Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"
Цель: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли, выяснить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края.
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся знания, сопоставлять изученный материал с известными знаниями.
- Развивать критическое мышление учащихся. Формировать навык самооценки.
- Воспитывать умение выслушивать мнения других, умение проводить рефлексию своей работы.
- Научить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.
Оборудование: коллекция почв, прозрачные стаканы, палочки, фильтр, стекло, спиртовка, штатив, держатель. Тексты, таблица, словарь С. И. Ожегова, индивидуальные карточки-сигналы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Посмотрите и улыбнитесь друг другу. Я очень рада новой встрече с вами.
- Надеюсь, что работа на уроке будет творческая и интересная.
2. Мотивация.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-гoлyбое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы звери и леса,
Гром туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг (природа).
- Как нужно относиться к природе?
-Мы сегодня продолжим путешествие в природу. Желаю всем на уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
3. Постановка проблемы и актуализация знаний.
1) Стадия вызова.
- Определите тему урока, прослушав рассказ. (Читает ученик.)
Есть чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Сказка это или нет судить вам. Да только чудесная кладовая есть на самом деле.
- А как она называется?
- Какова тема урока?
2) Тема урока. Почва. (Карточка на доске.)
3) Программа-опровержение. (Доказать или опровергнуть утверждение.)
-А что такое почва? - Просигнализируйте, согласны ли вы с моим суждением. (Синий - согласен, красный - нет.)
- Я считаю, что почва - это камни, скалы, горы.
-Почему не согласны?
-А как разрушаются камни? Что остается после их разрушения?
-Как вы считаете, что такое почва? (Карточки на доске закрыты.)
4) Приём \"Корзина идей\".
- Обсудите в группах и выдвиньте своё предположение за 1 минуту.
-Почва - это:.
- В конце урока вернёмся к вашим предположениям.
5) Постановка У.З.
- Какую учебную задачу поставите?
-На уроке постараемся узнать об основных свойствах почвы, ее составе и дадим определение, то есть раскроем секреты этой кладовой.
4. Изучение нового материала.
1) Стадия осмысления. Пpaктическая работа в группах.
- Я предлагаю вам вспомнить, что знаете о почве и записать в левую часть таблицы в графу \"До\". Время 2 мин. (Приложение 1)
-Есть ли в ваших записях информация, в которой сомневаетесь?
-А как можно её проверить?
Представьте, что вы находитесь в лаборатории. Ведь многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты.
Работать предстоит в группах. Выберите доцента, который будет докладывать о результатах опыта. Старший научный сотрудник обобщает результаты. Младший сотрудник выполняет опыт. Аспирант читает описание опыта. Студенты являются помощниками.
Перед вами на столах коллекция почв, описание опыта и оборудование. (Приложение 2.)
Проделайте опыты и выясните основные свойства и состав почвы.
Полученные знания, в ходе исследований, записывайте в графе \"После\". Начинайте работу.
1 группа (цвет и воздух)
2 группа (цвет и вода)
3 группа (цвет, песок и глина)
- Расскажите о результатах опытов. (Создаётся кластер на доске.) (Приложение 3.)
-Что ещё входит в состав почвы? Продолжим опыты.
Опыт. Буду нагревать почву над спиртовкой.
- Что увидели, почувствовали? Почему?
Это сгорают остатки растений и животных: корешки, листья, стебельки, части насекомых, червей.
-Что остаётся после их перегнивания?
Да. Это перегной. Он придаёт почве тёмный цвет.
-А какого цвета почвы в ваших огородах?
Региональный компонент.
В нашей местности почвы бедны перегноем, поэтому цвет её более светлый. Жителям Устьянского района нужно удобрять почву, чтобы вырастить хороший урожай.
Опыт. Профильтрую воду, в которой находилась почва. Беру одну капельку воды. Помещаю на стекло. Держу над огнём. Посмотрите на стекло.
- Что видите? Что произошло с водой?
Соли это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Они растворяются в воде. Образуются благодаря перегною под действием микробов.
- Вернёмся к определению.
-Как вы думаете сейчас у вас достаточно знаний, чтобы дописать определение почвы? Отдохнём и продолжим работу.
Физкультминутка. (Приложение 4)
5. Закрепление учебного материала и самостоятельная работа с дополнительной литературой.
- Перед вами учебник (с. 67), словарь С. И. Ожегова и дополнительная литература.
Продолжите заполнять графу \"После\", записывая кратко новые сведения о почве.
Словарь поможет вам объяснить значение непонятных слов.
1 группа. Образование почвы началось только с появлением на земле живых существ.
С тех пор в течение миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. Но! 1см почвы образуется в природе за 300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы.
По вине людей почва быстро разрушается. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает ветер.
Этот процесс называют эрозией почвы.
2 группа. Почва многого \"боится\". Например - воды. Почвы, в которых избыток воды, называют болотные. И там растут те растения, у которых корни неглубоко проникают в почву. Чтобы улучшить их рост, на почве производят мелиорацию - отводят лишнюю воду. А ещё почва \" боится\" - ядохимикатов.
Если их берут больше нормы, то гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.
3 группа. - Запомни! Нельзя сжигать опавшие листья и отмершие части растений. Это ведёт к обеднению почвы питательными веществами. А вот черви играют полезную роль в почве. Они затаскивают в свои норки листья, съедают их. Таким образом, ускоряют процесс разложения. Бактерии и грибки окончательно разрушают остатки растений и животных. Так образуются минеральные вещества, которые всасываются корнями растений. Растения же служат пищей животным. Так в природе происходит круговорот.
- Почему всё - таки камни, скалы и горы не могут быть почвой?
-В чём же секрет \" чудесной кладовой\"?
Плодородие - главное свойство почвы.
-Что такое почва? Дайте теперь определение.
- Предположение какой группы было точнее?
-Запишите определение.
Почва- это верхний плодородный слой земли. (Открываются все карточки на доске.)
-Почему же почва плодородна?
Посмотрите на кластер и расскажите. (Приложение 3)
- Какую новую информацию вы получили из литературы?
- О чём вы думали иначе? Что вас поразило или удивило?
- Значение каких слов пришлось искать в словаре? Расскажите, по мере необходимости запишите в таблицу.
Мелиорация - отведение лишней воды.
Ядохимикаты - ядовитые вещества, применяемые для борьбы с вредными насекомыми и бактериями.
Эрозия - полное или частичное разрушение поверхности.
6. Применение знаний и умений, полученных на уроке.
- Приготовьте сигналы. Согласны ли вы с моим суждением?
Я считаю, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются.
- Докажите это, используя свои знания о почве.
7. Домашнее задание.
- Выберите задание и запишите.
Приготовить рассказ о почве, используя свою таблицу.
Узнать, кто создал науку о почвах.
Разгадать кроссворд. (Приложение 5)
8. Рефлексия.
- Чтобы доказать, что секрет \"чудесной кладовой\" открыт, проведём тест (Приложение 6).
-Проверьте.
1. в.
2. в.
3. б.
4. а.
5. в.
9. Самооценка.
- Кто доволен своим результатом?
- Кому нужно повторить изученный материал на уроке?
Комментарии:
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
18 07 2025 12:36:29
На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....
17 07 2025 3:23:36
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
16 07 2025 21:34:13
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
15 07 2025 3:28:28
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
14 07 2025 19:13:43
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
13 07 2025 3:48:13
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
12 07 2025 15:20:31
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
11 07 2025 9:26:22
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
10 07 2025 18:19:57
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
09 07 2025 14:29:14
Урок является вводным по теме «Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга.
...
08 07 2025 21:51:57
Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию.
...
07 07 2025 7:43:23
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
06 07 2025 20:43:41
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
05 07 2025 6:51:46
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...
04 07 2025 14:47:12

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
03 07 2025 21:18:31
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
02 07 2025 18:18:35
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
01 07 2025 12:12:25
Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....
30 06 2025 6:48:43
Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....
29 06 2025 1:22:56
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
28 06 2025 14:10:21
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
27 06 2025 3:22:28
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
26 06 2025 23:35:16

Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
25 06 2025 2:14:42
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
24 06 2025 9:36:46
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
23 06 2025 22:13:57
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
22 06 2025 20:38:35
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
21 06 2025 22:44:23
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
20 06 2025 14:39:58
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
19 06 2025 20:34:26
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
18 06 2025 1:56:58
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым?
...
17 06 2025 20:11:22

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
16 06 2025 9:26:15
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека
а также воспитывает бережное отношение к природе....
15 06 2025 0:48:44
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
14 06 2025 13:35:43
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
13 06 2025 7:46:22
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
12 06 2025 5:28:59
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
11 06 2025 4:46:41
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
10 06 2025 8:14:38
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
09 06 2025 12:58:32
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
08 06 2025 15:40:45
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
07 06 2025 7:41:18

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....
06 06 2025 7:18:12

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
05 06 2025 22:25:35
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
04 06 2025 10:16:19
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
03 06 2025 18:35:59
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
02 06 2025 21:41:44
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
01 06 2025 6:30:37
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
31 05 2025 16:19:10
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
30 05 2025 12:24:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::