Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

При изучении данных тем, учащимся необходимо было усвоить много понятий и терминов, научится на пpaктике отличать семена однодольных растения от двудольных растений, уметь находить тот или иной тип соцветий на гербариях и рисунках, распознавать типы плодов и семян в коллекциях и сопоставлять их с названиями растений.
Данный урок поможет активизировать мыслительную и познавательную деятельность школьников, а его необычные задания дадут возможность “оживить” и закрепить пройденный материал. Урок рассчитан на 40 минут.
Цель урока: Закрепить и систематизировать знания о цветке, плоде как генеративном органе покрытосеменных растений. Обобщить и систематизировать знания о понятиях: соцветия, плод. Продолжать развивать и закреплять навыки работы с гербариями, коллекциями плодов и семян, таблицами.
Оборудование: Модель “Цветок”. Таблица “Соцветия”. Коллекции семян и плодов. Таблица
“Строение семян”. Раздаточный материал с заданиями для каждого ученика по вариантам.
Ход урока
Учитель раздает учащимся карточки с заданиями. Все таблицы (без обозначений к ним), находятся на доске. Коллекции плодов и семян, гербарии растений раздаются на парту. Учащиеся могут использовать их при выполнении заданий. Ответы к заданиям помещены в Приложении 1.
Задание 1
Ниже перечислены термины. Слева термину соответствует цифра, а справа – буква.
| 1. Однодольные | а | 7. Околоцветник | ж |
| 2. Тычиночная нить, пыльник | б | 8. Эндоcпepм | з |
| 3. Простым | в | 9. Однодомным | и |
| 4. Пестик | г | 10. Семядоли | к |
| 5. Соцветия | д | 11. Цветок | л |
| 6. Околоплодник | е | 12. Семязачатка | м |
Учащиеся, отвечающие на вопросы первого варианта, записывают в тетради номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру.
Учащиеся, отвечающие на вопросы второго варианта, после номера ответа указывают соответствующую букву.
Вариант 1
- Первые листья зародыша растения.
- Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.
- Из чего развивается семя?
- Растения, имеющие в зародыше одну семядолю.
- Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него называют…
- Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани. Какой?
Вариант 2
- Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.
- Группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
- Совокупность чашелистиков и лепестков.
- Если на растении находятся и мужские и женские цветки, то растение называют…
- Женский орган цветка.
- Назовите составляющие тычинки.
Задание 2
Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на вопросы.
Вариант 1
- К репродуктивным органам растения можно отнести: плоды, семена, цветки, все эти органы.
- Зародыш фасоли включает в себя: стебель, корень, листья, все эти органы.
- Две семядоли имеются в семенах: лука, моркови, пшеницы, всех этих растений.
- Основную часть семени ржи занимает: зародыш, семядоля, эндоcпepм, оболочка.
- Однодомные растения имеют: только пестичные цветки, только тычиночные цветки, обоеполые цветки, тычиночные и пестичные цветки на одном растении.
- Простой околоцветник свойственен: вишне, яблоне, лилии.
- Назовите плод, который трижды влияет на судьбу человека.
- Двойной околоцветник свойственен: мхам, папоротникам, голосеменным, цветковым.
Вариант 2
- Какого пола тычиночные цветки?
- Назовите составляющие чашечку цветка.
- Сидячие цветки свойственны: яблоне, сирени, укропу, подорожнику.
- Однополые цветки свойственны: огурцу, вишне, пшенице, гороху.
- Правильный цветок имеют: горох, вишня, капуста, шалфей.
- Двойной околоцветник имеют: роза, тюльпан, орхидея.
- Много семян имеется в плодах: подсолнечника, ржи, гороха, всех этих растений.
- Составляющая часть околоцветника: венчик, тычинка, пестик, цветоножка.
Задание 3
Вариант 1
Ниже перечислены названия растений
- Вишня
- Примула
- Астра
- Белокрыльник
- Морковь
- Сирень
- Капуста
- Одуванчик
- Рожь
- Подорожник
- Петрушка
- Ландыш
- Ячмень
- Виноград
Сопоставьте предлагаемые названия растений, названию соцветий, которые для них хаpaктерны.
- Кисть
- Метелка
- Простой колос
- Сложный колос
- Початок
- Простой зонтик
- Корзинка
- Сложный зонтик
Вариант 2
Ниже перечислены названия растений.
- Вишня
- Томат
- Мак
- Горох
- Капуста
- Пшеница
- Подсолнечник
- Дуб
- Черемуха
- Тюльпан
- Яблоня
- Ананас
- Айва
- Инжир
Сопоставьте предлагаемые названия растений, названию плодов (соплодий).
- Костянка
- Ягода
- Коробочка
- Семянка
- Яблоко
- Желудь
- Зерновка
- Боб
- Стручок
- Соплодие
Задание 4
Учащимся предлагается по смыслу закончить предложения.
Вариант 1
- К зернобобовым растениям относят… .
- Банан можно отнести к…. (указать жизненную форму).
- К двулетним растениям относят… .
- К многолетним растениям относят… .
- Белков в особенности много в семенах… .
- Основным запасным углеводом у растений является….
Вариант 2
- Две семядоли имеются в семенах… .
- Основную часть семени ржи занимает… .
- Мало жиров содержится в семенах… .
- При температуре почвы 1 – 20С прорастают семена… .
- Мелкие семена лука можно сажать на глубину… .
- Одна семядоля содержится в семенах….
Задание 5
Расставьте буквы на свои места и угадайте заданное слово.
Вариант 1
- ледыугво
- пыеолине
- ронерапстнснера
- згакюло
- сприреоатан
Вариант 2
- хлркама
- расха
- ыросмабваарасеинз
- сцскикаялаифи
- елжцетово
Задание 6
Вариант 1
Рассмотрите коллекции семян. Отберите в коллекции семена однодольных растений, а затем семена двудольных растений. Назовите типы плодов отобранных вами экземпляров.
(Учитель раздает коллекции семян на парты).
Вариант 2
Рассмотрите гербарии предлагаемых вам растений. Укажите тот или иной тип соцветия хаpaктерный данному растению. Назовите эти растения.
(Учитель раздает гербарии растений на парту).
В конце урока учащиеся сдают свои работы учителю.
Комментарии:
Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....
17 11 2025 22:20:16
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
16 11 2025 0:19:56
На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
15 11 2025 16:45:36
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
14 11 2025 6:58:46
Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....
13 11 2025 3:38:20
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
12 11 2025 19:39:39
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
11 11 2025 18:10:42
Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
10 11 2025 9:22:22
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
09 11 2025 23:41:18
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
08 11 2025 14:25:32
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
07 11 2025 12:32:57
Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....
06 11 2025 5:35:57
Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....
05 11 2025 13:43:18
К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....
04 11 2025 18:21:56
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
03 11 2025 4:45:30
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
02 11 2025 4:53:58
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
01 11 2025 12:35:46
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи.
...
31 10 2025 17:35:32
Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....
30 10 2025 5:52:10
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
29 10 2025 2:28:22
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
28 10 2025 13:51:23
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
27 10 2025 20:35:21
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
26 10 2025 17:42:30
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
25 10 2025 8:12:17
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
24 10 2025 2:55:59
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
23 10 2025 13:12:17
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
22 10 2025 8:43:34
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
21 10 2025 15:11:45
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
20 10 2025 7:12:15
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
19 10 2025 0:57:41
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
18 10 2025 12:39:47
Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....
17 10 2025 8:49:36
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
16 10 2025 20:46:31
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
15 10 2025 14:55:18
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
14 10 2025 18:35:14
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
13 10 2025 11:35:32
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
12 10 2025 6:35:24
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
11 10 2025 22:27:19
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
10 10 2025 20:53:58
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
09 10 2025 8:50:50
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
08 10 2025 9:11:24
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
07 10 2025 10:39:46
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
06 10 2025 7:13:34
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
05 10 2025 6:41:38
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
04 10 2025 16:20:59
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
03 10 2025 23:30:33
Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания
творческого хаpaктера....
02 10 2025 14:25:38
Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....
01 10 2025 14:47:16
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
30 09 2025 13:56:12
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
29 09 2025 20:32:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




