Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Цели урока:
Обучающие: закрепление знаний по теме “Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных”; формирование навыка правильного написания н-нн в причастиях и прилагательных, осознанного написания слов с н-нн; расширение знаний учащихся о многообразии культурных растений, их происхождении; знакомство с интересными фактами об овощных культурах;
Развивающие: развитие логического мышления и аналитических навыков (умения выделять главное, обобщать, делать выводы) ; развитие устной и письменной речи учащихся, умения организовывать свою деятельность;
Воспитательные: воспитание эстетических и нравственных качеств личности, этикета; воспитание интереса к изучению русского языка и биологии.
Тип урока: обобщение и закрепление ранее полученных знаний по русскому языку и биологии.
Форма: интегрированный урок.
Оборудование: раздаточный дидактический материал на карточках для индивидуальной работы, презентация, видеоролики, компьютер, проектор, экран, театральные шумы, карточки с изображением трех смайликов: веселого, нейтрального и грустного.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока: закрепление навыка правописания –Н– и –НН– в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в суффиксах отглагольных имён прилагательных.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся.
Приём: учащимся предлагается выбрать рисунок с изображением трех смайликов (веселого, нейтрального и грустного), которое соответствует их настроению в начале урока.
II. Мотивационный этап.
Страдательное причастие:
– Я Страдательное Причастие прошедшего времени. Самое дорогое, что у меня есть, – это два Н в суффиксе, но стоит мне появиться в тексте без приставки или без зависимого слова, как я сразу теряю одну букву Н. Разве это справедливо? И у меня нет будущего. А еще нерадивые ученики пытаются обидеть меня и забывают писать с двумя буквами Н.
Учитель:
–Хочется успокоить Страдательное Причастие и показать ему, что мы знаем, когда писать Н и НН? А для этого лучше всего пригласить Страдательное Причастие прошедшего времени в гости и подготовиться к его приходу. Урок у нас сегодня не обычный, а с кулинарным уклоном.
Словарно-этимологическая работа. Определите слово по его лексическому значению.
Искусство приготовления пищи – КУЛИНАРИЯ.
Тот, кто искусен в кулинарии – КУЛИНАР.
Кулинар – обратное образование от кулинарный (мастер), заимств. из нем. яз., в котором kulinarisch < лат. culinarius, суф. производного от culina \"кухня\".
Школьный этимологический словарь русского языка
Специалист по приготовлению пищи – ПОВАР.
Происходит от глагола варить, далее от существительного вар, далее от ст.– слав. варъ “жара”.
Этимологический словарь М. Фасмера
III. Организация деятельности учащихся по применению знаний.
Отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
1. Вспомним правила написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
-НН– -Н-
Есть приставки, кроме не-. Отглагольные прилагательные (от гл. несов. в.).
Есть зависимые слова.
Есть -ованный.
(Искл. кованый, жёваный)
Совершенный вид.
Сейчас осень – капустная пора. Из всех овощей первая “барыня” – КАПУСТА.
2. Из истории овоща. Пожалуй, ни один другой овощ не приковывал к себе такого пристального внимания, как капуста, название которого произошло от древнего римского “капутум”, что в переводе на русский означает “голова”. Многие народы оспаривают друг у друга право называться родиной капусты. На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма.
Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста, но самая распространенная – белокачанная. Огороды, где она выращивалась, называли капустники. Белокачанная капуста исстари считалась целебным растением и использовалась для лечения многих болезней.
Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков. Она богата солями кальция, фосфора, хлора, серы.
По наличию солей кальция капуста превосходит картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %.
Углеводы капусты представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом.
В свежей капусте есть яблочная и лимонная кислота, а в квашенной капусте – и молочная кислота.
А еще в капусте содержится тартроновая кислота, она тормозит отложение жиров при неумеренном питании. Фитоциды капусты обладают бактерицидными свойствами и подавляют рост и развитие бактерий.
А что, например, можно приготовить из капусты? Да все, что угодно. Из капусты готовят салаты, первые и вторые блюда, гарниры, делают начинку для пирожков, пирогов, вареников и заготавливают впрок.
3. Задание. Объясним написание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных: КАПУСТА – варёная, пожаренная, тушенная с овощами, маринованная, брошенная в бульон, украшенная веточками укропа.
4. Составление “уникальных рецептов”.
Задание. Я предлагаю, объяснив написание суффиксов в причастиях и прилагательных, общими усилиями составить уникальные рецепты, вписывая словосочетания в данные вам листочки:
1. Чищеный банан 2. Лишенный шкурки баклажан 3. Резаный батон
4. Долго варенный бульон 5. На масле жаренный бекон (Словарная работа: бекон– свинина особого приготовления) 6.Потушенный бифштекс (Словарно –этимологическая работа: бифштекс –жареный кусок говядины от англ. beef (говядина) + steaks (куски) )
7. В духовке пропеченный кекс 8. В кастрюльку брошенный чеснок
9. Куриные ноги 10. Вяленые лещи 11. Дробленый орех 12. Маринованный салат.
Уникальные рецепты.
1.Возьмите и
Добавьте
2.Опустите в
На
3. Обмажьте вы со всех сторон
4. Готов
5. В
Приправа для
6. А пара
Вкусней тарелки кислых щей.
7. Вы в свёклу
Бросайте быстро, без помех.
Ваш
Отведать каждый будет рад.
Получившиеся рецепты:
1.Возьмите чищеный банан и лишенный шкурки баклажан.
Добавьте резаный батон.
2. Опустите в долго варенный бульон
На масле жаренный бекон.
3. Обмажьте вы со всех сторон потушенный бифштекс.
4.Готов в духовке пропеченный кекс.
5. В кастрюльку брошенный чеснок-(это)
Приправа для куриных ног.
6. А пара вяленых лещей
Вкусней тарелки кислых щей.
7. Вы в свеклу дроблёный орех
Бросайте быстро, без помех.
Ваш маринованный салат
Отведать каждый будет рад.
5. Знакомство с классическим образцом кулинарного рецепта.
Классический кулинарный рецепт содержит:
1) список и количество компонентов (ингредиентов), входящих в рецепт;
2) количество персон, на которых рассчитано блюдо;
3) способ приготовления, расписывающий последовательные действия повара;
4) время приготовления блюда и его калорийность;
5) метод сервировки (украшение блюда и его подача на стол).
Задание. “Ошибка в рецепте”. В рецепт вкралась ошибка! Давайте её найдём.
Приготовление:
Нарежьте мелкими кубиками банан, киви, яблоко из которого предварительно удалите серединку. Сложите все ингредиенты в креманку и перемешайте. Апельсин, тщательно о ч и щ е н н ы й, разрежьте на мелкие кусочки и выложите поверх п е р е м е ш а н(н) о й массы.
Сверху салатик украсьте сливками, остатками апельсина и киви.
Конечно, нужно быть внимательнее при составлении кулинарных рецептов.
6. Из истории овоща. Одно из самых почетных мест среди овощей отведено такому небезызвестному овощу, как КАРТОФЕЛЬ. И не зря эти коричневые клубни называют вторым хлебом, ведь мы уже и дня не мыслим без такой привычной для нас картошки, без которой многие блюда просто теряют свои вкусовые качества. Кажется, что русский человек испокон веков выращивал эту культуру. Однако появился картофель в Европе сравнительно недавно – в 1565 году. Картофель привезли из Южной Америки испанские моряки. Долог был путь этой культуры на наш стол. Сначала ее выращивали в садах как декоративное растение, потом варили варенье из зеленых ягод и лишь затем стали употрeбллять в пищу клубни. Но и в 1800 году в Европе картофель был еще такой редкостью, что его дарили друг другу в праздники. Русское название \"картофель\" происходит от итальянского слова \"тартуфолли\" – трюфель. Небольшие клубни нового растения были похожи на хорошо известные итальянцам грибы. В России картофель появился в конце XVII века. Предполагают, что Петр I лично отправил мешок картофеля из Голландии в Россию.
Первая попытка распространения новой культуры была неудачной. Крестьяне не знали способности картофеля образовывать клубни и так же, как ранее в Европе, использовали в пищу семенные ягоды, что приводило к массовым отравлениям. Поэтому даже в 30-40 г.г. XIX века проходили \"картофельные бунты\" – крестьян насильно заставляли сажать картофель, который крестьяне называли \"чертовым яблоком\".
Постепенно картофель завоевывал новые площади, и в настоящее время его выращивают даже за Полярным кругом.
Польза картофеля для здоровья обусловлена его пищевой ценностью. Только, что в 100 г картофеля содержится примерно 16-20 г крахмала, 2 г белка, 1,2 г минеральных солей. В белках картофеля содержатся пpaктически все аминокислоты, встречающиеся в растениях, в том числе и незаменимые. Витамина С в картофеле содержится сравнительно мало, но так как его едят у нас довольно много, то в зимние и весенние месяцы — это один из основных источников аскорбиновой кислоты.
7. Задание. Замените глаголы в рецепте “Картофельная запеканка” страдательными причастиями прошедшего времени.
Картофель отварить (отваренный). Сливочное масло добавить (добавленное).
Баклажаны, сладкий перец, лук нарезать и перемешать (нарезанный и перемешанный).
Овощи пожарить и присыпать зеленью (пожаренные, присыпанные).
Всё выложить в формочки (выложенное).
Какие же продукты необходимо употрeбллять в пищу, и чем эти продукты богаты?
Овощи: содержат витамин С, бета-каротин, железо, кальций, клетчатку. Особенно богаты ими тёмно– зелёные овощи с листьями.
Фрукты: содержат витамин С и бета-каротин, большое количество пищевого волокна. Цельные фрукты предпочтительнее.
Цельные зёрна (рис, хлеб, макароны, кукуруза, просо, ячмень, гречневая крупа) содержат большое количество пищевого волокна и других сложных углеводов, белка, витамина В и цинка.
Бобовые: горох, бобы, чечевица богаты источником клетчатки, белка, железа, кальция, цинка и витамина В.
Чтоб здоровым сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее и полезней.
9. Физкультминутка.
Мы приготовили не только вкусные, но и полезные
блюда, украсили их и можем приступать к
сервировке стола.
Словарная работа.
Сервировать – в переводе французского языка означает накрывать на стол, расставляя в определенном порядке кушанья, посуду и приборы для еды, чтобы за столом было удобно и красиво.
10. Просмотр видеоролика “Прогулка по Парижу”. Комментарий к видеоряду:
Прежде, чем мы непосредственно займемся сервировкой стола, мы немножечко отдохнём, и всего на одну минуточку под очаровательный голос Джо Дассена, который исполняет песню Шанз-Элизем перенесемся в Париж, где необычно все: от архитектуры до французской кухни.
Шанз-Элизе – Елисейске поля – это “самое красивое авеню в мире” – с элегантными особняками, множеством кинотеатров, где часто проходят премьеры кинофильмов с участием мировых кинозвёзд, с рядами коммерческих центров, шикарных магазинов, кафе и ресторанов, парков и зеленых лужаек. Название авеню заимствовано из греческой мифологии. Елисейские поля, или Элизиум, – “острова блаженных”, где обитают герои, получившие от богов бесcмepтие
Французская кухня в свое время оказала огромное влияние на кулинарию многих стран мира. Ведь такие слова как \"омлет\", \"антрекот\", \"бульон\", \"майонез\", \"гриль\", \"гастроном\", не говоря уже о сотнях специальных кулинарных терминов, подарили миру именно французы.
Словарная работа.
Слово МЕНЮ тоже фр. происхождения. Каково лексическое значение этого слова?
МЕНЮ нескл., ср. – подбор кушаний, а также листок с их перечнем.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”.
11. Задание. Составим меню званого ужина. Вставим в суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных пропущенные Н или НН.
1. Фарширова…ые помидоры. 2. Запече…ое мясо. 3. Туше.. ый картофель.4. Пече…ый в духовке картофель. 5. Утка, фарширова…ая яблоками. 6. Рыба, жаре…ая в тесте . 7. Поджаре…ые окорочка. 8. Пече…ые пирожки. 9. Некипяче…ое молоко. 10. Концентрирован…ый сок.
Я думаю, что мы можем сами придумывать новые блюда и давать им необычные названия.
12. Конкурс “Придумай название блюда”. Пока звучит музыка (3 мин), вставьте пропущенные буквы в слова и придумайте оригинальное название своему блюду.
Яблоко: румя_ое, очищен_ое; нарезан_ое кубиками, смешан_ое с творогом
Клубника: выращен_ая собствен_ыми руками и куплен_ая на ярмарке, посыпан_ая, перемешан_ая со взбитыми сливками
Картофель: чищен_ый, нарезан_ый соломкой, подрумянен_ый, варен_ый в курин_ом бульоне.
Грибы: мелко резан_ые, сушен_ые, тушен_ые в сметане, смешан_ые с измельчён_ым зелен_ым луком.
Лук: резан_ый, ошпарен_ый кипятком, нарезан_ый кольцами, посыпан_ый рублен_ой петрушкой.
Торт: запечён_ый в духовке, пропитан_ый, украшен_ый фруктами, маслян_ый крем.
Курица: фарширован_ая грибами, обвалян_ая в кокосовой стружке, сильно перчён_ая, тушё…ая в фольге.
Лук: маринован_ый, чищен_ый, рублен_ый, смешан_ый с варе…ым яйцом
Рис: предварительно замочен_ый, обжарен_ый до прозрачности, смешан_ый с рублен_ым мясом, перчен_ый.
Молоко: обезжире..ое, некипячё…ое, охлажде..ое, взбитое с добавле..м сахаром.
Морковь: варе…ая в подсоле..ой воде, реза..ая полосками, приправле…ая майонезом.
Мороженое: посыпа..ое шоколадом, украше..ое заспиртова..ой вишней, и засахаре..ыми лимо..ыми дольками.
По-моему, Страдательное Причастие прошедшего времени уже не расстраивается и готово прийти к нам в гости даже со своим кулинарным сюрпризом.
13. Задание. Попробуйте по звукам определить, что тихонько готовит Страдательное Причастие прошедшего времени на своей кухне?
Омлет – (от фр. omelette) — блюдо, приготовляемое из яиц, взбитых с подсоленным молоком (в случае его отсутствия можно использовать и обычную воду) и обжаренных на сковороде. В омлет можно добавить тертый сыр, нарезанную ветчину (или какое-либо другое мясное изделие), креветки, лук, перец и т. п., все зависит от вашей фантазии.
Нужно суметь принять Страдательное Причастие прошедшего времени по правилам современного этикета.
14. Беседа об этикете.
Словарная работа.
-Что такое этикет? Дайте толкование лексическому значению этого слова.
Этикет – установленный порядок, соблюдение определенных норм поведения.
Современная энциклопедия.
Из истории появления слова.
Во времена правления французского “Короля – Солнце” Людовика XIV всем королевским гостям вручали небольшие карточки – этикетки. На них были записаны правила хорошего тона и достойного поведения. Так появилось слово “этикет”.
-Каковы основные правила поведения за столом?
Пользуйся столовыми приборами.
Не ставь локти на стол.
Не разговаривай с полным ртом.
Не кроши хлеб в суп.
Страдательное Причастие прошедшего времени вместе с гостями готово занять место за столом. Осталось подать на стол блюда.
15. Задание. Записать на слух только страдательные причасти прошедшего времени.
Сначала были поданы закуски: черная икра, разрисованная сливочным маслом; салаты, украшенные букетами из овощей; помидоры, прослоенные луком;
омары, сваренные в соленом растворе; селедка, распластанная на длинном серебряном лотке; заливной поросенок, разрезанный на порции и снова сложенный.
Затем шел куриный бульон со слоеными пирожками.
IV. Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся.
Приём: учащимся предлагается выбрать рисунок с изображением трех смайликов (веселого, нейтрального и грустного), которое соответствует их настроению в конце урока.
V. Итог урока
.Продолжите фразу:
Сегодня на уроке мы повторили:
Сегодня на уроке мы поняли:
Теперь мы можем:
VI. Домашнее задание.
Комментарии:
Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией.
...
24 11 2025 21:14:48
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
23 11 2025 23:35:22
Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике.
...
22 11 2025 12:50:31
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
21 11 2025 20:39:51
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
20 11 2025 6:50:55
Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....
19 11 2025 0:19:21
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
18 11 2025 18:41:35
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
17 11 2025 2:53:57
Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов.
...
16 11 2025 12:28:47
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
15 11 2025 12:28:19
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
14 11 2025 1:44:19
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
13 11 2025 7:36:12
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью.
...
12 11 2025 17:35:13
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
11 11 2025 4:15:20
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью.
...
10 11 2025 5:34:27
Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
09 11 2025 16:21:59
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
08 11 2025 7:50:17
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
07 11 2025 7:51:55
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа.
...
06 11 2025 9:11:23
Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....
05 11 2025 21:50:36
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
04 11 2025 21:16:47
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
03 11 2025 15:55:57
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
02 11 2025 15:39:31
Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией.
...
01 11 2025 4:17:10
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике.
...
31 10 2025 18:25:12
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
30 10 2025 23:42:59
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
29 10 2025 9:34:36
Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....
28 10 2025 17:39:21
Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....
27 10 2025 22:21:41
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования.
...
26 10 2025 1:20:56
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
25 10 2025 22:39:48
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
24 10 2025 17:15:21
Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....
23 10 2025 22:11:24
Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
...
22 10 2025 8:11:21
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
21 10 2025 17:17:41
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
20 10 2025 0:57:26
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
19 10 2025 5:10:38
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
18 10 2025 0:27:40
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
17 10 2025 7:11:12
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
16 10 2025 12:14:33
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....
15 10 2025 15:33:40
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
14 10 2025 8:32:18
Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....
13 10 2025 10:25:57
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
12 10 2025 7:22:56
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
11 10 2025 19:41:52
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
10 10 2025 19:41:22
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку.
...
09 10 2025 6:13:58
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
08 10 2025 7:31:52
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
07 10 2025 3:43:40
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
06 10 2025 21:58:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




