Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии


    Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

Цели:

  1. Применить приемы учебной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях личностно-ориентированного образования для формирования мотивации к обучению.
  2. Изучить возможности использования приемов для формирования личности.
  3. Провести диагностику учащихся и мониторинг результативности использования приемов для формирования личности.

Задачи:

  1. Составить перспективный план самообразования на 2006-2010 гг. по изучению и применению данной методике в своей работе.
  2. Изучить литературу и опыт учителей по использованию методики личностно-ориентированного обучения в пpaктике применения на уроках.
  3. Провести диагностику учащихся 6, 7 классов по методикам наблюдения, самостоятельной диагностики проведенной психологами с целью выявления индивидуальных особенностей развития ребенка.
  4. Организовать работу учащихся на уроках в условиях личностно-ориентированного образования.
  5. Проводить мониторинги для выявления успешности в обучении учеников 6, 7 классов.
  6. Разработать задания по биологии 7 класса для использования его в условиях интегрированных уроков с применением знаний пользователя компьютера.
  7. Систематизировать задания применяемые на уроках биологии в условиях личностно-ориентированного образования.
  8. Представить свои наработки и результаты на ГМО объединения учителей биологии.

План

Тема: Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно-ориентированного образования на уроках биологии.

Цели:

  1. Формировать мотивацию к обучению.
  2. Создавать благоприятные условия на уроке для успешного восприятия предмета.
  3. Изучить возможности использования методов обучения в формировании личности ученика.
  4. Применять приемы учебной деятельности на пpaктике в условиях личностно-ориентированного обучения.
Задачи Мероприятия Сроки Наименование разработок
(что будет сделано)
Форма представления результативов (что, где)
Изучить методическую литературу по проблеме Начальный этап. Обсудить тему на ГМО, ШМО о ее актуальности и мотивации ее применения; подобрать литературу. 2006-2007 Заметки по теме, тезисы, Устное выступление на ШМО учителей биологии.
Содержание работы по проблеме 1. Изучить литературу по данной теме. Статьи, публикации.

2. Изучить классы для применения на пpaктике.

2007-2008 Провести диагностику учащихся 6, 7 кл.

Разработать несколько уроков, заданий.

Обсудить варианты тестов, тем, уроков.
Апробация Разработать задания и уроки, использовать задания в учебнике в новом качестве внедрения. 2008-2009 Разработать задания, тесты 7 кл. с интегрированным применением и знаний ПК. Представить систематизацию разработанных заданий по биологии 6-11 кл.
Диагностика (методики отсутствуя результатов) Отслеживание успешности ученика в обучении с применением заданий по новой методике. 2009-2010 Написать статью, сделать презентацию по применению материала и результатах его использования. Защита работы на ГМО.

1. Методы и приемы в самообразовательном процессе

Приемы:

1. Схематический педагогический рисунок.

А) педагогический рисунок, поясняющий строение органов;.

Б) педагогический рисунок, поясняющий физиологические процессы;

В) педагогический рисунок при проверке знаний.

2. Анализ.

3. Синтез.

4. Сравнение.

5. Обобщение.

6. Установление причинно-следственных связей.

7. Построение гипотез.

8. Познавательные логические задачи.

9. Приемы, стимулирующие доказательность ответов при проверке знаний.

10. Конкретизация и систематизация понятий.

11. Приемы развития интереса.

12. Составление аналитических схем.

2. Применение приемов учебной деятельности в преподавании предмета биологии

1) Схематический педагогический рисунок.

Среди средств наглядности, обеспечивающих связь между конкретным и абстpaктным, в преподавании биологии большое место занимает педагогический рисунок (это позволяет выделить существенные черты в объектах и явлениях, помогающих формированию понятий, развитию воображений и абстpaкции).

Рисунок, который изображает учитель на доске “живой, стремительный, мгновенный и конструктивно простой”.

Обязательные требования к педагогическому рисунку:

  • графическая грамотность;
  • простота;
  • ясность изображения;
  • связь с .

Основные показательные значения рисунка в том, чтобы создавать четкие ассоциации слова и образа, выделяя наиболее существенные черты изображаемого объекта.

Меловой рисунок учителя на доске имеет преимущество перед печатными, даже художественно выполненными таблицами, восприятие которых не всегда дает возможность ученику усвоить последовательность анализа объекта и наиболее существенные детали.

Могут быть три варианта применения педагогического рисунка:

1. Поясняющий строение органов. Учитель применяет его после демонстрации объекта на муляже ( сердце, легкие, желудок, головной мозг, …)

При выполнении рисунка ученики делают общий контур формы (следуя за учителем), затем показывают расчлeнение на главные части, позднее зарисовывают необходимые детали; при изображении по возможности подчеркивают графически связи между частями, соблюдают их относительные пропорции, подписывают (рис.1).

Незаменим рисунок если учитель объясняет строение органа на тканевом или клеточном уровне.

Изображение нейрона на доске и в тетрадях выполняется синхронно и последовательно по ходу объяснения учителя. Знания, которые получают ученики, важны для формирования более конкретного понятия о взаимосвязи строения и функции (рис. 2).

2. Поясняющий физиологические процессы.

Например: фагоцитоз – поглощение лейкоцитами микробов; деление клетки – митоз; мейоз, изображение графических схем рефлекторной дуги, оплодотворение, опылений у растений.

Такие рисунки позволяют учащимся успешно усваивать понятия (рис. 3).

3. Рисунок при проверке знаний.

Учитель при контроле знаний требует от учащихся воспроизвести рисунок.

При выполнении задания могут быть варианты: дорисовать, обозначить, воспроизвести полностью, показать стрелкой направление процесса.

Ученику легче изображать морфологическую основу процесса молча, и удобнее начинать рисовать с самых крупных объектов, а сущность процесса объяснять на готовом рисунке с помощью условных обозначений (фотосинтез, рефлекторная дуга).

4. Обучение – анализ, синтез важным составным элементом мнениями.

Сначала надо дать понятия учащимся о том, что такое анализ и синтез.

Анализ – это мысленное расчлeнение предмета или явления, выделение отдельных его частей, признаков, свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в некоторое целое.

Этапы анализа.

  1. Знакомство с органом всегда начинается с раскрытия его значения в системе органов или в организме. Это создает ситуацию заинтересованности и потребность приобрести знания о строении органа, обеспечивающего определенную функцию.
  2. Наблюдение внешнего вида органа. Учащийся описывает внешнее строение: топография органа в организме, хаpaктеризует форму, размеры, цвет, поверхность, плотность, окружность (то, что является для органа существенным).
  3. Необходимо рассмотреть орган в натуре (на муляже, влажном препарате).
  4. Отчет о наблюдении, изучении органа может быть в виде “словесного портрета”, на основе своего воображения, а затем подтверждают истинность своих представлений, используя наглядность.
  5. Если это возможно, после выяснения строения внешнего, изучается внутреннее строение на примере вскрытых органов (влажных препаратов).
  6. Изучение дополняется схематичными рисунками.

Этапы синтеза.

Учащиеся находят разнообразные связи в органе. Связи частей в органе могут быть:

  • морфологическими (соединение концов костей в суставе с помощью сумки и связок) ;
  • физиологическими (выделение смазки, уменьшающий трение между костями) ;
  • регулятивными, благодаря которым создается согласованность в работе частей органов.

Последним этапом в анамус – синтезе является установление взаимосвязи строения и функции в органе и его частях.

Для качества анализа необходимо соблюдать правильное мысленное последовательное расчлeнение объекта. Например: при хаpaктеристики сердца указывать 1) предсердия; 2) желудочки; 3) клапаны. При описании желудочков сначала строение его стенок, а затем находящихся в них желудочные железы.

Для качества синтеза соблюдать последовательность:

1) анатомические;

2) функциональные;

3) регулирующие связи между частями органов.

В порядке целенаправленной работы по формированию приемов, помогающих создавать понятие о взаимосвязи формы, строения и функции, от учащихся требуется хаpaктеристика органов по следующему плану:

  • значение органа в системе органов или организме;
  • топография;
  • внешний вид – форма, размеры, цвет, особые физические качества;
  • внутреннее строение. Основные части и их детали.
  • функции частей и связи между ними;
  • взаимосвязь строения и функцию. Успешное выполнение функции в результате приспособительных особенностей строения.

Применение плана хаpaктеристики органов обуславливает логичность ответов, выpaбатывает наиболее важный для формирования понятий функциональный подход к изучению.

3. Составление аналитических схем

Схема

Важным звеном в обучении анализу служит составление логических схем. Данный прием должен быть сформирован учащимися с 5 класса. Но обучая учащихся 6 кл. я нахожу его недостающим среди имеющихся навыков. Это объясняется тем, что не все учителя уделяют ему равное внимание.

Принципы, на которых они составляются, заключаются в том, что какое-то целое условно делится последовательно на части, имеющие различное строение и значение. Например: кровь делится на жидкую часть – плазму и клетки крови. Они различны по строению, составу, значению, т.к. интересует более подробно, какие клетки входят в состав крови, то на схеме условно обозначается деление клеток крови на три категории.

В прием составления аналитических схем входят действия:

  • установление критерий расчлeнения (“анализ” объекта) ;
  • деление на основные различные по строению или функциям части;
  • условное обозначение этого деления (головной мозг на пять отделов и т.п.) ;
  • расчлeнение объекта на более мелкие части;
  • соблюдение деления в пределах одного уровня изучения объекта – организменного, органного, тканевого, клеточного.

Овладение этим приемом составления аналитических схем строения или состава органов помогает понять отношения между частями и уменьшало количество ошиюок при определении соподгинения частей.

Учащиеся затруднялись ответить на вопрос “Из чего состоит кровь?”, “Из каких этапов состоит обмен веществ?”. Аналитические схемы улучьшают логику ответов учащихся. Они легко отвечают на поставленные вопросы, легче запоминают материал.

Задание на составление логических схем даю на дом или в классе (“Чтение с карандашом”) ; совместно с учителем, по ходу объяснения новой темы, в паре, индивидуально.

4. Приемы сравнения

Сравнение – важное условие более глубокого познания биологических объектов, потому что установление сходства и различий помогает формированию понятий об историческом развитии, о факторах эволюции.

В курсе биологии изучение растений, животных и человека сравнение применяется очень часто. Например, в целях развития понятия о происхождении человека (сходства и различия в органах и процессах у человека и животных) и активизация мышления.

Сравнение тесно связанно с анализом и синтезом, так как, чем лучше осуществлен анализ каждого из объектов, тем легче их сравнить.

Необходимо давать представление о том, какие предметы или явления имеет смысл сравнивать, т.е. они имеют что-то общее, какое-то сходство и некоторые различия.

Например: при сравнении эритроцитов и лейкоцитов самое общее сходство в том, что это клетки крови, образующиеся в костном мозге.

Порядок сравнения.

  1. О сравниваемых объектах дать ответ на вопрос “Что это такое?”, “Кто это такой?”.
  2. Сопоставить определение одного предмета или явления с другими.
  3. Выделить существенные признаки каждого предмета, т.е. провести анализ каждого из них.
  4. Сопоставить оба предмета по одним и тем же признакам, выделенным анализом.;
  5. Выяснить в каких признаках объекты сходны, а в каких различны.

В темах, где применяю сравнение: обмен веществ (пластический, энергетический) ; деление (митоз, мейоз) ; фотосинтез и дыхание у растений; мышцы, скелет у человека и животных; клетка растительная и животная; ткани по строению и функциям; кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры; трахеи и бронхи; условный и безусловный рефлексы; первичная и вторичная моча. Сравнения могут быть: анатомические, физиологические, морфологические.

5. Обобщение

Под обобщением понимают нахождение общего в заданных предметах или явлениях. Оно является результатом анализа, сравнения, абстpaкции, индукции и дедукции.

Для повышения самостоятельности формирования понятий и стимулирования умственного развития (а умение обобщать относится к существенным показателям общего развития), при изучении биологии считаю необходимым прививать навыки этого мыслительного процесса.

Роль учителя в этом приеме заключается в том, чтобы учащиеся получили отчетливые примеры обобщения при объяснении учебного материала.

При индуктивном обобщении в мышлении происходит переход от единичного к общему. Вопросы позволяющие обобщать материал таким способом:

  1. Что наиболее важно в этих фактах и явлениях?
  2. Что сходного у этих фактов и явлений?
  3. Какую связь между ними можно установить?
  4. Какой общий вывод можно сделать?

Такой план в виде вопросов, записанных в тетради, помогает учащимся в обобщении материалов уроков, помогает формированию понятий.

Роль учителя при изучении темы. Работа сердца. Ключевое понятие темы – автоматия.

Учитель подбирает нужные факты, располагает их в такой логической последовательности, которая способствует возможности их обобщения в понятие.

Например, чтобы дать понятие об автоматии сердечной мышцы, я ставлю перед учащимися проблему и сообщаю следующие факты:

  • сердце, удаленное из организма и помещенное в питательный раствор, продолжает некоторое время сокращаться;
  • сердце, лишенное доступа возбуждения, передающегося по нервам, продолжает сокращаться;
  • чисто логический анализ сердечной мышцы показывает, что в ней особые видоизмененные мышечные волокна, в которых периодически возникает возбуждение;
  • это возбуждение распространяется от предсердий к желудочкам;
  • сердце сокращается всегда последовательно от предсердий к желудочкам.

Предлагаю учащимся выяснить, почему сердце сокращается периодически и непрерывно?

Делается несколько выводов. Из (1) и (2) вытекает, что сокращение сердца не вызывается нервным возбуждением.

Обобщение (3), (4) и (5) фактов приводит к установлению причинно-следственной связи: периодические сокращения сердца зависят от влияния особой видоизмененной мышечной ткани, в которой возникает возбуждение, передающееся по сердцу.

В ходе этой работы используются все возможные средства наглядности: текст, рассказ учителя, совместная работа поиска в паре ученик-ученик, учитель–ученик.

В процессе поиска ответа на поставленную проблему совместно приходим к выводу – свойство сердца сокращаться под влиянием периодических возбуждений, возникающих в нем самом – называется автоматией.

Используя дедуктивный способ общения, я предпочитаю построение схем. Например, понятие:

Одним из способов обучения обобщением я использую выводы в конце урока, в конце рассказа ученика, назвать самые существенные факты или понятия в краткой форме. Умение обобщать кратко, но полно хаpaктеризует развитый ум.

В 7-х классах, где я отслеживаю результаты работы двух лет могу отметить, что овладевая приемами анализа, синтеза, сравнения и обобщения учащиеся без затруднений выполняют задания с формулировкой вопроса друг другу, выделения главного.

6. Установление причинно-следственных связей

Познание причин очень специфично для естественных наук и развивает интерес школьников в процессе обучения. Формируется мировоззрение, восприятие окружающего мира, явления.

В процессе обучения этому приему имеет место объяснение учебного материала, в котором присутствует прямо или косвенно вопрос “Почему?” и даваться на него ответ, показывающий, в чем причина явления, каковы следствия.

Я, часто использую для постановки таких вопросов статьи из газет, информационные вести. Как обычно, в каждой из них, есть объяснение. Учащиеся находят его в тексте, формируют самостоятельный ответ. Интересный, сформулированный ответ учеником записываем в тетрадь.

Пример 1. Почему лейкоциты движутся по направлению к бактериям?

Ответ: лейкоциты, движутся так потому, что бактерии выделяют вещества, раздражающие лейкоциты и вызывающие их движение к себе.

Пример 2. Почему растения, не способные к перемещению, в связи с отсутствием специальных органов, способна к движению листа (листовая мозаика), стeблей, распусканию почек, бутонов, листьев у росянки, мимозы.

Ответ: движение обеспечивают выpaбатывающиеся в растении фитогормоны.

Работая с текстом в учебнике, предлагаю учащимся выделить причины и следствия, найти главное и второстепенное, конкретное и общее. При чтении разбивать текст на отдельные смысловые фрагменты, как бы составляя план ответа, а затем применительно к каждому из них ставить вопрос “Почему?”. Постановка вопроса “Почему?” помогает учащимся овладевать приемом и лучше понимать сущность вопроса.

7. Построение гипотез

Для процесса творческого мышления хаpaктерно построение гипотез, предвидения получаемых результатов. Оно является обязательным компонентом любого научного исследования.

При постановке опытов, наблюдений часто важны предположения об их результатах.

Высказывание предположений связанно с выяснением причинно – следственных связей. Различие в том, что в случае установления причинно – следственных связей выясняется, что было причиной определенного следствия, а при построении гипотезы решается, каково будет следствие, если дается какая-то причина.

Этот прием я использую в объяснительном рассказе или поисковой беседе с описанием научных открытий, подлинных фактов о тех научных предположениях, которые делали ученные в процессе исследования. Открытия ученных И.П. Павловым, И.М. Сеченовым, Луи Пастером, И.И. Мечнековым, Р. Кохом, С.Г. Наваминым, В.И. Вернадским.

Пример: вопросы на выдвижение гипотез и их доказательства.

Жиры и углеводы выполняют в организме энергетическую функцию и являются запасными питательными веществами.

Почему животные и человек запасают в основном жиры, а не углеводы? Почему для растений это не имеет существенного значения?

8. Формирование доказательности знаний

Под задачами понимают такие учебные задания, в которых от учащихся требуется найти ответ на вопрос, исходя из условий задания. Решение биологических задач может идти не только словесным путем, но и состоять из пpaктических действий, опытов, наблюдений. Во всех задачах основными умственными приемами являются установление причинно – следственных связей и конкретизация определенных понятий.

В нашей работе учащимся предлагался план решения логических познавательных задач:

  • что нам известно?
  • о каких известных явлениях идет речь?
  • что происходит при этом явлении по условиям задачи?
  • какова причина описываемого явления?
  • Одна причина или несколько причин?

9. Найдя причины, можем ли мы ответить на вопросы задачи?

Система подобных вопросов помогает учащимся логически рассуждать.

Например, дана задача: “Угарный газ вступает с гемоглобином в прочное соединение. Почему длительное вдыхание этого газа приводит к cмepти?”

Что известно? Угарный газ вступает с гемоглобином в прочное соединение. Гемоглобин переносит кислород. Для жизни человека необходим кислород.

Что происходит по условию задачи? При длительном вдыхании угарного газа большое количество гемоглобина будет в прочном соединении с угарным газом.

Какова причина cмepти? Гемоглобина не достаточно для обеспечения человека нужным количеством кислорода.

Вопросы надо ставить так, чтобы были видны причины и следствия каких – либо явлений.

Решение задач на установление причинно-следственных связей проводится по параметрам: нахождение главной и второстепенной причин явления, указание на конкретные следствия, на общие следствия.

10. Биологическая задача на выдвижение гипотезы и ее защиту

  1. В растительной клетке есть белок хлорофилл, “работающий” в процессе фотосинтеза. В эритроцитах человека есть белок гемоглобин, функцией которого является перенос кислорода от легких ко всем клеткам организма и перенос углекислого газа от тканей к легким. Третичные структуры этих белков чрезвычайно похожи.
  2. Какой вывод можно сделать из такого сходства?

  3. Используя полученные на уроке знания, спрогнозируйте результаты деятельности вирусов:
  4.  
Деятельность вирусов Возможные последствия
1. Вирусы внедряются в наследственный материал многоклеточных организмов.  
2. Частота возникновения новых вирусов зависит от внешних условий – состава атмосферы, излучений, загрязненности пищи и воды.  
3. Изменчивость вирусных нуклеиновых кислот зависит от соприкосновения с такими веществами, как пестициды, антибиотики.  
4. Вирусы, переходя от клетки к клетке, могут переносить гены между клетками одних и тех же или разных организмов.  

11. Приемы, стимулирующие доказательность ответов при проверке знаний

Насыщенность курса биологии и дефицит учебного времени очень ограничивают применение указанных выше доказательств в виде решения экспериментальных задач. Ученикам чаще приходится отвечать теоретически. Научить учащихся убедительно излагать свои знания, а именно проводить доказательства из наблюдений и опытов над собой и животными, ссылаться на жизненную пpaктику или литературные источники.

12. Приемы переноса знаний как показатели сознательности усвоения

При решении познавательных задач, требующих переноса знаний, иногда для более слабых учащихся приходится уточнять условия задачи, находить существенные признаки объектов, о которых идет речь в задаче, силами наиболее сильных учащихся. Для решения учебных задач самостоятельно учащимися необходимо мобилизовать весь свой запас знаний.

Прием переноса знаний и умений на другие объекты и в другие ситуации применяется путем замены одних объектов другими.

Например, после того как изучалась животная клетка на примере клетки из слизистой оболочки ротовой полости человека, для проверки знаний о ней предлагается другой микроскопический объект (эпителий кожи лягушки или эпителий кожи человека).

13. Конкретизация и систематизация понятий

Конкретизация – мыслительный процесс, при котором единичное соотносится с общим. При формировании общебиологических понятий важно, чтобы учащиеся научились выделять то общее, что присуще отдельным конкретным предметам и явлениям. Доступно несколько уровней: новые примеры, иллюстрирующие то или иное явление или правило; новые примеры, иллюстрирующие общие понятия; распознавание общих закономерностей в конкретном единичном объекте; хаpaктеристика конкретного объекта с точки зрения главных обобщающих биологических понятий (систематизация).

Учащиеся приводят собственные примеры, иллюстрирующие общие понятия, тогда когда основное понятие сформировано и его нужно закрепить единичными примерами.

Например:

  • привести примеры, доказывающие, что организм имеет клеточное строение;
  • указать примеры, показывающие, что в организме существует взаимосвязь нервной и гумopaльной регуляции;
  • указать примеры саморегуляции в организме;.
  • из каких фактов видно, что организм человека – результат исторического развития?
  • какие факты доказывают целостность организма? Такое обобщение под силу только сильным учащимся, усвоившим в полном объеме не один раздел биологии.

Формирование этого приема – длительное. Необходимо систематически учить школьников видеть проявление общих биологических закономерностей в конкретных органах и явлениях.

14. Приемы развития интереса

Для того, чтобы получить эффект заинтересованности, существенно логическое включение элементов занимательного содержания в учебный процесс. Удивление, которое испытывает учащийся при сообщении им необыкновенных фактов, по данным психологов нестойкий, незакрепленный быстро угасающий. От хаpaктера занимательных фактов и уместности включения их в процесс обучения на уроке зависит степень их влияния на формирование более глубокого интереса.

Я применяю задания – кроссворды, игры, конкурсы, представление прочитанной литературы, устный журнал биологических новостей.

Мотивация в образовательном процессе

Основную суть образовательного процесса обучения для учащихся составляет мотивационно-потребностная сфера его личности.

Приемы обучения можно рассматривать как способы стимулирования познавательной деятельности учащихся. Познание сути отдельных явлений осуществляется через совместную деятельность учителя и учащихся, при организации самостоятельной работы, пpaктической деятельности, а так же через выполнение домашнего задания.

Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Урок как педагогическую систему определяют прежде всего образовательные цели, главные из которых связаны с развитием личности учащихся. В личностной ориентации урока можно выделить два основных направления:

– выявление и удовлетворение потребностей и запросов каждого ученика;

– формирование ценностей, рассматриваемых как средство адаптации к реалиям жизни.

Презентация



Комментарии:

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

      Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

25 11 2025 3:28:36

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

24 11 2025 1:35:39

Формирование экологической культуры будущего гражданина


    Формирование экологической культуры будущего гражданина

      Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

23 11 2025 19:21:33

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

22 11 2025 6:32:11

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

21 11 2025 1:51:42

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

20 11 2025 8:56:15

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

19 11 2025 11:18:21

Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии


    Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии

      В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....

18 11 2025 2:44:29

Обобщающий урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". "Звездный час". 6-й класс

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....

17 11 2025 16:39:59

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

16 11 2025 16:12:16

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

15 11 2025 23:41:40

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

14 11 2025 11:44:29

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

13 11 2025 20:34:56

Лабораторная работа "Особенности внешнего строения и многообразие насекомых"


    Лабораторная работа "Особенности внешнего строения и многообразие насекомых"

      Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа. ...

12 11 2025 21:47:39

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

      Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

11 11 2025 16:53:13

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

10 11 2025 4:16:37

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

09 11 2025 7:43:58

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

08 11 2025 7:12:57

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

07 11 2025 14:16:31

Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"


    Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"

      В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...

06 11 2025 6:32:12

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....

05 11 2025 19:32:53

Интегрированные уроки «Биология и информатика»


    Интегрированные уроки «Биология и информатика»

      Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....

04 11 2025 18:31:22

Многообразие грибов


    Многообразие грибов

      Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....

03 11 2025 18:43:35

Марафон знаний по биологии


    Марафон знаний по биологии

      Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

02 11 2025 16:52:57

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

01 11 2025 18:55:13

Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"


    Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"

      Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...

31 10 2025 3:17:14

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"


    Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

      Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

30 10 2025 5:45:52

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

29 10 2025 1:11:11

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

28 10 2025 13:32:36

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

27 10 2025 6:23:48

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)


    Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

      Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

26 10 2025 18:38:43

Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...

25 10 2025 1:52:41

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

24 10 2025 0:33:23

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

23 10 2025 3:51:12

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

22 10 2025 15:26:18

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"


    Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

      Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....

21 10 2025 22:26:53

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

20 10 2025 17:18:14

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

19 10 2025 6:32:27

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

18 10 2025 23:42:15

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

17 10 2025 5:45:42

Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"


    Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"

      При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....

16 10 2025 10:29:33

Урок по природоведению "Суша". 5-й класс


    Урок по природоведению "Суша". 5-й класс

      Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....

15 10 2025 5:33:51

Посвящение шестиклассников в юные биологи


    Посвящение шестиклассников в юные биологи

      Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....

14 10 2025 22:52:13

Покрытосеменные или цветковые растения

Покрытосеменные или цветковые растения Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

13 10 2025 0:36:36

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

12 10 2025 14:16:57

Краснокнижные растения Бийского района


    Краснокнижные растения Бийского района

      Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

11 10 2025 13:52:15

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

10 10 2025 10:27:58

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

09 10 2025 9:22:44

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

08 10 2025 8:54:46

Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс


    Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс

      На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен". ...

07 10 2025 19:40:25

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::