Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс
Используемые учебники и учебные пособия:
- учебник \"Общая биология 10-11 классы\" Д.К.Беляев и др.
- учебник \"Общая биология 10 - 11 классы\" Н.И.Сонин и др.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: \"Вирусы\".
Технология: \"Развитие критического мышления\"
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.
Используемое оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.
Используемые ЦОР: DVD-диск фрагмент видеофильма \"жизнедеятельность бактериофага\" (Электронное учебное издание Дрофа, мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова и др., 10 класс, 2009г.)
Цели урока:
- Образовательные - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, о строении и жизнедеятельности вирусов.
- Развивающие - развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, сознательного восприятия учебного материала, развитие потребности к самообразованию, способствование развитию творческой деятельности учащихся.
- Воспитательные - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимании, уверенности в себе.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей. Раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов. Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями.
2. Развивать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками литературы по данной теме; развивать творческие способности учащихся; работать в заданном темпе.
3. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Ход урока
I Организационный момент (1мин)
II.Проверка домашнего задания(10 мин) I
II. Изучение нового материала(24 мин)
IV. Закрепление(5мин)
V. Рефлексия (3мин)
VI. Домашнее задание (2 мин)
I фаза. Вызов. Актуализация опopных знаний.
Учитель: в течение первого полугодия вы изучали молекулярный уровень организации: познакомились с многообразием органических и минеральных веществ, входящих в состав клеток живых организмов. Узнали о функциях, которые выполняют эти соединения, наверняка сделали вывод о том, что без таких соединений невозможна нормальная деятельность организмов. А сегодня мы с вами узнаем об особых созданиях, которые находятся на грани живого и неживого.
Презентация.
Беседа с учащимися по вопросам: (слайд 1-4)
- Что такое клетка?
- Какими особенностями строения, жизнедеятельности обладает?
- Какими свойствами обладают живые организмы?
- Все ли живые организмы состоят из клеток? Назовите исключения!
Работа с карточками в парах (и ответы на вопросы): (слайд 5)
(Приложение №2. Новости).
О чем автор хотел рассказать читателю?
Озаглавьте текст.
Запись на доске, учащиеся в тетради (Приложение №1. Рабочая тетрадь). Тема \"Вирусы - неклеточная форма жизни\" (слайд 6)
- А почему вирусы называют неклеточной формой жизни? Назовите их особенности. (Подвести к внутриклеточному паразитизму)
Постановка проблемного вопроса: Сегодня мы с вами выясним, какие же особенности строения и жизнедеятельности влияют на паразитический образ жизни вирусов?
II фаза. Омысление.
Объяснение нового материала.
Учитель: Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты.
Работа с текстом (Метод: \"Пометки на полях\") (слайд 7)
(Приложение №3. Новый материал по теме). Вирус - неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри ее. Вирусы распространены в природе повсеместно и поражают все группы организмов. Описано около 500 форм вирусов, поражающих теплокровных позвоночных животных, и более 300 форм вирусов, заражающих высшие растения.
Вирусы открыл в 1892 году русский ботаник Д. И. Ивановский. Вероятно, история открытия, равно как и объект его - возбудитель мозаичной болезни табака, известны сегодня любому грамотному человеку.
Да, долгое время казалось, что вирус табачной мозаики, так же как открытый Ф. Лефлером и П. Фрошем в 1898 году вирус ящура и даже описанные К. Д\\\'Эррелем и Ф. Твортом в 1915-1917 годах бактериофаги - это все какие-то случайности, какие-то исключения из достаточно уже известного мира живой природы. И только к концу 20-х годов, а возможно, и несколько позже, среди ученых стали распространяться представления о том, что вирусы занимают в биосфере свое особое место.
Если не все, то абсолютное большинство вирусов было открыто при установлении причины какого-либо заболевания человека, животных или растений. И это наложило отпечаток и на отношение к вирусам, и к науке вирусологии, которая их изучает. В ней стали видеть, прежде всего, раздел патологии, вернее, раздел о причинах патологии, а мельчайшие объекты, исследуемые этой дисциплиной, назвали однозначно - яд (по-гречески яд - вирус).
Пока вирусов было известно немного и еще меньше знали о них, ученых вполне устраивала такая простая классификация: вирусы животных, вирусы растений, вирусы бактерий. Но уже к концу 40 - началу 50-х годов это деление перестало удовлетворять. Во-первых, были обнаружены вирусы, которые могли поражать и растения, и животных; во-вторых, среди каждой из этих групп их набиралось столько, что требовалась дальнейшая градация. И то один, то другой специалист предлагал свою классификацию.
В 60-е годы прошлого века техника вирусологических исследований достигла уже весьма высокого уровня. В это время вирусология перестает быть только опосредованной описательной, на вооружении ученых появляются методы, чуть ли не в буквальном смысле позволяющие разглядеть каждый отдельный вирион в лицо (а измеряются вирионы, между прочим, в нанометрах, то есть миллионных долях метра) ; а кроме того, расчлeнить вирион на составляющие его компоненты и исследовать в первую очередь нуклеиновые кислоты и белки вот только когда это стало очевидным!). Так что новые классификации стали строиться на принципиально иной основе.
Химический состав вирусов.
Просто организованные вирусы представляют собой нуклеопротеиды, т.е. состоят из нуклеиновой кислоты ДНК или РНК. и нескольких белков, образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты. Белковая оболочка носит название капсид (с лат. вместилище). Примером таких вирусов является вирус табачной мозаики.
Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку, белковую либо липопротеиновую. Иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержаться углеводы (например: у вируса гриппа и гepпeса)
Составление опopного конспекта
Учитель: Вирусы - это внутриклеточные паразиты. (слайд 8-9)
- Что такое вирусология?
- Вирусология - наука изучающая вирусы. (запись в тетрадь)
- Размеры вирусов (слайд 10)
- История открытия вирусов. (слайд 11-12)
- Рассмотрите рисунки \"Особенности строения вируса\". (слайд 13)
- Свойства вирусов. (слайд 14)
Значение вирусов.
Учитель: Вирусы - называют империей зла, так как они являются внутриклеточными паразитами, являющимися возбудителями сложных заболеваний человека, животных и растений:
Заполнение таблицы в рабочей тетради: (слайд 15-19)
Болезни человека | Болезни животных | Болезни растений |
Грипп Оспа Корь Свинка Бешенство Полиомиелит Желтая лихорадка Гепатит Краснуха СПИД |
Ящур Инфекционная анемия лошадей Чума свиней, птиц Грипп свиней, птиц |
Мозаичная болезнь табака, огурцов,
томатов Карликовость Скручивание листьев желтуха |
Учитель: Взаимодействие вируса с клеткой
- Каким образом происходит проникновение вирусов в клетку и их размножение в ней?
- Каков путь проникновения в клетку у вирусов бактерий (бактериофага) (слайд 20).
- Жизненный цикл вируса Бактериофага (видео).
Вирусные инфекции и их профилактика.
Интеpaктивная игра \"Передача вирусных заболеваний\"
Учитель: когда в организм человека проникает вирус, то организм начинает с ним бороться. Вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но, в некоторых случаях, пока выpaбатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека могут появиться тяжелые последствия, влекущие за собой летальный исход. Есть случаи, когда вирус заражает клетку и не прекращает свое действие, пока не ослабнет иммунитет человека. Сегодня мы уже говорили о заболеваниях человека, которые вызывают вирусы, но хотелось бы узнать, что вы знаете, что необходимо делать для того, чтобы предотвратить болезнь.
Заполнить таблицу в рабочей тетреди.
Название вирусов | Пути проникновения | Профилактика |
СПИД | Пoлoвoй, через кровь, материнское молоко | ЗОЖ, личная гигиена, одноразовые шприцы |
ГРИПП | Воздушно-капельный |
Сообщение учащегося: \"Значение вирусов в природе\"
Учитель:
- Есть ли будущее у вирусов? Если есть, то, какое?
- Какие вопросы у вас возникли при изучении данной темы?
- Что понятно?
- Что не понятно?
III фаза. Рефлексия
Ответы на вопросы (слайд 22-25)
1. Вирусы - это . . .
А) неклеточные формы жизни;
Б) древнейшие эукариоты;
В) примитивные бактерии.
2. Вирусы размножаются:
А) только в клетке хозяина;
Б) самостоятельно вне клетки хозяина;
В) вариант А) и Б) верны.
3. Наука, изучающая вирусы называется:
А) цитология;
Б) эпидемиология;
В) вирусология
4. Синтез вирусного белка осуществляется:
А) на собственных рибосомах вируса;
Б) на рибосомах клетки-хозяина;
В) на лизосомах клетки хозяина.
Подведение итогов: подсчет смайликов (слайд 26)
Д.З. Решить кроссворд на тему \"Вирусы\".
Учитель: Я думаю, что тема нашего урока вас не испугала. В наш информационный век вирусы проникают не только в растения, животных и человека, но и в компьютеры. Надеюсь, что вы будете с ними бороться, искать пути их ликвидации. А я вас попрошу улыбнуться мне на прощание, ведь положительные эмоции и хорошее настроение - одно из лучших средств укрепления иммунитета.
Учитель: а теперь я вас попрошу оценить мою работу.(слайд 27)
Приложение 3.
Комментарии:
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
11 10 2025 4:15:21
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
10 10 2025 10:22:56
Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....
09 10 2025 21:32:54

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
08 10 2025 5:35:58

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
07 10 2025 8:52:24
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
06 10 2025 22:34:44
Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....
05 10 2025 2:41:31
Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
04 10 2025 12:38:44
На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....
03 10 2025 0:48:27
Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники
"растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли).
Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не
выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит.
...
02 10 2025 20:53:44
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
01 10 2025 15:13:26
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
30 09 2025 4:37:14
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
29 09 2025 1:15:26
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
28 09 2025 15:24:37
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
27 09 2025 15:59:26
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
26 09 2025 14:17:47
В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....
25 09 2025 23:39:33
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
24 09 2025 16:41:43
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
23 09 2025 15:49:54
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
22 09 2025 3:27:36
Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....
21 09 2025 16:21:38
Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....
20 09 2025 11:46:50
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии").
...
19 09 2025 22:46:13
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
18 09 2025 9:55:13
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
17 09 2025 10:30:59
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
16 09 2025 22:56:30
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
15 09 2025 21:24:44
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
14 09 2025 13:42:13
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
13 09 2025 18:59:48
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
12 09 2025 7:20:47
Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....
11 09 2025 16:24:39
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...
10 09 2025 23:14:51
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
09 09 2025 10:47:26
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
08 09 2025 14:59:28
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
07 09 2025 12:12:34
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал.
...
06 09 2025 12:50:16
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
05 09 2025 14:55:11
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
04 09 2025 1:18:46
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
03 09 2025 15:21:50
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
02 09 2025 4:45:59
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
01 09 2025 0:49:48
Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....
31 08 2025 9:46:48
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
30 08 2025 15:39:26
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
29 08 2025 3:23:39
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
28 08 2025 11:19:33
Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....
27 08 2025 1:53:38
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
26 08 2025 17:54:20
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
25 08 2025 1:31:11

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....
24 08 2025 7:39:54
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
23 08 2025 6:57:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::