Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

Используемые учебники и учебные пособия:
- учебник \"Общая биология 10-11 классы\" Д.К.Беляев и др.
- учебник \"Общая биология 10 - 11 классы\" Н.И.Сонин и др.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: \"Вирусы\".
Технология: \"Развитие критического мышления\"
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.
Используемое оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.
Используемые ЦОР: DVD-диск фрагмент видеофильма \"жизнедеятельность бактериофага\" (Электронное учебное издание Дрофа, мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова и др., 10 класс, 2009г.)
Цели урока:
- Образовательные - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, о строении и жизнедеятельности вирусов.
- Развивающие - развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, сознательного восприятия учебного материала, развитие потребности к самообразованию, способствование развитию творческой деятельности учащихся.
- Воспитательные - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимании, уверенности в себе.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей. Раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов. Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями.
2. Развивать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками литературы по данной теме; развивать творческие способности учащихся; работать в заданном темпе.
3. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Ход урока
I Организационный момент (1мин)
II.Проверка домашнего задания(10 мин) I
II. Изучение нового материала(24 мин)
IV. Закрепление(5мин)
V. Рефлексия (3мин)
VI. Домашнее задание (2 мин)
I фаза. Вызов. Актуализация опopных знаний.
Учитель: в течение первого полугодия вы изучали молекулярный уровень организации: познакомились с многообразием органических и минеральных веществ, входящих в состав клеток живых организмов. Узнали о функциях, которые выполняют эти соединения, наверняка сделали вывод о том, что без таких соединений невозможна нормальная деятельность организмов. А сегодня мы с вами узнаем об особых созданиях, которые находятся на грани живого и неживого.
Презентация.
Беседа с учащимися по вопросам: (слайд 1-4)
- Что такое клетка?
- Какими особенностями строения, жизнедеятельности обладает?
- Какими свойствами обладают живые организмы?
- Все ли живые организмы состоят из клеток? Назовите исключения!
Работа с карточками в парах (и ответы на вопросы): (слайд 5)
(Приложение №2. Новости).
О чем автор хотел рассказать читателю?
Озаглавьте текст.
Запись на доске, учащиеся в тетради (Приложение №1. Рабочая тетрадь). Тема \"Вирусы - неклеточная форма жизни\" (слайд 6)
- А почему вирусы называют неклеточной формой жизни? Назовите их особенности. (Подвести к внутриклеточному паразитизму)
Постановка проблемного вопроса: Сегодня мы с вами выясним, какие же особенности строения и жизнедеятельности влияют на паразитический образ жизни вирусов?
II фаза. Омысление.
Объяснение нового материала.
Учитель: Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты.
Работа с текстом (Метод: \"Пометки на полях\") (слайд 7)
(Приложение №3. Новый материал по теме). Вирус - неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри ее. Вирусы распространены в природе повсеместно и поражают все группы организмов. Описано около 500 форм вирусов, поражающих теплокровных позвоночных животных, и более 300 форм вирусов, заражающих высшие растения.
Вирусы открыл в 1892 году русский ботаник Д. И. Ивановский. Вероятно, история открытия, равно как и объект его - возбудитель мозаичной болезни табака, известны сегодня любому грамотному человеку.
Да, долгое время казалось, что вирус табачной мозаики, так же как открытый Ф. Лефлером и П. Фрошем в 1898 году вирус ящура и даже описанные К. Д\\\'Эррелем и Ф. Твортом в 1915-1917 годах бактериофаги - это все какие-то случайности, какие-то исключения из достаточно уже известного мира живой природы. И только к концу 20-х годов, а возможно, и несколько позже, среди ученых стали распространяться представления о том, что вирусы занимают в биосфере свое особое место.
Если не все, то абсолютное большинство вирусов было открыто при установлении причины какого-либо заболевания человека, животных или растений. И это наложило отпечаток и на отношение к вирусам, и к науке вирусологии, которая их изучает. В ней стали видеть, прежде всего, раздел патологии, вернее, раздел о причинах патологии, а мельчайшие объекты, исследуемые этой дисциплиной, назвали однозначно - яд (по-гречески яд - вирус).
Пока вирусов было известно немного и еще меньше знали о них, ученых вполне устраивала такая простая классификация: вирусы животных, вирусы растений, вирусы бактерий. Но уже к концу 40 - началу 50-х годов это деление перестало удовлетворять. Во-первых, были обнаружены вирусы, которые могли поражать и растения, и животных; во-вторых, среди каждой из этих групп их набиралось столько, что требовалась дальнейшая градация. И то один, то другой специалист предлагал свою классификацию.
В 60-е годы прошлого века техника вирусологических исследований достигла уже весьма высокого уровня. В это время вирусология перестает быть только опосредованной описательной, на вооружении ученых появляются методы, чуть ли не в буквальном смысле позволяющие разглядеть каждый отдельный вирион в лицо (а измеряются вирионы, между прочим, в нанометрах, то есть миллионных долях метра) ; а кроме того, расчлeнить вирион на составляющие его компоненты и исследовать в первую очередь нуклеиновые кислоты и белки вот только когда это стало очевидным!). Так что новые классификации стали строиться на принципиально иной основе.
Химический состав вирусов.
Просто организованные вирусы представляют собой нуклеопротеиды, т.е. состоят из нуклеиновой кислоты ДНК или РНК. и нескольких белков, образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты. Белковая оболочка носит название капсид (с лат. вместилище). Примером таких вирусов является вирус табачной мозаики.
Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку, белковую либо липопротеиновую. Иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержаться углеводы (например: у вируса гриппа и гepпeса)
Составление опopного конспекта
Учитель: Вирусы - это внутриклеточные паразиты. (слайд 8-9)
- Что такое вирусология?
- Вирусология - наука изучающая вирусы. (запись в тетрадь)
- Размеры вирусов (слайд 10)
- История открытия вирусов. (слайд 11-12)
- Рассмотрите рисунки \"Особенности строения вируса\". (слайд 13)
- Свойства вирусов. (слайд 14)
Значение вирусов.
Учитель: Вирусы - называют империей зла, так как они являются внутриклеточными паразитами, являющимися возбудителями сложных заболеваний человека, животных и растений:
Заполнение таблицы в рабочей тетради: (слайд 15-19)
| Болезни человека | Болезни животных | Болезни растений |
| Грипп Оспа Корь Свинка Бешенство Полиомиелит Желтая лихорадка Гепатит Краснуха СПИД |
Ящур Инфекционная анемия лошадей Чума свиней, птиц Грипп свиней, птиц |
Мозаичная болезнь табака, огурцов,
томатов Карликовость Скручивание листьев желтуха |
Учитель: Взаимодействие вируса с клеткой
- Каким образом происходит проникновение вирусов в клетку и их размножение в ней?
- Каков путь проникновения в клетку у вирусов бактерий (бактериофага) (слайд 20).
- Жизненный цикл вируса Бактериофага (видео).
Вирусные инфекции и их профилактика.
Интеpaктивная игра \"Передача вирусных заболеваний\"
Учитель: когда в организм человека проникает вирус, то организм начинает с ним бороться. Вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но, в некоторых случаях, пока выpaбатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека могут появиться тяжелые последствия, влекущие за собой летальный исход. Есть случаи, когда вирус заражает клетку и не прекращает свое действие, пока не ослабнет иммунитет человека. Сегодня мы уже говорили о заболеваниях человека, которые вызывают вирусы, но хотелось бы узнать, что вы знаете, что необходимо делать для того, чтобы предотвратить болезнь.
Заполнить таблицу в рабочей тетреди.
| Название вирусов | Пути проникновения | Профилактика |
| СПИД | Пoлoвoй, через кровь, материнское молоко | ЗОЖ, личная гигиена, одноразовые шприцы |
| ГРИПП | Воздушно-капельный |
Сообщение учащегося: \"Значение вирусов в природе\"
Учитель:
- Есть ли будущее у вирусов? Если есть, то, какое?
- Какие вопросы у вас возникли при изучении данной темы?
- Что понятно?
- Что не понятно?
III фаза. Рефлексия
Ответы на вопросы (слайд 22-25)
1. Вирусы - это . . .
А) неклеточные формы жизни;
Б) древнейшие эукариоты;
В) примитивные бактерии.
2. Вирусы размножаются:
А) только в клетке хозяина;
Б) самостоятельно вне клетки хозяина;
В) вариант А) и Б) верны.
3. Наука, изучающая вирусы называется:
А) цитология;
Б) эпидемиология;
В) вирусология
4. Синтез вирусного белка осуществляется:
А) на собственных рибосомах вируса;
Б) на рибосомах клетки-хозяина;
В) на лизосомах клетки хозяина.
Подведение итогов: подсчет смайликов (слайд 26)
Д.З. Решить кроссворд на тему \"Вирусы\".
Учитель: Я думаю, что тема нашего урока вас не испугала. В наш информационный век вирусы проникают не только в растения, животных и человека, но и в компьютеры. Надеюсь, что вы будете с ними бороться, искать пути их ликвидации. А я вас попрошу улыбнуться мне на прощание, ведь положительные эмоции и хорошее настроение - одно из лучших средств укрепления иммунитета.
Учитель: а теперь я вас попрошу оценить мою работу.(слайд 27)
Приложение 3.
Комментарии:
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
23 12 2025 9:50:30
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
22 12 2025 9:42:52
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
21 12 2025 2:31:47
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
20 12 2025 6:14:18
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
19 12 2025 20:43:25
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
18 12 2025 14:54:41
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
17 12 2025 21:27:22
Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....
16 12 2025 20:15:20
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
15 12 2025 4:30:43
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
14 12 2025 1:20:45
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
13 12 2025 3:52:36
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
12 12 2025 4:54:47
Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....
11 12 2025 10:58:21
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
10 12 2025 13:53:51
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
09 12 2025 20:14:24
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
08 12 2025 5:55:36
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
07 12 2025 17:11:31
Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....
06 12 2025 18:59:40
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
05 12 2025 5:10:55
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
04 12 2025 7:54:22
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
03 12 2025 4:33:35
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
...
02 12 2025 8:57:31
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
01 12 2025 9:54:21
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
30 11 2025 10:40:49
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
29 11 2025 9:41:13
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
28 11 2025 22:56:11
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
27 11 2025 18:11:33
Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....
26 11 2025 22:16:10
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
25 11 2025 8:51:42
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
24 11 2025 21:15:37
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
23 11 2025 0:26:32
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
22 11 2025 4:44:51
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
21 11 2025 13:42:51
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
20 11 2025 16:26:46
В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды.
...
19 11 2025 14:39:38
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
18 11 2025 9:16:45
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
17 11 2025 0:36:31
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
16 11 2025 10:30:50
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
15 11 2025 10:42:41
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
14 11 2025 6:21:11
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
13 11 2025 18:36:49
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
12 11 2025 6:44:27
Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....
11 11 2025 13:24:17
В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии.
...
10 11 2025 12:22:23
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
09 11 2025 21:55:16
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
08 11 2025 17:42:14
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
07 11 2025 9:29:43
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
06 11 2025 19:23:35
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
05 11 2025 8:30:51
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
...
04 11 2025 1:20:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев