Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование» > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

Основные цели занятия:

  • развитие самостоятельности, исследовательских навыков, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации;
  • ознакомление с медикогенетическим консультированием, использование полученных знаний в профилактике и предупреждении наследственных заболеваний;
  • закрепление представления об основных структурных элементах векторной графики;
  • закрепление умения составлять схемы родословных, используя компьютер, как инструмент для обработки информации;
  • продолжение развития у студентов логического мышления;
  • воспитание у студентов интереса к медицине как к будущей профессии;
  • проанализировать готовность студентов к применению полученных знаний в профессиональной деятельности.

Задачи занятия:

Учебные:

  • сформировать представления о клинико-генеалогическом методе
  • сформировать умения составления родословной;
  • научить самостоятельному поиску информации по заданной теме
  • научить кратко и доступно составлять текстовое сопровождение иллюстраций, подобранных в ходе подготовки презентаций
  • закрепить умения оформления документа средствами текстового редактора Microsoft Word;
  • закрепить умения редактировать и форматировать графические объекты, вставленные в текстовый документ;
  • учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения.

Воспитательные:

  • воспитание ценности семейных отношений и выявление тесной связи поколений;
  • воспитание у студентов объективного отношения к результатам работы;
  • воспитание аккуратности, внимательности, воображения

Развивающие:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • развитие способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке) ;
  • развитие исследовательских навыков;
  • развитие умений применять знания на пpaктике;
  • развитие стремления к самопознанию через историю своей семьи.

На пpaктическом занятии предполагается формирование следующих компетенций:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и комaнде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
  • ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
  • ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде

Хронометрическая карта

1

Организационный момент. Самоопределение к деятельности

5 мин

2

Мотивационный момент. Создание ситуации успеха. Проблемное изложение. Медико-генетическое консультирование

20 мин

3

Информационно-демонстрационный этап. Демонстрация видеосюжета

15 мин

4

Контрольный этап

 

4.1. Представление презентации «Методы исследования наследственных заболеваний»

10 мин

4.2. Разгадывание кроссворда

7 мин

4.3. Выполнение заданий на определение типа наследования по родословным

10 мин

4.4. Графическое изображение родословной

15 мин

5

Рефлексия. Оценка результатов

5 мин

6

Подведение итогов занятия

3 мин

 

Общее время

90 мин

Медико-генетическое консультирование – особый вид медицинской помощи. Суть консультирования заключается в следующем:

1) определение прогноза рождения ребенка с наследственной болезнью;

2) объяснение вероятности этого события, обратившимся, в консультацию;

3) помощь семье в принятии решения.

Первый кабинет по медико-генетическому консультированию был организован в 1941 году Дж. Нилом в Мичиганском университете (США).

ще в конце 50-х годов крупнейший советский генетик и невропатолог С.К. Давиденков организовал медико-генетическую консультацию при Институте нервно-психиатрической профилактики в Москве. В настоящее время во всем мире насчитывается около тысячи генетических консультаций, в России их 80.

Методы исследования наследственных заболеваний:

  • цитологический
  • биохимический
  • цитогенетичиский
  • амниотический
  • близнецовый
  • генеалогический
  • популяционно-статистический

Перечисленные методы исследования наследственных заболеваний актуальны на сегодняшний день. На этом пpaктическом занятии мы рассмотрим генеалогический метод анализа наследования и повторим механизм составления родословных.

Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить закономерности наследования многих заболеваний.

«У нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают...» – это написал И.Аксаков в то время, когда при Сенате существовал целый геральдический отдел, занимавшийся родословными дворян, а гостиные каждого имения украшали портреты предков.
Русский философ О.П. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать».

Генеалогический метод, или метод анализа родословных, является наиболее фундаментальным и универсальным методом изучения наследственности и изменчивости человека. Он заключается в изучении какого-либо нормального или чаще патологического признака в поколениях людей, которые находятся друг с другом в родственных отношениях. Генеалогический метод опирается на генеалогию – учение о родословных. Сутью генеалогического метода является составление и анализ родословных. Генеалогический метод соответствует основному методу генетики – гибридологическому методу, который был впервые разработан Г.Менделем. Но в отличие от него исследователи не подбирают родительские пары для целенаправленного скрещивания, а лишь детально анализируют результаты процесса естественной репродукции людей. Анализу по изучаемому признаку подвергается одна или несколько десятков семей с многочисленными родственниками разных поколений. Использование большого количества семей отчасти компенсирует низкую плодовитость человека и увеличивает число изучаемых потомков.

В медицине этот метод часто называют клинико-генеалогическим методом, поскольку исследованию подвергаются разнообразные болезни или патологические признаки.

Целью генеалогического анализа является установление генетических закономерностей. Он позволяет решить многие теоретические и прикладные задачи. По своим возможностям этот метод приближается к традиционному гибридологическому методу. В частности, он позволяет определить:

  • наследуется ли вообще изучаемый признак;
  • каким: доминантным или рецессивным – является изучаемый признак;
  • с какими генами: ядерными или митохондриальными – связан изучаемый признак;
  • генотип того или иного члeна родословной;
  • выявить сцепление генов, взаимодействие генов;
  • рассчитать пенетрантность изучаемого гена;
  • оценить экспрессивность изучаемого признака;
  • составить прогноз: оценить вероятность рождения у того или иного члeна родословной ребенка с тем или иным альтернативным проявлением признака;
  • оценить интенсивность мутационного процесса.

Технически генеалогический метод включает в себя два последовательных этапа:

1) сбор сведений о члeнах родословной и составление словесного описания родословной с указанием родства и наличием или отсутствием изучаемого признака называется легендой,

2) составление графического изображения родословной, ее анализ.

Генеалогическое исследование, является одним из основных методов в пpaктике медико-генетического консультирования. Все исследования обязательно подтверждаются документацией. Информацию получают не меньше чем от трех поколений родственников по восходящей и боковой линии, причем данные, должны быть получены обо всех члeнах семьи, включая и рано умерших. В ходе генеалогического исследования может возникнуть необходимость направления объекта или его родственников на дополнительное клиническое обследование с целью уточнения диагноза.

С помощью генеалогического метода выявлены и изучены многие наследственные заболевания. Когда в Шрюберийском соборе открыли гробницу рыцаря Джона Тальбота, много лет назад погибшего на поле битвы, то обнаружили на кисти сращение фаланг первого и второго пальцев, то есть Джон Тальбот страдал симфалангией. Этот признак, унаследованный от прародителя, наблюдался во всех 14 поколениях его потомков. Так было установлено, что симфалангия наследуется как доминантный признак, так как проявляется в каждом поколении.
Еще один пример наследственного заболевания – гемофилия. Английская королева Виктория передала ген гемофилии королевским семьям Западной Европы и царствующей семье России (царевич Алексей, сын Николая II, страдал гемофилией).

Сущность данного метода заключается в прослеживании передачи признака (болезни) среди родственников в нескольких поколениях. Одной из основных задач генеалогического метода является установление наследственного хаpaктера признака (болезни). Если в семье встречается один и тот же признак (болезнь) несколько раз, то в этом случае можно думать о наследственной природе этого явления. После того как обнаружен наследственный хаpaктер признака (болезни), генеалогический метод позволяет установить тип наследования:

  • аутосомно-доминантный;
  • аутосомно-рецесивный;
  • Х-сцепленный;
  • мультифакториальный и т. д.

Генеалогическое дерево строится от пробанда. Обязательно указывается общее число обследованных и число выявленных носителей признака, высчитывается индекс наследуемости (общее число делится на число выявленных носителей). Индекс наследуемости выше 0,3 свидетельствует о среднем уровне риска, выше 0,5 – высоком уровне риска.

Делаются выводы о типе наследования.

За аутосомно-доминантный тип наследования свидетельствуют следующие факторы:

  • признак передается из поколения в поколение;
  • в каждом поколении есть члeны семьи с признаком (заболевание прослеживается по вертикали) ;
  • признак в одинаковой степени встречается и у мужчин, и у женщин, а значит, ген локализуется в аутосоме, не сцеплен с полом;
  • у родителей без признака дети также его не имеют;
  • у члeна семьи, имеющего исследуемый признак, один из родителей также обладает этим признаком.

Аутосомно-рецессивному типу наследования присущи следующие признаки:

  • одинаковая частота рождения больных мужчин и женщин;
  • отсутствие признаков заболеваний у родителей больного ребенка;
  • заболевание (признак) прослеживается в одном поколении, т.е. по горизонтали.

Рецессивное сцепленное с X-хромосомой наследование хаpaктеризуется:

  • поражением в семье только мужчин;
  • наличием здоровых сестер у больного при появлении такого заболевания у половины братьев;
  • отсутствием признаков болезни у родителей;
  • невозможностью передачи дефекта от сына к отцу;
  • наличием больных среди сыновей сестер пробанда или его двоюродных братьев по материнской линии.

Доминантный X-сцепленный тип наследования появляется в следующих признаках:

  • женщины болеют в два раза чаще мужчин, но в сравнении с гомозиготными мужчинами — менее тяжело;
  • больные женщины передают мутантный аллель 50% своих детей вне зависимости от пола;
  • больной мужчина передает мутантный аллель всем дочерям.

Y-сцепленное (голандрическое) наследование хаpaктеризуется:

  • передается от отца всем мальчикам и только мальчикам.

Митохондриальная (цитоплазматическая) наследственность хаpaктеризуется:

  • заболевание передается с цитоплазмой овоцитов только от матери всем детям независимо от пола;
  • больные отцы не передают заболевание.

За мультифакториальный тип наследования свидетельствуют следующие факторы:

  • несоответствие закономерностей наследования простым менделевским моделям;
  • высокая частота заболеваний у родственников по сравнению с другими семьями;
  • выраженный клинический полиморфизм в проявлении заболевания в разных семьях одной родословной;
  • наличие субклинических форм заболевания;
  • увеличение риска заболевания при наличии в семье двух пораженных или тяжело больных.

По мультифакториальному типу часто наследуются такие соматические заболевания как сахарный диабет, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь и т.д.

Далее определяется уровень риска для пробанда заболеть данным заболеванием (высокий, средний, низкий). Заключение делается на основе индекса наследуемости, тяжести форм заболеваний родственников, возраста, в котором началось заболевание, наличии вредных привычек у пробанда и т.п.

Все символы размещаются согласно поколениям, сверху вниз от I (первого) до последующих, начиная с самого старшего. Каждому члeну семьи присваивается порядковый номер арабскими цифрами (слева направо), а номер поколения обозначают римскими цифрами (сверху вниз, от более старших к младшим). В итоге каждый члeн семьи имеет свой цифровой код (например, II-3). При этом братья и сестры располагаются с соблюдением порядка рождения, начиная от самого старшего ребенка.

Составление родословной начинается с пробанда – лица, обратившегося к врачу. Чаще всего пробандом является больной или носитель изучаемого признака. При составлении родословных используются специальные символы прогноза.

Графическое изображение родословной представляет собой совокупность символов, обозначающих особей мужского и женского пола, у одних из которых имеется изучаемый признак, а у других этот признак отсутствует. На графическом изображении все члeны родословной связаны друг с другом горизонтальными или вертикальными линиями, отражающими родственные или брачные отношения (муж – жена, родители – дети). Все индивиды одного поколения располагаются строго в один ряд. Поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз; обычно цифры ставятся слева от родословной. Арабскими цифрами нумеруются все индивиды одного поколения слева направо, последовательно. Братья и сестры располагаются в родословной в порядке рождения.

Графическое изображение родословных существенно облегчает последующий анализ: определение типа наследования, генотипа пробанда и вероятности рождения у пробанда ребенка с тем иным альтернативным значением признака.

В старину, особенно в аристократических династиях, было принято изображать родословную в виде \"дерева поколений\", где от родоначального ствола отходили боковые ветви и веточки.

Современная символика внешне гораздо схематичнее, но обладает большей конструктивной гибкостью.

Между тем основной принцип графического изображения родственных связей остался тем же, такая схематичная родословная с полным правом может именоваться генеалогическим деревом.

Показ видеосюжета https://postnauka.ru/video/43853

Представление презентации, подготовленной студенткой (приложение 1)

Контроль знаний – интеpaктивный кроссворд (приложение 2, приложение 3)

Актуализация знаний по предмету «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

1. Наряду с тем, что редактор MS Word позволяет вставлять в текстовый документ нетекстовые элементы или объекты – рисунки, диаграммы, формулы, он обладает собственными инструментами для создания и редактирования графических объектов.

2. Графический редактор создает рисунки непосредственно в тексте документа. Для обращения к графическому редактору используется панель инструментов \"Рисование\". Для того, чтобы разместить её на экране, необходимо:

  • Щелкнуть правой кнопкой мыши на свободном месте любой панели инструментов.
  • В появившемся вспомогательном меню со списком поставить галочку около строки “Рисование”.
  • После закрытия меню на экране появится панель “Рисование” (рис. 1).

Рис. 1. Панель “Рисование”.

Непосредственно на панель вынесены кнопки простейших геометрических объектов (линия, стрелка, прямоугольник, окружность). Расположенная слева кнопка Автофигуры вызывает всплывающий список групп автофигур (готовых геометрических фигур) Word, в который входят: линии, основные фигуры, фигурные скобки, блок-схема, а также звезды и ленты. Каждый элемент списка раскрывает свою коллекцию изображений объектов.

3. Чтобы нарисовать любой из объектов нужно:

  • Нажать кнопку с изображением этого объекта,
  • Поставить курсор в точку документа, начиная с которой будет рисоваться объект,
  • Нажать левую кнопку мыши и тянуть ее по экрану, пока объект не достигнет нужного размера.

Для изменения хаpaктера рисования производят протягивание с нажатием клавиш и .

4. Выравнивание объектов по сетке.

Графический редактор использует невидимую сетку, по узлам которой могут выравниваться графические объекты. Диалог настройки сетки вызывается при выполнение комaнды Сетка из списка Действия, который появляется при нажатие на кнопку Рисование панели Рисование.

5. Редактирование графических объектов.

Объект или группа объектов подлежащих редактированию должны быть предварительно выделены. Выделение одного объекта производят щелчком мыши в области объекта или по контуру, если в нем есть текст. Признаком выделения служит появление прямоугольной рамки с черными квадратиками – манипуляторами в вершинах и на серединах сторон рамки. Манипуляторы предназначены для изменения размеров объекта. Для изменения размера необходимо установить курсор мыши на манипулятор и потянуть его левой клавишей.
Одновременное выделение нескольких расположенных рядом объектов, выполняется с помощью кнопки выбор объектов , расположенной в левой части панели инструментов Рисование. Щелкнув по ней, устанавливают курсор мыши слева над самым верхним из выделяемых объектов, нажимают левую клавишу мыши, обводят прямоугольником нужные объекты. Теперь клавишу мыши отпускают, и вокруг каждого объекта появляется рамка выделения. Если часть объекта при протягивании мыши оказалась вне прямоугольника, этот объект не будет выделен.

Второй способ выделения нескольких объектов – щелчки мышью по объектам с одновременным нажатием клавиши . Этот способ удобно применять, если объекты расположены на экране хаотично и их невозможно выделить единой рамкой.

6. Группировка объектов.

Группировкой пользуются, когда несколько объектов нужно обpaбатывать и хранить как единое целое. Группу создают из предварительно выделенных объектов с помощью комaнды Группировать из списка Группировка, который расположен в контекстном меню выделенного объекта.

Снять группировку можно комaндой Разгруппировать из того же списка, группа должна быть предварительно выделена.

7. Перемещение объектов.

Перемещения производят мышью, используя метод \"схватить и переместить\", либо клавишами перемещения. Перемещать можно отдельный объект, несколько выделенных объектов или группу. При перемещении мышью ставим ее курсор в область одного из объектов так, чтобы он превратился в , нажимаем левую кнопку мыши и тянем. Переместятся все выделенные в этот момент объекты и группы.

Перемещение с одновременным нажатием клавиши фиксирует направление: строго вертикально или строго горизонтально. Нажатие клавиш +<стрелка> выполняет более мелкие перемещения.

8. Изменение размера объектов.

Изменение размера может производиться для отдельного объекта, нескольких выделенных объектов или группы. В любом случае:

  • Выделяем нужные объекты.
  • Изменяем размер, оттягивая левой клавишей мыши соответствующий манипулятор появившейся рамки.

При одновременном нажатии на клавишу размеры объектов изменяются пропорционально по вертикали и горизонтали.

9. Копирование графических объектов.

Копирование объектов также как и копирование фрагментов текста можно производить двумя способами: через буфер обмена либо с помощью мыши.

Копирование через буфер полностью совпадает с аналогичной операцией над текстом:

  • Выделяем объект или группу.
  • Выполняем комaнду Копировать из меню Правка, или нажимаем кнопку панели Форматирование.
  • Выполняем комaнду Вставить или нажимаем кнопку  – на экране появляется копия.
  • Перетаскиваем копию на нужное место мышью.

Копирование с помощью мыши:

  • Выделяем объект или группу.
  • Нажимаем клавишу .
  • Не отпуская клавишу, ставим курсор мыши в область объекта, чтобы он принял вид , и перетаскиваем копию в нужное место.

10. Вставка надписей.
Для размещения надписи нажимают кнопку  – Надпись на панели инструментов Рисование, рисуют мышью на свободном участке документа рамку надписи текста, внутри надписи появляется текстовый курсор, вводят нужный текст.

Для надписи, как и для обычного текста можно задать тип шрифта, его размер, начертание, выравнивание и цвет.

Надпись обpaбатывается, как и другие графические объекты.

Задание для студентов: Используя возможности текстового редактора MS Word, построить генеалогическое древо; определить тип наследования (приложение 4).



Комментарии:

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

24 04 2024 14:58:22

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

23 04 2024 11:44:42

Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл


    Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

      Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...

22 04 2024 21:47:52

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

21 04 2024 22:35:23

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

20 04 2024 21:10:33

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

19 04 2024 1:35:30

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

18 04 2024 13:58:32

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

17 04 2024 16:32:32

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

      Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....

16 04 2024 17:41:55

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

15 04 2024 1:48:56

Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс


    Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс

      Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....

14 04 2024 16:24:46

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

13 04 2024 1:55:46

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

12 04 2024 20:26:18

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

11 04 2024 12:58:27

Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"


    Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"

      На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....

10 04 2024 16:17:26

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

09 04 2024 8:18:36

По следам эволюции


    По следам эволюции

      Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

08 04 2024 1:19:50

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

07 04 2024 12:36:58

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

06 04 2024 4:43:26

Изучение трутовых грибов в природных сообществах


    Изучение трутовых грибов в природных сообществах

      Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....

05 04 2024 16:19:30

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

04 04 2024 12:31:21

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

03 04 2024 6:51:57

Инфекционные болезни и проблемы долголетия


    Инфекционные болезни и проблемы долголетия

      Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей. ...

02 04 2024 7:42:32

Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"

      Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...

01 04 2024 7:54:15

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

31 03 2024 18:40:23

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

30 03 2024 0:19:54

Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"


    Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"

      Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....

29 03 2024 13:12:58

Урок биологии по теме "Путешествие в страну растений"

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....

28 03 2024 10:42:50

КВН "В мире растений". 7-й класс


    КВН "В мире растений". 7-й класс

      Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....

27 03 2024 14:42:41

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)


    Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

      В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

26 03 2024 15:49:36

Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"

      Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....

25 03 2024 14:38:22

Хлорелла: строение, размножение, польза для человека

Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....

24 03 2024 11:28:43

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

23 03 2024 23:19:36

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

22 03 2024 0:59:58

Обобщающий урок "Корень". 6-й класс


    Обобщающий урок "Корень". 6-й класс

      Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....

21 03 2024 19:17:25

Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы

Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....

20 03 2024 22:57:13

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

19 03 2024 16:35:32

Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации


    Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации

      Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....

18 03 2024 11:38:34

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии


    Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

      Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...

17 03 2024 11:35:14

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

16 03 2024 17:31:23

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

15 03 2024 19:52:54

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

14 03 2024 22:57:40

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

13 03 2024 16:52:50

Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"


    Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"

      В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....

12 03 2024 21:10:21

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

11 03 2024 23:29:17

Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс


    Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс

      Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....

10 03 2024 8:26:11

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

09 03 2024 21:52:11

Мастер-класс "Первый шаг в биологию"


    Мастер-класс "Первый шаг в биологию"

      Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе. ...

08 03 2024 22:12:55

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

07 03 2024 16:36:11

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя


    Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя

      Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....

06 03 2024 15:49:37

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::