Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"


    Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Цели урока:

Обучающие: закрепление знаний по теме “Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных”; формирование навыка правильного написания н-нн в причастиях и прилагательных, осознанного написания слов с н-нн; расширение знаний учащихся о многообразии культурных растений, их происхождении; знакомство с интересными фактами об овощных культурах;

Развивающие: развитие логического мышления и аналитических навыков (умения выделять главное, обобщать, делать выводы) ; развитие устной и письменной речи учащихся, умения организовывать свою деятельность;

Воспитательные: воспитание эстетических и нравственных качеств личности, этикета; воспитание интереса к изучению русского языка и биологии.

Тип урока:  обобщение и закрепление ранее полученных знаний по русскому языку и биологии.

Форма: интегрированный урок.

Оборудование: раздаточный дидактический материал на карточках для индивидуальной работы, презентация, видеоролики, компьютер, проектор, экран, театральные шумы, карточки с изображением трех смайликов: веселого, нейтрального и грустного.

Ход урока

I. Организационный момент. 

Объявление темы и цели урока: закрепление навыка правописания –Н– и –НН– в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в суффиксах отглагольных имён прилагательных.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся.

Приём: учащимся предлагается выбрать рисунок с изображением трех смайликов (веселого, нейтрального и грустного), которое соответствует их настроению в начале урока.

II. Мотивационный этап.

Страдательное причастие:

– Я Страдательное Причастие прошедшего времени. Самое дорогое, что у меня есть, – это два Н в суффиксе, но стоит мне появиться в тексте без приставки или без зависимого слова, как я сразу теряю одну букву Н. Разве это справедливо? И у меня нет будущего. А еще нерадивые ученики пытаются обидеть меня и забывают писать с двумя буквами Н.

Учитель:

–Хочется успокоить Страдательное Причастие и показать ему, что мы знаем, когда писать Н и НН? А для этого лучше всего пригласить Страдательное Причастие прошедшего времени в гости и подготовиться к его приходу. Урок у нас сегодня не обычный, а с кулинарным уклоном.

Словарно-этимологическая работа. Определите слово по его лексическому значению.

Искусство приготовления пищи – КУЛИНАРИЯ.

Тот, кто искусен в кулинарии – КУЛИНАР.

Кулинар – обратное образование от кулинарный (мастер), заимств. из нем. яз., в котором kulinarisch < лат. culinarius, суф. производного от culina \"кухня\".

Школьный этимологический словарь русского языка

Специалист по приготовлению пищи ПОВАР.

Происходит от глагола варить, далее от существительного вар, далее от ст.– слав. варъ “жара”.

Этимологический словарь М. Фасмера

III. Организация деятельности учащихся по применению знаний.

Отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

1. Вспомним правила написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

-НН– -Н-

Есть приставки, кроме не-. Отглагольные прилагательные (от гл. несов. в.).

Есть зависимые слова.

Есть -ованный.

(Искл. кованый, жёваный)

Совершенный вид.

Сейчас осень – капустная пора. Из всех овощей первая “барыня” – КАПУСТА.

2. Из истории овоща. Пожалуй, ни один другой овощ не приковывал к себе такого пристального внимания, как капуста, название которого произошло от древнего римского “капутум”, что в переводе на русский означает “голова”.   Многие народы оспаривают друг у друга право называться родиной капусты. На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма.

Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста, но самая распространенная – белокачанная. Огороды, где она выращивалась, называли капустники. Белокачанная капуста исстари считалась целебным растением и использовалась для лечения многих болезней.

Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков. Она богата солями кальция, фосфора, хлора, серы.

По наличию солей кальция капуста превосходит картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %.

Углеводы капусты представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом.

В свежей капусте есть яблочная и лимонная кислота, а в квашенной капусте – и молочная кислота.

А еще в капусте содержится тартроновая кислота, она тормозит отложение жиров при неумеренном питании. Фитоциды капусты обладают бактерицидными свойствами и подавляют рост и развитие бактерий.

А что, например, можно приготовить из капусты? Да все, что угодно. Из капусты готовят салаты, первые и вторые блюда, гарниры, делают начинку для пирожков, пирогов, вареников и заготавливают впрок.

3. Задание. Объясним написание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных: КАПУСТА – варёная, пожаренная, тушенная с овощами, маринованная, брошенная в бульон, украшенная веточками укропа.

4. Составление “уникальных рецептов”.

Задание. Я предлагаю, объяснив написание суффиксов в причастиях и прилагательных, общими усилиями составить уникальные рецепты, вписывая словосочетания в данные вам листочки:

1. Чищеный банан 2. Лишенный шкурки баклажан 3. Резаный батон

4. Долго варенный бульон 5. На масле жаренный бекон (Словарная работа: бекон– свинина особого приготовления) 6.Потушенный бифштекс (Словарно –этимологическая работа: бифштекс –жареный кусок говядины от англ. beef (говядина) + steaks (куски) )

7. В духовке пропеченный кекс 8. В кастрюльку брошенный чеснок

9. Куриные ноги 10. Вяленые лещи 11. Дробленый орех 12. Маринованный салат.

Уникальные рецепты.

1.Возьмите и
Добавьте

2.Опустите в
На

3. Обмажьте вы со всех сторон

4. Готов

5. В
Приправа для

6. А пара
Вкусней тарелки кислых щей.

7. Вы в свёклу
Бросайте быстро, без помех.
Ваш
Отведать каждый будет рад.

Получившиеся рецепты:

1.Возьмите чищеный банан и лишенный шкурки баклажан.

Добавьте резаный батон.

2. Опустите в долго варенный бульон

На масле жаренный бекон.

3. Обмажьте вы со всех сторон потушенный бифштекс.

4.Готов в духовке пропеченный кекс.

5. В кастрюльку брошенный чеснок-(это)

Приправа для куриных ног.

6. А пара вяленых лещей

Вкусней тарелки кислых щей.

7. Вы в свеклу дроблёный орех

Бросайте быстро, без помех.

Ваш маринованный салат

Отведать каждый будет рад.

5. Знакомство с классическим образцом кулинарного рецепта.

Классический кулинарный рецепт содержит:

1) список и количество компонентов (ингредиентов), входящих в рецепт;

2) количество персон, на которых рассчитано блюдо;

3) способ приготовления, расписывающий последовательные действия повара;

4) время приготовления блюда и его калорийность;

5) метод сервировки (украшение блюда и его подача на стол).

Задание. “Ошибка в рецепте”. В рецепт вкралась ошибка! Давайте её найдём.

Приготовление:

Нарежьте мелкими кубиками банан, киви, яблоко из которого предварительно удалите серединку. Сложите все ингредиенты в креманку и перемешайте. Апельсин, тщательно о ч и щ е н н ы й, разрежьте на мелкие кусочки и выложите поверх п е р е м е ш а н(н) о й массы.

Сверху салатик украсьте сливками, остатками апельсина и киви.

Конечно, нужно быть внимательнее при составлении кулинарных рецептов.

6. Из истории овоща. Одно из самых почетных мест среди овощей отведено такому небезызвестному овощу, как КАРТОФЕЛЬ. И не зря эти коричневые клубни называют вторым хлебом, ведь мы уже и дня не мыслим без такой привычной для нас картошки, без которой многие блюда просто теряют свои вкусовые качества. Кажется, что русский человек испокон веков выращивал эту культуру. Однако появился картофель в Европе сравнительно недавно – в 1565 году. Картофель привезли из Южной Америки испанские моряки. Долог был путь этой культуры на наш стол. Сначала ее выращивали в садах как декоративное растение, потом варили варенье из зеленых ягод и лишь затем стали употрeбллять в пищу клубни. Но и в 1800 году в Европе картофель был еще такой редкостью, что его дарили друг другу в праздники. Русское название \"картофель\" происходит от итальянского слова \"тартуфолли\" – трюфель. Небольшие клубни нового растения были похожи на хорошо известные итальянцам грибы. В России картофель появился в конце XVII века. Предполагают, что Петр I лично отправил мешок картофеля из Голландии в Россию.

Первая попытка распространения новой культуры была неудачной. Крестьяне не знали способности картофеля образовывать клубни и так же, как ранее в Европе, использовали в пищу семенные ягоды, что приводило к массовым отравлениям. Поэтому даже в 30-40 г.г. XIX века проходили \"картофельные бунты\" – крестьян насильно заставляли сажать картофель, который крестьяне называли \"чертовым яблоком\".

Постепенно картофель завоевывал новые площади, и в настоящее время его выращивают даже за Полярным кругом.

Польза картофеля для здоровья обусловлена его пищевой ценностью. Только, что в 100 г картофеля содержится примерно 16-20 г крахмала, 2 г белка, 1,2 г минеральных солей. В белках картофеля содержатся пpaктически все аминокислоты, встречающиеся в растениях, в том числе и незаменимые. Витамина С в картофеле содержится сравнительно мало, но так как его едят у нас довольно много, то в зимние и весенние месяцы — это один из основных источников аскорбиновой кислоты.

7. Задание. Замените глаголы в рецепте “Картофельная запеканка” страдательными причастиями прошедшего времени.

Картофель отварить (отваренный). Сливочное масло добавить (добавленное).

Баклажаны, сладкий перец, лук нарезать и перемешать (нарезанный и перемешанный).

Овощи пожарить и присыпать зеленью (пожаренные, присыпанные).

Всё выложить в формочки (выложенное).

Какие же продукты необходимо употрeбллять в пищу, и чем эти продукты богаты?

Овощи: содержат витамин С, бета-каротин, железо, кальций, клетчатку. Особенно богаты ими тёмно– зелёные овощи с листьями.

Фрукты: содержат витамин С и бета-каротин, большое количество пищевого волокна. Цельные фрукты предпочтительнее.

Цельные зёрна (рис, хлеб, макароны, кукуруза, просо, ячмень, гречневая крупа) содержат большое количество пищевого волокна и других сложных углеводов, белка, витамина В и цинка.

Бобовые: горох, бобы, чечевица богаты источником клетчатки, белка, железа, кальция, цинка и витамина В.

Чтоб здоровым сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее и полезней.

9. Физкультминутка.
Мы приготовили не только вкусные, но и полезные блюда, украсили их и можем приступать к сервировке стола.

Словарная работа.

Сервировать – в переводе французского языка означает накрывать на стол, расставляя в определенном порядке кушанья, посуду и приборы для еды,  чтобы за столом было удобно и красиво.

10. Просмотр видеоролика “Прогулка по Парижу”. Комментарий к видеоряду:

Прежде, чем мы непосредственно займемся сервировкой стола, мы немножечко отдохнём, и всего на одну минуточку под очаровательный голос Джо Дассена, который исполняет песню Шанз-Элизем перенесемся в Париж, где необычно все: от архитектуры до французской кухни.

Шанз-Элизе – Елисейске поля – это “самое красивое авеню в мире” – с элегантными особняками, множеством кинотеатров, где часто проходят премьеры кинофильмов с участием мировых кинозвёзд, с рядами коммерческих центров, шикарных магазинов, кафе и ресторанов, парков и зеленых лужаек. Название авеню заимствовано из греческой мифологии. Елисейские поля, или Элизиум, – “острова блаженных”, где обитают герои, получившие от богов бесcмepтие

Французская кухня в свое время оказала огромное влияние на кулинарию многих стран мира. Ведь такие слова как \"омлет\", \"антрекот\", \"бульон\", \"майонез\", \"гриль\", \"гастроном\", не говоря уже о сотнях специальных кулинарных терминов, подарили миру именно французы.

Словарная работа.

Слово МЕНЮ тоже фр. происхождения. Каково лексическое значение этого слова?

МЕНЮ нескл., ср. – подбор кушаний, а также листок с их перечнем.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”.

11. Задание. Составим меню званого ужина. Вставим в суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных пропущенные Н или НН.

1. Фарширова…ые помидоры. 2. Запече…ое мясо. 3. Туше.. ый картофель.4. Пече…ый в духовке картофель. 5. Утка, фарширова…ая яблоками. 6. Рыба, жаре…ая в тесте . 7. Поджаре…ые окорочка. 8. Пече…ые пирожки. 9. Некипяче…ое молоко. 10. Концентрирован…ый сок.

Я думаю, что мы можем сами придумывать новые блюда и давать им необычные названия.

12. Конкурс “Придумай название блюда”. Пока звучит музыка (3 мин), вставьте пропущенные буквы в слова и придумайте оригинальное название своему блюду.

Яблоко: румя_ое, очищен_ое; нарезан_ое кубиками, смешан_ое с творогом

Клубника: выращен_ая собствен_ыми руками и куплен_ая на ярмарке, посыпан_ая, перемешан_ая со взбитыми сливками

Картофель: чищен_ый, нарезан_ый соломкой, подрумянен_ый, варен_ый в курин_ом бульоне.

Грибы: мелко резан_ые, сушен_ые, тушен_ые в сметане, смешан_ые с измельчён_ым зелен_ым луком.

Лук: резан_ый, ошпарен_ый кипятком, нарезан_ый кольцами, посыпан_ый рублен_ой петрушкой.

Торт: запечён_ый в духовке, пропитан_ый, украшен_ый фруктами, маслян_ый крем.

Курица: фарширован_ая грибами, обвалян_ая в кокосовой стружке, сильно перчён_ая,   тушё…ая в фольге.

Лук: маринован_ый, чищен_ый, рублен_ый, смешан_ый с варе…ым яйцом

Рис: предварительно замочен_ый, обжарен_ый до прозрачности, смешан_ый с рублен_ым мясом, перчен_ый.

Молоко: обезжире..ое, некипячё…ое, охлажде..ое, взбитое с добавле..м сахаром.

Морковь: варе…ая в подсоле..ой воде, реза..ая полосками, приправле…ая майонезом.

Мороженое: посыпа..ое шоколадом, украше..ое заспиртова..ой вишней, и засахаре..ыми лимо..ыми дольками.

По-моему, Страдательное Причастие прошедшего времени уже не расстраивается и готово прийти к нам в гости даже со своим кулинарным сюрпризом.

13. Задание. Попробуйте по звукам определить, что тихонько готовит Страдательное Причастие прошедшего времени на своей кухне?

Омлет – (от фр. omelette) — блюдо, приготовляемое из яиц, взбитых с подсоленным молоком (в случае его отсутствия можно использовать и обычную воду) и обжаренных на сковороде. В омлет можно добавить тертый сыр, нарезанную ветчину (или какое-либо другое мясное изделие), креветки, лук, перец и т. п., все зависит от вашей фантазии.

Нужно суметь принять Страдательное Причастие прошедшего времени по правилам современного этикета.

14. Беседа об этикете.

Словарная работа.

-Что такое этикет? Дайте толкование лексическому значению этого слова.

Этикет – установленный порядок, соблюдение определенных норм поведения.

Современная энциклопедия.

Из истории появления слова.

Во времена правления французского “Короля – Солнце” Людовика XIV всем королевским гостям вручали небольшие карточки – этикетки. На них были записаны правила хорошего тона и достойного поведения. Так появилось слово “этикет”.

-Каковы основные правила поведения за столом?

  1. Пользуйся столовыми приборами.

  2. Не ставь локти на стол.

  3. Не разговаривай с полным ртом.

  4. Не кроши хлеб в суп.

Страдательное Причастие прошедшего времени вместе с гостями готово занять место за столом. Осталось подать на стол блюда.

15. Задание. Записать на слух только страдательные причасти прошедшего времени.

Сначала были поданы закуски: черная икра, разрисованная сливочным маслом; салаты, украшенные букетами из овощей; помидоры, прослоенные луком;

омары, сваренные в соленом растворе; селедка, распластанная на длинном серебряном лотке; заливной поросенок, разрезанный на порции и снова сложенный.

Затем шел куриный бульон со слоеными пирожками.

IV. Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся.

Приём: учащимся предлагается выбрать рисунок с изображением трех смайликов (веселого, нейтрального и грустного), которое соответствует их настроению в конце урока.

V. Итог урока.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мы повторили:

Сегодня на уроке мы поняли:

Теперь мы можем:

VI. Домашнее задание.



Комментарии:

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...

21 11 2025 15:47:19

Наследование групп крови и резус-фактора

Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....

20 11 2025 12:13:17

"Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")


    "Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")

      Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....

19 11 2025 14:53:32

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

18 11 2025 7:23:47

Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"


    Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

      В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

17 11 2025 11:19:50

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

      В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

16 11 2025 12:42:28

Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...

15 11 2025 9:36:27

Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)


    Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)

      Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....

14 11 2025 6:35:12

Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс


    Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс

      Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....

13 11 2025 13:34:10

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

12 11 2025 17:47:27

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии


    "Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

      Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

11 11 2025 18:29:21

Функции переднего мозга


    Функции переднего мозга

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

10 11 2025 21:42:51

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

09 11 2025 22:44:12

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

08 11 2025 8:41:34

Правильная осанка – залог здоровья


    Правильная осанка – залог здоровья

      Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...

07 11 2025 20:45:31

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

06 11 2025 1:47:50

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

05 11 2025 10:54:19

Урок по теме "Тип члeнистоногие. Класс paкообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

04 11 2025 10:39:54

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

03 11 2025 5:48:14

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

02 11 2025 23:41:11

Урок биологии по теме "Прокариотическая клетка. Бактерии"

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....

01 11 2025 21:55:51

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

31 10 2025 16:33:51

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс


    «Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

      Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

30 10 2025 1:58:54

Разнообразие растительного мира

Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....

29 10 2025 12:30:22

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....

28 10 2025 12:50:43

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

27 10 2025 4:11:34

Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"


    Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"

      Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....

26 10 2025 15:52:39

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

25 10 2025 1:25:34

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

24 10 2025 9:25:17

Экология и эстетика школьного двора


    Экология и эстетика школьного двора

      Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

23 10 2025 15:43:17

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

22 10 2025 3:18:11

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

21 10 2025 6:32:23

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

20 10 2025 13:17:23

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

19 10 2025 7:38:53

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

18 10 2025 7:10:42

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

17 10 2025 19:48:18

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

16 10 2025 12:57:53

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

15 10 2025 2:56:35

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....

14 10 2025 7:18:47

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

13 10 2025 17:56:24

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

12 10 2025 19:49:46

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)


    Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

      Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

11 10 2025 8:56:39

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс


    Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

      Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....

10 10 2025 17:58:45

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

09 10 2025 8:10:27

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

08 10 2025 18:28:32

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

07 10 2025 18:26:52

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

06 10 2025 21:42:51

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

05 10 2025 10:29:53

Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

      Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....

04 10 2025 3:26:57

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

03 10 2025 22:33:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::