Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии
Повышение качества и эффективности обучения учащихся – одна из главных задач каждого учителя. Как показывает мой опыт преподавания биологии в классах с углубленным изучением, эффективность обучения во многом зависит от широты применения различных форм и методов на уроках.
Переход общества к качественно новому состоянию влияет на цели обучения. На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Новые требования к выпускникам школы, заключающиеся в образованности, самостоятельности, предприимчивости, мобильности, толерантности, устойчивом познавательном интересе приводят к тому, что одними из основных задач обучения становятся формирование у них самостоятельности и творчества, высокой познавательной активности, развитие способов умственных действий учащихся, необходимых для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения.
Повышение удельного веса самостоятельной учебной работы учащихся на уроке – одно из условий эффективности урока.
Приведу примеры разных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, используемых в пpaктике моей работы.
Уроки пpaктического применения знаний (уроки ППЗ).
На таких уроках формируется самостоятельность мышления учащихся, потребность в самообразовании, продуктивная работа с учебником, электронным пособием, дополнительным материалом. Проведение таких уроков эффективно перед зачетом по теме.
Пример № 1.
Урок пpaктического применения знаний по теме “Индивидуальное развитие организмов” 10-й класс (Вариант № 1).
ЗАДАНИЕ № 1.
У рыб, амфибий, рептилий и птиц очень крупные яйцеклетки. С чем это связано? У каких позвоночных яйцеклетки мелкие и как можно объяснить такое явление?
ЗАДАНИЕ № 2.
У земноводных, большинства насекомых постэмбриональное развитие протекает с образованием личиночной стадии. Как называется такой тип постэмбрионального развития? Какие преимущества он дает организму?
ЗАДАНИЕ № 3.
Определите последовательность перечисленных стадий развития зародыша: дробление зиготы, развитие осевого комплекса органов, гаструла, бластомеры, оплодотворение, бластула.
ЗАДАНИЕ № 4.
Заполните таблицу (в соответствующих графах ответ обозначьте знаком + ).
Образование тканей и органов из зародышевых листков у позвоночных.
Название органов и тканей | Что образуется из эктодермы | Что образуется из мезодермы | Что образуется из энтодермы |
1. Эпителий пищевода | |||
2. Печень | |||
3. Другие пищеварительные железы | |||
4. Кости и хрящ | |||
5. Мышцы тела | |||
6. Головной и спинной мозг | |||
7. Плавательный пузырь у рыб | |||
8. Волосы | |||
9. Ногти и когти | |||
10.Соединительная ткань кожи | |||
11.Мышечная стенка кишечника | |||
12. Эпителий кишечника | |||
13. Кровеносные сосуды | |||
14. Сетчатка глаза | |||
15. Нервы | |||
16. Легкие | |||
17.Сердце | |||
18. Эпидермис кожи | |||
19. Перья у птиц | |||
20. Чешуйки у пресмыкающихся |
ЗАДАНИЕ № 5.
Объясните:
А) Почему у всех многоклеточных животных, включая и позвоночных,
эмбриональный этап развития в основном проходит одинаково?
Б) У каких организмов происходит развитие с метаморфозом и какое оно имеет
биологическое значение в жизни особи и вида?
В) Как достигается в природе постоянство числа хромосом во многих поколениях
определенного вида?
Г) Какое биологическое значение имеет пoлoвoе размножение?
Д) Какой вклад в развитие эмбриологии внес К.Бер?
Пример № 2.
Урок пpaктического применения знаний по теме “Организм человека и его строение” (Вариант № 2).
Теоретическая часть:
1. Выберите варианты правильных суждений:
- Физиология – наука, изучающая строение и функции клеток.
- Нейрон – это структурная единица нервной ткани.
- Основной способ размножения клеток в организме человека – прямое деление.
- При участии рибосом синтезируются белки.
- Глюкоза и крахмал относятся к жирам.
- Биосинтез белков идет с выделением энергии.
- Аксоны – это короткие отростки нейронов.
- Процессы расщепления идут с выделением энергии.
- Наибольшее количество энергии выделяется при распаде 1 г. углеводов.
- У мышечной и нервной ткани есть общее свойство.
2. Закончите следующие предложения:
- Мельчайшая структура клетки, выполняющая определенную функцию называется________________________________
- Основу скелетной мускулатуры составляют________________________________
- Орган – это_____________________________________________________________
- Органоид, в котором образуется вещество, богатое энергией, называется_______
- Белки состоят из ______________________________________________________
- Раздражимость клетки – это______________________________________________
Пpaктическая часть.
- По выданным рисункам определите тип ткани, опишите ее особенности строения и функций, многообразие видов этих типов тканей.
- Найдите соответствие: органоид-функция.
Название органоидов | Функции органоидов и структур клетки |
1. клеточн. мембрана | А) контроль за клеточным делением |
2. кaнaльцы ЭПС | Б) хранение и передача наследственной информации |
3. цитоплазма | В) участие в образовании веретена деления |
4. митохондрии | Г) место синтеза белков |
5. рибосомы | Д) обеспечение связи между органоидами клетки |
6. клеточный центр | Е) осуществление трaнcпорта веществ между клеткой и внешней средой |
7. ядро | Ж) внутренняя среда клетки, обеспечивающая ее жизнедеятельность |
8. хромосомы | З) место синтеза вещества, богатого энергией |
3. Исключите лишнее понятие:
А) гортань-трахея-пищевод-бронхи-легкие;
Б) почки-мочеточники-семенники-мочевой пузырь;
В) гипофиз-щитовидная железа-слюнная железа-надпочечник.
4. Какая из последовательностей понятий отражает организм как единую систему:
а) орган-ткань-организм-клетка-молекулы-система органов
б) молекулы-ткани-клетки-органы-системы органов-организм
в) молекулы-клетки-ткани-органы-состемы органов-организм
г) системы органов-ткани-организм-клетки-молекулы
5. Обобщите пары понятий:
а) дендрит-аксон – это______________________________________________________
б) кровь-кость – это___________________________________________________________
в) ДНК-РНК – это___________________________________________________________
г) митохондрии-рибосомы-это_________________________________________________
Модульные уроки.
Модульные уроки позволяют организовать учебное занятие как насыщенный и педагогически целесообразный и максимально результативный учебный труд учащихся.
Пример № 3.
Модульная карта № 2 для исследовательской работы по теме “ Анатомическое строение листьев сфагнума” (6-й класс).
Номер Учебного Элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство к работе |
УЭ – 0
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
|
Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами Вы должны:
Цель: выяснить особенности клеточного строения листа сфагнума.
1) Запишите название модульной карты в тет-радь и приступайте к работе. 2) Прочитайте в учебнике стр…, рассмотрите рис…… и найдите два вида клеток. 3) Настройте микроскоп, поместите на предметный столик микропрепарат
и настройте изображение. 4) Найдите на микропрепарате узкие хлорофиллоносные клетки. Ответьте на вопросы, используя учебник. а) Почему эти клетки зеленого цвета? Какую функцию они выполняют? 5) Найдите между хлорофиллоносными клетками широкие бесцветные
водоносные клетки. В водоносных клетках найдите и рассмотрите поры.
Ответьте на вопросы, подчеркнув ответы карандашом в учебнике. а) Какую
функцию выполняют водоносные клетки ? Почему? в) Где еще кроме листьев, находятся мертвые клетки? Какую роль они играют? 6) Зарисуйте строение листа сфагнума в тетради, обозначьте на рис. хлорофиллоносные и водоносные клетки, поры. Цель: Сформулировать вывод о микроскопическом строении листа сфагнума и выполняемых им функциях 1) Перепишите, вставляя пропущенные фразы (если не уверены, вставляемые фразы пишите карандашом). Каждый лист сфагнума состоит из …… слоя клеток двух разных типов. Они выполняют …….. функции. В средней части листа сосредоточены …………… клетки , они выполняют процесс ………… и проводят из листьев к стeблю органические вещества . Между ними расположены клетки , служащие для …………. и ………воды. Цель: Проверьте усвоение данной части модуля ,решив биологическую задачу : Во время войны в партизанском отряде в качестве перевязочного материала иногда использовали сфагнум, предварительно высушенный. Какими особенностями строения мха можно это объяснить? |
Время выполнения работы 10 минут.
Разъяснение термина Анатомия растений.
Работайте устно.
Письменно в тетради
Письменно в тетради
Если есть резерв времени, то письменно в тетради. |
Спасибо за работу! Обменяйтесь модулем с соседом и продолжите исследование.
Работа учащихся в группах.
Работа учащихся в группах постоянного состава, кроме того, что способствует усвоению учащимися определенных знаний, позволяет развивать умения совместно и индивидуально находить необходимые сведения в учебнике, научной литературе, обсуждая в группе, раскрывать причинно-следственные связи между составом, строением и функциями веществ, а также формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения.
Пример № 5.
Тема урока:
Органические вещества клетки. Белки, их состав, строение и свойства. (10-й класс.)
Цель урока: учащиеся должны научиться устанавливать зависимость между составом, строением и химическими свойствами белков для понимания их биологических функций.
Работа учащихся на уроке спланирована учителем по инструктивным картам.
Привожу пример трех инструктивных карт из шести.
Исследовательская работа в группах по инструктивным картам.
Группа № 1.
Инструктивная карта.
Ваша тема в исследовательской работе – состав и строение белков.
Работайте по заданиям инструктивной карты. Удачи!
Задания первого уровня сложности:
1) Изучите в параграфе … материал о составе и строении белков. Подготовьте индивидуальные ответы на следующие вопросы:
1. Сформулируйте определение белков как органических соединений.
2 .Белки являются полимерами, биополимерами. Докажите это.
3. Дано: а) химические формулы белков и других органических соединений:
Белок пенициллин; Белок гемоглобин; Белок молока; |
этиловый спирт; бензол; уксусная кислота; |
Б) относительные молекулярные массы белков и др. орг. соединений.
Белок куриного яйца – 36000 Белок мышц – 1 500 000 Гемоглобин – 152 000 |
этиловый спирт – 46 бензол – 46 уксусная кислота – 60 |
Сравните эти данные и сделайте на основании них вывод: какие по размерам и массе
Молекулы белков? Как называют такие молекулы?
4. Белки – полимеры. Какие соединения являются мономерами белков?
5. В чем выражается особенность их строения и свойств?
6. Сколько видов аминокислот (АК) участвует в образовании белковой молекулы?
7. Больше половины АК, конкретно – 10 из числа входящих в состав белка, могут синтезироваться в организме. Остальные 10 должны обязательно поступать в организм животного в виде пищи. Поэтому они получили название незаменимых АК.
Используя папку дополнительного материала, перечислите эти незаменимые кислоты.
Задания второго уровня сложности:
В организме человека встречается 5 млн. типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов, а аминокислот, из которых построены эти белки всего 20.
Как это можно объяснить?
После обсуждения ответов в группе приготовить отчет о проделанной работе в виде публичного выступления.
Спасибо за работу!
Группа № 2.
Инструктивная карта.
Ваша тема в исследовательской работе – первичная структура белковой молекулы. Работайте по инструктивной карте. Удачи!
Задания первого уровня сложности.
Изучить в параграфе …… материал о первичной структуре белка, рассмотреть модель первичной структуры молекулы белка на учебном столе и подготовить индивидуальные ответы на следующие вопросы:
- Какую структуру белка называют первичной?
- Используя папку с дополнительным материалом, показать, каким образом происходит соединение двух аминокислот друг с другом, приводящее к образованию дипептида? Написать уравнение реакции, выделить пептидную связь.
- Что такое полипептид? Каков хаpaктер химической связи в полипептиде?
Обсудить ответы в группе. При необходимости получить помощь консультанта.
Задания второго уровня сложности.
Белок гемоглобин встречается в организме человека в двух вариантах:
Гемоглобин здорового человека:
.. Вал-Лей-Лей-Тре-Про-Глу-Глу-Лиз..
Гемоглобин больного серповидно-клеточной анемией (изменение структуры
эритроцитов – форма серпа):
..Вал-Лей-Лей-Тре-Про-Вал-Глу-Лиз…
Попробуйте объяснить, чем вызвано данное заболевание?
Обсудить ответы в группе. При необходимости получить помощь консультанта.
После обсуждения ответов в группе приготовить отчет о проделанной работе в виде публичного выступления.
Спасибо за работу!
И т.д.
Считаю, что показанные виды работ учащихся на уроках позволяют развивать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, мотивировать учащихся на самообразование, творчество.
Ученик, работающий в группе, готов к учебному сотрудничеству, способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность, а также достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать с товарищами.
Таким образом, у учащихся достигается самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения пpaктических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.
Кроме того, такого вида задания формируют готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности.
Комментарии:
Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....
15 10 2025 6:21:29
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
14 10 2025 23:19:58
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
13 10 2025 22:38:56
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
12 10 2025 9:32:29
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
11 10 2025 17:58:13
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
10 10 2025 8:58:34
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
09 10 2025 3:59:17

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
08 10 2025 6:54:28
Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....
07 10 2025 19:51:23
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
06 10 2025 6:24:36
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
05 10 2025 5:32:53
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
04 10 2025 21:13:10
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
03 10 2025 19:40:39
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
02 10 2025 21:54:31
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
01 10 2025 18:58:53
Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей.
...
30 09 2025 19:59:39
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
29 09 2025 21:46:19
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
28 09 2025 12:42:13
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.
...
27 09 2025 2:40:19
Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....
26 09 2025 3:57:12
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки.
...
25 09 2025 15:37:25
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
24 09 2025 7:52:50
Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
23 09 2025 16:53:28
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
22 09 2025 18:12:37
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
21 09 2025 23:18:24
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
20 09 2025 18:27:15
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
19 09 2025 17:44:24
В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды.
...
18 09 2025 19:41:19
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
17 09 2025 0:55:48
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
16 09 2025 16:12:43
Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету.
...
15 09 2025 1:50:13
Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint).
...
14 09 2025 6:13:52
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
13 09 2025 17:12:51
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
12 09 2025 8:23:13
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
11 09 2025 16:41:45
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
10 09 2025 8:49:31
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
09 09 2025 6:19:42
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
08 09 2025 4:21:19
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
07 09 2025 10:31:28
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края.
...
06 09 2025 7:49:52
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
05 09 2025 5:21:50
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
04 09 2025 20:10:38
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
03 09 2025 16:58:30
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
02 09 2025 2:22:18
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
01 09 2025 1:27:26
Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....
31 08 2025 16:26:13
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
30 08 2025 7:43:29
Организация такого урока предполагает:
– большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний;
– наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой;
– достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке;
– наличие четкого плана действий для каждой группы.
...
29 08 2025 9:54:38
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....
28 08 2025 22:27:56
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
27 08 2025 23:56:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::