Лаборатория фитоинвазий    

Генетика и проблемы здоровья человека

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная и групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый, взаимное обучение через сверстников (проектная деятельность)

Цель урока: содействовать формированию навыков проектной деятельности в раскрытии методов изучения генетики человека у учащихся.

Задачи:

  1. Образовательные: показать специфику изучения генетики человека как существа социального; раскрыть основные методы изучения генетики человека, не затрагивающие здоровья и естественных прав человека.
  2. Воспитательные: раскрыть значение науки, могущество и силу человеческого познания; продолжить профессиональную ориентацию учащихся.
  3. Развивающие: развивать основные коммуникативные умения, навыки поиска информации в различных источниках; проверить умение учащихся делать теоретические обобщения на основе анализа характеристики методов исследования генетики человека.

Оборудование: проектор для показа презентаций, таблицы, дидактический материал на каждую парту, на доске плакат:

Опорные точки урока

 

Ход урока

1 этап: Организационная часть. Слово учителя

Эпиграф урока:
Детство мое постой,
Погоди, не спеши.
Дай мне ответ простой,
Что там впереди?

А впереди окончание школы, выбор профессии, учеба, создание семьи. В кабинет врача вошли двое. Он и Она. В нерешительности остановились на пороге. На вопрос о цели визита молодые люди начали рассказывать. Знакомы они со школьной скамьи и любят друг друга, хотят пожениться. Молодые люди считают себя здоровыми. Но у родственников молодого человека ребенок плохо ходит, отстает в умственном и физическом развитии. И их волнует вопрос: "Если они вступят в брак, не родится ли у них такой ребенок?"

Серьезность проблемы очевидна, поскольку вся ответственность за здоровье будущего ребенка зависит от родителей, а желание видеть его здоровым естественно и понятно.

Человек - часть природы, высшая ступень в развитии органического мира, поэтому нельзя отрицать роль биологических факторов в жизни человека. Можно изменить идеи человека, но нельзя его лишить свойств, выработанных в процессе эволюции. Следовательно, законы генетики, которые являются общебиологическими, относятся к человеку.

Сейчас успешно развивается генетика человека. Каждый человеческий генотип своеобразен и неповторим. По программе "Геном человека" расшифрованы все гены человека. Но человек - существо социальное, живет в обществе, и к человеку не применимы методы экспериментальной генетики. Нельзя, например, заставить людей вступить в брак с целью изучения какого-нибудь признака. Генетика человека имеет свою специфику и ее изучение представляет собой известные трудности: человек размножается медленно, каждая супружеская пара имеет небольшое число детей, генотипы людей преимущественно гетерозиготны.

Наука располагает особыми методами изучения генетики человека, которые не нарушают здоровья и естественных прав человека.

Для знакомства с этими методами были созданы творческие группы, которым было дано задание: используя различные источники информации, создать мини-проект, в котором на конкретных примерах раскрыть сущность одного из методов генетики человека. Для этого были розданы инструкции для работы в группах

Цель работы: формирование навыка работы

- с новой информацией, используя различные источники;

- работы в группе;

- проектной деятельности.

Задание: 1) найти информацию по соответствующему вопросу (понятия, доказательства, примеры);

2) сформулировать тезисы, раскрывающие суть вопроса;

3) создание мини - проекта, который оформляется в виде презентации и сопровождается защитой.

Этапы работы: 1) Распределение обязанностей внутри группы

2) Поиск информации

3) Подготовка к защите

4) Защита проекта

Распределение обязанностей внутри группы

Ф.И.

Координатор корректирует работу группы, следит за выполнением обязанностей всех ее участников

Секретарь - записывает все версии, мнения, предложения, тезисы

Лаборант-программист отвечает за техническое обеспечение работы группы, поиск информации, оформление результатов в виде презентации

Спикер - защищает проект

2 этап: Презентация учащимися материала по обоснованию проблемы, поставленной учителем.

Задание для учащихся: по ходу урока кратко заполнить таблицу и тетради сдать в конце урока. Выполняя работу, помните Козьму Пруткова "Зри в корень"

Название метода Сущность метода Примеры
1.Генеалогический    
2.Близнецовый    
3.Цитогенетический    
4.Биохимический    

Защита мини - проектов.

Генеалогический метод - это метод составления родословных с последующим их анализом.

А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 1)

Б) Закрепление (решение задачи -Приложение 2 стр.- 1)

В) Выводы: в настоящее время врачи, которые проводят медико-генетические консультации, считают, что всем родителям, желающим избежать наследственных болезней у детей, следует изучать свою родословную и анализировать ее.

2. Близнецовый метод - это метод, при помощи которого выясняют значение влияния наследственных факторов и факторов среды на формирование нормальных и патологических признаков человека.

А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 2, Приложение 3)

Б) Закрепление (решение задачи - Приложение 2 стр.1)

В) Выводы: проанализировав данные таблицы, следует сказать, что на формирование признаков организма влияют наследственные факторы и факторы окружающей среды. Образование, условия жизни, увлечения, работа - все это накладывает на человека отпечаток. В течение жизни одни способности развиваются, другие затухают, не найдя нужных условий.

3. Цитогенетический метод - это метод, при помощи которого изучают структуру количество хромосом.

А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 3)

Б) Закрепление (решение задачи - Приложение 2 стр.- 2)

В) Выводы: известно около 100 аномалий, связанных с нарушением формы и числа хромосом.

4. Биохимический метод - это метод, который позволяет обнаружить в биохимических параметрах изменения, связанные с изменением генотипа.

А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 3)

Б) Закрепление (Приложение 2 стр.- 2)

В) Выводы: определитесь, по какой специальности вы хотели бы учиться в Ульяновском фармацевтическом колледже. В этом вам поможет "Справочник для абитуриентов УФК"

Вопрос учащихся: А лечат ли врачи наследственные болезни или человек навсегда обречен?

Ответ учителя: Да, лечат.

При заболевании обмена веществ (фенилкетонурия) назначают специальную диету.

При сахарном диабете проводят заместительную терапию (введение в организм недостающих веществ).

Медикаментозная терапия - больным создают условия, не влияющие на психику.

Дородовая диагностика - диспансеризация беременных женщин.

Хирургия - операционное вмешательство (заячья губа, дефекты зрения, гемофилия)

Вернемся к молодым людям, беспокойство которых за свое потомство привело в медико-генетическую консультацию. После генетического обследования, которое включало: уточнение диагноза, по поводу которого консультируется семья; расчет риска рождения больного ребенка; объяснение прогноза результаты показали, что заболевание ребенка не носит наследственного характера. Молодые люди, узнав об этом, успокоились, и их жизнь вернулась в обычное русло.

3 этап: Заключительная часть.

Мы все сегодня убедились в ваших познаниях, в успехах генетики и медицины. Хочется сказать самые добрые и теплые слова в адрес ученых и врачей - людей самой гуманной и удивительной профессии.

Организация работы по завершению заполнения таблицы "Методы генетики человека" и решения задач из Приложения 2 "Дидактические материалы".

Заполнение бланка "Самооценка"

Ф,И______________________________________

Я принимал (а) участие :

1. В подготовке презентации________________ балл

2. В работе с дидактическим материалом______балл

3 В заполнении таблицы___________________ балл

4. В обсуждении проблем урока_____________ балл

5. Моя оценка урока_______________________балл

Мой балл_________



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....

24 08 2019 1:29:45

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

Предложенный учащимся проект по теме " Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

23 08 2019 8:17:43

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы « Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на « Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме « Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

22 08 2019 9:35:28

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

21 08 2019 14:44:44

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме " Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

20 08 2019 2:59:49

Цветочный калейдоскоп

Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....

19 08 2019 10:20:14

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

18 08 2019 19:49:56

Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные

На уроке ученики получают план характеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....

17 08 2019 1:11:37

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются практические навыки по распознаванию цветков различных растений....

16 08 2019 9:12:17

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме « Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

15 08 2019 5:53:13

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

14 08 2019 7:40:25

Цветок — орган полового размножения Биология

Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для полового размножения...

13 08 2019 10:27:16

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

12 08 2019 9:56:19

Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме « Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....

11 08 2019 18:43:36

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

Урок с Э О Р, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

10 08 2019 19:44:35

Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"

Представлен конспект урока " Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса " Общая биология" в 9–11-х классах....

09 08 2019 5:13:58

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

Цели урока: обобщить знания по теме " Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

08 08 2019 20:51:28

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и И К Т. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

07 08 2019 18:53:40

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования

Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....

06 08 2019 17:59:40

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

Представлен конспект урока биологии по теме " Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

05 08 2019 0:45:53

Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс

Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....

04 08 2019 16:52:41

Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....

03 08 2019 15:21:27

Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"

Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....

02 08 2019 0:31:51

Урок природоведения "Шляпочные грибы"

Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований Ф Г О С О О О. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

01 08 2019 1:43:45

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

31 07 2019 15:31:40

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

30 07 2019 23:54:44

Открытый урок "Многообразие голосеменных растений Забайкальского края"

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....

29 07 2019 1:25:44

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

28 07 2019 18:44:38

Использование модульных технологий на уроках биологии

Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе « Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н. М. Черновой, § 28), а также в курсе « Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И. Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

27 07 2019 0:57:21

Урок–практикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опорных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

26 07 2019 7:10:39

Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"

В последнее время в С М И все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания. ...

25 07 2019 0:52:32

Урок биологии в 7-м классе "Тропизмы простейших"

Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы « Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....

24 07 2019 8:13:58

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для практической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

23 07 2019 13:13:37

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Практическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

22 07 2019 6:43:50

Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....

21 07 2019 21:32:27

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

20 07 2019 11:59:42

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

19 07 2019 18:58:23

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

18 07 2019 8:10:56

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

17 07 2019 23:35:53

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

16 07 2019 15:50:18

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опорными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

15 07 2019 7:57:24

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

14 07 2019 23:54:38

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности У М К « Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения И К Т....

13 07 2019 0:19:21

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

12 07 2019 22:47:24

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

11 07 2019 4:23:25

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о характерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

10 07 2019 17:50:51

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

09 07 2019 0:43:20

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

08 07 2019 8:19:41

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс

Цель урока: осмысление школьниками сказочной трансформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе " Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке " Семя", " Корень", " Побег" (образовательная программа И. Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

07 07 2019 9:33:17

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе практикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...

06 07 2019 5:43:48

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие " Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

05 07 2019 4:19:57

Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"

В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отрабатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и раковинам....

04 07 2019 20:59:43

Деление клетки. Митоз

Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение практического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....

03 07 2019 23:26:30

Информационные технологии в преподавании биологии

Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия « Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска « Открытая биология» версия 2.5 О О О « Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы « Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

02 07 2019 19:57:54

Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс

В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме « Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела « Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии « Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании И Т, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....

01 07 2019 11:20:51

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, перерабатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

30 06 2019 23:55:57

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

29 06 2019 10:28:33

Цветок — генеративный орган. Строение цветка

Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

28 06 2019 14:40:25

Урок биологии по теме "Голосеменные"

Урок составлен в соответствии с программой и учебником В. В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет практическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

27 06 2019 11:28:48

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

Урок является частью темы « Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

26 06 2019 19:28:47

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина " Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

25 06 2019 23:28:37

Блок уроков по теме "Грибы"

Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме " Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В. В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

24 06 2019 13:15:33

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

23 06 2019 22:54:33

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса « Биология-8. Человек» в рамках любого У М К. Урок проводится в форме научно-практической конференции. Учащиеся в ходе практической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

22 06 2019 10:39:38

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа " Комнатное цветоводство"....

21 06 2019 8:16:19

Страна папоротников

Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме " Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...

20 06 2019 10:47:34

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

19 06 2019 23:56:29

Информационные технологии на уроках биологии

Cистемный подход к формированию О У У Н создаёт условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии " Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н. Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи И К Т. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

18 06 2019 8:53:24

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

17 06 2019 23:11:47

Дыхательная система

Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....

16 06 2019 6:35:11

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

15 06 2019 10:13:59

План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая характеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"

Материал содержит подробный план конспект урока « Надкласс рыбы. Общая характеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....

14 06 2019 3:54:17

Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"

Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, половом размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о сперматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...

13 06 2019 5:26:39

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

12 06 2019 1:10:26

"Светик, пушистое солнышко"

В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....

11 06 2019 6:47:18

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

Урок в 6 классе по учебнику В. В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

10 06 2019 9:14:27

Питание и пищеварение. 8-й класс

На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....

09 06 2019 7:29:59

Видоизменения наземных побегов Биология

У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

08 06 2019 17:20:37

КСО на уроках биологии

В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования К С О на уроках биологии....

07 06 2019 23:13:54

Использование проектной деятельности на уроках биологии

В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

06 06 2019 15:58:21

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды

Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....

05 06 2019 10:47:59

Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"

Урок экологии в рамках регионального компонента Б У П реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе. ...

04 06 2019 18:59:43

Строение и функции органов дыхания

Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....

03 06 2019 1:57:21

Грибы: их многообразие и значение. 5-й класс

Данная разработка составлена для У М К Пономаревой И. Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....

02 06 2019 18:39:37

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской « Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого смертельного недуга....

01 06 2019 14:32:12

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

31 05 2019 7:40:26

Урок по теме "Плоды". 6-й класс

На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

30 05 2019 10:22:53

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

29 05 2019 10:27:51

Заключительный урок по теме "Корень"

Развивающая игра по теме « Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

28 05 2019 5:22:25

Путешествие в мир насекомых

Урок направлен на закрепление знаний о ракообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

27 05 2019 12:13:24

Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"

Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся. ...

26 05 2019 7:38:42

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

25 05 2019 17:41:50

Царство грибов

Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

24 05 2019 9:56:28

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки

Клетки разных организмов имеют свои характерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....

23 05 2019 23:40:31

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

22 05 2019 22:32:14

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

21 05 2019 12:55:33

Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"

Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....

20 05 2019 12:34:40

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел " Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

19 05 2019 2:22:27

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: " Верные и неверные утверждения", " Сводная таблица", " Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

18 05 2019 4:35:38

Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

17 05 2019 21:40:12

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

16 05 2019 9:41:10

Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....

15 05 2019 5:57:18

Кистеперые рыбы. Общая характеристика, строение и образ жизни

Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колеблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....

14 05 2019 23:54:39

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

Урок по теме « Происхождение и многообразие земноводных» применяет И К Т. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

13 05 2019 19:43:17

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

12 05 2019 15:57:23

Обобщающий урок по теме "Цитология"

Обобщающий урок по теме « Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к Е Г Э....

11 05 2019 7:19:11

Мастерская "Omne ex owo"

«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

10 05 2019 16:20:35

Обмен веществ и энергии

Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) " Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

09 05 2019 4:29:59

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

08 05 2019 5:42:20

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс

Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую характеристику бесполого размножения; определить практическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....

07 05 2019 0:59:17

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

Изучается закон сцепленного наследования Т. Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

06 05 2019 12:26:48

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

05 05 2019 20:43:15

Урок по теме "Мышцы: строение и функции"

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование И К Т делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....

04 05 2019 2:23:35

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

Будучи составной частью образовательной программы О У, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

03 05 2019 4:17:13

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

02 05 2019 5:58:33

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности полового и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

01 05 2019 22:39:37

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

« Познания и странствия неотделимы друг от друга». Эти слова К. Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

30 04 2019 1:49:11

Общая характеристика водорослей

Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и половым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

29 04 2019 0:20:55

Внутреннее строение птиц

Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

28 04 2019 20:53:31

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

27 04 2019 15:32:32

Компетентностно-ориентированный урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме « Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме « Пищеварение»....

26 04 2019 23:43:24

Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"

Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого характера....

25 04 2019 23:14:55

Учебный спектакль "Иммунитет"

Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

24 04 2019 3:20:33

Значение водорослей в природе и жизни человека

Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

23 04 2019 18:37:21

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

Обобщающий урок в 9-м классе по теме « Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

22 04 2019 14:14:25

Урок-исследование "Условия прорастания семян"

Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

21 04 2019 6:19:33

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

20 04 2019 5:33:44

Развитие организма и окружающая среда

Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

19 04 2019 12:24:13

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

18 04 2019 2:34:24

Дыхательные движения, механизм вдоха и выдоха человека

Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....

17 04 2019 21:57:37

Роль птиц в природе и жизни человека

Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....

16 04 2019 13:12:14

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества « Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

15 04 2019 22:29:18

Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"

Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой " Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....

14 04 2019 19:48:30

Руководство к работе с атласом-определителем

Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

13 04 2019 4:14:58

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

12 04 2019 20:20:35

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

11 04 2019 2:26:30

Фотосинтез

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать характеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....

10 04 2019 15:25:13

Многообразие грибов

Цели урока: расширять и углублять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....

09 04 2019 3:34:40

Обобщающий урок "Корень". 6-й класс

Урок проводится как заседание клуба знатоков " Что? Где? Когда?". Для соревнующихся команд подобраны вопросы проблемного характера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за командную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....

08 04 2019 13:15:25

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

07 04 2019 21:45:15

Интегрированный урок "Газообмен в легких"

В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром. В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....

06 04 2019 6:44:21

Методические подходы к проведению летних практических занятий учащихся по изучению энтомофауны

При проведении летней полевой практики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения практических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....

05 04 2019 4:16:55

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

04 04 2019 17:28:35

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме " Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

03 04 2019 9:24:50

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

02 04 2019 1:26:36

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом « Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интерактивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

01 04 2019 5:21:44

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

31 03 2019 22:53:50

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

30 03 2019 8:44:58

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

29 03 2019 15:38:28

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством З У Н учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

28 03 2019 21:55:34

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2019 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)