюсь. Я и книжку принёс, чтобы вам показать, вот смотрите (показывает повесть М. В. Гоголя)
Учитель: Да, я с тобой согласна в этой повести действительно говорится о цветке папоротника, но этот писатель-фантаст. Он описывает вещи, которые не всегда существуют. Ты садись и слушай. А мы с ребятами тебе сейчас научно докажем, что эти растения не цветут. Поможет нам в этом цветик-разноцветик. Комaндир каждой группы выбирает лепесток, а ребята из его группы отвечают на вопрос, написанный на обратной стороне лепестка.
На магнитной доске прикреплён цветок, состоящий из лепестков разного цвета, на обратной стороне написаны вопросы.
На экране - слайд “Цикл развития папоротника”, для помощи при ответах на вопросы.
Вопросы на лепестках:
- Какие растения называют высшими?
- От каких растений произошли папоротники?
- Какими способами может размножаться папоротник?
- Где созревают споры у папоротника?
- Как называются листья папоротника?
- Что такое заросток?
- Что называют архегониями и антеридиями?
- Что такое спорофит?
- Что развивается из мегаспор и микроспор?
- Почему папоротникам для размножения необходима вода?
- Какое значение имеет корневище у папоротника?
- Как питаются папоротники?
(учащиеся отвечают на вопросы)
Лепестки с доски постепенно убираются, на доске ничего не остаётся
Учитель: Вот видишь, Виктор, от цветка ничего не осталось. И, наверное, ты заметил, что в ответах ребят слово “цветок” тоже не прозвучало.
Виктор: Вы меня прямо расстроили. Что же выходит, эти растения некрасивые и бесполезные?
Учитель: Ну почему сразу такой пессимизм? Ты зря так говоришь.
Папоротники – это многолетние растения. Они растут во влажных местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. В настоящее время папоротники насчитывают более 10 тыс. видов, распространяются они очень широко и встречаются от лесов севера средней полосы до тропиков. Посмотрите на экран, какие многообразные бывают папоротники. (Демонстрируются слайды) Ребята приготовили сообщения о том, какие бывают папоротники, и какое значение они имеют. Они нам сейчас всё расскажут и покажут.
(Выступления ребят, во время которых демонстрируются слайды с фотографиями),
5-6 выступлений по 1-2 минуты каждое
1-й ученик (Приложение)
Орляк (слайд) – достигает в длину до полутора метров. Орляк, как и все папоротники должен размножатся с помощью спор. Но это теоретически, пpaктически же в средних широтах споры у орляка почти не образуются. Размножается он при помощи своего мощного корневища. Оно ветвится, расползается в разные стороны и благодаря этому папоротник-орляк захватывает новые территории. И держится на них крепко: ни морозы, ни пожары ему не страшны – корневище сидит глубоко в земле и легко переносит все невзгоды. Осенью вайи орляка отмирают, а весной появляются молодые. Они туго скручены и похожи на больших плоских улиток. Когда-то в России корни орляка использовали вместо мыла, а листья употрeбляли в пищу. В Японии и сейчас это очень популярное блюдо. В случае же пожаров в лесу, когда гибнет вся растительность на определённых участках, папоротник своими корневищами укрепляет землю, не позволяет воде смывать плодородный слой, препятствует образованию оврагов.
2-й ученик (Приложение)
Другой съедобный папоротник наших лесов – страусник (слайд), или страусово перо. Известен он гораздо меньше, чем орляк. В умеренной зоне Северного полушария насчитывают четыре вида страусников, в России – два. Это очень красивые растения высотой до 170 см с листьями, образующими правильный круг и напоминающими воронку. У старых кустов образуется стволик, напоминающий колючую луковицу высотой 10-12 см. Страусник размножается спорами, которые находятся на спороносных листьях, появляющихся в конце лета в середине воронки. При созревании спор эти листья буреют, становятся почти чёрными и превращаются в тонкие колбаски с продольными бороздками. Страусник употрeбляют в пищу. Для этого собирают черешки листа – рахисы, что в переводе с греческого означает хрeбeт. При заготовке рахис должен ломаться с хрустом. Если он ломается, а не рвётся, значит, он перезрел и в пищу непригоден. От момента сбора до переработки папоротника может пройти не более 4 часов, иначе рахисы быстро загрубеют и станут несъедобными. Свежие рахисы в пищу непригодны, их либо отваривают, либо засаливают.
3-й ученик (Приложение)
Щитовник (слайд) мужской любит богатые почвы, и где попало, расти не будет. Чаще всего он встречается в дубравах, лиственных или кленовых лесах. Щитовник можно узнать по тому, что на черешках его листьев хорошо заметны тёмно-рыжие чешуйки. Больше всего чешуек в нижней части черешков. Там они самые крупные. Этот “аристократ” один из немногих папоротников, которые используются в медицине. Корневище используется для приготовления лекарства против гельминтов. Он служит отличным кормом многим домашним животным. Миллионы листьев щитовника каждый год собирают для оформления банкетов, торжественных собраний, и просто для букетов.
4-й ученик (Приложение)
Сальвиния ушковидная (слайд) – этот изящный папоротник с мутовками из трёх листочков прибыл из Южной Америки в Африку для украшения водоёмов. С 1959 года о нём стали поговаривать как о злостном сорняке. В 1960 году в Родезии построили крупное водохранилище Кариба, и вскоре его поверхность покрылась плотным ковром сальвинии. Стали забиваться сети у рыбаков, нарушилось судоходство, под угрозой оказались турбины ГЭС. Толщина слоя достигла четверти метра. Гибли животные и растения. Местные власти взмолились о помощи: “Пришлите учёных, помогите справиться с карибским сорняком!”.
Другая сальвиния – кувшинковидная, увеличивает свою массу столь молниеносно, что водоёмы превращаются в торфяники.
5-й ученик (Приложение)
Эта информация заинтересует любителей комнатных растений. Существуют декоративные папоротники, которые выращиваются в садах, и для украшения интерьеров. Например, всем знакомый нефролепис (слайд), наиболее распространённый вид, хаpaктеризующийся перистыми светло-зелеными листьями. Выращивать их достаточно просто, они требуют лишь повышенной влажности воздуха и удалённого от источников местоположения.
(Приложение)
Адиантум (слайд) – один из красивейших папоротников, у него короткое корневище, перистые нежные тонкие листья, с блестящими коричневато-чёрными черешками. Это очень капризные создания – не переносят сухого воздуха и повышенного содержания солеё в почве.
Асплениум (слайд) имеет перистые или вильчатые листья, короткие корневища с корнями, образующие подобие гнёзд. В условиях естественного произрастания – это крупные растения-эпифиты, которые используют другие растения как опору, листья их достигают двух метровой длины. При выращивании в домашних условиях необходимо избегать прямых солнечных лучей.
Платицериум (слайд) – в природе растёт на деревьях. Это эпифитное растение. Особую декоративность придают ему разнообразной формы листья. Одни из них зелёные, кожистые, причудливой формы, напоминающей оленьи рога. Другие укороченные, служат для прикрепления к деревьям или иной опоре. Из-за оригинальных листьев эти папоротники и используют в дизайне интерьеров. Это светолюбивые растения любят сильно освещенное место, но не под прямыми солнечными лучами.
Учитель: Убедился, Виктор, что растения эти очень даже красивые и имеют большое значение, и в природе, и в жизни человека?
Виктор: Да, убедился.
Учитель: Некоторые виды папоротников занесены в Красную книгу России и Татарстана, потому что их осталось очень мало и они охраняются (показывает Красную книгу )
Виктор: А я ещё знаю, что папоротники – это растения древние.
Учитель: Да, ты прав. В заболоченных лесах каменноугольного периода среди гигантских хвощей и плаунов, когда на Земле ещё не появились динозавры, росли древовидные папоротники – до 30 метров высотой. Посмотрите на экран. Так выглядели эти леса (слайд). И сейчас на кусках каменного угля нередко можно увидеть отпечатки их листьев. У вас на столах лежат кусочки каменного угля, рассмотрите их под лупой и найдите отпечатки листьев папоротника.
(Учащиеся рассматривают каменный уголь из коллекции “Ископаемые остатки растений”)
Виктор: А что такое каменный уголь?
Учитель: Каменный уголь – это твёрдое горючее, полезное ископаемое растительного происхождения. Каменный уголь образуется из продуктов разложения органических остатков высших растений, к которым и относятся папоротники. Каменный уголь залегает в земной коре в виде пластов различной мощности на глубине 2000-2500 и глубже. В жизни человека каменный уголь имеет большое пpaктическое значение, посмотрите на экран (слайд)
Использование каменного угля человеком:
- источник энергии
- химическое сырьё для получения пластмасс, тканей, смол
- краски, красители
- взрывчатые вещества
- вещества, используемые в парфюмерной промышленности
- кокс
- смaзoчные масла
- лекарства
Виктор: О, это же и есть клад! Тогда я отправлюсь искать залежи каменного угля. Но, где их искать?
Учитель: Не торопись, Виктор, я думаю, ребята и в этом тебе смогут помочь. Сейчас они будут выполнять пpaктическую работу. Каждая группа получает своё задание. Время выполнения задания 10 минут, после этого каждая группа нам расскажет о своих результатах работы.
Задание для 1 группы:
Рассмотрите карту “Природные зоны мира”. Назовите природные зоны и материки, на которых произрастают папоротники, используя дополнительный материал.
Дополнительный материал для выполнения работы:
Растительность природных зон Зона тундры Берёза карликовая, брусника, черника, гoлyбика, клюква, лишайник олений, мох сфагнум, морошка, пушица. Лесная зона
Берёза, ель обыкновенная, лиственница, осина, пихта, рябина, сосна обыкновенная, сосна кедровая
Ветреница, вяз, граб, дуб обыкновенный, клён платановидный, лещина, липа мелколистная, ольха, черёмуха, ясень обыкновенный, папоротники и т. д. Зона степей Адонис весенний, качим, ковыль, овсяница желобчатая, пион, рогач песчаный, тополь пирамидальный, тюльпан, шалфей и т. д. Зона полупустыни и пустыни Акация песчаная, аристида, верблюжья колючка, вяз полевой, гребенщик, джузгун, осока вздутая, полынь приморская, саксаул, солянка, фисташка, шелковица и т. д. |
Задание для 2 группы:
Рассмотрите карту “Полезные ископаемые мира” и выделите районы месторождений каменного угля.
Задание для 3 группы:
Рассмотрите карту России и выделите районы, в которых произрастают папоротники, занесённые в Красную книгу России (информацию для работы учащиеся могут взять из Красной книги России)
Задание для 4 группы:
Рассмотрите карту Республики Татарстан и выделите районы, в которых произрастают папоротники, занесенные в Красную книгу Татарстана (информацию для работы учащиеся могут взять из Красной книги Татарстана)
(По истечении времени, заслушиваются ответы учащихся)
Во время ответов учащихся на экране демонстрируются следующие карты:
- Природные зоны мира
- Строение земной коры и полезные ископаемые мира
- Физическая карта Российской Федерации
- Физическая карта Республики Татарстан
Учитель: Понял, Виктор?
Виктор: Понял, понял. Но, когда я пытался найти информацию о папоротниках, я обнаружил вот этот листочек, а в нём текст, в котором много пропущенных слов. Не могли бы вы мне помочь их восстановить.
Учитель: Виктор, наши ребята, я думаю, и здесь тебе смогут помочь и для этого вы, ребята должны выполнить следующую работу.
Задание для каждого учащегося на листочках. Время выполнения 5 минут.
Заполните пропуски в тексте, используя
полученные знания: Папоротники произошли от потомков _______________________ и представляют собой одну из древних групп ___________________ растений. В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более __________ видов. Распространены папоротники в зоне ________________________________________, на материках: ___________________________________. Размножаются двумя способами: _______________________ и __________________________. В жизненном цикле чередуются _______________________ и _______________________ поколения. Употрeбляют в _____________. Применяют в ______________, для изготовления лекарств. Выращивают в домах, как __________________ растение. Образуют залежи ____________________ угля. |
По истечении времени комaндиры групп собирают работы и сдают учителю. На экране проецируется слайд с полным текстом. Ребята сами проверяют свои знания, как они выполнили свою работу.
(Демонстрация слайда)
Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой одну из древних групп высших растений. В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более 10000 видов.
Распространены папоротники в зоне смешанных и широколиственных лесов, на материках: Евразия и Северная Америка. Размножаются двумя способами: вегетативно и спорами.
В жизненном цикле чередуются бесполое и пoлoвoе поколения.
Употрeбляют в пищу. Применяют в медицине, для изготовления лекарств.
Выращивают в домах, как декоративное растение. Образуют залежи каменного угля.
Учитель: На этом наш урок закончен. Оценки за урок получают учащиеся, которые рассказывали о многообразии папоротников и те, кто отвечал на вопросы в начале урока и после выполнения пpaктической работы.
Используемая к уроку литература
- А. Смирнов. Мир растений. Москва “Молодая гвардия”, 1982г. , с. 103-132
- Энциклопедия для детей “Биология”, Москва “Аванта+”, 1997г. ,с. 215-216
- Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров, В. Порудоминский “Книга Природы”, Москва “Детская литература”, 1990г. , с. 276-280
- Красная книга РСФСР и Татарстана
- Журнал периодический “Комнатные и садовые растения”, с. 19, 103, 115, 134, 173, 182, 759,793
Комментарии:
На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....
09 10 2025 16:48:43

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
08 10 2025 4:45:12
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....
07 10 2025 3:43:47
Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....
06 10 2025 5:30:30
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
05 10 2025 19:57:41
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
04 10 2025 21:54:47
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
03 10 2025 9:23:46
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
02 10 2025 2:18:26
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
01 10 2025 15:59:33
Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья.
...
30 09 2025 2:38:43
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
29 09 2025 8:42:41
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
28 09 2025 4:41:38
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
27 09 2025 1:37:56
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
26 09 2025 20:59:39
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
25 09 2025 9:43:38
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
24 09 2025 0:34:59
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
23 09 2025 10:24:30
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
22 09 2025 8:11:21
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
21 09 2025 6:17:16
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
20 09 2025 10:13:16
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
19 09 2025 0:15:38
Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов.
...
18 09 2025 8:30:23

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
17 09 2025 2:15:26
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
16 09 2025 10:31:57

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
15 09 2025 21:27:53
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
14 09 2025 19:47:48
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
13 09 2025 11:33:29
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
12 09 2025 15:34:35
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
11 09 2025 2:16:40
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
10 09 2025 8:10:46
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
09 09 2025 9:45:53
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
08 09 2025 21:35:59
Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....
07 09 2025 4:55:50
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
06 09 2025 8:41:44
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....
05 09 2025 14:51:26
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
04 09 2025 23:39:42
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
03 09 2025 0:18:38
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
02 09 2025 0:54:17
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
01 09 2025 22:47:54
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств.
Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.
...
31 08 2025 8:45:28
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
...
30 08 2025 23:36:20
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
29 08 2025 12:28:54
Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....
28 08 2025 7:44:38
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...
27 08 2025 22:47:19
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки.
...
26 08 2025 18:10:16
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края.
...
25 08 2025 4:25:53
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
24 08 2025 4:45:13
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
23 08 2025 21:11:36
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.
...
22 08 2025 23:58:56
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
21 08 2025 6:54:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::