Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"
Задачи урока:
- Обобщить, систематизировать и проверить знания о пищеварительной системе.
- Закрепить имеющиеся знания о профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
Оборудование:
- таблицы “Строение пищеварительной системы”, “Пищеварение в ротовой полости” и др.
- муляжи желудка, кишечника, печени и др.
- микроскоп, микропрепараты слизистой кишечника.
- зубная щетка, муляж ротовой полости.
Тип урока: зачетный.
Подготовка к уроку.
Заранее готовятся и вывешиваются вопросы к зачету для учащихся. Далее вопросы группируются учителем и готовятся карточки.
Карточка №1: Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения.
- Какие функции выполняют органы пищеварения? Перечислите органы пищеварительного канала и укажите связанные с ними пищеварительные железы.
- В чем суть пищеварения и почему оно необходимо? Дайте определение пищеварению.
- Перечислите продукты питания и питательные вещества. Почему в нашем рационе должны присутствовать продукты питания как растительного, так и животного происхождения?
- Перечислите продукты, богатые белками, жирами и углеводами, минеральными солями и витаминами. Каково значение этих веществ в рационе человека?
Карточка №2: Пищеварение в ротовой полости.
- Как подразделяются зубы по строению и функции? Почему происходит смена зубов? Каково строение зуба?
- Что такое кариес? Каковы причины возникновения кариеса? Расскажите о правилах ухода за зубами.
- Какие железы находятся в ротовой полости, и каковы их функции? Назовите функции слюны и ее состав.
- При каком условии осуществляется глотательное движение, какова роль надгортанного хряща?
- Какова роль языка в процессе пищеварения?
Карточка №3.Пищеварение в желудке и кишечнике.
- Как устроен желудок? Из каких слоев состоит стенка желудка, и какую функцию они выполняют?
- Какой состав имеет желудочный сок? Какие вещества расщепляют ферменты в желудке, и до какого уровня? Каково значение соляной кислоты?
- Какое строение и функции имеет тонкий кишечник? Какие вещества подвергаются расщеплению ферментами поджелудочного сока и кишечного?
- В чем заключается роль печени? Куда впадает желчный проток и каково значение желчи?
- В чем заключается значение толстой кишки? Какое значение имеет клетчатка в перистальтике кишечника?
Карточка №4.Регуляция пищеварения.
- Какие системы регулируют пищеварение? Почему оно осуществляется в разных отделах пищеварительного тpaкта согласованно?
- Приведите примеры рефлекторной и гумopaльной регуляций органов пищеварения.
- Как объяснить физиологию пищеварения с позиций учения ПАВЛОВА И.П.?
- Разберите по схеме (рис. 68, Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.) дуги а) пищевого безусловного рефлекса; б) условного слюноотделительного рефлекса; в)безусловного ориентировочного рефлекса на свет лампочки; г)уже выработанного условно-рефлекторного слюноотделительного рефлекса; д.) угасания условного рефлекса при неподкреплении этого рефлекса пищей; е) безусловного торможения.
Карточка №5.Заболевания органов пищеварения.
- Перечислите современные методы исследования пищеварительного тpaкта и охаpaктеризуйте их.
- Назовите признаки отравления. Что следует предпринимать при их появлении?
- Назовите причины и методы профилактики глистных и инфекционных заболеваний.
- Как предупредить нарушение обмена веществ (дистрофия, ожирение, истощение)? Назовите правила правильного питания.
- Как влияет алкоголизм на работу пищеварительной системы?
Карточка №6. Тест (выполняется по вариантам).
Тест рассчитан на 5-7 минут. Поэтому количество вопросов в тесте не должно быть большим. Это также позволяет учителю проверить выполнение задания прямо на уроке.
Б. Предварительно, за один урок до зачета, назначаются консультанты. Консультант выбирает карточку, с которой он будет работать на зачете и получает инструкцию.
Инструкция к зачету (для консультантов).
- Начинать работу с группой можно только по сигналу учителя.
- На опрос одной группы отводится 5-7 минут.
- Каждый члeн группы должен дать полный ответ не менее чем на один вопрос карточки. Консультант вправе задавать дополнительные вопросы или уточняющие. Члeны группы могут вносить дополнения в ответы друг друга.
- Все вопросы в карточке должны быть разобраны. Если ученики группы не могут дать ответ на вопрос, консультант поясняет группе материал.
- По сигналу учителя консультант заканчивает работу с группой и выставляет оценки каждому ученику в ведомости.
- Далее осуществляется переход в другую группу в соответствии с вашей схемой.
К зачету нужно подготовить ведомости, в которые консультанты будут выставлять оценки. На одну группу готовится одна ведомость.
оценки | |||||||
Ф.И. | К №1 | К №2 | К №3 | К №4 | К №5 | Тест | Итоговая |
Ход урока
1 этап. Класс делится на 6 групп (по количеству карточек). Удобнее всего объединить в группу соседние парты (1и2, 3и4, и т. д.). Количество человек в группе не должно превышать 3-4.
2 этап. По сигналу учителя к каждой группе подходит консультант и начинает опрос. Одна группа выполняет тестовое задание под контролем учителя. По истечении времени консультанты завершают опрос и выставляют оценки каждому ученику в группе в ведомости. Далее консультанты переходят в другую группу. Таким образом, каждый консультант проходит все 6 групп и каждому ученику в классе выставляет оценки.
3 этап. Собираются ведомости и подводятся итоги. Итоговая оценка (средний балл) выставляется в журнал.
Тест.
1 вариант. Выберите правильный вариант.
1)Белки перевариваются…
- в ротовой полости;
- только в желудке;
- в желудке и 12перстной кишке;
- только в 12перстной кишке.
2)Какие вещества расщепляются ферментом птиалином?
- белки;
- жиры;
- углеводы.
3)В каком отделе пищеварительного тpaкта всасывается основная масса воды?
- желудок;
- тонкий кишечник;
- толстый кишечник;
- прямая кишка.
4)В какой среде наиболее активен фермент липаза?
- в нейтральной;
- в кислой;
- в щелочной.
5) Какие органические вещества синтезируются в эпителии кишечника и всасываются в лимфатическую систему?
- глюкоза;
- аминокислоты;
- жиры.
6)Где выpaбатывается желчь?
- в тонком кишечнике;
- в поджелудочной железе;
- в желудке;
- в печени.
2 вариант. Дополните утверждения.
- Хлеб, молоко, овощи, фрукты относятся к …, а белки, жиры, углеводы - к …
- Пищевые белки, жиры, углеводы не могут быть сразу усвоенными организмом из-за … реакции.
- Крахмал ферментами слюны разлагается до … Белок ферментами желудочного сока (пепсином) и поджелудочной железы разлагается до…
- Коронка зуба покрыта …, под ней расположен …, а внутри зуба находится …
- Печень в 12перстную кишку выделяет …, ее избыток запасается в …
- В плохо переваренном и прожаренном мясе могут оказаться живыми …, если мясо не проходило досмотр ветеринарной службы.
Комментарии:
Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....
18 03 2024 10:17:44
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....
17 03 2024 9:31:14
Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....
16 03 2024 16:15:42
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
15 03 2024 15:51:15
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...
14 03 2024 21:28:14
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...
13 03 2024 3:52:52
Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....
12 03 2024 13:48:15
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
11 03 2024 2:25:49
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
10 03 2024 19:21:13
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
09 03 2024 1:47:59
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
08 03 2024 9:16:25
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
07 03 2024 13:30:59
Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...
06 03 2024 13:21:43
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
05 03 2024 11:26:38
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
04 03 2024 17:41:28
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...
03 03 2024 18:12:37
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
02 03 2024 22:24:41
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
01 03 2024 10:27:47
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
29 02 2024 0:36:28
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
28 02 2024 21:39:26
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
27 02 2024 5:18:32
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
26 02 2024 5:17:44
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
25 02 2024 8:37:45
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
24 02 2024 13:54:37
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
23 02 2024 15:37:54
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
22 02 2024 0:36:14
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
21 02 2024 16:35:26
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
20 02 2024 1:28:10
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
19 02 2024 5:37:51
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
18 02 2024 22:17:18
Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....
17 02 2024 12:50:31
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
16 02 2024 8:30:56
Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....
15 02 2024 7:58:10
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
14 02 2024 17:39:55
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...
13 02 2024 13:57:30
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
12 02 2024 9:33:27
Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....
11 02 2024 14:40:21
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
10 02 2024 15:55:10
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам. ...
09 02 2024 15:21:11
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
08 02 2024 21:33:31
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
07 02 2024 8:53:57
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
06 02 2024 19:10:54
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
05 02 2024 14:29:33
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
04 02 2024 18:28:46
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...
03 02 2024 23:20:11
Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....
02 02 2024 0:38:28
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...
01 02 2024 3:46:45
Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...
31 01 2024 19:20:35
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
30 01 2024 3:16:17
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
29 01 2024 5:25:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::