Урок-путешествие "Мир чувств"

Форма урока: урок-путешествие.
Учебник: «Биология. Человек», Н.И.Сонин, М.Р.Сапин.
Цель урока: дать понятие об анализаторах, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности.
Оборудование: таблица самодельная «Чувства», кроссворд, магнитофон, кассета с записью классической музыки, настольная лампа.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя (под классическую музыку):
– Однажды, роясь в институтной библиотеке, между справочниками с сухими биологическими терминами я обнаружила старый конверт. Его края были сильно потрёпанны, а местами подпалены. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Внутри конверта лежал пожелтевшее от времени письмо. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. И мы сейчас прочитаем письмо.
«На карте я изобразил остров, остров Чувств. Всё, что мы знаем о мире, о его красках, запахах, звуках, о форме, твёрдости, вкусе и тепле всех предметов вокруг, мы знаем благодаря нашим чувствам. Это единственные каналы, единственные «входные устройства», по которым мозг получает информацию вокруг нас и обо всём внутри нас …»
Дальше письмо обрывается. Но, я думаю, автор письма хотел бы, чтобы мы попали на этот остров и изучили его. Так давайте отправимся в дорогу.
2. Подготовка снаряжения (этап актуализации знаний)
Учащимся предлагается разгадать кроссворд:
По горизонтали:
1. Мельчайшая структурная единица нервной
системы. (Нейрон)
2. Электрический сигнал, передающийся по
мембранам нервных клеток. (Импульс)
3. Часть нервной системы, анализирующая
поступающие в неё сигналы. (Мозг)
4. Часть рефлекторной дуги, воспринимающая
раздражения. (Рецептор)
5. Ответная реакция организма на раздражение,
осуществляемая и контролируемая нервной
системой. (Рефлекс)
По вертикали: система чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения. (Анализатор)
3. Изучение нового материала
1) «Инструктаж»:
а) запись числа, темы, определение «анализатор»
(см. запись в кроссворде).
б) беседа: Зачем нужны анализаторы?
в) строение анализатора (с/р по учебнику),
проговорить и записать: рецепторный отдел –
проводниковый отдел – отдел коры больших
полушарий
2) «Путешествие к острову».
Класс разбит на 4 группы по 5–7 человек. Каждой группе даётся задание, которое они совместно выполняют.
- 1 группа – зрительный анализатор.
- 2 группа – слуховой и вестибулярный анализаторы.
- 3 группа – обонятельный и вкусовой анализаторы.
- 4 группа – кожно-мышечный анализатор.
Задания:
а) для всех групп – прочитайте в учебнике о своем анализаторе, начертите в тетрадях и заполните таблицу:
Анализатор |
Рецепторный отдел |
Проводниковый отдел |
Центральный отдел |
Значение |
б) дополнительные вопросы:
- 1 группа: Из каких ощущений складывается ощущение фейерверка? Какой вывод из этого можно сделать?
- 2 группа: Почему мы с закрытыми глазами можем достать указательным пальцем кончик собственного носа?
- 3 группа: Известно, что при сильном насморке пища кажется безвкусной. О чём это говорит?
- 4 группа: Проведите кончиком остроконечного карандаша по коже тыльной стороны руки и объясните, почему ощущение прикосновения сменяются ощущением холода?
3) «Прибытие» (отчёт каждой группы)
На доске таблица – та же, но без графы
«значение».
По очереди (по мере готовности) представитель
каждой группы подходит и заполняет её
(самостоятельно).
Затем каждая группа отчитывается, остальные
фиксируют результаты их деятельности в свои
таблицы.
| Анализатор | Рецепторный отдел | Проводниковый отдел | Центральный отдел |
| Зрительный | Сетчатка глаза (палочки и колбочки) | Зрительный нерв | Затылочная зона коры больших полушарий |
| Слуховой и вестибулярный | Внутреннее ухо (улитка, полукружные каналы, овальный и круглый мешочки) | Слуховой нерв | Височная зона КБП |
| Обонятельный | Рецепторы носовой полости | Нервные волокна от обонятельных рецепторов | Между теменной и височной зоной КБП |
| Вкусовой | Вкусовые почки ротовой полости | Нервные волокна от вкусовых рецепторов | Сенсорная зона КБП |
| Кожно-мышечный | Осязательные рецепторы, мышечные веретёна | Чувствительные пути через спинной мозг и ствол мозга | Сенсомоторная зона КБП |
| Висцеральный (внутренней среды) | Интерорецепторы внутренних органов | Блуждающий, чревный и тазовый нервы | Сенсомоторная зона КБП |
4) Неизведанный уголок острова.
Сообщение ученика о шестом чувстве
(И.Акимушкин «Занимательная биология»).
Запись в таблицу данных по висцеральному
анализатору.
5) Первые исследования острова.
Учитель: Каждый остров – своя система, где все компоненты взаимосвязаны. А как же обстоят дела на нашем острове Чувств? (Учитель задаёт вопросы по дополнительным заданиям на карточках).
– Какой вывод можно сделать?
Учащиеся сами формулируют вывод. Затем под диктовку учителя записывают в тетрадь:
«Нервные пути от отдельных анализаторов направляются в определенные центры мозга. В коре головного мозга каждый анализатор занимает определенную область. Эти особые участки в лобной, теменной и височной зонах называют ассоциативными. Они обеспечивают установление тесного взаимодействия между всеми анализаторами и участвуют в процессах восприятия образов».
4. Первичное закрепление
Тестовые задания:
1) Сигналы внешнего мира преобразуются в нервные импульсы:
а) в ЦНС;
б) в рецепторах;
в) в двигательных нейронах.
2) Рецепторы органа слуха располагаются:
а) в среднем ухе;
б) в наружном слуховом проходе;
в) в улитке;
г) на баpaбанной перепонке.
3) Органы равновесия находятся:
а) на коже;
б) во внутреннем ухе;
в) в ротовой полости;
г) в полости носа.
4) Нейроны, по которым нервные импульсы предаются от органов чувств в мозг:
а) двигательные;
б) чувствительные;
в) вставочные.
5) Качество пищи определяется с помощью:
а) только вкусовых рецепторов;
б) только осязательных рецепторов;
в) только обонятельных рецепторов;
г) вкусовых, осязательных и обонятельных рецепторов.
6) Доля переднего мозга, в которой располагается зрительная зона КБП:
а) теменная;
б) височная;
в) затылочная;
г) лобная.
Учащиеся проверяют дуг у друга попарно, оценивают.
5. Обобщение, подведение итогов
Заключительное слово учителя:
Гармонично и красиво
Нас природа сотворила,
По желанию Творца
Миром чувств нас наградила.
Чтоб могли мы видеть, слышать,
Мир собою осязать,
Сладость жизни, вкус Вселенной
Существом своим познать.
6. Домашнее задание
– Подготовить сообщения об эволюции, гигиене анализаторов.
Комментарии:
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
07 12 2025 18:40:29
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
06 12 2025 3:36:34
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
05 12 2025 5:37:59
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
04 12 2025 16:16:37
Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....
03 12 2025 17:43:38
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
02 12 2025 22:31:39
На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....
01 12 2025 19:30:34
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации.
...
30 11 2025 19:33:42
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
29 11 2025 21:27:44
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
28 11 2025 14:38:18
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
27 11 2025 10:18:32
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению.
...
26 11 2025 21:39:48
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
25 11 2025 3:25:14
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
24 11 2025 22:40:42
Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор.
...
23 11 2025 14:52:56
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
22 11 2025 21:35:16
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
21 11 2025 9:11:20
Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....
20 11 2025 3:34:19
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
19 11 2025 2:47:54
Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....
18 11 2025 18:56:58
Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
...
17 11 2025 11:49:38
Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....
16 11 2025 21:56:16
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях.
...
15 11 2025 17:52:52
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
14 11 2025 9:26:18
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
13 11 2025 7:46:45
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
12 11 2025 5:24:39
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
11 11 2025 8:25:58
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
10 11 2025 6:28:14
На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы "Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....
09 11 2025 17:46:10
Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....
08 11 2025 14:22:28
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
07 11 2025 16:49:42
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
06 11 2025 21:44:16
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
05 11 2025 0:26:24
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
04 11 2025 11:51:57
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
03 11 2025 17:19:27
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
02 11 2025 1:39:45
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
01 11 2025 9:58:31
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
31 10 2025 6:20:14
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
30 10 2025 23:36:19
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
29 10 2025 5:30:18
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
28 10 2025 23:15:36
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
27 10 2025 0:10:44
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
26 10 2025 19:41:27
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
25 10 2025 20:30:20
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
24 10 2025 11:12:18
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации.
...
23 10 2025 20:15:13
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....
22 10 2025 2:23:30
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
21 10 2025 12:19:14
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
20 10 2025 9:47:16
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
19 10 2025 8:47:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"