Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog
Структурные компоненты животной клетки
В.Н.Фросин
Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким,
И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно:
Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу и холестерин, …
И множество других веществ, Так нужных для живых существ.
В мембране два липидных слоя, Которые фосфолипиды строят,
»Хвостами» внутрь, а »головой» к воде, Что в окружающей среде.
Липиды кружатся, плывут, Из слоя в слой редко бегут.
Удерживает их один Известный всем холестерин.
Структура всех мембран простая; Она как жидкость та густая,
В которой плавают белки, Когда ничем не закреплены.
Молекулы белков обычно, Располагаясь мозаично,
Ведут себя так динамично, Как им привычно.
Структурные белки в мембране не одни;
В ней есть рецепторы, ферменты, G-белки.
У каждого из них своя работа И общая для всех забота:
Сигнал для клетки так преобразовать, Чтоб можно было в клетку передать.
Рецептор через G-белок о нем ферменту сообщает, Фермент каскад реакций в клетке запускает.
Здесь олигосахариды, Как известные нам гиды,
Сообщают клеткам всем Все о клетке: чья и с кем В контакт готова та вступить,
Чтобы тканью прочной быть, Чтоб узнал ее друг, враг,
Чтобы братом был ей брат.
Под плазматической мембраной В пучине цитоплазмы самой
Все органеллы очень дружно Снабжают клетку тем, что нужно.
Вот масса гранул — рибосомы; Объединившись в полисомы,
На информационной РНК сидят И трaнcляцию творят.
Они есть в клетках льва, лисицы, Бактерии, акулы, птицы.
В них различают две частицы – Субъединицы.
Они содержат РНК И молекулы белка.
Рибосома – аппарат, “Жизнь” создающий агрегат.
Здесь синтезируют белок; Он для клетки царь и бог:
То мотор, то регулятор, То фермент – катализатор,
То рецептор, то каркас; Будет длинным наш рассказ,
Если вспомнить без прикрас Чем он важен для всех нас.
Белок – линейный полимер; Его известен мономер:
Аланин, глицин, валин, Триптофан, лизин, пролин…
Двадцать разных мономеров В состав входит полимера.
Цепь уложена в спираль. Цепь прочна, хоть и не сталь!
Свернута спираль в клубок. Ну, совсем как колобок.
Вот здесь первичная структура В-спираль свернулась туго,
А рядом с ней “гармошкою” простой Она сложилась в-слой;
Связи водородные там- тут Им развернуться не дают.
“Спираль-спираль”, “спираль и слой”, …- Мотив один, мотив другой, …
Вот несколько таких мотивов, Пройдя притирку, коррективы,
Под присмотром шаперона Завершают фолдинг — снова
Свернут правильно белок, И к работе он готов!
Но пойдет фолдинг по-иному, Тогда свернут по-другому
Белок окажется, и он Станет страшным: он — прион!
Его молекула тогда Погубит клетку навсегда.
Устроен сложно наш пептид! А кто шифрует его вид?
Закодирован он в гене, Где все о каждом полимере
Там триплетов цепь одна Сообщает нам всегда
Все о структуре мономеров Внутри белковых полимеров.
Если ген тот изменен:
нуклеотид в нем удален или вставка в нем, замена, То жди в пептиде перемену.
И мутантный наш белок Загонит клетку в уголок:
Станет клетка так болеть, Что может даже умереть!
Вот эндоплазматическая сеть. На гранулярной — рибосомы есть,
Что синтезируют белки, Эластичны и гибки.
Их дальнейшая судьба Всем известна; вот она:
Попадая внутрь сети, Изменяются они. Прикрепляются к мембране,
С нею движутся, а далее В составе маленького пузырька Поступают кто куда.
Но сначала в комплекс важный, Где сортируют белок каждый,
Направляют в лизосомы, Плазмолемму, пероксисомы.
В лизосомы поступают Все ферменты, что разрушают
Полимер до мономеров… Множество у нас примеров.
Лизосомы на посту – Соблюдают чистоту.
Их протеазы, гидролазы Берегут нас от заразы.
Все мембранные белки В пузырьках закреплены.
Те к плазмолемме прилипают И белки к ней доставляют.
Комплекс Гольджи – аппарат, Что любой работе рад.
Среди всех структур она Даже в окуляр видна.
А вот потомки своих предков; Когда-то не было их в клетках.
Две мембраны в оболочке, Рибосомы, словно точки.
Кристы, матрикс, ДНК (С мембраной связана она)…
Продолжаем наш рассказ: Митохондрии ждут нас!
В них окисление веществ с ПВК начинается, В цикле Кребса оно продолжается:
Отщепляют СО2, протоны, И, конечно, электроны.
Каждый, кстати, очень мал, Но энергичен и удал.
Вот он как волна-частица По цепи ферментной мчится.
При переносе электронов Цепь трaнcлоцирует протоны.
Их обратное движение Вызывает восхищение:
Фермент, фосфат и АДФ – Получите АТФ!
И это эволюции создание Называется “дыхание”.
Вот волокнистые структуры, Словно нити арматуры.
Тянется с конца в конец Масса нитей и колец.
Там, где надо, удлиняются, Разрушаются, сплетаются.
Нитевидные структуры – Динамичные фигуры.
Микротрубочки и филаменты – Скелета клетки компоненты.
Кроме этого одни Еще их функции важны:
Клеткам форму придают И движение создают;
Tрaнcпорт клеточных структур – Вот функция таких фигур
Центросома — у ядра, Центриолями создана.
Микротрубочки и тут: Веером от них идут.
Важно их назначение: Хромосом перемещение.
А хромосом распределение – Главная черта деления.
Наконец пришли к ядру. Что в нем есть, то на виду.
В оболочке – две мембраны, Поры – не от пули раны,
По краям белки стоят — эти поры сторожат:
Ведут контроль по существу – Пройти разрешают веществу.
В ядре виден хроматин. В нем белок, но не один:
Агрегаты из белка Оплетает ДНК.
Почти два ее витка Вокруг двух тетрад белка
Четырех типов гистонов – И готова нуклеосома.
Во всех ядрышках ядра Много нитей РНК:
Они, взаимодействуя с белком, В состав входят рибосом.
Хромосомы из хроматина Прикрепляются к ламине
И к молекулам белка Всего матрикса ядра.
Ген – участок ДНК, Его функция важна:
Шифровать все РНК И молекулы белка.
Часть генов в клетке ингибируется, Часть активно трaнcкрибируется.
Когда ген экспрессируется, Шифруемый белок синтезируется.
В разных клетках, в разный срок Разный строится белок.
До специфичности доводка – Это клеток дифференцировка.
Во всех клетках есть праймаза, ДНК — полимераза,
В клетках мышц — белок актин, В слюнных железах – муцин.
В каждый миг и в нужный час Белок выручит всех нас:
Когда надо, кровь свернет, Кислород перенесет.
Гормон роста удивит: Мать гиганта нам родит.
Снизит уровень глюкозы инсулин, Запасет нам кислород миоглобин.
В цитоплазме есть каспазы- Нуклеазы, протеазы.
При апоптозе клетка ими Совершает хаpaкири.
Пришедший к клеточке сигнал Бьет нашу клетку наповал.
И митохондрий повреждения Ведут клетку к уничтожению.
Если сделана работа, То судьба белка – забота
Лизосом, протеасом: В них разрушен будет он!
Протеазы налетают И белок наш расщепляют.
Не запасает клетка впрок Ненужный ей пока белок.
Все белки очень важны, Клеткам все они нужны.
И кого из них создать, Клетке форму как придать,
Где расти, где умирать, И кому какой секрет отдать –
Все решает заодно Клетки центр – ее ядро!
* Источник – В.Н.Фросин “Биология в моей жизни: воспоминания студента медицинского института” (7-е изд.) – Казань, изд. ООО “Диалог-Компьютерс”, 2006
Комментарии:
Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....
09 10 2025 2:39:12
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
08 10 2025 4:33:34
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
07 10 2025 8:20:42
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
06 10 2025 6:19:34

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
05 10 2025 2:21:19
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
04 10 2025 16:46:59
Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....
03 10 2025 13:38:41
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
02 10 2025 3:54:23
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
01 10 2025 22:29:14
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
30 09 2025 11:50:58
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
29 09 2025 0:33:26
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
28 09 2025 8:27:49
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
27 09 2025 15:46:32
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
26 09 2025 5:36:47
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
25 09 2025 5:51:14
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
24 09 2025 18:59:49
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
23 09 2025 7:49:11
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
22 09 2025 10:53:52
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
21 09 2025 9:14:43

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
20 09 2025 22:41:12
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
19 09 2025 8:50:28
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
18 09 2025 9:29:10
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации.
...
17 09 2025 10:51:26
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
16 09 2025 10:46:32

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....
15 09 2025 23:14:34
Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....
14 09 2025 10:46:34
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
13 09 2025 3:34:43
Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....
12 09 2025 3:20:49
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
11 09 2025 12:45:20
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
10 09 2025 1:28:38
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
09 09 2025 15:28:40
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
08 09 2025 11:22:31
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом
источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики
колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы
применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
07 09 2025 5:44:43
Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
...
06 09 2025 22:44:52
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
05 09 2025 2:38:53
Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....
04 09 2025 6:18:39
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
03 09 2025 11:38:48
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
02 09 2025 22:16:30
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
01 09 2025 18:56:55
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы.
...
31 08 2025 8:28:32
Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....
30 08 2025 17:56:33
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
29 08 2025 22:51:12
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
28 08 2025 15:37:30
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
27 08 2025 18:13:52
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
26 08 2025 15:32:43
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
25 08 2025 17:26:15
Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным.
...
24 08 2025 19:46:16
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
23 08 2025 10:57:21
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
22 08 2025 19:48:49
Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки.
...
21 08 2025 22:37:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::