Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

Цель курса: развитие творческой активности, самостоятельности и познавательного интереса учащихся к биологии.
Задачи курса:
- Расширить и углубить знания учащихся о физиологии высшей нервной деятельности, поведении и психике человека;
- Познакомить учащихся с основными проблемами науки, изучающей строение и функции головного мозга, физиологическими основами психических функций и типологическими особенностями личности;
- Формировать умения управления своими психическими процессами, навыки самоконтроля и самовоспитания;
- Формировать уважительное отношение к личности человека.
Содержание программы
Введение (1 час).
Предмет и задачи курса, его связь с психологией, медициной. Понятие психической жизни человека.
Тема 1. История развития и методы физиологии высшей нервной деятельности (2 часа).
Представления античных ученых о психической деятельности человека. Демокрит. Платон. Аристотель. Первые попытки исследовать функции нервной системы. Представления А. Везалия. Возникновение рефлекторной теории. Учение К. Галлена. Вопрос о локализации высших психических функций. Сущность френологии Галя. Диспут Флуранса и Галля. Исследования П. Брока и К. Вернике.
И.М. Сеченов – основатель естественно – научного подхода к изучению психической деятельности. И.П. Павлов – основатель метода условных рефлексов. Открытие безусловных и условных рефлексов. Значение метода условных рефлексов в развитии учения о высшей нервной деятельности.
Демонстрация: портретов ученых; френологической “карты мозга” Галля; схемы опыта центрального торможения И.М. Сеченова.
Тема 2. Физиология возбудимых тканей и поведение (4 часа).
Возникновение и эволюция нервной системы. Свойство возбудимых тканей. Нейроны и нейроглия. Природа нервного импульса. Потенциал покоя и потенциал действия. Рефлекторная дуга: рецепторы, чувствительные, вставочные и двигательные нейроны. Понятие синапса. Строение химического синапса. Механизмы синаптической передачи. Нервно – мышечное соединение. Наркотические вещества и нейроны.
Восприятие раздражений. Свойства рецепторов. Анализаторы, их роль в поведении.
Демонстрация: таблицы “Нервные клетки и схема рефлекторной дуги”.
Лабораторная работа.
№1. Рассмотрение микропрепаратов: строение нервного волокна, клеток спинного и головного мозга.
Тема 3. Строение и функции нервной системы человека и высших животных (3 часа).
Центральная нервная система и периферическая нервная система. Спинной и головной мозг. Отделы головного мозга: продолговатый мозг и мост, средний мозг, задний мозг, промежуточный мозг, передний мозг. Лимбическая система. Ретикулярная формация.
Локализация высших психических функций в коре головного мозга. Функции правого и левого полушарий. Влияние межполушарной асимметрии на эмоциональную жизнь человека. “Правополушарное” и “левополушарное” мышление.
Методы изучения мозга: использование электрических показателей условно – рефлекторной активности, прямое раздражение нервных структур мозга, фармакологические воздействия на условные рефлексы, создание экспериментальной патологии условно – рефлекторной деятельности, моделирование процессов условно – рефлекторной деятельности, сопоставление психологических и физиологических проявлений процессов высшей нервной деятельности.
Демонстрация: моделей мозга различных животных и человека; таблиц строения нервной системы; влажных и пластинчатых натуральных препаратов головного мозга, примеры электроэнцефалограмм в норме и патологии.
Лабораторная работа.
№2. Изучение головного мозга, натуральных пластинчатых препаратов мозга позвоночных животных.
Экскурсия.
№1. Изучение электрофизиологических методов исследования работы головного мозга (кафедра физиологии человека медицинской академии).
Тема 4. Рефлексы. Закономерности работы головного мозга (4 часа).
Безусловная программа поведения, ее филогенетическая обусловленность. Формы безусловного поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, импринтинг.
Условная программа поведения, ее формы: условный рефлекс, навыки, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Сходство высшей нервной деятельности животных и человека.
Многоуровневая организация работы головного мозга. Основные процессы в нервной системе: возбуждение и торможение. Теория доминанты А.А. Ухтомского. Закон иррадиации и концентрации. Закон взаимной индукции. Теория функциональных систем П.К. Анохина.
Демонстрация: безусловных и условных рефлексов и выработка условных рефлексов на базе пищевого подкрепления; опыта с морской свинкой, демонстрирующего наличие пищевой доминанты.
Лабораторная работа.
№3. Поведение животных: наблюдение аквариумных рыбок, кошек, собак с целью определения безусловных и условных рефлексов, а также выработки условных рефлексов.
Наблюдение безусловных рефлексов и выработка условных рефлексов у человека на базе речевого подкрепления.
Тема 5. Ощущения. Восприятие (3 часа).
Роль анализаторов в познании внешнего мира. Объект и фон. Виды ощущений. Пороги ощущений. Чувствительность, ее развитие. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Роль ощущений в формировании восприятия.
Восприятие. Свойства восприятия: константность, избирательность. Апперцепция. Виды восприятий: восприятие прострaнcтва, восприятие времени, восприятие движения. Иллюзии. Наблюдение как целенаправленное восприятие.
Демонстрация: таблиц “Анализаторы”; двойственных изображений, чертежей, иллюстрирующих зрительные иллюзии – размеров предметов, контраста, перспективы; рисунков – “перевертышей”, несуществующих фигур, репродукции картины И. Левитана “У омута”.
Лабораторные работы:
№4. Определение относительного и абсолютного
порога ощущений, обнаружение взаимосвязи и
взаимовлияний ощущений друг на друга. Получение
зрительных и тактильных иллюзий.
№5. Развитие глазомера. Определение временных
промежутков без часов.
Тема 6. Изменения высшей нервной деятельности при разных состояниях организма (2 часа).
Влияние физической и умственной работы на высшую деятельность. Значение питания. Гормональные влияния. Фармакологические воздействия. Воздействие алкоголя и наркотических веществ. Влияние измененных условий дыхания и кровоснабжения мозга. Влияние тепла и света.
Невротические “срывы” процессов высшей нервной деятельности.
Тема 7. Познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание (6 часов).
Память, ее физиологические основы. Виды памяти в зависимости от длительности сохранения информации: мгновенная, кратковременная, долговременная. Виды памяти в зависимости от типа содержания материала: образная, двигательная, словесно – логическая, эмоциональная. Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание. Факторы, улучшающие запоминания: установка на запоминание, интерес к материалу, мотивы запоминания. Механическая и логическая память. Произвольное и непроизвольное запоминание. Приемы рационального запоминания: прием рифмы, прием “мест”, прием “группировки”, прием ассоциаций. Мнемотехника. Роль повторения в сохранении информации.
Воображение, его физиологические основы. Репродуктивное и творческое воображение. Развитие воображения.
Физиологические основы рассудочной деятельности животных и человеческого мышления. Значение второй сигнальной системы в развитии мышления. Соотношение мышления и речи. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение. Основные виды мышления: пpaктически – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое. Мышление как высшая ступень человеческого познания. Строение мыслительной деятельности. Выдвижение и проверка гипотез. Творческое мышление, его свойства: беглость, гибкость, оригинальность, способность к детальной разработке. Этапы творческого мышления: подготовка, инкубация, озарение, проверка истинности.
Внимание, его физиологические основы. Закон взаимной индукции. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Основные свойства внимания, распределение, переключаемость, устойчивость, концентрация, объем. Невнимательность и рассеянность. Управление вниманием. Способы тренировки внимания.
Демонстрация: фигур и картинок для проверки памяти на узнавание и воспроизведение, усеченной пирамиды.
Лабораторные работы:
№6. Определение типа памяти (долгосрочной и
краткосрочной, механической и логической),
быстроты, точности и прочности запоминания.
№7. Выявление точности воссоздающего
воображения.
№8. Выявление особенностей развития различных
мыслительных операций.
№9. Измерение величины колебания произвольного и
непроизвольного внимания. Снижение колебаний
внимания при активной работе с объектом (опыт с
усеченной пирамидой).
Тема 8. Личность и ее индивидуально – психологические особенности (5 часов).
Интересы, склонности и способности. Природа человеческих способностей. Условия развития способностей. Сила, подвижность и инертность нервных процессов человека. Виды способностей: общие, специальные. Степени развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Профессиональное самоопределение.
Темперамент. Типы темпераментов и их свойства. Учение о типах нервной системы. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента.
Хаpaктер. Условия формирования хаpaктера. Черты хаpaктера: мopaльная зрелость, полнота, цельность, определенность, сила, трезвость, уравновешенность. Связь хаpaктера и темперамента. Типологические особенности человека и выбор профессии.
Произвольные и непроизвольные движения. Потребность – источник деятельности, биологические и социальные потребности. Мотив деятельности и цель. Волевое поведение. Роль лобных долей коры больших полушарий в планировании действий и оценке достигнутых результатов. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость, их физиологические основы.
Классификация эмоций. Внешнее выражение эмоций. Изменение функций организма во время эмоциональных состояний, роль гормонов. Физиология эмоций. Гипотезы, раскрывающие причины положительных и отрицательных эмоций. Роль эмоций. Связь эмоций с психическими процессами. Психические состояния: настроение, фрустрация, стресс, аффект. Чувства. Управление эмоциями и чувствами.
Демонстрация: таблицы “Выражение эмоций у человека и шимпанзе”; рисунка Х, Бидструпа “Четыре темперамента”; “Круга” Айзенка; таблицы качеств личности, свойственных людям с различными типами темпераментов.
Лабораторные работы:
№10. Определение быстроты реакций у
испытуемого.
№11. Определение преобладающего типа
темперамента.
№12. Изучение основных черт хаpaктера методом
прямого оценивания.
№13 Определение видов и форм эмоций.
Тема 9. Феномены науки (4 часа).
Сознание и подсознание. Интуиция. Изучение бессознательного. Психоанализ. Психодиагностика. Психокоррекция
Почерк человека. Графологический анализ. Психомоторика.
Телепатические способности человека. Возможности использования эффекта “25-ого кадра”.
Сила слова. Внушение и самовнушение. Гипноз. Лечение внушением и гипнозом.
Биологические ритмы. Эволюция сна животных. Фазы сна человека. Теория сна и его физиологическое значение. Сновидения, теории сновидений. “Вещие” сны. Расстройство сна: сонливость, бессонница, летаргия, сомнамбулизм, гигиена здорового сна.
Демонстрация: портретов З.Фрейда, В.Мессинга; образцов подписей, хаpaктеризующие различные особенности хаpaктера человека; электроэнцефалограмм биотоков мозга в разных фазах сна человека.
Учащиеся должны знать:
- Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека;
- Историю развития и методы физиологии высшей нервной деятельности человека;
- Физиологию возбудимых тканей;
- Строение и функции нервной системы человека и высших животных;
- Закономерности работы головного мозга;
- Безусловную и условную программы поведения, их формы;
- Особенности ощущений, восприятия;
- Физиологические основы познавательных процессов;
- Виды памяти, приемы рационального запоминания;
- Основные свойства внимания, способы тренировки внимания;
- Основные мыслительные операции;
- Индивидуально – психологические особенности личности;
- Изменения нервной высшей деятельности при разных состояниях организма;
- Методику наблюдений;
- Методику постановки эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
- Хаpaктеризовать задачи курса и методы физиологии высшей нервной деятельности;
- Хаpaктеризовать основные этапы в развитии учения о высшей нервной деятельности, вклад ученых в развитие науки;
- Хаpaктеризовать физиологию возбудимых тканей;
- Устанавливать взаимосвязь строения и функций отделов центральной нервной системы;
- Устанавливать сходства и различия в строении нервной системы и поведении человека и высших животных;
- Сравнивать условную и безусловную программы поведения человека и высших животных;
- Наблюдать и описывать поведение домашних животных, нервные процессы;
- Работать со световым микроскопом и микропрепаратами;
- Владеть методикой постановки опытов, описывать их и объяснять результаты;
- Исследовать биологические объекты и психические процессы на основе эксперимента;
- Исследовать индивидуально – психологические особенности личности человека на основе предложенных тестов.
Методические рекомендации (приложение 1)
Учебно-тематическое планирование (приложение 2)
Cписок литературы для учащихся:
- Батуев А.С. Загадки и тайны психики. М.: Дрофа, 2003.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер К. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
- Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. Пособие для факультативных занятий. М.: Просвещение, 1980.
- Детская энциклопедия, под редакцией Леонтьева А.Н. Том 7 “Человек”. М.: Педагогика, 1975.
- Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. Пособие для учащихся общеобразовательных школ 8 – 9 кл. М.: Вентана – Граф, 2000.
- Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Бapaнов А.А, Психология. 8 – 9 кл. С. – Петербург: Питер, 2000.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961.
- Хаксли Д., Кох Л. Язык животных. М.: Мир, 1968.
- Шостак В.И. Природа наших ощущений. М.: Просвещение, 1983.
Список литературы для учителя:
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1983.
- Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Просвещение, 1979.
- Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы М.: Педагогика – пресс, 1994.
- Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1988.
- Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 1995.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. Пособие для педагога. М.: Владос, 2001.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Флинта, 2000.
Комментарии:
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
10 12 2025 20:34:15
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
09 12 2025 8:36:18
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
08 12 2025 0:52:56
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера).
...
07 12 2025 15:20:49
Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....
06 12 2025 18:20:46
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ.
...
05 12 2025 5:12:12
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
04 12 2025 13:36:56
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
03 12 2025 14:26:30
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
02 12 2025 13:38:46
Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....
01 12 2025 20:19:50
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
30 11 2025 4:29:27
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
29 11 2025 16:44:53
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
28 11 2025 14:22:46
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
27 11 2025 7:51:17
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
26 11 2025 0:57:16
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять
теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....
25 11 2025 22:55:57
Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....
24 11 2025 21:43:47
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
23 11 2025 7:52:37
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
22 11 2025 23:25:50
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
21 11 2025 4:50:32
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
20 11 2025 0:58:42
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....
19 11 2025 0:19:56
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
18 11 2025 5:52:45
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
17 11 2025 23:34:39
Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....
16 11 2025 21:12:24
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....
15 11 2025 15:35:48
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
14 11 2025 2:45:46
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
13 11 2025 7:11:38
Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....
12 11 2025 10:44:32
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».
Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....
11 11 2025 13:18:22
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
10 11 2025 20:47:57
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
09 11 2025 20:53:43
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
08 11 2025 20:40:30
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
07 11 2025 19:13:59
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
06 11 2025 18:51:29
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
05 11 2025 10:17:37
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
04 11 2025 1:23:28
Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....
03 11 2025 7:53:49
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев.
Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности.
Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
02 11 2025 22:33:30
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
01 11 2025 12:19:22
Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....
31 10 2025 23:14:47
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
30 10 2025 13:55:25
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
29 10 2025 23:40:47
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету.
В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
28 10 2025 23:29:26
Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт
самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что
школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной
жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой
стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и
окружающему миру....
27 10 2025 14:40:37
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
26 10 2025 14:25:24
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся.
...
25 10 2025 9:46:52
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
24 10 2025 4:25:48
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
23 10 2025 9:45:12
Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов.
...
22 10 2025 22:53:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс