Способы краеведческой работы по зоологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

Краеведение - это наука, изучающая родной край в природной, исторической, экономической и социальной сферах. Краеведческий подход к изучению биологии в средней школе имеет большое учебно-воспитательное значение. Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, позволяет ученику наблюдать и изучать биологические объекты, обитающие в его крае, на их примере знакомиться с фауной мира, что способствует пониманию природы в целом. Краеведческая работа повышает интерес учащихся к биологическим дисциплинам, требует от школьников умения наблюдать и анализировать, способствует активизации их познавательной деятельности [1, 4].

Развитие любознательности, интереса к познанию составляет одну из важных задач методики. Проблема познавательных интересов - сложная психолого-педагогическая проблема. Ей посвящены исследования Н. Ф. Добрынина, К. Н. Корнилова, С. Л. Рубинштейна, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, В. Г. Иванова и др. В них раскрывается психолого-педагогическая сущность интереса и пути его формирования [2].

В настоящее время в методической пpaктике учителя все чаще стремятся применить определенную систему стимулов для развития познавательных интересов. Еще ведущие методисты-биологи 1970-х гг. Н. М. Верзилин, Н. А. Рыков, В. М. Корсунская, Е. П. Бруновт и др. отмечали необходимость применения комплекса педагогических условий, возбуждающих и поддерживающих высокий интеллектуальный и эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся [2].

С помощью специально подобранного для уроков материала возможно повысить эмоциональный настрой учащихся и на этой основе заинтересовать их. Путем создания проблемно-поисковых ситуаций на всех этапах урока, внеурочной деятельности, применения разнообразных видов самостоятельных работ и т. д. возможно активизировать мыслительную деятельность и углубить интерес школьников к предмету.

Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных, относящиеся к группе натуральных фиксированных объектов. Достоинством коллекций является то, что они позволяют увидеть параметры изучаемых животных (цвет, размер, форму и др.), а недостатком - их плохая сохранность. К зоологическим коллекциям можно отнести коллекции paковин моллюсков, представителей члeнистоногих, перьев, скелетов птиц. Только коллекции члeнистоногих дают полное представление об изучаемых животных, так как представляют объект целиком. Предложенный ниже алгоритм применим к работе с коллекциями члeнистоногих.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КОЛЛЕКЦИЕЙ

1. Прочитайте название коллекции и внимательно рассмотрите объекты.

2. Опишите внешнее строение:

  • части тела;
  • конечности;
  • крылья (если они есть) ;
  • органы чувств;
  • пoлoвoй аппарат;
  • цвет;
  • размеры.

3. Ознакомьтесь с этикеткой, на которой указаны видовые названия животных и места их сбора. Сделайте вывод о приспособленности данных животных к среде обитания.

Коллекции члeнистоногих можно изготавливать силами учащихся при наличии у них умений фиксации животных, сбора материала, составления этикеток. Подобные задания, в качестве летних, желательно давать учащимся, увлекающимся биологией; коллекции можно собирать во время экскурсий, эколого-краеведческих экспедиций. Учитель определяет тему коллекции, намечает предполагаемые объекты и контролирует работу на промежуточном и конечном этапах.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

Источниками информации для учащихся являются: учебник, научно-популярная, специальная и художественная литература, заметки из газет, журнал \"Юный натуралист\", компьютерные программы и т. п.

Умение работать с литературой является общепризнанным умением, однако предполагает наличие у школьников дополнительных умений: осуществлять поиск литературы, составление плана чтения, выделение главных мыслей и фактов, оформление результатов работы в виде доклада или реферата.

Работа с источниками информации как способ краеведческой работы может иметь место на уроках по изучению многообразия животных изучаемой систематической группы. Это имеет особое значение, так как:

1) школьники учатся работать с информацией на уроках под руководством учителя;

2) учитель сам представляет необходимые источники информации или их ксерокопию, т. к. ученики испытывают трудности в поисках нужной литературы и тратят много времени впустую;

3) в работу вовлечены ребята всего класса, поэтому лучше использовать групповую форму (2-4 человека) ;

4) работа регламентирована и занимает 10 - 20 минут.

Объем информации не должен превышать 2 - 3 листов. К источнику информации учитель прилагает перечень вопросов (3-5), которые облегчают учащимся поиск сведений. Вопросы должны касаться описания внешнего строения животного, места обитания в области, поведения и значения.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ

1. Внимательно прочитайте названия статьи и вопросы к ней.

2. Прочитайте содержание статьи.

3. Выберите из статьи нужную информацию и зафиксируйте ее в тетради.

4. При пересказе текста выделяйте интонацией существенные моменты.

Данный способ краеведческой работы эффективен особенно там, где невозможно предъявить натуральные объекты.

НАБЛЮДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Данный способ хаpaктерен для внеурочной деятельности по зоологии и предполагает наблюдения за животными в их естественной среде обитания. Наблюдения классифицируются:

1. По объекту:

- наблюдение биологических явлений;

- наблюдение биологических объектов и особенностей их поведения (внешнее строение рабочего муравья и его поведение).

2. По роли в учебном процессе:

- предварительные, на которые учитель опирается при объяснении нового материала (даются как летние задания) ;

- наблюдения иллюстративного хаpaктера, проводимые на ходу объяснения нового материала (наблюдение за движением рыбы в аквариуме) ;

- наблюдения исследовательского хаpaктера (выявление реакции паука на колебание паутины) [5].

Общий план наблюдения можно представить следующим образом (по А.В. Усовой):

  1. Формирование цели наблюдения.
  2. Выбор объекта наблюдения.
  3. Выявление условий, необходимых для наблюдения.
  4. Пpaктическое создание условий, необходимых для наблюдения.
  5. Планирование наблюдения.
  6. Выбор способа фиксирования наблюдения.
  7. Фиксация получаемой информации.
  8. Анализ результатов.
  9. Формулировка выводов [2].

На этой основе составлен алгоритм наблюдения, который представляет собой универсальную схему для ведения наблюдений за любым зоологическим объектом.

АЛГОРИТМ НАБЛЮДЕНИЯ

  1. Тема (например, за насекомыми отряда Жуки).
  2. Цель (познакомиться с видовым многообразием отряда).
  3. Объекты (майский жук, жук-олень, бронзовка серебристая).
  4. Место наблюдения (в природе или живом уголке).
  5. Оборудование.
  6. Способ фиксации наблюдаемого:
    • коллекционирование;
    • фотографирование;
    • зарисовка;
    • видеосъемка.
  7. Описание наблюдаемого объекта:
    • среда обитания (водная, почвенная, организменная, наземно-воздушная) ;
    • место находки (пень, лесная подстилка, кладка яиц).
  8. Формирование выводов и фиксация результатов:
    • коллекция;
    • фотовыставка;
    • презентация;
    • дневник наблюдений [5].

Наблюдения по данному алгоритму можно организовать на экскурсиях в природу, в качестве летних заданий, эффективно применять их при индивидуальной краеведческой работе с учащимися.

Таким образом, для организации краеведческой работы при изучении зоологии можно использовать весь арсенал методов и средств обучения. Наиболее эффективными способами являются: работа с коллекциями, источниками информации и наблюдения за живыми объектами. Данная работа организуется в рамках учебно-познавательной деятельности в различных формах - урочной и внеурочной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боброва, Н. Г. Теория и пpaктика зоологического краеведения / Н. Г. Боброва // Исследования в области биологии и методика ее преподавания: межкаф. сб. науч. трудов. Вып. 2. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. - С. 89 - 98.

2. Зверев, И. Д. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека / И. Д. Зверев, Е. М. Гвоздырева. - М.: Педагогика, 1971. - 200 с.

3. Пунский, В. О. Азбука учебного труда. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

4. Старкова, Т. С. Актуальные вопросы школьного краеведения и творческого развития учащихся / Т. С. Старкова // Материалы городской научно-пpaктической конференции. - Самара: Б/и, 1999. - 53 с.

5. Школьный реферат по биологии: каким он должен быть? / сост. А. А. Семенов. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. - 60 с.



Комментарии:

Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"


    Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"

      Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...

23 04 2024 11:11:15

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

22 04 2024 5:57:49

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

21 04 2024 5:58:43

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

20 04 2024 14:38:42

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

19 04 2024 3:13:11

Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс


    Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс

      Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...

18 04 2024 9:16:58

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

17 04 2024 17:41:18

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

16 04 2024 18:42:57

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

15 04 2024 8:40:38

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

14 04 2024 11:53:32

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....

13 04 2024 16:51:58

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

12 04 2024 4:15:21

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

11 04 2024 0:12:14

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии


    Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

      Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

10 04 2024 12:50:59

Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода


    Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

      В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....

09 04 2024 13:39:58

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

08 04 2024 17:23:13

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

      Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

07 04 2024 19:22:31

Строение и значение кожи. 8-й класс


    Строение и значение кожи. 8-й класс

      Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....

06 04 2024 11:54:48

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

05 04 2024 8:14:57

Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"


    Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"

      Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....

04 04 2024 23:21:57

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

03 04 2024 19:26:50

Ролевая игра "Однажды в одном организме…"


    Ролевая игра "Однажды в одном организме…"

      Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....

02 04 2024 16:55:23

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля


    "Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

      Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

01 04 2024 2:18:19

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

31 03 2024 23:49:32

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

30 03 2024 14:55:13

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

29 03 2024 4:40:18

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

28 03 2024 22:22:16

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)


    Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

      На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

27 03 2024 0:50:31

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

26 03 2024 18:29:16

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

25 03 2024 16:27:18

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

24 03 2024 3:51:16

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

23 03 2024 0:33:42

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

22 03 2024 11:11:21

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

21 03 2024 2:33:50

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

20 03 2024 15:14:11

Сны и сновидения. 8-й класс


    Сны и сновидения. 8-й класс

      В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

19 03 2024 17:59:44

Внеклассное мероприятие по теме "Я познаю Байкал"

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....

18 03 2024 17:13:51

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

17 03 2024 9:38:54

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

16 03 2024 13:12:31

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой


    "Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

      Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

15 03 2024 16:54:44

Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы


    Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы

      Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....

14 03 2024 19:37:46

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

13 03 2024 16:17:57

"Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"


    "Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"

      Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....

12 03 2024 13:24:31

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

11 03 2024 15:56:32

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

10 03 2024 7:55:26

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

09 03 2024 0:14:17

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

08 03 2024 20:29:53

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

07 03 2024 10:26:38

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"

      Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....

06 03 2024 18:34:52

Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"

      Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....

05 03 2024 1:11:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::